Преподавание уроков литературного чтения как искусства слова
статья (чтение) по теме

Стругова Лариса Геннадьевна

В данной работе представлен опыт работы по использованию различных приёмов анализа художественного произведения на уроках литературного чтения. Даются виды анализов произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Читать – это ещё ничего не значит;

 что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К. Ушинский

Преподавание уроков литературного чтения как искусства слова.

Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны научиться полноценно воспринимать художественный текст, осознавая его образную природу. Но чтобы это произошло, учитель прежде всего сам должен понимать , что литература – это вид искусства, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами», а главное  - он сам должен уметь анализировать художественный текст.

Главная цель, поставленная сегодня перед школой, - образование учащихся. Это понятие в государственном «Законе Российской Федерации об образовании» определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства…» Думая о  путях и способах организации этого процесса в рамках всей школьной жизни ребенка, обучения его отдельным предметам, хотелось бы подчеркнуть прежде всего, что образование – это не заучивание кем-то сформулированных моральных заповедей, а взращивание их в себе. В процессе этой деятельности , субъектом которой является сам ученик, и будет происходить духовно-нравственное развитие ребенка, которое и есть воспитание.

Несмотря на то, что осмыслением проблемы воспитания подрастающего поколения человечество занимается с самого начала своего существования, нет более значимой и актуальной в любые времена проблемы, чем эта. Особенно важно для нас её педагогическое осмысление в XX веке, самом ближайшем по времени к нашему веку. Здесь среди множества педагогических систем и идей выделяется система Л.В. Занкова, автор которой разработал систему общего развития учащихся, т.е. развития «ума», «чувств и воли» - главных составляющих личностного развития человека.

Особое значение Л.В. Занков придавал урокам чтения – школьному предмету, главной задачей которого, как он полагал, является эстетическое и нравственное развитие и воспитание учащихся. Он считал, что содержанием воспитывающей деятельности на уроке литературы являются размышления учеников-читателей над случаями из жизни людей, их непростыми взаимоотношениями друг с другом, с природой, животными, как частью природы, проблемами правды и неправды, дружбы и любви, счастья и несчастья и другими сложными жизненными вопросами. Главную цель этой работы ученый видел в «ознакомлении детей с окружающим миром средством искусства».

Именно на этих теоретических основаниях выстроен учебно – методический комплект «Литературное чтение»

Главным условием решения задач нравственного воспитания учащихся на уроках «Литературного чтения» является организация личностно значимого для ученика  полноценного чтения и глубокого анализа художественных произведений. Но как организовать этот процесс? Чем должны отличаться уроки литературного чтения от других уроков? Какова специфика учебной деятельности учащихся, как её оценивать и как отслеживать литературное развитие учащихся? Весь опыт моей учительской работы  убеждает меня в том, что это важнейшие вопросы, решать которые мало кто помогает учителю.

Теперь самый главный вопрос для учителя – как организовать такую учебную деятельность, чтобы она была развивающей, в том числе и нравственно, образовательной и воспитывающей Человека и Гражданина? Каким должен быть сегодня урок Литературного чтения, чтобы ученик действительно получил основы литературного образования и нравственного развития? Прежде всего скажу, что это особый урок, поскольку сам предмет изучения это -  Искусство. И цель работы на этом уроке – развить способности учеников-читателей полноценно воспринимать художественный текст.

Поэтому необходимо учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит о человеке и о жизни в целом. По моему мнению, анализ произведения должен быть направлен на выявление его идейного содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор до своего читателя.

Объектом моей работы является процесс анализа художественного произведения в начальной школе.

Предмет исследования – использование  метода моделирования как средства повышения уровня восприятия художественного произведения.  

Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребёнка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребёнка, в котором присутствуют элементы анализа. Согласно исследованиям М.Р. Львова существует два уровня восприятия художественного произведения, характерных для учащихся I-II и III-IV классов.

