Статья "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке в начальной школе"
статья

Обобщение педагогического опыта по созданию комфортной успешной образовательной среды для учащихся начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Т.И.Гончаровой

                                                        Имерякова Ю.Э., учитель начальных классов

                                                        ГБОУ школа № 536 имени Т.И.Гончаровой

                                                         Московского района Санкт-Петербурга

Формирование и развитие универсальных учебных действий

у учащихся на уроке в начальных классах

        Понятие «школа» происходит от латинского «shola» - лестница. И  на первой ступеньке этой  лестницы длиною в жизнь ребёнка встречает учитель начальных классов.    И от того, какой это будет человек, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов!

   Как сказал Роберт Рождественский,  профессия учителя –«профессия дальнего действия, самая главная на Земле». Она даёт возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребёнка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нём.

    В моей профессиональной деятельности я основываюсь и часто обращаюсь к  главным документам, определяющим деятельность каждого учителя: федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, закону РФ «Об образовании» и к «Концепции духовно-нравственного воспитания»

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет следующий  «портрет выпускника начальной школы»

        любящий свой народ, свой край и свою Родину;

        уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

        любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

        владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

        готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

        доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

        выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

  Получается, что на первом месте находится формирование гражданских, коммуникативных и личностных компетенций учащихся.

 В качестве метапредметных результатов обучения стандартом определяется готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

 

    Школа, как никакой другой общественный институт, способна предоставить современному ребенку поле для деятельности, а именно в активной интересной деятельности формируется личность. Задача современного педагога  направить активность детей в нужное русло.  А в том, что современные школьники очень активны, нет никаких сомнений.

        В начальной школе мы можем говорить не об использовании проектов как метода, а  только о проектной деятельности. Эта форма системно-деятельностного подхода как нельзя лучше подходит для формирования и развития универсальных учебных действий младших школьников. Это возраст «первооткрывателей» и «исследователей». Задача же педагога только  организовать проектную деятельность в образовательном пространстве ребенка.

  Именно проектная исследовательская деятельность способна вовлечь младших школьников в интересную работу, результатом которой будет не только получение крепких знаний, но  и овладение ключевыми компетенциями, ведь всё, что «пропущено» через себя и пережито запоминается лучше и  быстрее, чем то, что навязано «сверху».

  Образование  в начальной школе начинается с развития ребенка как читателя. Именно книга позволяет приобщить учеников к духовно-нравственным ценностям, к культурному наследию.

   Многолетние наблюдения показывают, что успешность обучения в начальной школе напрямую связана с тем, как ребенок читает. Уже много лет эта проблема актуальна не только для учеников начальной школы. Если ребенок не хочет читать, то реализация задач ФГОС практически невозможна.

  Мне показалось, что решать эту проблему можно не только в рамках уроков литературного чтения.

В любой программе есть произведения, которые заведомо будут интересны младшему школьнику. Обычно это рассказы об их сверстниках, о школьной жизни - т.е. то, что знакомо и близко ребенку. В моем классе самыми любимыми оказались рассказы В.Ю. Драгунского.

      После изучения Денискиных рассказов,  я принесла в класс сборник  рассказов

В.Ю. Драгунского из школьной библиотеки. Это была яркая, красочная новая книга. Многим захотелось взять эту книгу, но она была одна и ребята по очереди стали предлагать возможные варианты. Кто-то предложил читать по очереди , но ему сразу возразили, что это долго. Можно купить в магазине, поискать дома у себя или у друзей.  Вариантов было множество, но все они были связаны с той или иной проблемой. В ходе обсуждения мы пришли к идее создания «классной» библиотеки. Причем «классной» не только в смысле «находящейся в классе»,  а «классной» как самой лучшей. Совершенно естественно возникла необходимость обсудить организацию этой деятельности. Все предложения исходили от ребят, учителю оставалось только направлять идеи в нужное русло.

В ходе работы над созданием «классной  библиотеки» мы посетили с экскурсией районную и школьную библиотеки. Посмотрели, как организована работа по учету и выдаче книг, распределили социальные роли: кто-то был библиотекарем, кто-то просто читателем. Появилась инициативная оформительская группа, которая сделала нашу библиотеку красочной и яркой. В общем, всем нашлось занятие по душе.

    Дети активно включаются в  ту деятельность, которая не навязана педагогом, а предложена ими, и задача учителя в нужный момент создать проблемную ситуацию или

органично использовать реальный момент. Практика показывает, что самые интересные идеи рождаются в совместной работе учителя и учеников.

      Участие в нашем проекте позволило решать комплекс задач, особенно в сфере коммуникативных универсальных учебных действий. Во- первых нужно было научиться слышать не только себя, но и других; научиться договариваться ради достижения результата. Дети учились высказывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения. В процессе работы приходилось учиться контролировать действия всех участников и осуществлять взаимопомощь. Ни одна совместная деятельность детей не обходится без конфликтов. Мы учились разрешать спорные моменты, учитывая мнения всех сторон.

   Мы не ограничились решением только коммуникативных задач. Этот проект позволил многим участникам сформировать положительное отношение к школе. В этой деятельности трудно быть неуспешным.

 Эта работа позволила также развить и регулятивные универсальные учебные действия такие как: прогнозирование и планирование действий, пошаговый контроль за выполнением, внесение корректив в первоначальный план.

  Работа  над проектом позволила многим ребятам проявить себя в коллективе, а мне, как учителю, помогла взглянуть на своих воспитанников с совершенно другой стороны.

