Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "М.Ю. Лермонтов « ДАРЫ ТЕРЕКА» " 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шерстнева Екатерина Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherstneva_4-.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока  Метод и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словес,; слово учителя.

12:00-12:01

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста,  друг на друга, улыбнитесь друг другу, посмотрите на меня, улыбнитесь мне. Замечательно, а теперь сначала тихо сядут девочки, еще тише сядут мальчики. Не забывайте о правильной посадке, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна, сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения.

Приветствовать друг друга, приветствовать учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мотивационный

Практич: проговаривание девиза.

12:01-12:02

Друзья мои, я очень рада

Быть вместе с вами

Для меня уже награда

Сияние ваших умных глаз,

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений!

И вместе проведём урок!

Ребята, сегодняшний наш урок пройдет под девизом: «Знаешь – говори, а не знаешь, слушай и запоминай!!!

Проговаривать девиз урока

Р: самоопределение,

мобилизация эмоциональной устойчивости

Постановка учебной задачи и её решение

Практ: литературная викторина

Практический: работа в группе

12:02-12:05

12:05-

12:10

Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного.

 Назовите последний раздел, который вы изучили  («А.С. Пушкин»)

Ребята, мы проведем с вами небольшую викторину.

Каждой группе я буду задавать вопрос, при правильном ответе группа получает жетон. На то чтобы ответить у вас будет 30 секунд. Если вдруг группа не справляется, то ответить может любая из групп и получить дополнительный жетон.

Итак, начинаем.

Викторина ( 1 слайд)

1.        Как называлось село, где поэтом была написана эта сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях»? (Болдино)

2.        В какой праздник царица родила дочь? (Сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

3.        В какое время дня «издалече, наконец, воротился царь-отец»? (рано утром)

4.        Что в этот момент случилось с царицей? (восхищенья не снесла и к обедне умерла)

5.        Через какое время царь женился на другой? (год)

6.        Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

7.        С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком) Найдите слова в тексте, зачитайте.

8.        Назовите имя её жениха? (королевич Елисей)

9.        Какое приданое дал царь своей дочери? (7 торговых городов да 140 теремов)

10.        Как звали сенную девушку царицы? (Чернавка)

11.        Найдите в тексте, что приказала царица Чернавке.

12.        Кто встретил молодую царевну в тереме богатырей? Как его звали? (пёс Соколко)

13.        Чем занимались 7 богатырей каждый день?

14.        Найдите в тексте слова, где пришла к терему гостья-нищенка, прочтите. Кто это был на самом деле? (царица)

15.        Чем угостила она царевну? (яблоком)

16.        Что случилось с царевной, когда она откусила кусочек? Зачитайте.

17.        Как погиб Соколко? (съел отравленное яблоко)

18.        Из какого материала был изготовлен гроб царевны? (хрусталь)

19.        Кто помогал Елисею искать царевну? (солнышко, месяц, ветер)

20.        Зачитайте место в сказке, где рассказывается, как и где она ожила.

21.        Что случилось с мачехой в конце сказки?

Давайте подведем итоги.

Каждая группа подчитывает  количество жетонов.

Давайте поставим отметки.

Слушать учителя

Отвечать на вопрос учителя

Отвечать на вопросы учителя

Дают определения

Высказывают свои предположения в группе

Работать в группе

К: участвуют в учебном диалоге;

формулируют ответы и выводы ; обмениваются мнениями ; строят реч. высказывания.

П: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации.

                                   

П: обобщают изученное

                                                       

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают  оценку учителя

Р: выполнение пробного учебного действия

Решение частных задач

Словес: слово о писателе, ответы на вопросы

Словесно-наглядный: работа с презентацией

Практич,: работа с учебником

Словес: ответы на вопросы

Практический,: знакомство с текстом

Практич: чтение текста индивидуальн

12:10-12:13

12:13-12:14

12:14-12:16

12:16-12:20

12:20-

12:21

12:21- 12:23

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Кого вы видите на слайде? (М.Ю. Лермонтов) ( 2 слайд)

- Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с творчеством великого русского писателя А. С. Пушкина. Но в январе 1837 года, в дни трагической гибели А. С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать его преемником в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер Михаил Юрьевич Лермонтов.