  1. Учащиеся не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне: «страшно», «смешно». Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствия содержания и формы.
  2. У учащихся этого уровня, появляются сопереживания автору, то есть они разводят свою собственную читательскую позицию и позицию автора.

Наряду с уровнями выделенными и описанными М.Р. Львовым, существует классификация Н.Д. Молдавской, которой я придерживаюсь в своей работе.

Рассмотрим уровни восприятия, начиная с наиболее низкого.

  1. Фрагментарный уровень.

У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении. Их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Воображение развито слабо. Отвечая на вопросы учителя, ученики не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, отказываются говорить.

2. Констатирующий уровень.

Читатели относящиеся к этой группе, отличаются точной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им ещё трудно. Воображение у них развить слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей.

  1. Уровень «героя».

Читатели, находящиеся на уровне «героя», отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок.

  1. Уровень «идеи».

Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным.

Таким образом, проблема восприятия художественного произведения является мало изученной, нет единой классификации уровней восприятия художественных произведений.

На своих уроках, организуя работу по осмыслению литературного произведения, я опираюсь на труды М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловской, в основу которых положены законы восприятия произведения. Но настоящей находкой для меня стал метод- моделирования, описанной Л.А. Ефросининой. Она предлагает ввести систему заместителей, которые помогут ребёнку сориентироваться в книге, понять особенности литературного произведения. Этот метод я широко применяю при разных видах анализа, что позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно. В своей работе я представлю реализацию метода моделирования на примере своих уроков.

Этапы работы.

I.  Подготовка к эмоциональному восприятию художественного произведения.

II.  Целостное прочтение художественного произведения.

III. Проверка восприятия художественного произведения.

IV. 1 ступень анализа – понимание фактического содержания.

V. 2 ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков.

VI.Синтез – целостное восприятие на более глубокой основе.

Все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, я делю на две группы.

К первой группе я отношу беседу с детьми, рассказ учителя, словарную работу. Ко второй – предварительное рассматривание иллюстраций, работу с названием произведения, выделение из текста ориентирующих слов.

Беседу я использую в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме. В этом случае, я активизирую  имеющиеся знания детей, обращаясь к их читательскому опыту.

Рассказ использую, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.

Словарная работа – вид деятельности, который обязательно присутствует на моих уроках чтения. В структуре урока она имеет место или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведений.

Часто, для включения детей в тему чтения, я применяю дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, загадки по теме, показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.

Приведу пример своей работы.

Урок по рассказу К. Паустовского «Кот - ворюга».

II. Работа с текстом рассказа до чтения. Антиципация по ключевым словам, заглавию и иллюстрации.

1.-Прочитай заглавие рассказа и ответь на вопросы.

Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

Кот

Как называет  его автор?

Ворюга.

Что означает это слово? Сравните слова вор, воришка, ворюга, хитрюга. О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова?

Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора.

2. Рассмотрите иллюстрацию.

-Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу.

-Можно ли предположить чем любит лакомиться кот? Что он таскает?

3. Чтение ключевых слов.

На доске

кот

воровал

попался

накормили

перестал воровать

хозяин и сторож

 

Целостное восприятие текста, обеспечивается  таким, как правило, приемом, как чтение учителем вслух. Вся работа строится с опорой на сюжетно-композиционный треугольник.

Приёмы:

  1. Музыкальное сопровождение при чтении стихотворений, рассказов.
  2. Если жанр сказки или басни, то использую прием не чтения, а сказывания.
  3. Аппликационно - меловой рисунок. На доске рисуется место действия (речка, дорога, лес), а   аппликация – это герои (лебеди, девочка).
  4. Драматизация. (пальчиковые куклы, теневой театр)

Проверка  восприятия - это уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и их понимания общего смысла произведения. Самый удобный прием для этого – беседа. Например можно обратиться к детям с вопросами:

  1. Понравилось ли вам произведение?
  2. Что особенно понравилось?
  3. Что вызвало ваш смех?
  4. Когда героя было жалко?
  5. А было ли вам стыдно за героя?

