"Разгадываем загадки сказок. О. Вацетис "Подснежник"."
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Хакимьянова Регина Данисовна

Конспект урока по литературному чтени. "Разгадываем загадки сказок. О. Вацетис "Подснежник""." 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgadyvaem_zagadki_skazok._o.vatsetis_podsnezhnik.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «О.Вацетис «Подснежник».

Цели урока: объяснять Познакомить учащихся со стихотворением о подснежниках, формировать умения видеть средства художественной изобразительности: одухотворения, сравнения, скрытые сравнения, метафоры.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • совершенствовать умения читать стихотворные произведения;
  • развивать навыки анализа, сравнения, сопоставления на примере сравнения стихов и картин.

Личностные:

  • воспринимать выраженные в стихотворении  чувства, настроения; 
  • проявлять интерес к новому содержанию занятия;

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.21,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Словесный: беседа

1 мин.

Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер
У меня в ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к Красоте
Можно только сердцем.

Словацкий поэт и мыслитель ПаволОрсаг-Гвездослав.

– Как понимаете эти слова? (Красота природы очень хрупкая и ранимая, её нужно беречь, а чтобы беречь её нужно чувствовать)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

5 мин.

Как по-вашему, кто чувствует особенно остро эту красоту? (поэты, художники, композиторы…)

-Предположите о чём будем говорить на уроке?

Первым вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.(Подснежник)

-Поставьте цель на сегодняшний урок.

- Будем читать стихи о подснежниках, открывать секреты стихов.

Слушать учителя.

Формулировать тему урока.

Формулировать цели урока.

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Решение частных задач

Словесный: рассказ

Словесный: беседа.

Практический: анализ стихотворения 

Практический: выразительное чтение

-Откройте учебник на странице 21. Прочитайте название стихотворения и его автора.

-Знаете ли вы что-нибудь об Ояре Оттовиче Вациетис?

-О.О.Вациетис родился в 1933 году в Латвии. Первые свои стихи он напечатал уже в 17 лет. Окончив школу, будущий поэт поступил в Латвийский государственный университет и всю свою жизнь посвятил литературной деятельности. Ояр Оттович жил в сложное для страны время и писал серьезные стихи для взрослых. Но как внимательный и чуткий человек, Вациетис не мог не обращать внимания на природу.

Чтение стихотворения учителем.

-Что можете сказать о стихотворении?

- Понравилось ли вам это стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Чтение стихотворения детьми шепотом.

- Какие незнакомые слова вам встретились при чтении? (нынче)

-Объясните значения слова «нынче» ( сегодня)

Чтение первого четверостишия учителем

- Какую картину описывает О.О.Вациетис в первом четверостишии? ( в лесу расцвел подснежник)

- Какими рисующими словами поэт одухотворяет лес? (сосны не проснулись, спит валежник)

- Как вы понимаете эти слова? (лес еще не проснулся от зимнего сна. Тихо. Много снега.  Нет еще весенней зелени.)

- Прочитайте следующие две строчки.

- Какой  художественный образ раскрывает автор (образ подснежника)

- Как называет подснежник автор? (голубой зверек)

- Каким литературным приемом он пользуется при этом? (скрытое сравнение)

- Можно ли утверждать, что поэт одухотворяет подснежник?

- Какое слово он при этом использует? (народился)

Чтение второго четверостишия учителем

-Что хотел показать поэт в этой картине? (подснежник еще очень маленький)

- Как ласково называет  цветок О.О.Вациетис? (малютка)

Чтение третьего четверостишия учащимися

- Какое средство художественной изобразительности использовал поэт? (одухотворение в глаголе разгреб, сравнение корешка с лапой)

- Прочитайте последние две строчки.

-Найдите самые главные слова в этой картине (мама, папа).

- Действительно, природа в образе цветка Вациетис называет малюткой, а человека мамой и папой.

- Как вы думаете, что хочет этим сказать нам автор? (люди должны относиться к природе, как родители к своим детям)

- Как родители и их дети связаны близкими родственными связями, так должны быть связаны человек и природа. И сегодня на уроке мы говорим именно о родстве человека и природы.

- Так о чем же это стихотворение? (об отношении человека к природе)

- Чему учит нас это стихотворение? (как родители заботятся о своих детях, так люди должны заботиться о природе, любить ее, беречь, охранять)

Выразительное чтение.

- Прочитайте это стихотворение так, чтобы показать нежные чувства поэта, его любовь к природе.

Слушать стихотворение.

Отвечать на вопросы учителя.

Читать стихотворение шепотом.

Объяснять значение слова.

Анализировать стихотворение.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать стихотворение.

Читать стихотворение.

Анализировать стихотворение.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать выводы.

Выразительно читать стихотворение.

Структурировать знания(П)

 

Осознанно строить речевые высказывания( П)

 

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение(Р)

Физминутка

Сейчас мы с вами немного разомнемся. Повторяйте движения за мной.

Повторять движения за учителем.

Закрепление изученного

Наглядный: рассматривание репродукций картин.

Словесный: беседа

Работа по картине

- Видят природу, понимают и осмысливают ее не только поэты, но и художники. Поэты в стихах, а художники на картинах передают свои чувства, мысли и настроение. Перед вами две репродукции И.И.Левитана « Март» и А.К.Саврасова  « Грачи прилетели». Рассмотрите их.

- Каким  настроением проникнуты обе эти картины? (радость от прихода весны)

- Каким образом И.И.Левитан показывает свою радость? ( яркими красками , солнечным светом)

- Как радость выражается у А.К.Саврасова? ( прилетом грачей)

- Какая картина вам кажется более жизнерадостной? Почему?

- Каким образом художники стараются передать свои настроения? ( цветом и светом)

- Да, ребята. Мы с вами еще раз убедились в том, что все добрые, чуткие люди не только сами  любуются красотой природы, ее изменчивостью и непостоянством, но и делают все возможное  для того, чтобы подействовать на других людей, тех, кто будет знакомиться с их произведениями. И делают они это разными способами: поэты – словами, а художники – красками.

- Вспомните стихотворение Вациетиса « Подснежник». Какой из пейзажей подходит к этому стихотворению?

Рассматривать картины.

Анализировать картины.

Отвечать на вопросы учителя.

Слушать учителя.

Осознанно строить речевые высказывания( П)

 

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Заключение

Рефлексия

5 мин.

– Что мы делали на сегодняшнем уроке?

-Понравилось ли вам стихотворение? Почему?

- Оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных карандашей.

 

Оценивать свою работу на уроке.

Контролировать  и оценивать  процесса и результатов деятельности(П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки про героинь сказок

Материал для викторины по сказкам. Собраны загадки про героинь, поэтому удобно составить викторину к празднику 8 Марта....

Презентация "Как разгадывать ребусы"

Презентация для первого знакомства с ребусами. Правила составления и разгадывания ребусов....

Учимся разгадывать ребусы

В данной статье приводятся игровые приемы по разгадыванию ребусов....

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Урок литературного чтения "Продолжаем разгадывать секреты смешного. К.Чуковский "От двух до пяти"

Конспект данного урока иллюстрирует совокупность методов и способов обучения, развивающих мыслительную активность, творческие способности и креативное мышление учащихся. Урок спланирован в нетра...

Урок по литературному чтению по теме: "Загадки докучных сказок"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок"...

Занятие по скорочтению 2 класс. "Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов"

Познакомить с общими правилами разгадывания ребусов, закреплять у учащихся умение разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов....