Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Завгородная Арина Александровна

Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit.chteniya_andersen.docx26.08 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_0.pptx2.57 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Г.Х.Андерсен «Чайник». Создание сказки по аналогии.

Цель:

  • формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки; жизненное самоопределение;
  • развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
  • приобщать учащихся к литературе как к искусству слова, учить осмысливать нравственные ценности;
  • воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим.

Формирование УУД:

 - личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

 - регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 - познавательные действия: уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.

                      ХОД УРОКА    

1. Орг. момент:

- Я очень рада, что мы сегодня с вами покажем урок литературного чтения. Я уверена, что он будет интересным и полезным для всех нас.

(Слайд 1)

Проведём речевую разминку:

Городу ночью холодно стало,

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

1. Прочитать, разделить слова на слоги.

2. Прочитать с вопросительной интонацией.

3. Прочитать с утвердительной интонацией.

4. Прочитать с интонацией восхищения.

5. Прочитать сердито.

6. Прочитать весело.

2. Актуализация знаний.

(Слайд 2)

-Послушайте и скажите о ком идёт речь? 

Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных,

писателей,  художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это … (Дети: Ганс Христиан Андерсен)

(Слайд 3)

-Перед вами портрет писателя, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, народного певца – Г.Х.Андерсена. С детства вам знакомы его сказки, со многими его произведениями вы знакомились в школе.

Что знаете об Андерсене?

(Дети: Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на  фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал.  В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).

-Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен?

(Дети: Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость. Ведь , Андерсен – великий сказочник. Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого.)

-Кто из вас скажет, как называется в литературе этот приём? (олицетворением)

-В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают.

Чтобы продолжить работу, давайте вспомним основные сюжетные линии (Дети: завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка).

(Слайд 4)

Появляются на доске основные сюжетные линии, но учитель вывешивает их в неверной последовательности (ловушка!) Дети внимательны, исправляют учителя, доказывают.

(Слайд 5)

-Как вы думаете, почему такой сюжет в авторских сказках?

(Дети: Сюжетные линии сказки помогают нам понять замысел автора, задуматься о жизни.)

- Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!

3. Тема, цель урока.

 На партах лежат карточки с заданиями, выполните задания, передавая  карточку по кругу.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие твердые согласные звуки. Ж Ч Ш

2. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё А Ю

3. Найди согласный, который всегда мягкий. Л П С Й

4. Зачеркни все глухие согласные.   П Н Ф С Ч

5. Найди гласный звук, указывающий мягкость согласных.  О У Ы А И

6. Зачеркни все звонкие согласные.  В Р К М

-Запишите слово, которое у вас получилось ______________ЧАЙНИК_________

- Какой герой сказки хочет рассказать о себе?

- Кто ему в этом поможет?

(ученики формулируют название темы урока – Г.Х.Андерсен «Чайник»)

(Слайд 6)

Тема появляется на слайде и на доске, учитель дополняет словами.

  Г.Х.Андерсена «Чайник».

-Сформулируйте цель урока.

(Дети:- познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Чайник»;

- развивать умение анализировать авторскую сказку;

- развивать речь

- развивать в себе добро и видеть красоту мира)

4. Первичное знакомство с произведением.

Прослушивание сказки, чтение учителем( в ходе прослушивания, дети подчеркивают непонятные слова)

- Послушав сказку, мы попытаемся ответить на вопрос: Как относится автор к своему герою?

-Я прошу вас при прослушивании сказки работать карандашом, подчёркивать те слова, значение которых вам непонятно.

-Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться?

(Дети: Волшебный мир: одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами…)

Словарная работа:

  • Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой (найдите в словаре)
  • Добротный– доброкачественный (хорошего качества), прочный(найдите в словаре)
  • Что значит «беспечальной юности»?(Дети: Всё хорошо, носик у него не разбит, он стоит на столе …)
  • Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение (найдите в словаре)

-Попробуйте дать характеристику герою в структуре

      - Подберите как можно больше прилагательных, характеризующие героя сказки в течение 30 секунд.

Выборочное чтение.