Ответы детей являются для меня показателем качества восприятия произведения и  служат ориентиром для анализа произведения. В некоторых случаях такая беседа может завершиться проблемным вопросом.

Следующим этапом работы над произведением является анализ. В статьях и пособиях для учителей разработаны несколько подходов к анализу литературного произведения, выделены принципы, определена последовательность анализа художественных образов. В своей работе я использую 4 вида анализа.

1. Композиционный анализ.

Используется при изучении сказок. Рассматриваем, как развивается сюжет, композиция сказки. Выявляем нравственные качества героев через их поступки. Концовка сказки – вывод, который делает народ.

 Наглядно провести композиционный анализ произведения мне помогают блок-схемы. Блок-схема помогает зрительно представить себе композицию произведения. Например, при работе над рассказом Е. Пермяка «Пичугин мост» вниманию учащихся предлагается блок-схема

Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению рассказа? Имеются ли лишние элементы?

В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу: последовательность частей в рассказе нарушена. Предлагаю восстановить композицию.

Далее провожу работу над авторским замыслом. С этой целью задаю ученикам вопросы, уточняющие понимание текста, учу пониманию того, что в тексте важны каждая деталь, каждое слово. Кроме  этого каждое слово несет в себе частицу авторского замысла. Так, в ходе анализа ключевых слов приходим к созданию новой блок-схемы:

Она и несет важный смысл рассказа: большое доброе дело вырастает из маленького полезного дела.

Но не во всех произведениях анализ композиции помогает в работе над идеей произведения. В этом случае к пониманию идеи ведет работа над образом героя.

2. Анализ образов и персонажей.

Сложность в том, что дети не усваивают нравственную основу каждого образа. Для того, чтобы помочь учащимся, я пользуюсь в работе следующими приёмами.

Прием 1. Называю качества   героя, а ученики находят в тексте определение этих качеств (душевность, храбрость).

Приём 2.  Дети сами называют качества и подтверждают словами текста.

Авторское отношение к героям, их взаимоотношение к событиям, важно раскрывать постепенно. Здесь я придерживаюсь приемов Н.Я. Мещеряковой, способствующих выявлению авторского отношения к действующим лицам.

  1. сама характеризую отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;
  2. привлекаю внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя.
  3. Совместно с детьми проводим «эксперимент», исключая из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку.

Сложность в том, что дети не усваивают нравственную основу каждого образа. Для того, чтобы помочь учащимся, я пользуюсь в работе следующими приёмами:

Прием 1. Называю качества   героя, а ученики находят в тексте определение этих качеств (душевность, храбрость).

Приём 2.  Дети сами называют качества и подтверждают словами текста.

Тогда мы выстраиваем модель-описание.

Рассмотрим реализацию метода моделирования на примере урока по теме «Сказка братьев Гримм «Заяц и ёж».

После слушания и обмена впечатлениями переходим к раскрытию авторского замысла.

  1. Дети называют героев – на доске появляются их заместители:

  1. Затем перечитываю еще раз сцену встречи зайца и ежа.

- Каким вы представляете себе зайца?

- Ежа?

- Выберите авторские слова, характеризующие героев.

На доске появляется словесное описание героев.

Выстраивая модель дети учатся внимательно относится к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

- Какой герой вызывает у вас симпатию? Почему?

- Как вы думаете, автор сказки согласился бы с вашими мнениями?

- Чему учит сказка?

В процессе обсуждения у нас возник проблемный вопрос: если человек хитрый, значит ли это, что он умный.

Авторское отношение к героям, их взаимоотношение к событиям, важно раскрывать постепенно. Здесь я придерживаюсь приёмов, способствующих выявлению авторского отношения к действующим лицам.

1.сама характеризую отношение автора к герою, а учащиеся подтверждают это с помощью текста;

2. привлекаю внимание детей к авторским словам, косвенно характеризующим героя.

