Урок литературного чтения Правда искусства по рассказу М. Вайсман «Шмыгимышь»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Шевцова Марина Викторовна

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить с произведением Марии Вайсман «Шмыгимышь», формировать УУД, учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, развивать культуру поведения, интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема урока: «Правда искусства по рассказу М. Вайсман «Шмыгимышь»»

Цели деятельности учителя: продолжить знакомить с произведением Марии Вайсман «Шмыгимышь», формировать УУД, учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение товарищей, развивать культуру поведения, интерес к чтению.

Планируемые результаты: Предметные: научатся анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; выслушивать мнение одноклассников.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Регулятивные: осуществлять целеполагание, умение давать оценку качеству и уровню усвоения материала.

Познавательные: умение самостоятельно находить необходимую информацию, уметь выполнять анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение ставить вопросы, принимать решения и их реализовывать, владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, соотносить поступки героев с нравственными нормами; личностное самоопределение.

Ход урока:

1. Организационный момент. Зачин урока. Приветствие гостей.

- Урок литературного чтения. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

2. Сообщение темы и целей урока.

(На доске опорные слова):

-Посмотрите, пожалуйста, на опорные слова... Прочитайте их.

Писательница

Библиограф

Вера и Филя

«Правда, весело?»

«Приставочка моя любименькая»

«Лучший друг медуз»

«Шмыгимышь»

-Ребята, о чьих произведениях мы будем говорить на уроке?

(О произведениях М.Е. Вайсман) (открываю портрет писательницы)

- Это знакомый нам автор?

- Вы дома заочно побывали на заседании клуба «Ключ и заря», на котором присутствовала Мария Евгеньевна и вспомнили многие факты из её биографии.

- Сейчас проведём игру «Крестики и нолики»

1. Мария Вайсман пишет рассказы о том, что было на самом деле, в ее жизни?

(Да, но немного приукрашивает и преувеличивает)

2. М. Вайсман что писательницей стала с раннего детства? (Нет, М.Вайсман писала рассказы с раннего детства, но настоящим писателем стала во взрослой жизни, когда появились дети)

3. М. Вайсман работала в библиотеке? (Да, закончив школу, долго работала в разных библиотеках...)

4. М. Вайсман училась в институте на биолога? (Нет, она училась в Институте культуры на библиографа)

5. Вера и Филя – дети М. Вайсман, которые стали главными героями её произведений? (Да, дети-близнецы, которые стали главными героями ее рассказов)

6. У М. Е. Вайсман в доме есть три вислоухих кролика и два попугая? (Нет, у нее три кошки и две собачки)

7. М.Вайсман пишет стихи для детей? (Нет, она пробовала, но быстро поняла, что она не поэт.)

8. Верно ли то, чтобы стать писателем, нужно ждать, пока вырастешь? (Нет, нужно с детства воспитывать в себе внимание, наблюдательность, подмечать подробности, завести дневник...)

9. М. Вайсман пожелала всем ребятам, когда они вырастут, стать писателями? (Нет, нужно постараться быть наблюдательными, чтобы стать хорошими специалистами)

- Давайте проверим! Взаимопроверка!

- У кого нет ошибок?

 - А также чтобы хорошо учиться и много узнать!

3) Работа с рассказом «Шмыгимыш»

- С каким произведением М. Вайсман вы должны были познакомиться дома?

- Сейчас проведём тест на внимательное прочтение вами текста!

- В каком разделе находится рассказ «Шмыгимышь»? (В 7-ом разделе  «Обнаруживаем, что у искусства есть своя правда»)

- О чем же будем говорить? (Об особенной правде в рассказе «Шмыгимышь»)

- Как назовем тему нашего урока?

(Особенная правда в рассказе М.Е. Вайсман «Шмыгимышь»)

- А какую цель мы поставим на уроке? (Узнать об особенной правде в  произведении)

- Сегодня мы с вами проведем этический урок, в котором вы будете высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения в споре, чтобы разобраться, в чем же правда нашего произведения?

