Урок литературного чтения " К.Бальмонт "Золотое слово"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Харина Наталья Николаевна

Представлена технологическая карта урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Урок 58                      К.  БАЛЬМОНТ «ЗОЛОТОЕ СЛОВО»

Тип урока: решение частных задач

Педагогические цели: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта
К. Д. Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с лирическим произведением К. Д. Бальмонта;

научатся осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации

Метапредметные:

познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности
в процессе чтения;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

читать выразительно стихотворения, передавая самые искренние чувства к Родине

Образовательные ресурсы: портрет К. Д. Бальмонт, толковый словарь, карточки с текстом, презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Психологически настраивает учащихся к предстоящей работе.

Долгожданный дан звонок –  Начинается урок.

 Все красиво, дружно встали, Улыбнулись, подравнялись.

Поздоровались прилично, чтоб учиться на «отлично.»

Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Речевая разминка

Прочитайте стихотворение:

Под ногами в листопад

Листья жёлтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

- Какие слова придумал автор? Для чего? (чтобы услышать шуршание осенних листьев)

Прочитайте стих-е медленно; с ускорением, скороговоркой.

Читают стих-е разными способами.

Готовят речевой аппарат

III. Проверка домашнего задания

На доске – портрет Н. А. Некрасова.

– Расскажите, что вы помните из биографии Н. А. Некрасова?

Предлагает  произведение  Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»

Рассматривают портрет Н. А. Некрасова.

Выполняют задание.

Читают произведение Н. А. Некрасова

Владеют навыками осознанного и выразительного чтения

IV. Мотивация и целеполагание

  1. Работа с пословицей.

– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу».

– Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.

2.  - Давайте определим фамилию одного из поэтов, расшифровав запись. Используйте алфавит.  2, 1, 13, 30, 14,16, 15, 20

- сфорулируте тему урока.

- Какие задачи поставим на урок?

Работают над значением пословицы

Бальмонт

V. Работа по теме урока. Освоение нового содержания и его примениение

1. Знакомство с биографией поэта. (учитель организует работу с текстом в парах)

- Что узнали о Бальмонте?

2. Слушание стихотворения

3. Словарная работа.

- Объясните значение слова кутерьма.

Кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок

  1. Беседа по содержанию прочитанного

– Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете?

– Кто обещал всё озолотить?

– А кто всё сделал на самом деле?

– Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны?

– Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»?

– Так почему же автор так назвал своё стихотворение?

 Дети читают текст, узнают факты биографии  поэта.

 

Объясняют толкование слова кутерьма

– Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу». – Всё озолотить обещала осень. – На самом деле всё это сделала весна. – Весной солнце золотится. Лютик – золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, – лютик золотой и жёлтый одуванчик.

.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

VI. Физминутка

VII. Продолжение работы

над темой.

Анализ стихотворения.

– Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна?

Подготовка к выразительному чтению ( читают сам-но вслух)

– Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова.

Выразительное чтение стихотворения.

Читают стих-е

 Выборочное чтение – Найдите в тексте и прочитайте:

– Какое настроение передает поэт в последней строке?

– Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.

– Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?

Беседа:

– Кто же оказался самым сильным среди спорящих?

– Как вы думаете, почему весна победила?

– Что за помощники есть у весны?

– Вспомним, как называется стихотворение?

– В каком значении употреблены эти слова?

– Какие слова обычно называют золотыми?

– Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой. 

Метафора – это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

– Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»?

Чтение по ролям.

- Сколько ролей понадобится для чтения этого стих-я?(4)

Прочитаем по ролям

Солнце, птицы,цветы

– Весна выполнила свое обещание

Читают по ролям

VII. Домашнее задание

– Научиться читать выразительно стихотворение К. Д. Бальмонта «Золотое слово» стр.173.

– Выполнить зарисовки (по желанию)

Слушают, уточняют задания

Осуществляют поиск средств достижения учебных задач

VIII. Итог урока

– Понравились ли вам стихи К. Д. Бальмонта?

– Какое из них захотелось вам выучить наизусть?

– Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи?

Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на вопросы. Прини-мают и сохраняют учебную задачу

IX. Рефлексия

•  Сегодня меня порадовало…

•  Сегодня меня огорчило…

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание уроков литературного чтения как искусства слова

В данной работе представлен опыт работы по использованию различных приёмов анализа художественного произведения на уроках литературного чтения. Даются виды анализов произведения....

Волшебная сила слов и поступков. Рассказы В.А.Осеевой (обобщающий урок литературного чтения по теме проекта: «Волшебная сила слов и поступков») 4 класс

Подготовка.1. Определяются следующие этапы работы:– мотивационный (учитель заявляет общий замысел, ученики обсуждают его, предлагают собственные идеи);– планирующий – подготовительный (определяе...

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Использование карточек со словами на уроках литературного чтения как средство отработки качественного чтения отдельных слов

Мною разработаны карточки со словами по формированию беглого чтения. Отработка навыков быстрого чтения строится по принцип постепенного усложнения материала. Сначала я подобрала односложные слова из о...