Урок литературного чтения Тема: «Г.Х.Андерсен «Чайник». Особенности сказки.»
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Суслова Надежда Михайловна

Урок литературного чтения в 4 классе (образовательная система "Перспектива")  в технологии  проблемно-диалогового обучения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_._andersen.docx.rar14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 567

 Петродворцового района

 Санкт-Петербурга

Урок  литературного чтения

  (технология проблемно-диалогового обучения)

4 класс

образовательная система «Перспектива»

тема: «Г.Х.Андерсен «Чайник».

Особенности сказки.»

Учитель:  Суслова Надежда Михайловна

Санкт-Петербург

24.01.2017

Предмет: литературное чтение

Класс: 4                      

Учебник: УМК «Перспектива» Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская

Тема урока: Г.-Х. Андерсен «Чайник». Смысл сказки.       

Тип урока: урок изучения нового материала 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация по теме урока, учебник, аудиозапись

Планируемые результаты:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Знать зарубежную литературу, определять ее особенности, знать, какие писатели создают эти произведения, в чём заключается талант читателя

Составлять  пересказы самых интересных  эпизодов из произведений от лица главных героев

Составлять  рассказы о герое, используя авторский текст

Регулятивные

Самостоятельно  преобразовывать практическую задачу в познавательную, формулировать вопросы и ответы

Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

 Познавательные

Высказывать свое мнение о прочитанном произведении, оцениванить поступков героев

Коммуникативные

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Иметь готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока

Личностные

Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов

Уметь избегать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы, ее эмоционального восприятия

Ход урока

Этап урока

Время

Ход урока

Действия учащихся

1

Мотивационный

2 мин

Проверка готовности к уроку

Слайд 1

« Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь. »

Ганс Христиан Андерсен

-Как вы понимаете смысл этих слов.

Проверка готовности к уроку.

Объяснение слов автора.

2

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

7 мин

1)-Вы должны были написать отзыв к сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди».

-К какому виду сказок её можно отнести? Найдите признаки волшебной сказки?  Что роднит её с народной сказкой?

-Что хотел сказать автор читателю в этой сказке? Что главное в жизни?

Слайд 2

ЛЮБОВЬ,САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ

2) Г.Х.Андерсен написал много замечательных сказок , в которых учил верности, любви, добру.

Слайд 3

Вы видите перед собой изображение предметов:, колокол, ёлка, ромашка, мельница, чайник, свечи, гречиха.

Какое отношение они имеют к сегодняшнему уроку?

-Действительно, у Г.Х.Андерсена много сказок, героями которых являются неодушевлённые предметы.

-Кто-нибудь из вас знаком с такими сказками?

Чтение отзывов.

Участие в диалоге.

Объяснение смысла слов

Пересказ сказок.

3

Работа с текстом.

Акцентное вычитывание.

15мин

  1. Составление синквейна

Слайд 4

Памятка по составлению синквейна

  1. Прослушивание аудиозаписи с предварительным заданием.

-Прослушивая сказку, найдите и отметьте незнакомые слова и фразы.

-Заполните первую часть рабочего листа

АВТОР

НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

РАСКАЗЧИК

  1. Акцентное вычитывание

1 абзац –

Работа по тексту.

1) Чайник, чашки, сливочник, сахарница – это… (чайный прибор)

2) Как вы считаете, какие между ними взаимоотношения?

    Из каких слов видно? Докажите словами из текста.

3) Кем чувствовал себя чайник на чайном столе? Прочитайте.

4) Благодаря какой детали, он – «король всего чайного стола»? (носику)

Работа в парах по рабочему листу

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЙНИКА В НАЧАЛЕ СКАЗКИ

Каким чайник видит себя сам

Что думают о нём другие

Во время дальнейшего прочтения сказки мы понаблюдаем, будут ли меняться эти характеристики.

2 абзац.

Работа по тексту.

1)  Прочитайте из текста, какое событие происходит с чайником?

2)  Какой удар пережил чайник? Докажите из текста.