  • Начнём с того, о ком этот рассказ? (О сестре и брате, Вере и Филе.) 
  • Какого они возраста? (Ребята -  наши ровесники.)  
  • Кто главный герой? (Главные герои рассказа - мальчик Филя и его любимая игрушка Шмыгимышь)/

  • У какого другого известного вам литературного героя была любимая игрушка, кот очень любил в детстве, всюду носил с собой и мысленно с ней беседовал? (У Дениски из рассказа В. Драгунского «Друг детства» была любимая игрушка - плюшевый медвежона ными глазами и тугим животом.) 

  • А у вас такая игрушка была? И вы говорили с ней и за себя?
  • Подумайте, почему Шмыгимышь - любимая игрушка Фили, а не Веры?

- Прочитайте, как выглядела Шмыгимышь и почему у нее такое необычное имя.

- Где находятся наши герои рассказа?  (В Пушкинском музее)

- Предлагаю посетить этот музей. Пока мы приближаемся к нему, проведем физминутку.

Физминутка :

«Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре-

Мышки дёрнули за гири...

Вдруг раздался страшный звон,

Разбежались мышки вон!..»

- Почему о мышке я физминутку выбрала?

  • Итак, мы с вами в Пушкинском музее...
  • Наша цель: послушать, кто и о чем говорит с героями музея?

4. Выборочное чтение по ролям.

- Какой первый зал посетили герои? (Итальянский дворик)

- Кого встретили?  СЛАЙД!

- Кто с кем разговаривал в этом зале?

- Следующий зал?  (Греческий) 

- Кого встретили?  СЛАЙД! (Каменные женщины, одетые в греческие наряды, выполняющие роль колонн в греческих храмах.)

- Как повела себя мышь?  Прочитайте!

- Кого дальше встретили в Греческом зале? Кто это? (Гермес)

Задание 1

-Найдите и прочитайте, пожалуйста, по ролям в учебнике отрывок рассказа, где : Мышь здоровается с Гермесом.  (с.92)

- За автора будет читать..., а за мышь...

(...И вот мы в Греческом зале... до ...Гермес окаменел от удивления...))

Задание 2

- Посмотрите на 2-й экспонат музея. Кто это? (Геракл)

-Найдите и прочитайте отрывок рассказа, где: Мышь делает замечание Гераклу. (с.92-93)

 (...Потом мышь подошла к Гераклу... до ... Геракл смотрел на мышь...)

Задание 3

-Посмотрите на 3-й экспонат музея. Кто это? (Лаокоон)

-Найдите и прочитайте отрывок рассказа, где: Мышь сочувствует Лаокоону. (с.93)

(...А у статуи несчастного Лаокоона... до ...какую змею наслал...)

- Как вы думаете, кто на самом деле разговаривал с экспонатами в музее?

                                           (Это разговаривал Филя)

- Филя только разговаривал или еще чем-то занимался в музее?

(Он не только разговаривал, но и играл с мышью, посадил на лошадь, пытался освободить Лаокоона с помощью мыши, «вцепилась зубами в жирную змею»; посадил на скульптуру - на коленку мальчика, достающего занозу)

- По-разному ли чувствуют себя Филя, Вера и мама в музее?

- Подтвердите это цитатами из текста (с. 93-94) (Ответы)

- Как вы думаете, кто плохо себя ведет в музее: Филя или мышь?

- Как сам Филя объясняет своё плохое поведение? Зачитайте. (с.95 - «Мышь, прости меня...»)  (Свое плохое поведение Филя объясняет тем, что он «...просто хотел немного пошутить, чтобы в этих каме лах, охраняемых строгими бабушками, стало чуть-чуть веселее...».)

-        Почему Филе не было стыдно в музее, а стало стыдно только дома? (В музее Филя был только заинтересован скульптурами и «общением» с ними через игрушку, что не задумывался о собственном поведении. Только дома мальчик понял, как неловко чувствовали себя в музее его мама и сестра. Филе стало понятно, почему мама и Вера не захотели продолжать  прогулку: «Самое время пойти куда-нибудь поесть, - сказал я как ни в чем не бывало.

- Но мама сказала: «Нет уж! С меня хватит!»

