Конспект урока по литературному чтению"Обобщение по разделу "Писатели-детям"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Лялюга Елена Александровна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_razdelu_pisateli_-_detyam.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «а»

Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» 

Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; развивать память, внимание, логическое и образное мышление; воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения. 

Планируемые результаты:

  • Личностные: обогащать эстетический и познавательный опыт детей; воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь.
  • Предметные: обобщить знания пройденного раздела «Писатели – детям»; установление уровня овладения знаниями: названий произведений; авторов произведений; содержание произведений раздела "Писатели – детям".

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

А проверь-ка-ты, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Будьте все внимательны,
А ещё старательны.
Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи – 
За работу, в добрый час!

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: самоорганизация

Мотивационный этап

2 мин

– Найдите в шифре слова, которые относятся к теме нашего урока.
кры
писателищюм
мтркн
друзьятарки
гдрыижз
детямфр

– С произведениями каких авторов мы познакомились, изучая этот раздел?

– Почему авторы учебника эти произведения поместили в один раздел?

Отгадывают шифр

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

1 мин

– Сегодняшний урок у нас будет необычным. Мы проведём интеллектуальную игру "Что? Где? Когда?"  За правильные ответы вы будите получать жетоны. В конце игры мы их посчитаем и выставим оценки.

Сформулируйте тему урока

Закончите цель:

Повторить….

Принимают и сохраняют учебную задачу

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Речевая разминка

2 мин

Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

Работа со скороговоркой:

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

карамель на мели ели.

- Читаем один раз медленно про себя.

- Читаем второй раз вслух в медленном темпе.

- Читаем в убыстренном темпе, в парах, индивидуально.

Проводят речевую разминку по выделенным ориентирам учителя

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: парное задание по карточкам на соответствие типов названия пр-я и автора

10 мин

Приступим к первому этапу нашей интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»

«Угадай портрет». Давайте вспомним, произведения, каких писателей мы изучали. Я буду показывать портрет, а вы назовёте его фамилию, имя и отчество.

  1. Корней Иванович Чуковский
  2. Самуил Яковлевич Маршак
  3. Сергей Владимирович Михалков
  4. Агния Львовна Барто
  5. Николай Николаевич Носов

Игра «Путаница». Необходимо соединить название произведения и его автора. Робота в парах.

«В школу»

«Верёвочка»

«Вовка – добрая душа»

«Живая шляпа»

«Затейники»

«Кот и лодыри»

«Мой секрет»

«Мой щенок»

«Мы не заметили жука»

«На горке»

«Путаница»

«Радость»

«Сила воли»

«Федорино горе»

К. И. Чуковский

С. Я. Маршак

С. В. Михалков

А. Л. Барто

Н. Н. Носов

Вопросы:

  1. Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают над плохими детьми; учат добру.)
  2. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям? (Ответы: «Федорино горе»)
  3. На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

«Угадай автора и произведение». Вспомни названия следующих произведений и назови их авторов.

  1. Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков)

  1. Тут прохожим не пройти:

Тут веревка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Это с нашего двора

Чемпионы, мастера.

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто)

  1. Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок. («В школу» А. Барто)

  1. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

—Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

—Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!  («Затейники». Н.Носов)

  1. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет — и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа — бух! — и накрыла его сверху. А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то плюхнулось — упало на пол.  («Живая шляпа». Н. Носов)
  2. А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, — как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке». Н.Носов)

Отгадывают ФИО писателя по портрету.

Работа в парах, по карточкам. Соединить название произведений с фамилией писателя

Фронтальная проверка

Фронтальный опрос. Отвечают на вопросы учителя.

Угадывают название произведения и автора

П: осознавать познавательную задачу;

осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: составление плана сочинения; устный анализ по содержанию текста

6 мин

«Кто сказал?» Назови героя, которому принадлежат слова.

  1. «Кому велено чирикать –

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать –

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница»)

  1. «Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!» (Федора. «Федорино горе»)

  1. «А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри»)

  1. «Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

- Я б не так ещё могла!» (Лида. «Верёвочка»)

  1. «-Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним». (Валя. «Затейники»)
  2. «- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила». (Володя. «Живая шляпа»)
  3. «- Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.» (Котька. «На горке»)

Отгадывают название героя по отрывку произведения

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Р: осуществление выбора (будет активен или пассивен)

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

3 мин

- Я назову вам несколько утверждений. Если они верные, ответ ДА – встаньте на носочки и потяните ручки вверх, если утверждение неверное, присядьте. Будьте внимательны, предложения читаются только 1 раз!