3)  Как прозвали чайник? Подберите синоним  к этому слову (инвалид).

4)  Отчего переживает чайник? Найдите в тексте (Стоять без пользы, без всякой цели – внутренней и внешней.).

- Назовите и отметьте те характеристики героя, которые подходят ему сейчас.

Обиженный

Ненужный

3 абзац.

- Кто из вас постарается интонацией голоса передать, что чувствует в это время Чайник?

Работа по тексту.

1) Почему со слов Чайника «у него началась лучшая жизнь»? Докажите словами из текста.

2) Чем стала луковица для Чайника?

3) Чем теперь он гордиться? Прочитайте.

4) Какова главная мысль этого абзаца?(Какое блаженство забывать себя ради других!)

- Давайте выберем слова – какой он сейчас?

Добрый

Приносящий пользу

Живущий для других

4 абзац

  1. Чему теперь радуется чайник в конце сказки? Докажите словами из текста. (Тому, что цветок пересадили в лучший горшок)

- И хотя Чайник теперь валяется на дворе, как старый черепок, но сказка заканчивается … Как? (Радостно)

- Посмотрите, это нам показывают восклицательные предложения. Чайнику ужасно больно, но он очень рад за цветок!

- Найдите и прочитайте ключевое выражение всей сказки.

Работа в парах.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЙНИКА В КОНЦЕ СКАЗКИ

Каким чайник видит себя сам

Что думают о нём другие

- Покажите «портрет» нашего героя в конце сказки.

- Какой он?

Добрый

Счастливый

Живущий добрыми воспоминаниями

Внутренне красивый

Составление синквейна

Прослушивание аудиозаписи, первичная работа с текстом.

Работа с          текстом.

Работа в парах по рабочему листу

4

Рефлексия

15мин

  1. Итоговый анализ текста.

Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?

- Так как же Андерсен относится к своему герою?

- Меняется отношение автора к герою в начале и в конце сказки?

- Как?

- Почему это произведение – сказка? Что в нем сказочного?

Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других)

Заполни в рабочем листе:

МОИ ВЫВОДЫ ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СКАЗКИ

Как вы думаете, каким быть лучше, красивым снаружи или внутренне красивым?

Слайд 5

-Прочите синквейн, написанный вами в начале урока. Что бы вы хотели изменить?

Это философская сказка и философский вопрос, на который вам ещё предстоит ответить и каждому по-своему. И в этом вам помогут различные произведения и в том числе философские сказки Ганса Христиана Андерсена, которых у него много.

2)   Составление сказки по аналогии

-У любой вещи есть своя история.  Попробуйте придумать сказку о любом предмете по аналогии со сказкой Андерсена.

Слайд 6

1. Выберем предмет.

2.Какой у него характер

3.Где и с кем он живёт? Как вы думаете какие его соседи. Как они к нему относятся, как ему живётся

с ними рядом?

4.О чём он мечтает?  Какие у него проблемы?

5. История жизни (как прожил долгую жизнь, где он побывал)

Прочитайте получившиеся сказки.

3)Самооценка

Оцени свою деятельность на уроке:

Лист самооценки

1.Я справился (не справился) с большинством заданий.

2.Оцени себя по 10 бальной системе.

3. Понравилось или нет произведение, прочитанное на уроке_______________.

4. Какие выводы я сделал для себя после прочитанного______________.

Участие в дискуссии.

Формулировка и запись вывода.

Запись синквейна.

Составление и запись сказки

Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г. Х. Андерсен "Чайник"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. Вместе с данной презентацией, я использовала аудио запись сказки для первичного восприятия....

Чтение. 4 класс. Г.Х.Андерсен "Чайник"

Презентация. Чтение. 4 класс. Г.Х.Андерсен "Чайник"...

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии....

Г-Х Андерсен - Чайник. (Технологическая карта).

Сформировать представление о литературной сказке зарубежных писателей.Ввести алгоритм оформления отзыва о прочитанной сказке.Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельно...

«Г.-Х. Андерсен. Чайник. Создание сказки по аналогии»

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса...