Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Сейдалиева Сафуре Рамисовна

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. "Дары Терека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.cht_.dary_tereka.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ДАРЫ ТЕРЕКА»

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова, начатое в третьем классе, показать многогранность таланта М. Ю. Лермонтова; прививать интерес к литературе, расширять кругозор. Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».

Задачи урока:

Образовательные: Отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

Развивающие: Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.

ПРЕДМЕТНЫЕ: Прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
  • ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.

Средство обучения: учебник, презентация.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ИКТ.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята,чего бы вы хотели получить от сегодняшнего урока литературного чтения?Сл.2

Начните словами_Сегодня на уроке мне хотелось бы  получить …,узнать    

Ребята,мы нацелили себя на серьёзную работу,пусть у нас с вами всё получится.

-Послушайте пожалуйста отрывок из произведения Анны Ахматовой и скажите о ком эти строки?

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных глухих берегов.
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.                                                                              
Сл.3

 Для нас Александр Сергеевич Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник.

Почему так говорим? (Он писал сказки в стихах).

Мы с вами прочитали сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и вы Сл.4 приготовили наиболее понравившийся отрывок наизусть.

2. Беседа.

– Как вы думаете, почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

– Что из рассказанного в сказке могло произойти в действительности?

– Что роднит сказку А. С. Пушкина с народными?

– Какие события в сказке – волшебные?

Молодцы, а теперь встаньте и немного отдохнём.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/16/s_5c16711ccca23/1028676_1.png Физкультминутка Песня «В гостях у сказки»(поём 1 куплет)

III. Изучение нового материала.

-Каждый урок литературного чтения это новая встреча с кем-то и чем-то.

-С кем и чем мы встречаемся на каждом уроке литературного чтения? Сл.5  

– Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. А через четыре года он тоже погиб. Погиб так же, как и Пушкин, на дуэли. Но эти четыре года стали звёздным часом его поэзии, временем Михаила Юрьевича Лермонтова.

 -Как вы думаете какую цель мы поставим перед собой?

1.Знакомство  с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

2.Показать многогранность таланта М. Ю. Лермонтова.

3.Прививать интерес к литературе, расширять кругозор.  

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Сл.6

Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца мальчика и не позволяла ему видеть сына. Зато сама бабушка души не чаяла во внуке и окружала его заботой и лаской. Сам Михаил очень тяжело переносил разлуку с отцом, и это сказывалось на состоянии его души.

– Прочитайте в ваших учебниках отрывка из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова (с. 96– 97, часть 1-я).

– Какие открытия сделали? (Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост.)                                                     Сл.7-8.

Далее учитель может показать учащимся фотографии некоторых картин, выполненных М. Ю. Лермонтовым в разные годы жизни.

Сл.9–До 14 лет (1828 г.) Лермонтов жил в родовом имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через четыре года (1831 г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учёбы в пансионе относятся первые известные стихотворения М. Ю. Лермонтова, а за годы обучения в университете он напишет более половины своих поэтических произведений. Сл.10.

30 января 1837 года после появления стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал знаменит. Стихотворение мгновенно разлетелось по Петербургу. Но стихи попали и к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэта арестовали и он был отправлен в действующую армию на Кавказ. Сл.11

15 июля 1841 года поэта не стало. Сл.12. Он погиб на дуэли от рук своего бывшего однокашника по Школе юнкеров Николая Мартынова. Дуэль состоялась у подножия горы Машук. Лермонтов направил пистолет вверх и выстрелил в воздух. По правилам проведения дуэлей, это – знак примирения, после которого противник не имел права стрелять. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте. Ему было всего 27 лет.Похоронен Лермонтов был в городе Пятигорске ,а затем перезахоронён в родном имении Тарханы. Сл.13

Просмотр видео о реке Терек.

-Как вы думаете о чём будет произведение, с которым мы ознакомимся  на сегодняшнем уроке? Сл.14

 – Сегодня на уроке мы ознакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова, которое называется «Дары Терека». Терек – бурная горная река на Кавказе. Сл.15

Можем ли мы по названию стихотворения предположить о чём будет данное произведение. 

-А сейчас мы послушаем стихотворение «Дары Терека» в исполнении мастера художественного слова Степана Старчикова. В учебнике дан сокращенный вариант стихотворения ,а мы послушаем его полностью.

– Каким вы представили себе Терек?

– Как нужно читать стихотворение, чтобы передать свирепость Терека? 