Откройте учебник, и скажите, с каким по жанру произведением мы будем знакомиться?

-Кто автор?

Кто может сформулировать тему нашего урока? ( 3 слайд)

Давайте поставим цели нашего урока (4 слайд)

Слово об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) – русский поэт. Родился М.Ю.Лермонтов в семье офицера, воспитывался бабушкой. ( 5 слайд)

В биографии Лермонтова Михаила ( 6 слайд) Юрьевича после домашнего образование началась учеба в университетском пансионе Москвы. Там были написаны первые стихотворения Лермонтова. Затем в жизни Лермонтова проходило обучение в Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

В детстве любил рисовать акварелью. Любил лепить фигуры из воска. Любил танцевать. Не любил драк и ссор. ( 7-9 слайд)

(10-12 слайд) В Пятигорске, возвращаясь со второй ссылки, Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбившись на злую шутку поэта, вызывает Лермонтова на дуэль. На этой дуэли настигла Лермонтова смерть.

(13 слайд) Ребята, откройте стр 94, давайте с вами прочитаем отрывок из воспоминаний брата поэта А.П.  Шан-Гирея  о детских годах поэта. Читаем внимательно по тексту будут вопросы.

Слушаем меня внимательно, затем вы читаете с первого ряда по цепочке. По одному предложению.

Н, читай 4 абзац.

В, читай 5 абзац.

Какие открытия вы сделали? Что вы узнали о М.Ю. Лермонтове из этого теста?

А теперь давайте с вами отдохнем.

Физминутка (на экране)

Сегодня мы познакомимся с произведением М.Ю. Лермонтова

 « Дары Терека»

Вы уже знаете, что М. Ю. Лермонтов специально для детей не писал. Но со временем  некоторые из его произведений вошли в круг детского чтения. 

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, что такое Терек?( 14 слайд)

Первоначальное знакомство с текстом

Послушайте стихотворение в исполнение мастера.( 15 слайд)

Проверка восприятия

На слайде представлены вопросы, давайте попробуем на них ответить.

Что вы чувствовали, слушая это стихотворение?( 16 слайд)

Повторное чтение

Прочитайте  текст про себя и  попробуйте себе представить скорость течения воды в Тереке, когда она спускается с горы Казбек. Представьте силу и мощь этой реки.

Высказывать свое мнение и предположение

Выражать свои мысли

Формулировать тему урока

Ставить цель

Определять план достижения цели

 

Узнавать новую информацию

Анализировать информацию

Читать по цепочке

Выполнять упр

Отвечать на вопросы

Смотреть видеофрагмент

Высказывают свои мысли

Р: применяют и сохраняют уч.задачу при выполнении заданий; действуют с учётом  выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Р: выполнение пробного учебного действия

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: уметь выражать свои

мысли. Уметь включаться в диалог с участниками образовательного процесса;  строить связное высказывание  по теме;

Практич: толкование лексического значения слов

Практич: чтение текста

Практичес,: анализ содержания текста

Словесный,: разбор стихотворения по частям , ответы на вопросы

Практический,: чтение стихотворения

Практичес,: анализ содержания текста

Практичес,: выразительное  чтение текста

12:23-12:35

Словарная работа

Какие слова были не поняты? (Терек, Казбек, Дарьял, валун)

В группах в словарях найдите и дайте определением этим словам.( 17 слайд)

Вы поработали в группах, давайте теперь, обратим внимание на слайд.( 18 слайд)

Наведем порядок в остальных словах( 19 слайд) Смотрим( 21 -24 слайд)

Анализ  текста. 1 часть стихотворения

Н, прочитай первые 4 строчки стихотворения.

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…»? (Шумный, быстрый)

- Какие художественные средства использует автор в этом стихотворении?(25 слайд)

(Олицетворения, эпитеты, сравнения, Метафора – скрытое сравнение.)

