Литературное чтение, УМК "Гармония", 3 класс. "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цели урока: познакомить учащихся с произведением М. М. Зощенко, «Золотые слова»,  развить умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotye_slova.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                                                                                                                          Выполнила студентка 44 группы

                                                                                                                                                                                          Замятина Оксана                                

                                                                                                                                                                                          Проверил: Груздева О. Г.

                                                                                                                                                                                          Отметка:__________

                                                                                                                                                                                          Дата: 17. 03. 17.

Челябинск, 2017

Предмет:  литературное чтение

Класс: 3-а

Тема урока: М. М. Зощенко, «Золотые слова»

Цели урока: познакомить учащихся с произведением М. М. Зощенко, «Золотые слова»,  развить умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.

Планируемые результаты:

личностные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать  любовь  к книгам и чтению. принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

метапредметные:  воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;

предметные:  способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. ; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;

Тип урока: сообщение новых знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, учебник чтения.

Этапы

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

Слушают, настраиваются на работу в классе

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Р:нацеливание на успешную деятельность

Мотивационный

На экране вы видите два слова: Этика, этикет.  

Что общего у этих слов?

Кто сможет дать объяснения эти словам?

У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля.

 Давайте сверим наши предположения.

Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми

Человек с хорошими манерами  не будет ставить  людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.

Слушают внимательно

этикет– общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

Р: Умение настроиться на работу

Решение частных задач с применением нового способа действия

М.Зощенко высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя.

-Откройте учебники стр.159

-Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

Какие слова могут считаться «золотыми»?

У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и  ими нужно пользоваться.

Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает золотых «волшебных слов»?

Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Помните, что, доброе, милосердное слово улучшает настроение, продлевает жизнь.

Слово «золотые» употреблено  в переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.

Слово «золотые» в переносном смысле может обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.

Обучающиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.

Зачитывают те пары,  кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./

К: Умение давать полные и точные ответы на поставленные вопросы

К: Умение объяснять смысл слов

К: Умение слушать внимательно

К: Умение давать полные и точные ответы на поставленные вопросы

К: Умение давать правильные ответы

Анализ произведения

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

От чего имени ведётся рассказ?

Почему дети любили ужинать со взрослыми?

Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

 Как наказал отец Миньку и Лёлю?

Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

 Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

Объясните, как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

2 остановка.  

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.

:Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

 Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

 Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

:Как изменилось поведение Лёли и Миньки?

:Почему это произошло?

 Как вы думаете, чем закончится рассказ?

рассказа до конца.

Почему папа назвал их поведение глупым?

А сейчас послушайте о самом авторе!

Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника в 1894 году. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. Зощенко-участник двух войн. Кем только не работал Михаил Михайлович: и сапожником, и телефонистом, и агентом, и актером. Но всю жизнь стремился к литературе.

Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Умер писатель в 1958 году.

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора

Свои ответы дети подтверждают словами из текста.

Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие  - исправить положение

Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.

П: Умение анализировать прочитанное

К: Умение давать полные и точные ответы

К: умение правильно отвечать на вопросы

К: умение оформлять свои мысли в устной форме;

Итог урока

Инструктаж по д.з.

Какова же основная мысль произведения?

Как «золотые» слова помогли автору стать счастливым человеком?

 Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Объясните.  

Открываем дневники записываем домашнее задание.

Отвечают на вопросы

Записывают д.з.

Р: Умение подводить итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. Валентина Осеева "Волшебное слово", 3 класс, УМК "Гармония"

Урок литературного чтения по учебнику О. В Кубасовой с использованием презентации. 3 класс. Тема: В. Осеева "Волшебное слово".Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного форм...

Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.

Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс

Конспект урока, презентация, текст- приложение...

Урок литературного чтения 2 класс "Волшебное слово"

"Волшебное слово" урок литературного чтения по программе "Школа России"...

Урок литературного чтения " К.Бальмонт "Золотое слово"

Представлена технологическая карта урока...