Работа над проектом  длилась  четыре месяца. За это время мои дети учились общаться друг с другом, учились ценить книги и конечно читали. Проект благополучно завершился и совершенно неожиданно для меня в ко мне снова обратились мои дети с желанием вновь открыть «классную» библиотеку. Без моего участия возникла инициативная группа и, заручившись поддержкой большинства класса, проект получил вторую жизнь, но уже на более высоком уровне.

 Еще один долгосрочный проект, в который включились практически все учащиеся моего класса – создание редколлегии журнала.  Задача этого проекта включить младших школьников в сложную издательскую деятельность, где им придется осваивать много интересных профессий: журналист, корректор, оформитель, редактор и т.д. В ходе освоения этих профессий дети развивают речевую культуру, овладевают как читательскими, так и писательскими умениями, что особенно трудно осваивается нашими учениками. Мы пишем и читаем о том, что ближе и интереснее всего для младшего школьника: о себе, о классе, о школе, об одноклассниках, семье.

 Результатом этой проектной деятельности будет выпуск журнала «Любознашки».  Кстати, выбор названия тоже предложен «изнутри» детского коллектива. Были предложены самые разнообразные варианты, но остановились именно на этом. Обложку для журнала тоже придумывали коллективно, выбирая самую интересную из предложенных макетов. Очень интересно наблюдать, как появляется и развивается такая личностная компетенция как умение взять на себя инициативу и ответственность за какое- либо дело. Дети раскрываются для учителя и для одноклассников совершенно с иной стороны. А перемены у  нас теперь заняты голосованиями и творческими спорами, в которых, как известно, рождается истина. Конечно перед тем, как начать эту работу мы познакомились с историей детского журнала, с детской периодикой, выпускающейся сегодня. Проблемой, из которой «вырос» наш проект стала беседа о предпочтениях в чтении. Где же прочитать обо всем? Ребята стали предлагать словари, энциклопедии, вспомнили о существовании такого сборника как хрестоматия. Все эти книги мы посмотрели в классе и пришли к выводу, что только форма журнала способна дать большой объем информации на самые разнообразные темы.

Перед стартом нашего проекта ребята изучили все журналы, имеющиеся в школьной библиотеке, определились с рубриками, которые будут всем интересны.

С введением федерального государственного стандарта у учителя появились дополнительные возможности в виде внеурочной деятельности, позволяющие расширить образовательное пространство младшего школьника. В соответствии с требованиями стандарта  внеурочная деятельность организована по пяти направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и социальное. Любое из перечисленных направлений предоставляет педагогу широкое поле для деятельности, дает возможность использовать самые разнообразные формы работы, отличные от урочной системы.

  ФГОС второго поколения рассматривает образовательный процесс в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным развитием учащихся, предусматривающим принятие ими моральных норм и национальных ценностей.

 Все образовательные проекты, осуществляемые моими учениками,  одновременно решали важнейшие воспитательные задачи.

   

    Федеральный государственный  стандарт в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет личностные, метапредметные и предметные результаты, поэтому в конце каждой четверти и учебного года проводятся школьные и районные мониторинги, позволяющие сделать вывод не только о качестве образования, но и о степени сформированности метапредметных результатов.

    Анализ результатов различных мониторингов позволяет сделать вывод о том, что взаимосвязи повышения качества образования и применением педагогом технологий системно-деятельностного подхода. Систематическая работа над «читательскими» проектами не только мотивировала детей к чтению, но и позволила существенно повысить технику чтения и качество образования в моих классах.

  Но главным показателем эффективности моей педагогической деятельности по созданию комфортной образовательной среды для гармоничного развития младших школьников является желание детей учиться. У большинства учащихся повышается познавательная  учебная мотивация, появляется эмоционально-положительное отношение к школе, формируется адекватная самооценка.

И в заключение хочется сказать, что ребёнок не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей планете. Эта затаённая в ребёнке сила духа, разума и сердца, если её довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразовывать, обогащать, украшать всё вокруг - и в нём самом.

Но суть в том и заключается, что какие бы силы не таились в ребёнке, сам он ничего не сможет в себе развить, не сможет даже встать на ноги, не говоря уже о возвышении до человека.

Сделать, воспитать, создать из него человека - серьёзная задача для мудрых взрослых, любящих взрослых.

Единство образования и воспитания в связке: учитель-ученик-родитель. Эта связка мне видится как  социальное партнёрство, в сотрудничестве проживающее жизнь вместе с детьми. А сотрудничество возможно, если выстраивать его общими усилиями, соблюдая при этом несколько принципиальных условий, используя современные педагогические технологии, при которых шансы на взаимопонимание учителей, детей и родителей возрастают.

Список использованной литературы:

  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997. - 176 с.

      2. Федеральный государственный стандарт НОО
              Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 № 373


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие универсальных учебных действий на занятиях по скорочтению в начальной школе"

В статье речь идет о формировании навыков беглого осознанного чтения учащихся....

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе...

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников» на уроках и во внеурочное время в начальной школе.

Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников на уроках и во внеурочное время  в начальной школе....

Статья «Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»

laquo;Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»...

Статья "Развитие универсальных учебных действий у учащихся начального звена в рамках проблемного обучения на уроках дисциплины «Окружающий мир»"

В ходе рассмотрения проблематики обучения и воспитания в условиях начальной школы в настоящее время актуальными становятся вопросы эффективной организации учебного процесса и внеурочной работы младших...

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке из опыта работы в начальных классах

Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках развития речи в начальной школе является одной из основных вопросов современной педагогики. УУД создают возможность самос...