Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шешинева Ирина Валерьевна

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательный интерес к предмету. Ребята получают удовольствие от творческого процесса, от собственных открытий, как нужно строить отношения во время игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Урок  литературного  чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…»,  А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Задачи:

1.Образовательные: обобщить полученные знания, применять их на практике. Формировать устойчивый познавательный интерес к предмету. Учить детей овладевать навыками ораторского искусства. Учить детей анализировать литературное произведение.

2.Развивающие: развитие речи, зрительного и слухового восприятия, памяти. Учить ребят получать удовольствие от процесса творчества, от собственных открытий. Развивать у учащихся желание больше узнавать  по предмету.

3.Воспитательные: воспитание уважения к урокам чтения, целеустремлённости, формирование адекватной Я - концепции, воспитание человеческих качеств – доброты, вежливости.

4.Социальные: формирование уважительных отношений к одноклассникам.

Средства обучения: предметные картинки, учебник, выставка игр и книг, мультимедиа – проектор, экран, презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним)

Из глубокого колодца (руки «о»)

Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой)

Свет его на нас прольётся (руки вытянуть перед собой ладошками вверх)

Луч его нам улыбнётся (руки параллельно вниз)

Новый день оно начнёт (руки вниз широко). Нажать!- Слайд!

- С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу. Приветствуйте улыбкой гостей. Садитесь.

1) -Начинаем урок  с дыхательной разминки. Нажать!- Слайд!

-Голову поднимем выше и легко- легко подышим,

-спокойное дыхание (вдох через нос, выдох через рот);

-надуваем воздушный шар;

-дуем на праздничный пирог: представьте, что перед вами яблочный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2)Выполним упражнения для развития голоса и выработки чёткой и ясной дикции (речевая разминка). Нажать! – Слайд!

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у мальчиков шары.

Ро-ро-ро – У Раи новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру.

- Мы выполнили разминку, для того чтобы выработать ясную и  чёткую дикцию, и подготовить свой речевой аппарат для дальнейшей работы.

2.Самоопределение к деятельности.

- Послушайте,  стихотворение и скажите о чём идёт речь (читают дети).

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра,

Весна нам дарит урок-праздник

И главный гость на нём – ИГРА.

Она нам друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать

Затеет спор весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

Расскажет про героев книжек,

На юг, на север поведёт.

Она мечте научит дерзкой

И в жизнь большую поведёт!

- Кто главный гость на уроке празднике?  (игра)

- Чему может научить нас игра? (Мечте, дружбе,  поможет узнать много нового.)

3.Постановка учебной задачи (проблемы).

- Рассмотрите иллюстрации.

- Расскажите, что произошло с детьми. Как вы думаете, почему так произошло? (предположения детей)

- Мальчики не знают, как нужно играть.

- Сегодня мы будем говорить об играх, как нужно играть, чтобы не обидеть ребят. Нажать! – Слайд!

4. Построение проекта выхода из затруднения. Совместное «открытие» знаний.

1)Фронтальная работа. Выступления детей.

Игры появились на свете  давно – когда люди ещё не изобрели ни компьютеров, ни телевизоров, ни радио. Даже об электричестве, которое питает эти полезные изобретения, ещё никто не знал. Однако по сей день людям свойственно собираться вместе, устраивать весёлые розыгрыши, веселиться и – конечно же, играть в самые разные игры. Ведь если человек целые дни проводит у телевизора или за компьютером, то становится мрачным и раздражительным, да и его здоровью это пользы не приносит.

- Игр на свете существует великое множество.

2) Работа в парах

 – Предлагаю поиграть в парах, прочитайте  и разделите слова на группы. (конверт №1)

   -Какие виды игр вы можете назвать? Нажать! – Слайд!

Игры

настольные

компьютерные

спортивные

подвижные

Лото

Домино

Шашки

Шахматы

Пазлы

Развлекательные

Обучающие

Волейбол

Хоккей

Футбол

Теннис

Классики

Прятки

Догонялки

Охотники и утки

-В какие игры вы любите играть?

- Почему? (Выставка книг и игр.)

-Что общего у всех игр? (любая игра носит развивающий и обучающий характер)

- Все игры развивают внимание, мышление, умение строить внутренний план действий, быстроту реакции.

Для спортивных игр необходима спортивная площадка. Правила в этих играх строгие, их нельзя изменять. По спортивным играм проводятся соревнования. Спортсмены долго тренируются. Команды судят судьи.

В подвижные игры можно играть во дворе, на уроке физкультуры, на перемене. Почти во все игры могут играть как мальчики, так и девочки – и вместе, и раздельно. Следует соблюдать одно правило: силы участников должны быть приблизительно равны. Правила можно изменять. Главное делать это сообща, компанией.

