"Развитие универсальных учебных действий на занятиях по скорочтению в начальной школе"
статья (2 класс) на тему

Солёнова Любовь Николаевна

В статье речь идет о формировании навыков беглого осознанного чтения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие универсальных учебных действий

 на занятиях  по скорочтению в начальной школе

Л.Н. Соленова

МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №129» Приволжского района г. Казани

Трудно переоценить роль чтения в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как вид речевой и умственной деятельности, но и  как комплекс общеучебных умений и навыков, которые оказывают существенное влияние на успешное освоение всех учебных дисциплин на всех этапах обучения как важнейшая общекультурная компетенция. Формирование  у учащихся навыков  беглого осознанного чтения, развитие интереса к чтению всегда было и остается одной из главных задач  обучения и развития личности.

Только чтение способно привить навык самостоятельного мышления, расширить словарный запас и сформировать способность к абстрактным умозаключениям. Большинство детей не хотят читать, потому что не сформирован навык чтения.

Какие же причины влияют на снижение скорости и качества чтения?

  1. Низкий уровень восприятия  и ориентировки в пространстве и, как следствие, замена и перестановка букв и слогов.
  2. Недостатки в развитии внимания, а именно – слабая концентрация и устойчивость внимания, недостаточное произвольное внимание.
  3. Низкий уровень развития памяти.
  4. Низкий уровень  развития словесно – логического мышления и, как следствие, трудности при совершении анализа, обобщения, сравнения.
  5. Недостатки в развитии речи: нарушение артикуляции, слабый навык словообразования и словоизменения, неумение понимать и грамотно составлять грамматические конструкции, неправильное использование категории  рода и падежа, низкий уровень антиципации, бедный словарный запас.
  6. Несформированность  приемов учебной деятельности, низкий уровень самоконтроля.
  7. Индивидуальные особенности ребенка: медлительность, импульсивность, тревожность.

За счет каких факторов может быть улучшено качество чтения, его осознанность, правильность, выразительность? Несомненно, необходим инновационный подход к формированию данных умений и навыков.

Нами разработана программа для учащихся начальных классов по повышению скорости и качества чтения учащихся посредством специально подобранных упражнений. В качестве основы использована психодиагностическая таблица С.Н Костроминой и Л.Г Нагаевой (С.Н. Костромина и Л.Г. Нагаева. Учиться на пятерки по чтению. Как? – Издательство: АСТ, Прайм – Еврознак, 2008), в которой указаны причины трудностей в процессе обучения чтению и рекомендации по их преодолению.

На основе этих данных был подобран необходимый материал для занятий с детьми и составлено пособие, которое включает систему разнообразных упражнений для  повышения техники чтения.

При подготовке занятий используются более двадцати видов заданий на развитие правильности, осознанности чтения. Среди них: работа со слоговыми таблицами, использование словесно-логических цепочек при запоминании, палиндромы, чтение слов с одинаковым корнем, задания на нахождение пар к словам, составление предложений и грамматических конструкций, тексты с пропуском букв и др. Содержание занятий базируется как на произведениях фольклора разных народов, так и на образцах произведений классиков русской литературы (Л.Н. Толстой, И.Соколов-Микитов, Н.Сладков, В.Бианки, А.Алексин, М.Пришвин и др). Представленные в пособии тексты для чтения отличаются  жанровым разнообразием (сказка, басня, стихотворение, скороговорка, отрывок из рассказа и др.). При этом в используемых на занятии текстах находят художественное воплощение такие нравственные категории и ценности, как гуманизм,  чуткое отношение к окружающему миру, природе, животным, что способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Тексты с описанием деревьев, кустарников, птиц и животных вносят вклад в развитие интеллекта и расширение кругозора младших школьников. В процессе обучения скорочтению учащиеся начальных классов знакомятся с литературными терминами, жанрами, что способствует дальнейшему формированию устойчивых знаний по теории литературы, а также навыков литературного анализа художественного произведения.

