А.П.Чехов
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Васенкова Раиса Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению. Тема : А.П.Чехов "Весной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.p.chehov.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

                 Урок  литературного  чтения  в  4 классе.

                         Антон Павлович Чехов «Весной»

                                                                                   Учитель : Васенкова Р.А.

Тема : А.П.Чехов «Весной».

Цели:

  • совершенствовать навыки беглого , выразительного и сознательного чтения;
  • развивать связную речь;
  • расширять и обогащать словарный запас;
  • обратить внимание на оттенки слов;
  • общее настроение. умение находить эпитеты и метафоры в тексте;
  • воспитывать любовь к природе. искусству.

Оборудование : репродукции картин художников И. Левитана «Март», К.Юона «Мартовское солнце», А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

                                                   Ход урока :

I .Орг.момент.

II .Сообщение темы и целей урока.

III .Речевая разминка.

1.Прочитать предложение:

Сосульки лили на солнце горькие слёзы.

-Что необычного в этом предложении?

-Подберите действия к слову сосульки. (висят, тают, капают …)

-А теперь подберите слова-признаки к слову сосульки.(длинные, ледяные, хрустальные, огромные, холодные…)

2. Прочитать предложение:

Капли танцевали в лужах под окном.

-Что необычного в этом предложении?

-Подберите  действия к слову капли.(падают, срываются, сверкают, переливаются…)

-А теперь подберите слова - признаки  к слову капли.(холодные, звонкие, блестящие…).

   Итак : сосульки превращаются в капли, а капли в ручейки!

-А какие действия могут совершать ручейки ?

Ручейки (что делают?) бегут, журчат…

-Вот что ещё могут делать весенние ручьи. Послушайте небольшой текст.

                                          Весенние ручьи.

 Весенние ручьи говорят, журча, бегут. У каждого свой голос. Один ручеёк шепчет, а другой звонко бурлит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные тайны – сядь и послушай, о чём журчит и поёт ручей.

Это всё эпитеты и метафоры. В которых явления природы уподобляются живым существам, часто – людям.

IV .Проверка домашнего задания.

-Мы сейчас проверим домашнее задание и попытаемся в тексте найти эпитеты, метафоры и сравнения.

1) Чтение 2 и 3 частей сказки К.Паустовского «Стальное колечко».

-Почему Варе расхотелось покинуть свой край с помощью «волшебного колечка»?

2) Выборочное чтение.

-Найдите и перечитайте те места, где рисуется приход весны. Выдели каждую деталь, каждую примету весёлой наступающей весны.

Капли – длинные, перегоняют друг друга.

Ручьи – булькают и переливаются.                    (дополнение к речевой разминке).

Весна, как молодая хозяйка, шла по полям.

V. Физкультминутка.

-После долгих зимних холодов люди ждали весну, зазывали её в гости песнями. Просили хорошего урожая.

              Призыв весны.

Весна. весна красная!

Приди весна с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

             С корнем глубоким,

                             С хлебом обильным!

VI .Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя.

-Именно с 1 числа этого месяца начинается весна по календарю, Вообще, как оказалось, она начинается в марте несколько раз.

Например, астрономическая весна приходится на 22 число – день весеннего равноденствия. В этот день – день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается.

Биологическая, или фенологическая, весна (называйте её как удобно – и так, и так правильно) начинается с первыми каплями берёзового сока из ранок деревьев.

В земледельческом календаре первый день месяца несколько веков подряд был днём Нового года.

И всё-таки весна прекрасна. У неё разные периоды.

Начало марта -это весна света. Солнышко ласковое, тёплое, весёлое.

Первая песня весны – звенящие капели и журчание ручейка. Льдинки , как хрустальные плоты, оторвались от берегов речки и тронулись в дальнейшее плавание.

-Что происходит с плывущими льдинками? (Они шумят, сталкиваются, громоздятся, ломаются, кружатся, трескаются, поднимаются ,скрипят).

И , конечно, самый красивый период – весна зелёной травы и леса.

-Сегодня мы будем говорить о начале весны. О весне писали не только поэты и писатели, но и композиторы, художники.

-Исаак Ильич Левитан – замечательный русский художник – написал картину «Март». Левитан – прекрасный знаток природы. Сюжет картины прост и скромен. Эта картина – песня  о русской весне.

2. Беседа по картине И Левитана «Март».

-Скажите, соответствует ли название картины тому, что на ней изображено?

-Почему вы так думаете?

-Как показал художник, что весна идёт? (потемневший, подтаявший снег под яркими лучами мартовского солнца…)

-Картина полна трепетного дыхания жизни. Людей на ней нет. Но какие детали внёс художник для того, чтобы мы почувствовали, что здесь близко, незримо присутствует человек? (кто-то настежь распахнул дверь, на дерево повесил скворечник).

-Каким языком говорит с нами художник? (языком красок он рисует картину весны).

-Какие краски преобладают в картине?

-Что вы чувствуете, рассматривая картину?

-В чём выразилась любовь художника к родной природе?

    Вывод : Левитан очень любил природу. Он учил видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим, не замечая.

3. Работа над рассказом А.Чехова «Весной».

а) словарная работа :

                голубятня                                  вселенная

                колокольня                                высь поднебесная

б) чтение рассказа учителем. Перед чтением – постановка вопроса:

-Как писатель называет это время года? Почему так? (ответы детей).

-Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

в)  чтение рассказа детьми.

г) беседа по вопросам :

-О каких явлениях природы автор говорит так, как будто они живые существа?

-Как дети радуются приходу весны?

-Как сам писатель относится к весенней поре года? Откуда это видно?

д) выборочное чтение :

-Найдите и прочитайте описание воздуха, солнца, речки и земли.

-В каких строках передано настроение автора? Найди и прочитай их.

 Вывод, обобщение : А.Чехов ярко и образно даёт описание наступающей весны. Его произведение помогает нам более полно ощутить приход весны и полюбить это время года – время пробуждения природы.

VII .Выставление оценок.

VIII .Домашнее задание : выразительно читать рассказ, подготовить пересказ, близкий к тексту.

IX. Итог урока. Рефлексия.

-Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему?

-За что вы любите весну?

-Что вам больше всего нравится весной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения. А.П.Чехов. Ванька

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова...

проверочное теститование А.П. Чехов. Каштанка.

Презентация позволяет учителю бысто  проверить осознанность читательской деятельности ребёнка...

Урок литературного чтения по теме "Каштанка" А.П.Чехов 4 класс + презентация

Это первый урок по данной теме. Презентация является информационным и иллюстративным сопровождением урока....

А.П. Чехов «Белолобый»

Тип урока: обобщение и закрепление знанийЦели урока:Образовательные: формировать умения анализировать литературное произведение, понимать главную мысль, образы, составлять план текста, передават...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ А.П.ЧЕХОВ "ВАНЬКА"...

Урок-исследование текста.Тема А.П.Чехов Ванька

Формирование у младших школьников интереса к чтению, воспитание внимательных и вдумчивых читателей является одной из важнейших задач начальной школы. Предлагаемый урок соответствует требованиям времен...

Презентация к уроку литературного чтения Чехов "Ванька"

Презентация составлена ко всем этапам урока. В неё включены этапы жизни и творчества А. П. Чехова, задания и иллюстрации к рассказу "Ванька"...