  • И я больше со Шмыгимышью никуда не пойду, - сказала Вера»

  • Какую роль в раскаянии Фили играет Шмыгимышь? Важно ли, что это очень старая игрушка? (Дома, глядя на Шмыгимышь, Филя вспомнил, что это очень старая игрушка: мышь была маминой. Когда мама из нее выросла, она стала бабушкиной». Филя понимал ни мама, ни бабушка не вели себя в музее так плохо, как он, даже в детстве.)

  • Перед кем стыдно Филе: перед мышью или перед кем-то другим? (Филя, мысленно обращаясь к мыши, на самом деле просит прощения у мамы и бабушки.)

Итог:

- Несмотря на такое поведение в музее, вам было бы интересно общаться с таким мальчиком, как Филя? Почему?

- Вот теперь мы дадим характеристику герою.

5. Обобщение и систематизация знаний. Характеристика героя. Работа парах:

- Дайте характеристику герою!

- Соедините стрелками черту характера Фили и цитату, подтверждающую эту черту.

Филя

1.Хороший друг

2. Совестливый

3. Весёлый

4. Увлечённый искусством 

*«...Залетел бы к нам на огонёк (Гермес). Рассказал бы что-нибудь весёленькое...»

*«Она моя любимая мышь, белая Шмыги, Шмыгимышь. Я это говорю, чтобы она не обиделась. Она такая ранимая, моя Шмыгимышь!»

*«Ох! Ох! Ох! Сколько знакомых! Сколько знакомых! Привет, Гермес! Как дела? Как сандалии?..»

*«Мышь, прости меня , - сказал я, -это я во всем виноват...»

Итог

- Проверим задание.

1 черта характера - хороший друг. 

-Какая цитата подтверждает это?

(Она моя любимая мышь, белая Шмыги...)

2 черта характера - совестливый.

-Какая цитата подтверждает это?

(«Мышь, прости меня...»)

-Все согласны с … ? Просигнальте карточками.- Молодцы!

3 черта характера - весёлый.

-Какая цитата подтверждает это?

(«...Залетел бы к нам на огонёк (Гермес). Рассказал бы что-нибудь весёленькое...»)

4 черта характера - увлечённый искусством.

(«Ох! Ох! Ох! Сколько знакомых! Сколько знакомых! Привет, Гермес! Как дела? Как сандалии?..»)

-Все согласны с … ? Просигнальте карточками. -Молодцы!

-Давайте еще раз назовем черты характера Фили.

(Хороший, совестливый, весёлый, увлечённый искусством).

- Обратите внимание на последнее качество характера: увлечённый искусством.

-Ребята, давайте вернемся к цели нашего урока.

(Узнать об особенной правде искусства в нашем произведении)

-Так узнали мы, о какой особенной правде говорится в нашем рассказе? (Филя был увлечён искусством Древней Греции, ему было очень интересно в музее, что даже не заметил, как заигрался с мышью и своим поведением подвел маму и Веру... )

-Да, ребята, у искусства есть своя правда, свой особенный язык. И этот язык понятен не всем, а только тем, кто увлечен искусством. А Филя это один понимает. Значит, его поведение было не плохим, а особенным.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- Достигли ли мы цели нашего урока?

- Что бы вы взяли из этого урока для себя?

Фразы:

-хочу быть любознательным и интересным, как Филя

-понимать язык искусства

-быть общительным и веселым

-много читать и знать, как герой рассказа

-быть добрым и совестливым

- Молодцы, ребята! Сегодня все хорошо работали на уроке! Особенно... ребята...

- А чья работа вам больше понравилась?

- Спасибо вам за работу!

8. Домашнее задание: 

Найти информацию о богах и героях Древней Греции.  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива

РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...

Конструкт урока литературного чтения Н.Н.носов Рассказ "Фантазёры"

Конструкт составлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО, представлен на защиту на курсах для учителей начальных классов по введению ФГОС НОО....

Урок литературного чтения «Что дороже всего?» Рассказ А.И. Куприна «Слон» .

Урок литературного чтения в 3 классе по программе " Школа России" Тема урока : «Что дороже всего?» Рассказ А. И. Куприна «Слон» (2 урок). Урок –исследование. Тип урока: урок изучения и первичного з...

Презентация к уроку литературного чтения. Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?"

Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа Росии.  Образ героя в рассказе В. Осеевой "Почему?" - презентация....

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...