Каким образом происходит формирование  УУД  на наших занятиях? Какие виды работ и приемы используются?

Занятия построены таким образом, что упражнения по чтению чередуются с упражнениями (играми) на развитие памяти, внимания, мышления. Такое чередование позволяет мобилизовать познавательные процессы на достижение основной цели программы, а также сохранить интерес к выполнению  упражнений.  Одно занятие включает 6-7 разнообразных заданий.

При формировании регулятивных УУД обращается внимание на то, чтобы дети учились:

-определять цель , план выполнения заданий,

-самостоятельно организовывать свое рабочее место,

-соотносить выполненное задание с образцом,

- корректировать выполненное задание,

-давать самооценку.

В процессе занятий ученики учатся определять конкретную цель каждого задания, принимать и понимать порядок заданий. Каждое задание проверяется. В конце занятия зеленым кружком дети отмечают задания, которые больше понравились, красным – которые вызвали затруднения. В конце страницы рисуют смайлик – свое настроение и отношение к работе.

При формировании  познавательных УУД  дети учатся:

-ориентироваться в заданиях,

- определять умения, которые будут формироваться во время их выполнения,

- сравнивать предметы , объекты, устанавливать причинно –следственные связи;

- находить нужную информацию в словаре:

-извлекать информацию из текстов.

Для развития восприятия  и расширения оперативного поля зрения используются такие приемы: работа со слоговыми таблицами, таблицами Шульте, задания на составление слов из слогов, чтение слов с переставленными слогами.

 Для развития внимания включены задания на нахождение слов среди букв, в таблице, тексте, подчеркивание заданной буквы, чтение слов с одинаковым корнем, полиндромы.

Для развития памяти  проводятся упражнения на запоминание слов с использованием  словесно – логических цепочек, заучивание  скороговорок, стихов, пословиц, загадок.

Для развития словесно – логического мышления используются задания на нахождение пары к слову, на группировку слов,  составление предложений из частей, чтение и отгадывание загадок, шарад, подбор нужного слова во фразеологизмах, «цепочки слов» с определением пространственно- временных связей,

Для развития умений составлять грамматические конструкции предлагаются деформированные предложения, словосочетания с пропущенными окончаниями, задания на правильное употребление предлогов в предложении.

Для развития антиципации используются  тексты с пропуском букв, анаграммы, слова с пропущенными буквами, отгадывание слов по двум данным буквам, запись их в таблице.

Для развития артикуляции включены чистоговорки, скороговорки, короткие стихи, чтение слоговых таблиц, словесных лесенок.

Для развития словарного запаса используется включение незнакомых слов в таблицы, работа с синонимами, антонимами, чтение и восстановление пословиц.

Чтение скороговорок, разучивание стихов, чтение слов в таблице хором по рядам, загадывание друг другу слов в таблице, поиск и отгадывание слов формируют у детей  умения слушать и понимать речь других, читать и понимать тексты, работать в парах, тройках. Для мотивации ребёнка на достижение результатов обучения, поддержки его интереса к выполнению сложных упражнений на каждом занятии проводится контрольное чтение, результаты которого заносятся в дневник роста скорости чтения.        

Работа, проводимая таким образом, дает определенные результаты: у обучающихся повышается качество чтения (при чтении дети стараются не допускать повторов слов, ошибок),  скорость чтения увеличивается, интерес к занятиям не снижается. Дети часто посещают библиотеку, много читают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л.В.Занкова

Статья об использовании интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий  на уроках окружающего мира в начальной школе  по системе Л.В....

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".

  Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе» 2 класс УМК «Школа России»

«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтенияв начальной школе»2 классУМК «Школа России» Технологическая карта урока....

«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»

Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий  младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...

Статья "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по созданию комфортной успешной образовательной среды для учащихся начальных классов...

Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.

Необходимым условием развития учащегося становится переход от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию учебного сотрудничества, использование заданий и упражнений, связанных с реалиями нашего ...