(Слайд 7)

-Что вы узнали о чайнике из воспоминаний? (Дети обобщают)

- К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: завязка)

- Какая пословица подходит к данному сюжету? Хвастун вреднее моли.

-Итак, чайник гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый.

-Какая беда приключилась с чайником? (зачитать) Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, потерял красоту, перестал быть главным.

-К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развитие действия )

 -Какая пословица подходит? Выше головы носа не поднимай.

- Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, калека)

-Какие олицетворения использует автор? (зачитать)

-Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю… к лучшему…» - доказывают)

-К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: переломный момент)

-Пословица? Не будь пригож, а будь пригоден

-Почему луковица становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)

-Каким образом возродился чайник к жизни?(Дети: обновление, надежда на личную жизнь)

-К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: кульминация – точка наивысшего подъёма, напряжения) 

-Какая пословица подходит?  Снаружи красота – внутри пустота. 

-Какая новая неудача подстерегала героя?(Дети: не смог обрести новое назначение)

-К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развязка).

- Какая пословица подходит? Одному жить – сердцу холодно.

-Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль от того, что он недостоин этого цветка)

- Какое чувство  испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)                                      

(Слайд 8)

5. Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика)

(покажите качества чайника: гордый, высокомерный, дых. гимнастика как кипит)

6.Закрепление.

(Слайд 9)

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне ( оформите работу фломастерами)

Выразите своё отношение к чайнику в синквейне.

1.        Чайник.

2.        Гордый, заносчивый.

3.        Рассуждает, пропадает, любуется (лежит, держит, валяется).

4.        Воспоминаний никто не отнимет.(Забывать себя ради других)

5.        Надежда (обновление, счастье, радость).

7. Работа над созданием сказки по аналогии:

- На доске картинки старой обуви.

- Ребята. Как вы думаете. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (составлять сказку по аналогии)

- Что такое аналогия? Как вы понимаете это слово?

- У любой вещи есть своя история? Мы сегодня попробуем придумать свою сказку по аналогии со сказкой Андерсена.

- Мы попробуем устно составить сказку все вместе:

1) Выберем предмет

2) Какой у него характер

3) Где и с кем он живет? Как вы думаете кто его соседи?  Как они к нему относятся? Как ему живется рядом с ними?

4) О чем он мечтает? Какие у него проблемы?

5) История жизни ( как прожил долгую жизнь, где он побывал)

- По такому же плану придумайте свою сказку «Воспоминание старой обуви»

 7.Рефлексия.

 - Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?

- Так как же Андерсен относится к своему герою?

- Почему это произведение – сказка? Что в нем сказочного?

- Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других)

- Как вы думаете, каким быть лучше, красивым снаружи или внутренне красивым?

- Это философская сказка и философский вопрос, на который вам ещё предстоит ответить и каждому по-своему. И в этом вам помогут различные произведения и в том числе философские сказки Ганса Христиана Андерсена, которых у него много.

 8. Оценивание. Комментированное выставление оценок.

- Вы все очень хорошо работали на уроке.

9. Домашнее задание.

(Слайд 10)

-  Я прошу вас дома стать сказочниками и написать свою сказку «Воспоминание старой обуви». Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.

10. Итог урока.

  Слайд ( 11)

-Завершить урок мне хочется словами Г. Х. Андерсена:  «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».

- А наш герой Чайник остался очень доволен вашей работой, он рад, что у него появились друзья и хочет угостить вас ароматным чаем.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка: Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала. Снегом заботливо город одела И посветлела от доброго дела.

Слайд 3

Ганс Христиан Андерсен

Слайд 4

Г.Х.Андерсен «Чайник»

Слайд 5

Одному жить – сердцу холодно. Хвастун вреднее моли. Снаружи красота- внутри пустота. Не будь пригож, а будь пригоден. Выше головы носа не поднимай.

Слайд 6

Физминутка

Слайд 7

Памятка по составлению синквейна : 1 строка 2 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) 4 строка 3 строка 5 строка

Слайд 8

Домашнее задание: Написать свою сказку «Воспоминание старой обуви» . Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.

Слайд 9

«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...