Занятие по скорочтению 2 класс. "Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов"
план-конспект занятия (2 класс)

Томских Ирина Михайловна

Познакомить с общими правилами разгадывания ребусов, закреплять у учащихся умение разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по скорочтению № 8

Тема: Разгадываем ребусы. Загадки. Шарады из слов.

Цель: закреплять у учащихся умение разгадывания ребусов, головоломок и кроссвордов. Познакомить с общими правилами разгадывания ребусов.

Планируемые результаты.

Познавательные УУД: умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм; умение оценивать результат своей деятельности и деятельности членов группы.

Коммуникативные УУД: развитие связной речи при передаче информации на основных этапах занятия, умение использовать полученные знания при аргументации ответа; развитие навыков общения в паре и группе.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою деятельность; выделение и осознание уже полученных знаний и нового, неизученного; умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания.

Личностные УУД: учить общению внутри группы, в паре, позитивному отношению к окружающим.

Приемы и методы

Артикуляционная гимнастика, чтение слогов, текста, упражнения на зрительную и слуховую память, упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд, на концентрацию внимания, на развитие наблюдательности и координации движений.

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент (1 минута)
  2. Дыхательная разминка (2 минуты)

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

И – Э – А – О – У – Ы

  1. Речевая разминка (6 минут)

а) Слоги:

ар ор ур ыр

ра ро ре ря

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю

б)  Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

в) Упражнения для дикции:

Ткет ткач ткани на платье Тане.

  1. Загадка (5 минут)

- А вы любите отгадывать загадки и разгадывать кроссворды?

- Давайте разберемся, что такое загадка, ребус, головоломка и кроссворд.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.

В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, но и требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически. 

Загадки придумывают люди и сейчас. Это очень интересное занятие – обязательно попробуйте! Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной.

Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь.

Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз).

 

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза)

Замечательный дружище -

Деревянная ручища.

Он у плотников в почете:

Колет, рубит - весь в работе.

(Топор)

По тропинкам, по низинкам

Ходит лесом невидимка,

Повторяя вслед за мной

Все слова в тиши лесной.

(Эхо)

Где вода из года в год

Не бежит и не течет,

Не поет и не журчит,

А всегда столбом стоит.

(В колодце)

Он выходит жарким летом

В белый пуховик одетым.

Но подует ветер – вмиг

Облетает пуховик.

(Одуванчик)

Спинка есть, четыре ножки,

Не собака и не кошка.

(Стул)

  1. Ре́бус  (10 минут)

Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении. Запомните эти правила.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗГАДЫВАНИЯ РЕБУСОВ

1) Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

2) Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например, «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

3) Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.

Например, нарисован «хомут», надо прочесть только «омут», нарисован «парус», надо прочесть только «пар».

hello_html_m5158e34.gifhello_html_577bfe4a.gif

4) Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в».

Например: «в-о-да», или «не-в-а, или «в-о-семь»:

hello_html_m1a415c0c.gif

В этом и следующих пяти примерах возможно различное прочтение, например, вместо "восемь" можно прочесть "СЕМЬВО", а вместо "вода" - "ДАВО". Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

5) Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из».

Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»:

hello_html_m185847b0.gifhello_html_m59549688.gifhello_html_404717f.gif

6) Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за».

Например: «Ка-за-нь», «за-я-ц».

hello_html_m1dc6f471.gifhello_html_m31b603bb.gif

7) Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на»«над» или «под» - выбирайте предлог по смыслу.

Например: «фо-на-ри» или «под-у-шка»:

hello_html_5abb519b.gifhello_html_m5114def5.gif

Фразу: «Нашел Тит подкову и подарил ее Насте» — можно изобразить так:

hello_html_m7d3cfc94.gif

8) Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по».

Например: «по-р-т», «по-л-е», «по-я-с»:

hello_html_m3dda09e2.gif

9) Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у».

Например: «Л-у-к», «д-у-б»:

hello_html_24e54e15.gif

10) Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца.

Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

11) Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства

Например: «глаз» читаем «газ», «кость» читаем «гость»:

hello_html_38382895.gifhello_html_m6b2e85f3.gif

12) Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг»:

hello_html_m51cc2874.gif

13) Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

14) Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль»:

hello_html_3d3af3b7.gif

Так как не все знают ноты и положение на нотном стане, приводим их названия.

hello_html_386ded06.gif

В сложных ребусах перечисленные приемы чаще всего комбинируются.

6. Разгадывание ребусов (5 минут)

- Давайте теперь попробуем разгадывать ребусы.

hello_html_m179dfd95.jpg

Прочтите название русской народной сказки (Теремок)

 

Прочтите название русской народной сказки (Колобок)

 

  1. Шарада (5 минут)

Шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное.

Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе, легко узнать задуманное слово.

Начало - голос птицы,
Конец на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда.
(КАР-ТИНА)

С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П от вас не утаю -
Тоже в школе я стою.
(КАРТА - ПАРТА)

Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе отражаю.
Но К на Ц перемени -
Я по болоту зашагаю.
(КАПЛЯ - ЦАПЛЯ)

В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец, порою
В шеренгу вас построю.
(ЛИНЕЙКА)

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог союз.
А в целом я — материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в капели

капает вода.

Местоимение - слог второй,

А в целом -

школьный столик твой. (Пар + Та = Парта)

  1. Итог занятия (1 минута)

- Наше занятие подошло к концу, все молодцы!

- Дома потренируйтесь отгадывать шарады и ребусы.

- Спасибо за внимание и активность!