О смысловом чтении
учебно-методический материал по чтению (1, 2 класс) по теме

Бондарева Наталья Владимировна

Материал содержит приемы для формирования и развития смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_smyslovom_chtenii.docx15.57 КБ

Предварительный просмотр:

О смысловом чтении

Смысловое чтение заключается в  максимально возможном понимании содержания текста, с последующей формулировкой главной мыли, заложенной автором произведения.  

Овладение смысловым чтением не такая простая задача для ребенка совсем недавно научившегося читать. Однако задача обязательная и работать над ее решением необходимо. Педагогическая наука развивается в этом направлении и предлагает различные методики и приемы, способные помочь ребенку в овладении смысловым чтением.

Приемы формирования и развития смыслового чтения.

1.  Преодоление регрессии. Текст необходимо читать без возвратных движений глаз. Не секрет, что дети, прочитав слово по буквам или слогам, часто прочитывают его еще раз, а порой и несколько раз в более быстром темпе. Подобных “возвратов” необходимо стараться избегать.

2. Расширение поля зрения. Для выполнения данного упражнения можно использовать таблицы Шульте. Можно обойтись и без них. Для этого попросите ребенка зафиксировать взгляд на одном предмете и, не двигая зрачками, назвать как можно больше предметов, окружающих выбранный. Упражнение можно провести с использованием книги. Для этого ребенок фиксирует взгляд на одном слове и так же, не двигая зрачками, пытается назвать слова, находящиеся рядом.

3. Подавление артикуляции. Первое упражнение известно как “Чтение-спринт”. Ребенок плотно сжимает губы и читает текст только глазами на максимально возможной скорости. При этом взрослый поторапливает: “Быстрей!”. Упражнение подготавливает к чтению вслух. После упражнения ребенку нужно задать несколько вопросов к тексту. Второе упражнение “Чтение - разведка”. Ребенок ставит пальцы на начало и конец строки. Просматривая текст вертикально, ищет ответ на вопрос. При этом губы сжаты.

4. Тренировка внимания. Упражнение “Пальцы” является простым по технике. Для выполнения упражнения необходимо переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными для вращения один вокруг другого. Выполнять вращение пальцев в течение 10-15 минут, сосредоточив внимание на этом движении задача не из простых.

5. Развитие оперативной памяти. Прекрасным средством развития оперативной памяти могут служить диктанты И. Т. Федоренко.

6.Упражнения для выработки смысловой догадки. Первое упражнение заключается в корректировке деформированных предложений. Второе упражнение заключается в определении пропущенных букв в предложении.

7. Упражнение на выделение смысловых единиц текста. Первое – упростить предложение, отбросив избыточные слова. Второе –подчеркивание ключевых (опорных) слов в предложении.

8. Синквейн. Существительное, два прилагательных, 3 глагола, фраза из четырех слов (отношение автора к теме), “синоним” темы (слово -резюме).

Этапы смыслового чтения

  1. Работа до чтения.

Развитие антиципации (умения предполагать, предугадывать содержание по заглавию, иллюстрации, ключевым словам). Ребенок высказывает свои догадки о героях, теме, содержании.

  1. Работа во время чтения

Достижение понимания на уровне содержания.

  1. Ребенок читает текст (часть, главу) самостоятельно с установкой проверить свои предположения, высказанные до начала чтения.
  2. Чтение вслух по предложению или абзацу с комментариями. По ходу чтения ребенку задают уточняющие вопросы на понимание, возвращающие к предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить или опровергнуть. Важна словарная работу по ходу чтения, при чем, объяснения нужно искать у автора.
  3. Уточняющий вопрос на понимание содержание главы. Озаглавливание части.

Шаги 1-3 повторяются до конца чтения текста.

  1. Беседа по содержанию вцелом, выборочное чтение. Ответы на вопросы. Обсуждение в чем совпали первоначальные предположения.
  1. Работа после чтения.

Достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста).

  1. Постановка проблемного вопроса к тексту вцелом.
  2. Рассказ учителя (родителя) о писателе.
  3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, его связи с темой, мыслью.

Возможные вопросы к иллюстрации: какой фрагмент изображен? Точен ли художник в деталях?

  1. Творческое задание (иллюстрация, авторская концовка, вопросы к тексту, синквейн).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения

Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....