Прочитайте  текст и найдите непонятные слова.

Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? (Сл.16)

Казбек, Дарьял, валун.

В этом произведении автор использует  художественные средства:олицетворение, эпитеты, сравнения.Найдите пожалуйста в словаре значение этих слов(работа в группе) Сл.17

 Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.

Сравнение - это сопоставление одних предметов или явлений с другими.

   Работа по содержанию текста.

- С какой интонацией будем читать стихотворение?

 Первые 4 строки нужно читать громко, сердито.

 Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией.

Последние 8 строк – горделиво.

Чтение первых 4 строк.

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Нужно читать громко, сердито.

- Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…» (Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит).

- С кем автор сравнивает реку?(  С диким, злым зверем, олицетворяет ее).

- Какие эпитеты он при этом использует? (Дикий, злобный).

- Что такое утесистые громады? (Горы, скалы)

- Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…» ( Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.)

- Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? – (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная).

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:                “Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.

Следующие 8 строк - с хитрой и ласковой интонацией.

- Как меняется характер реки на равнине? (слайд15) Река на равнине становится спокойной, ласковой.

- Какие слова и выражения указывают на это?                     - Что означает слово «лукавый»? Хитрый.         Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки? Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.                                                                                    С кем сравнивается море?                                                 Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал”.

- Где Терек берет свое начало?(слайд17) Терек берет свое начало у горы Казбек.                                                              С кем сравниваются облака?  С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.                   Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? (Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку).                                                                                     Чем является выражение «разорил Дарьял»? (Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью).

- В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? ( Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь).

 Какой вывод можем сделать о характере реки?( Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера).

Выразительное чтение стихотворения учащимися(работа в парах)

Несколько учеников выразительно читают текст. 

IV- Какова основная мысль? Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

-Как человек должен относиться к такой реке? (С уважением, с восхищением, с опасением).

-Ребята,природа Кавказа очень похожа на природу Крыма.У нас в Крыму 289 рек.Самая большая река Крыма Салгир.

Посмотрите пожалуйста на слайд Сл.22-24. Что вы можете сказать об этом?(Человек наносит большой вред природе.Мы должны беречь и заботиться о природе)

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? (Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек).

Как называлось стихотворение, которое сделало Лермонтова знаменитым?

- Кому было посвящено?

- В чем заключался смысл стихотворения «Дары Терека»?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

- Как вы считаете, вы добились того что планировали в начале урока?

Закончите пожалуйста предложения. Сл.25.

 Сегодня на уроке:

Я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

VII.Домашнее задание: Сл.26.

С.96-98 выразительное чтение.

Дифференцированное (по выбору учащихся):

1.     Найти другое стихотворение Лермонтова  о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.

2.     Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.

3.     Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».

VIII. Итог урока. Вы прекрасно поработали.Урок закончен. Большое спасибо.   Сл.27.

И тихонько плачет он в пустыне. 

М. Лермонтов долгое время жил на Кавказе. Кто из вас может показать на

карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах? (Кавказские

горы - самые высокие горы) 

Впервые Лермонтов побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался

под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских

гор. Позднее, он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там

офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой,

смелый и отважный человек. Посмотрите картины Лермонтова, посвященные

Кавказу. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих

стихотворений, одно из которых «Дары Терека».   

Словарная работа.  

А вот город Казбек, Дарьяльское ущелье, валунов. Казбек- вторая по высоте

гора Кавказа. Дарьял- Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с

отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун- большой обломок горной пароды(камень), который под действием

воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.  

А сейчас мы прослушаем стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека». Вам

понравилось? Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Давайте

прочем стихотворение в полголоса

Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого война

кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с

темно-бледными плечами, светло-русую косою.  

Физминука 

Сначала буду маленьким, 

(присесть) 

К коленочкам прижмусь. 

(обнять колени руками) 

Потом я вырасту большим, 

(встать) 

До неба дотянусь. 

(поднять руки вверх, встать на носочки) 

5. Чтен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕТема урока: В. Драгунский. «Тайное становится явным »    Цели деятельности учителя: формирование  представлений о В.Драгунском, к...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема урока: «Стихи И.Токмаковой »

Тема урока: «Стихи И.Токмаковой »    Цели деятельности учителя: формирование представлении о И. Токмаковой, как о детском писателе и умения анализировать поступки герое...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: Е.С.Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»

Цель урока: создание условий, способствующих развитию умения анализировать художественное произведение на основе знакомства с повестью Е.С.Велтистова «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с историей детски...