  1. Чуковского зовут Корней Павлович (Иванович)
  2. Тараканише, Мойдодыр, Приключения Незнайки - сказки К. И. Чуковского. (Незнайка — Н. Носова.)
  3. В «Путанице» К. Чуковского только заинька был паинька.
  4. В стихотворении «Радость» от радости на березах вырастали апельсины. (Розы)
  5. Блюдца, ножи, самовар, стол - это посуда, убежавшая от Федоры в сказке «Федорино горе». (Стол - мебель)
  6. Когда от Федоры ушла вся посуда, в доме остались только ее коты. (Тараканы)
  1. Стихи «Верёвочка», «Мы не заметили жука» и «Вовка – добрая душа» написал С. Я. Маршак. (А. Л. Барто)
  2. Щенка из стихотворения «Мой щенок» покусали дворовые собаки. (Пчелы)
  3. Детей из рассказа «Затейники» звали Петя и Валя.

10. Котенка из рассказа «Живая шляпа» звали Пушок. (Васька)

Вы очень внимательные ребята, молодцы!

Выполнение упражнений

Самостоятельная работа

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельная работа по карточкам

12 мин

  1. Кто такой К. Чуковский?
  1. композитор 3) художник
  2. ученый 4) писатель
  1. Какому времени года радуются все в стихотворении «Веревочка»?
  1. зиме 3) лету
  2. весне 4) осени
  1. Кто написал стихотворения «В школу»?
  1. С. Маршак 3) С. Михалков
  2. А. Барто 4) Н. Носов
  1. Какое стихотворение учит преодолевать страх?
  1. «Мой щенок» 3) «Сила воли»
  2. «Мой секрет» 4) «Кот и лодыри»
  1. Какому стихотворению соответствует пословица?

Заботливый дела ищет, а ленивый от дела рыщет.

  1. «Сила воли» 3) «Кот и лодыри»
  2. «Путаница» 4) «Федорино горе»
  1. Какое произведение Н. Носова тебе понравилось больше всего? Почему?_______________________________________________
  1. Каким не был Вовка из стихотворения А. Барто?
  1. добрым 3) неунывающим
  2. приветливым 4) надоедливым
  1. Подбери синоним к слову «лодырь»?
  1. Хулиган 3) весельчак
  2. Болтун 4) лентяй
  1. Выбери выражение, которое отражает главную мысль стихотворения «Мой щенок»?
  1. Щенок и девочка 3) Как я люблю своего щенка!
  2. О щенке 4) Пропажа щенка
  1. Восстанови последовательность событий. Запишите высказывания по порядку цифрами.

1.А с горки-то кататься нельзя! 2.Дружная работа ребят. 3.Ох, и скользко! 4.Положение надо спасать. ___________

Время вышло, карточки положите на край своей парты.

Самостоятельна работа

Выполняют операции синтеза сравнения и классификации

Р:контролировать процесс и результаты своей деятельности

Итог урока

Словесный: слово учителя.

2 мин

Выставление отметок (кол – во жетонов)

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

1 мин

- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.

       Х

У

В

М

       Н

Ж

И

А

       Ц

Х

Ы

З

       З

А

Ж

В

Ответ: «Умницы».

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

конспект урока по литературному чтению. Обобщение к разделу «О братьях наших меньших».

Обобщить знания учащихся по разделу; развивать память, внимание, мышление, речь, учить связно, излагать свои мысли.Наши «братья меньшие» отзывчивы на ласку, на человеческую до...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока по литературному чтению «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь №2», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденной теме; развитие познавательных способности детей, их интеллект, творческие способности и кругозор.Планируемые результатыПредметные:- у...

Конспект урока по литературному чтению "Обобщение раздела. И в шутку и всерьез"

Тема: «Обобщение к разделу «И в шутку, и всерьез»» Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний учащихся по пройденному материалу. Планируемые результаты:...