3) - Сейчас мы тоже поиграем  (Физминутка)

Будем вместе веселиться

И резвиться, и играть,

И вниманье проверять.

Вы же будьте начеку:

Если в тексте ошибемся,

Вы похлопайте в ладоши,

Коль порядок со словами,

Вы потопайте ногами.

Колокольчики звенят: хрум-хрум-хрум (хлопают).

Лает пёсик во дворе: мяу-мяу-мяу (хлопают).

Жук на дереве жужжит: жу-жу-жу (топают).

Утки серые кричат: кря-кря-кря (топают).

Козлик серенький кричит: му-му-му (хлопают).

- Молодцы!

- А теперь давайте узнаем как нужно вести себя во время игры, чтобы не обидеть ребят. Нажать! – Слайд!

5.Первичное закрепление во внешней речи.

1)Работа по учебнику с серией картинок и текстами Г.Остера (стр.44 рис.1)

- Какие советы даёт Катюша Пете и вам? Прочитайте вслух.

- Вова Колесников даёт Катюше и Пете «вредный совет», или «совет наоборот», своего любимого Г.Остера. Прочитаем его (дети читают вслух).

- Почему так испугалась Катюша?

- Можно ли так играть с девочками?

-Попробуйте этот совет прочитать наоборот, так, чтобы Катюше не было страшно. Вариант: Нажать! – Слайд!

Девчонок надо уважать,

Всегда, везде их замечать.

Всегда, везде давать проход!

Не надо ножки подставлять,

Пугать из-за угла,

Чтоб сразу поняли они,

Что с вами можно им играть.

- Петя теперь тоже знает шуточные «вредные советы» Григория Остера. Прочитаем один совет на стр.45.  (Чтение учителя).

- Посмотрите на рисунок под текстом стихотворения. Можно ли сердиться на Петю за этот совет?  (Конечно, нет! Это шуточные советы, и поступать надо наоборот).

- Хорошо ли понимает Вова советы Г.Остера? (Судя по рисунку – нет).

-Для чего же нам написали эти советы? (Чтобы мы посмеялись и поступили наоборот. Например, не катались по квартире на велосипеде. И ещё: такой необычный совет, легче запомнится.)

- Какие советы даёт вам Катюша? Прочитайте (стр.45).

2)Слово учителя. (В руках красивая коробка, на ней крупными буквами написано «ИГРА»)

- На улице прохожего увидела вчера.

Он ящик нес,

На ящике написано: «ИГРА».

Я очень долго шла за ним

Тихонько наблюдая.

А он всё шёл и напевал:

-Играю со словами.

Я два квартала шла за ним (поверьте, я не вру).

И, наконец, спросила вдруг:

«А как играть в игру?»

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал:

«Уверен, что такой игры,

Ещё ты не встречала».

Мы с ним играли целый час

Разными словами,

Теперь я предлагаю вам

Играйте со словами сами!

6.Включение в систему знаний и повторение.

1)Работа над стихотворением Юнны Мориц «Попрыгать-поиграть…».

 1) -Герои многих стихотворений и рассказов умеют играть. Поэты в стихотворениях тоже играют, но только со словами.

- Я предлагаю вам поиграть вместе с Ю.Мориц. Нажать! – Слайд!

-  Как  называется стихотворение?

- Посмотрите на иллюстрацию (стр.46).Кто будет прыгать и играть?

2) –Читаем стихотворение по цепочке.

3) – Читаем по строфам (повторяющую строчку – хором).

4) Учитель читает стихотворение.

- Мы выучим это стихотворение для наших физкультминуток.

(Учитель читает и показывает руками движения, дети повторяют строчки хором и повторяют упражнения за учителем).

Вариант.

Стоит в лесу избушка, – Дети смыкают руки над головой «домиком».

А в ней живёт Петрушка, – Большой палец правой руки – к носу; большой палец левой руки – к мизинцу правой. Пальцы широко расставлены.

К нему идёт зверюшка – Дети шагают на месте.

Попрыгать-поиграть! – Дети подрыгивают 3раза и поворачивают корпус вправо-влево на слово «поиграть».

Олени, - Дети изображают рога.

Носороги, - Кулачки к носу.

Медведи из берлоги – Дети переваливаются, изображая медведей.

Приходят друг за дружкой - Дети шагают на месте.

Попрыгать-поиграть! – Повторяются прыжки и повороты корпуса.

Косули и еноты, - Руками показывают рога, сгибают руки в локтях, опустив кисти.

Ежи – Дети растопыривают пальцы, показывая иголки ежа.

И бегемоты – Округлить руки перед собой, изобразить толщину.

Идут после охоты

Попрыгать-поиграть!

Малиновка, овсянка, - Дети машут руками, изображая крылья.

