Главные вкладки

    Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.
    план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

    Завгородная Арина Александровна

    Открытый урок литературного чтения Г. Х. Андерсен "Чайник" Создание текста по аналогии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_lit.chteniya_andersen.docx26.08 КБ
    Файл prezentatsiya_k_uroku_0.pptx2.57 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Г.Х.Андерсен «Чайник». Создание сказки по аналогии.

    Цель:

    • формировать представление об особенностях жанра авторской литературной сказки; жизненное самоопределение;
    • развивать умение анализировать авторскую сказку, выделять главную идею и основные проблемы авторского произведения; развивать речь учащихся; развивать умение выражать своё мнение о герое произведения и его поступках;
    • приобщать учащихся к литературе как к искусству слова, учить осмысливать нравственные ценности;
    • воспитывать внимательное отношение к мнению другого человека, отличающегося особенностями характера и поведения, требовательности к себе и другим.

    Формирование УУД:

     - личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

     - регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

     - познавательные действия: уметь отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

    - коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.

                          ХОД УРОКА    

    1. Орг. момент:

    - Я очень рада, что мы сегодня с вами покажем урок литературного чтения. Я уверена, что он будет интересным и полезным для всех нас.

    (Слайд 1)

    Проведём речевую разминку:

    Городу ночью холодно стало,

    Ночь для него одеяло достала.

    Снегом заботливо город одела

    И посветлела от доброго дела.

    1. Прочитать, разделить слова на слоги.

    2. Прочитать с вопросительной интонацией.

    3. Прочитать с утвердительной интонацией.

    4. Прочитать с интонацией восхищения.

    5. Прочитать сердито.

    6. Прочитать весело.

    2. Актуализация знаний.

    (Слайд 2)

    -Послушайте и скажите о ком идёт речь? 

    Дания – это маленькая страна, но она дала миру знаменитых учёных,

    писателей,  художников. Имя одного из самых замечательных писателей Дании вы уже знаете и читали многие его сказки. Это … (Дети: Ганс Христиан Андерсен)

    (Слайд 3)

    -Перед вами портрет писателя, лучшего в мире сказочника, обаятельного чудака, чистосердечного ребёнка, народного певца – Г.Х.Андерсена. С детства вам знакомы его сказки, со многими его произведениями вы знакомились в школе.

    Что знаете об Андерсене?

    (Дети: Родился в бедной семье сапожника и прачки. Ещё мальчиком пошёл работать на  фабрику, помогал матери. Трудно приходилось ему, но он упорно учился вечерами в школе для бедных, много читал. Первые сказки услышал от отца, переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал.  В конце концов Андерсен добился своего: он стал писателем).

    -Ребята, а вы знаете, когда больше всего любил придумывать сказки Андерсен?

    (Дети: Оказывается! Больше всего он любил придумывать сказки во время прогулок по лесам. Андерсен мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне увидеть такие подробности, из которых потом и рождались его сказки. В этих сказках много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость. Ведь , Андерсен – великий сказочник. Бог дал Андерсену удивительный дар: для него, не существовало в мире ничего неживого.)

    -Кто из вас скажет, как называется в литературе этот приём? (олицетворением)

    -В его произведениях неживые предметы «оживают», разговаривают, как люди, совершают ошибки, страдают и переживают.

    Чтобы продолжить работу, давайте вспомним основные сюжетные линии (Дети: завязка, развитие действия, переломный момент, кульминация, развязка).

    (Слайд 4)

    Появляются на доске основные сюжетные линии, но учитель вывешивает их в неверной последовательности (ловушка!) Дети внимательны, исправляют учителя, доказывают.

    (Слайд 5)

    -Как вы думаете, почему такой сюжет в авторских сказках?

    (Дети: Сюжетные линии сказки помогают нам понять замысел автора, задуматься о жизни.)

    - Вы любите сказки? Хотелось бы вам продолжить знакомство с другими произведениями и героями этого замечательного сказочника…Тогда в путь!

    3. Тема, цель урока.

     На партах лежат карточки с заданиями, выполните задания, передавая  карточку по кругу.