Пример: Утесистые громады- метафора

Терек воет, дик и злобен…- олицетворение

Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…- сравнение

Море- стрик, облака - женщина- сравнение и олицетворение

- С кем автор сравнивает реку?( с диким, злым зверем, олицетворяет ее.)

- Какие эпитеты?( дикий,злобный)

Что такое утесистые громады?( Горы, скалы.)

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…»( Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.)

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

 ( Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная.)

2 часть стихотворения

Н, прочти   следующие 4 строки стихотворения.

- Как меняется характер реки на равнине? ( Река на равнине становится спокойной, ласковой.)

- Какие слова и выражения указывают на это?( Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит.)

- Что означает слово «лукавый»?(хитрый)

- Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?(нет)

- О чем же журчит Терек старому Каспию?

Прочитаем следующие 4 строки.

Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки?( Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья С кем сравнивается море? (Море сравнивается со стариком )

 это олицетворение.

   

3 часть стихотворения

Н, прочти  последние строки стихотворения.

- Где Терек берет свое начало?( у горы Казбек.)

- С кем сравниваются облака?( С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.)

- Чем является выражение «разорил Дарьял»?( Олицетворением. Терек здесь в образе завоевателя, который разоряет и грабит.)

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?( Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь.)

- Какой вывод можем сделать о характере реки.( Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера.)

Прочитайте отрывок из стихотворения «Дары Терека» следующим образом:

- Прочитайте первые 4строчки громко.

Прочитайте шепотом,хитро.

- Прочитайте громко.

- Прочитайте выразительно.( 26 слайд)

Читать, разбирать значение слов

Читать текст с установкой на выраз-ть.

Читать текс

Языковой анализ.

Читать текс

Языковой анализ.

Читать текс

К:построение речевых высказываний

П: Логические анализ синтез

обобщение

К:построение речевых высказываний

П: Логические анализ синтез

обобщение

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л: самоопределение.

Р:Контроль

Коррекция

Логические

анализ

синтез

обобщение

Рефлексия

Словес: ответы на вопросы

12:35-

12:40

- Какова тема стихотворения?

- Какова основная мысль?

-Как человек должен относиться к такой реке?

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке?

Закончите предложения.

Сегодня на уроке я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

Ребята если вам понравилась ваша работа на уроке нарисуйте - солнышко, если вам не совсем понравилась своя работа на уроке – нарисуйте - ёлочку, а если вам совсем не понравилась своя работа на уроке– нарисуйте- тучку.

Отметки

Отвечать на вопросы

Оценивать свою работу на уроке

Р:Контроль

Коррекция

Оценка

Домашнее задание

   

                                                Тема: М.Ю. Лермонтов « ДАРЫ ТЕРЕКА»                                                                                                                                                                                                                                                                                  Цели деятельности учителя: познакомиться с творчеством М. Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека»;

Планируемые результаты: 

-предметные: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение анализировать, обобщать.

 -личностные: осознание ответственности за общее дело; самооценка; следование в поведении моральным и этическим требованиям;                                                                                                                                                                                         Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                              Оборудование: учебник  УМК «Школа России» часть 1, презентация, видеофрагмент, словари.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация. М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"

План конспект урока чтения по теме "М. Ю. Лермонтов "Дары Терека"...

Конспект урока по чтению по теме «М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»».

Цель урока:  знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова. Задачи:обучающие: познакомить с произведением М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»,...

Презентация по литературному чтению "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"". УМК "Перспектива", 4 класс

Презентация по литературному чтению "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"". УМК "Перспектива", 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему " Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «Дары Терека»

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по программе Школа России составлен с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся с ОВЗ. В уроке используется технология здоровьясбережения....

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"...

Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс.М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

Урок литературного чтения, 4класс, " Школа России".  Тема урока: "М.Ю.Лермонтов « Дары Терека». Картины природы в стихотворении".Раздел " Чудесный мир классик...

Урок "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека"

Разработка урока по литературному чтению по теме "М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" 4 класс...