Живая обезьянка, - Изображают пляшущую обезьянку.

У вех одно и тоже –

Попрыгать-поиграть!

2) Работа с рисунком (стр.47)

- Посмотрите, как развеселился Петя. Лучше него никто не может прыгать. Почему?

3). Работа со стихотворением А.Барто,  построенном на «игре в слова». Нажать! – Слайд!

-Агния Барто предлагает вам игру. Прочитайте, как называется её стихотворение.

1)Первичное восприятие.

- Я прочитаю, а вы внимательно послушайте и скажите:

- О чём это стихотворение?

2)Вторичное восприятие и работа с содержанием текста.

(чтение по строфам с карандашом в руке)

Задание: выделить голосом выделенные в тексте звуки.

1 строфа:

-Как предлагает А.Барто прочитать слова с выделенными буквами? Подчеркните слово «погромче».

- Что вы услышали? Почему?

2 строфа:

- Какие буквы выделены?

- Почему слова с выделенными буквами А.Барто просит прочитать «потише»? Подчеркните это слово.

3 строфа:

- Чтобы услышать кукушку, какие слоги надо выделить при чтении?

4 строфа:

- Как нужно прочитать эту строфу, чтобы представить листопад?  (плавно, нараспев)

5 строфа:

- Как прочитать эти строчки? (быстро)

- Почему?

4)РЕЛАКСАЦИЯ:

 - Когда журчат ручьи?

- Послушайте журчание воды (запись звуков природы).

- Представим, что видим сон. Мы гуляли по зелёной прохладной роще. Присев у ручейка, мы услышали звуки жучащей воды…

- Проснулись. Как себя чувствуете? Продолжаем работу.

-Чем интересно слово родник?  (Его можно назвать по-другому – ключ.)

- Как называются слова, называющие одно и то же по-разному?  (Синонимы.)

- Как надо прочитать строчки в скобках? (шутливо)

3)Восстановление порядка сюжетных картинок.  (конверт №2)

- Разложите картинки по порядку.

-Почему картинка с «ключом» не подходит?  (Так как в тексте слово «ключ» обозначает родник, ручеёк.)

-А почему так случилось, что эта картинка сюда попала?  (Слово «ключ» - многозначное.)

- Какие ещё многозначные слова вы знаете?

5) Упражнение на составление слов. Работа в тетради(тетрадь, стр.13,№3).

7.Рефлексия деятельности.

-Что нового узнали на уроке?

- Какой новый вид игры узнали?

- К какому выводу вы пришли?

8. Домашнее задание.

- ВЫВОД! Все прочитанные стихотворения объединяет игра слов. Многие детские поэты любят играть в слова. Если вам понравилась эта игра, прочтите книгу А.Шибаева «Язык родной, дружи со мной». Нажать!- Слайд!

- Прослушайте весёлое стихотворение:

Солнце встало, я встаю.

Солнцу песенку пою

«Солнце – онце – индионце

Индиом – помпонце».

Умываться я иду

Напеваю на ходу:

«Мыло – ыло – индиыло

Индиим – помпыло».

А когда гуляю

Снова напеваю:

«Лужа – ужа – индиужа

Индиум – помпужа».

Что мне делать со словами?

Ведь они поются сами

Сами – ами – индиами

Индиам – помпами!

- ИГРА – это искра. Мы зажгли сегодня огонёк пытливости и любознательности! Продолжайте играть! Только помните о вежливости и правилах, чтобы игра приносила радость. Я дарю вам на память настольные игры и правила игры.

Памятка

Правила игры

  • Хорошо договорись с друзьями о правилах игры.
  • Помни, что правила игры нельзя нарушать не только другим, но и тебе.
  • Если с тобой играют малыши, будь к ним внимателен.
  • Если игра подвижная, старайся не сделать никому больно.
  • Помни, что в игре главное- общее веселье и удовольствие!
  • Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
  • Не зазнавайся, если выиграл, не отчаивайся, если проиграл. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: К. Чуковский «От двух до пяти». Г. Остер «Вредные советы» (УМК "ПНШ" 3 класс)

Учиться находить секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; находить строчки в тексте, которые вызывают смех...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы» 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы» Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные совет...

Конспект урока по литературному чтению (3 класс). Тема: Г. Б. Остер "Вредные советы". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование умения анализировать произведения,воспринимать выраженные в них чувства, настроени...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Г.Б. Остер «Вредные советы» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроени...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы» 3 класс, УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы»Цели деятельности учителя: ознакомление  учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», фо...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Г.Б. Остер «Вредные советы»"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: Г.Б. Остер «Вредные советы»Цели деятельности учителя:знакомство учащихся с произведением Г.Б. Остер «Вредные советы», формировани...