  1. Совместно с детьми проводим «эксперимент», исключая из текста слова, выражения, содержащие авторскую оценку.

Очень часто для раскрытия авторского замысла важно и описание героев, и их поведение, и их взаимоотношения, и композиционная последовательность. В таких случаях я применяю модель сравнение.

Учащиеся сравнивают каким герой был и каким стал после событий.

Например, герой рассказа В. Чаплиной «Мушка».

Какой была                          Какой  стала

Хромая                      перестала хромать

Грязная                         блестящая, пушистая

Худая                         поправилась

3..Стилистический анализ.

Это анализ изобразительных средств. Используется при знакомстве со стихотворениями. Такая работа сопровождается приемом словесного рисования.

4.. Проблемный анализ.

Рылеев «Дума» (размышление)

Проблема: Что есть русский характер? Что есть русский человек?

Вместе с учащимися выстраивается модель-рассуждение.

 

Модели, являясь наглядной опорой, помогают ученику не только осмыслить, проанализировать произведение, но и совершенствовать устную и письменную речь: выстраивать ответы на вопросы, пересказывать, выполнять словесное рисование, высказывать своё мнение. Такая работа с текстом вызывает творческие способности ребёнка.

Третьим этапом работы над художественным произведением является вторичный синтез – этап работы, который предполагает обобщение по произведению и выполнение детьми творческих заданий, которые я широко использую в своей работе. К ним относятся:

  1. Иллюстрирование произведений и подписывание рисунков словами из произведения.

Эта работа проводилась, например, после чтения произведений Пляцковского «Как утенок свою тень потерял».

  1. Серия рисунков к одному тексту.

Каждый ученик получил задание проиллюстрировать только одно предложение или один абзац из произведения Г.Х. Андерсена «Ель». После этого рисунки были вывешаны по порядку. Такая серия рисунков помогла лучше понять текст.

  1. Портрет героя. Каждый ученик рисовал портрет героя произведения, затем в классе проходил конкурс «Кто точнее?». Все портреты рассматривались, читался соответствующий отрывок из текста, определялся победитель.
  2. Составление писем и телеграмм от имени героев.

Дети составляют такие послания, читали вслух, а остальные отгадывали, от кого они.

Самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся по следам прочитанного является  драматизация во всех её формах. Этот прием используется после анализа художественного произведения. Это не всегда чтение по ролям, это перевоплощение.

Пересказ текста является прекрасным упражнением, которое помогает ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному. Он способствует развитию как логического, так и образного мышления.

 

 

Сёма Пичугин

Речка Быстрая

мосток

мечты

Мостишко

Мост

Мостишко

Мосток

Мост

заместитель героя

опорные слова, составляющие характеристику героя

ёж

заяц

заяцззззззз

заяц

важный

гордый

грубый

невежливый

ёж

заботливый

вежливый

приветливый

хитрый

умный

?

хитрый

умный

кульминация

продолжение действия

развитие действия

развязка

вступление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки

Тема урока:БабочкиЦели урока:                        Для ученика...

Урок литературного чтения по теме "Слова, слова, слова... Борис Заходер. Дырки в сыре". 2 класс, УМК "Гармония"

Данный документ содержит конспект урока по данной теме и презентацию....

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, технологии и музыки

Данный урок даёт возможностьпоказать учащимся влияние поэзии о природе на чувства, настроение и внутреннее состояние человека, отражение этих особенностей в музыке и декоративно-прикладном искусстве. ...

Интегрированный урок литературного чтения, изобразительного искусства, музыки по формированию универсальных учебных действий методом сотворчества.

    Решение читательской и литературной задач происходит на основе приемов метода сотворчества автора и читателя:  ролевая игра, устное словесное и художественное рисование карти...

Урок литературного чтения Правда искусства по рассказу М. Вайсман «Шмыгимышь»»

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить с произведением Марии Вайсман «Шмыгимышь», формировать УУД, учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение тов...