    1.Зачеркни все буквы, обозначающие твердые согласные звуки. Ж Ч Ш

    2. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё А Ю

    3. Найди согласный, который всегда мягкий. Л П С Й

    4. Зачеркни все глухие согласные.   П Н Ф С Ч

    5. Найди гласный звук, указывающий мягкость согласных.  О У Ы А И

    6. Зачеркни все звонкие согласные.  В Р К М

    -Запишите слово, которое у вас получилось ______________ЧАЙНИК_________

    - Какой герой сказки хочет рассказать о себе?

    - Кто ему в этом поможет?

    (ученики формулируют название темы урока – Г.Х.Андерсен «Чайник»)

    (Слайд 6)

    Тема появляется на слайде и на доске, учитель дополняет словами.

      Г.Х.Андерсена «Чайник».

    -Сформулируйте цель урока.

    (Дети:- познакомиться со сказкой Г.Х. Андерсена «Чайник»;

    - развивать умение анализировать авторскую сказку;

    - развивать речь

    - развивать в себе добро и видеть красоту мира)

    4. Первичное знакомство с произведением.

    Прослушивание сказки, чтение учителем( в ходе прослушивания, дети подчеркивают непонятные слова)

    - Послушав сказку, мы попытаемся ответить на вопрос: Как относится автор к своему герою?

    -Я прошу вас при прослушивании сказки работать карандашом, подчёркивать те слова, значение которых вам непонятно.

    -Понравилась сказка? Что вам захотелось сказать? Какими впечатлениями поделиться?

    (Дети: Волшебный мир: одушевляет чайник, наделяет его человеческими качествами…)

    Словарная работа:

    • Изящный – отличающийся тонкой и строгой соразмерностью и красотой (найдите в словаре)
    • Добротный– доброкачественный (хорошего качества), прочный(найдите в словаре)
    • Что значит «беспечальной юности»?(Дети: Всё хорошо, носик у него не разбит, он стоит на столе …)
    • Блаженство – полное и невозмутимое счастье, наслаждение (найдите в словаре)

    -Попробуйте дать характеристику герою в структуре

          - Подберите как можно больше прилагательных, характеризующие героя сказки в течение 30 секунд.

    Выборочное чтение.

    (Слайд 7)

    -Что вы узнали о чайнике из воспоминаний? (Дети обобщают)

    - К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: завязка)

    - Какая пословица подходит к данному сюжету? Хвастун вреднее моли.

    -Итак, чайник гордый, высокомерный, заносчивый, хвастливый, себялюбивый.

    -Какая беда приключилась с чайником? (зачитать) Дети зачитывают и обобщают: его уронили, отбили ручку, потерял красоту, перестал быть главным.

    -К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развитие действия )

     -Какая пословица подходит? Выше головы носа не поднимай.

    - Какие переживания испытывает чайник? (Дети: он одинок, калека)

    -Какие олицетворения использует автор? (зачитать)

    -Какие перемены происходят в жизни чайника?(Дети: «меня набили землёю… к лучшему…» - доказывают)

    -К какой сюжетной линии можно отнести? (Дети: переломный момент)

    -Пословица? Не будь пригож, а будь пригоден

    -Почему луковица становится подарком? (Дети: она стала живым сердцем, есть душа)

    -Каким образом возродился чайник к жизни?(Дети: обновление, надежда на личную жизнь)

    -К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: кульминация – точка наивысшего подъёма, напряжения) 

    -Какая пословица подходит?  Снаружи красота – внутри пустота. 

    -Какая новая неудача подстерегала героя?(Дети: не смог обрести новое назначение)

    -К какой сюжетной линии можно отнести?(Дети: развязка).

    - Какая пословица подходит? Одному жить – сердцу холодно.

    -Какие чувства испытывает чайник?(Дети: боль от того, что он недостоин этого цветка)

    - Какое чувство  испытали вы, прочитав эту сказку? (Ответы детей)                                      

    (Слайд 8)

    5. Физминутка (дыхательная, пластическая гимнастика)

    (покажите качества чайника: гордый, высокомерный, дых. гимнастика как кипит)

    6.Закрепление.

    (Слайд 9)

    - А сейчас я вам предлагаю поработать в группах, выразить своё отношение к главному герою сказки в синквейне ( оформите работу фломастерами)

    Выразите своё отношение к чайнику в синквейне.

    1.        Чайник.

    2.        Гордый, заносчивый.

    3.        Рассуждает, пропадает, любуется (лежит, держит, валяется).

    4.        Воспоминаний никто не отнимет.(Забывать себя ради других)

    5.        Надежда (обновление, счастье, радость).

    7. Работа над созданием сказки по аналогии:

    - На доске картинки старой обуви.

    - Ребята. Как вы думаете. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (составлять сказку по аналогии)

    - Что такое аналогия? Как вы понимаете это слово?

    - У любой вещи есть своя история? Мы сегодня попробуем придумать свою сказку по аналогии со сказкой Андерсена.

    - Мы попробуем устно составить сказку все вместе:

    1) Выберем предмет

    2) Какой у него характер

    3) Где и с кем он живет? Как вы думаете кто его соседи?  Как они к нему относятся? Как ему живется рядом с ними?

    4) О чем он мечтает? Какие у него проблемы?

    5) История жизни ( как прожил долгую жизнь, где он побывал)

    - По такому же плану придумайте свою сказку «Воспоминание старой обуви»

     7.Рефлексия.

     - Вам понравилось это произведение Г.Х.Андерсена?

    - Так как же Андерсен относится к своему герою?

    - Почему это произведение – сказка? Что в нем сказочного?

    - Ребята, так чему нас учит эта сказка? (Жить ради других; не быть эгоистом; меньше думать о себе, а больше о других)

    - Как вы думаете, каким быть лучше, красивым снаружи или внутренне красивым?

    - Это философская сказка и философский вопрос, на который вам ещё предстоит ответить и каждому по-своему. И в этом вам помогут различные произведения и в том числе философские сказки Ганса Христиана Андерсена, которых у него много.

     8. Оценивание. Комментированное выставление оценок.

    - Вы все очень хорошо работали на уроке.

    9. Домашнее задание.

    (Слайд 10)

    -  Я прошу вас дома стать сказочниками и написать свою сказку «Воспоминание старой обуви». Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.

    10. Итог урока.

      Слайд ( 11)

    -Завершить урок мне хочется словами Г. Х. Андерсена:  «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь».

    - А наш герой Чайник остался очень доволен вашей работой, он рад, что у него появились друзья и хочет угостить вас ароматным чаем.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Речевая разминка: Городу ночью холодно стало, Ночь для него одеяло достала. Снегом заботливо город одела И посветлела от доброго дела.

    Слайд 3

    Ганс Христиан Андерсен

    Слайд 4

    Г.Х.Андерсен «Чайник»

    Слайд 5

    Одному жить – сердцу холодно. Хвастун вреднее моли. Снаружи красота- внутри пустота. Не будь пригож, а будь пригоден. Выше головы носа не поднимай.

    Слайд 6

    Физминутка

    Слайд 7

    Памятка по составлению синквейна : 1 строка 2 строка 1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?) 2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?) 3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?) 4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора. 1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?) 4 строка 3 строка 5 строка

    Слайд 8

    Домашнее задание: Написать свою сказку «Воспоминание старой обуви» . Главным героем может стать старый башмак, разношенная туфелька и т.д. Попытайтесь посмотреть на мир глазами своего героя.

    Слайд 9

    «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька

    Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...

    Открытый урок литературного чтения по теме "Красота вокруг нас"

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе УМК "ПНШ" с применением интерактивной доски. Тема: "Красота вокруг нас" (по произведению С.Козлова "Ёжик в тумане")...

    Открытый урок литературного чтения в 4 классе "Уроки истины в сказаке А. Экзюпери "Маленький принц"

    Обобщающий урок по произведению А. Экзюпери "Маленький принц" Дети учаться находить афоризмы, раскрывающие философскую суть произведения. Работа идет по учебнику Лазаревой....

    Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

    Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

    Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

    Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...