Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.
статья (2 класс) на тему

Иванова Галина Егоровна

Поэтапное применение педагогических приёмов для формирования УУД на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение педагогических приёмов для формирования универсальных учебных действий на разных этапах урока в начальной школе.

        Второй год я обучаю своих учеников по новым стандартам . Изучив документы и дополнительную литературу, посетив курсы по повышению квалификации, я пришла к выводу, что один из важных моментов реализации ФГОС - это формирование универсальных учебных действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать свою деятельность по решению задач и проблем, прививают готовность к самосовершенствованию, самореализации и саморазвитию. Чтобы выполнить поставленную цель, педагогу необходимо планировать урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности обучающихся.

         Для формирования универсальных учебных действий я использую современные педагогические технологии на разных этапах урока.

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия

Приёмы, методы, способы  обучения

Описание приёма, метода, способа обучения

Организационный момент

Коммуникативные

Вход в урок

Необычное знакомство с планом урока. Например я делаю так: Сначала мы посетим салон красоты цифр - будем писать красавцы-цифры. Затем блеснём умением решать в уме - для этого проведём устный счёт. Потом попробуем ответить на этот вопрос: Как вычислять значение выражения 24+8? Следом потренируем мозги - решим выражения и задачу.  И наконец, оценим свои достижения на уроке - сделаем рефлексию.

Лист защиты

Перед каждым уроком ученик (без объяснения причины) может вписать свою фамилию в "Лист защиты", который находится у меня на столе. После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят.

Формулировка темы, целей и задач урока.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные целеполагание

Проблемный диалог

Создаю проблемную ситуацию. Например: - Вычислите значение выражения 24+8. (Дети самостоятельно вычисляют. )

- Задание было одно, а у нас получилось несколько ответов. Почему? (Мы не знаем как  вычислить значение выражения)

- Какой вопрос возникает у нас? (Как вычислить значение выражения?)

Практическая деятельность обучающихся, осуществление коррекции

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Опрос "по цепочке"

Я жестом прерываю рассказ одного ученика и предлагаю продолжить его другому.

Работа в паре, группе

Группы получают одно и то же задание или разные, но работают на общий результат задания.

Лови ошибку

Ученики получают текст (предложение, выражения) с допущенными ошибками. Они должны исправить их.

Отсроченная реакция

Приучаю обучающихся к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места. Отрабатывается правило: вопрос - пауза - ответ.

Осуществление контроля

Регулятивные контроля, коммуникативные

Тренировочная контрольная работа

Контрольная работа проводится традиционным способом, но ставлю отметки в журнал только по желанию учеников.

Блиц-контрольная работа

В течении 7-10 минут провожу письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков.

Взаимоопрос

В течении 3-5 минут обучающиеся опрашивают друг друга по основным вопросам пройденной темы.

Оценивание

Регулятивные оценивания, коммуникативные

Райтинг

Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку. Затем  оцениваю я. При безотметочном обучении применяю шкалу, предложенную Г.А.Цукерман. Если я соглашаюсь, то обвожу крестик  ученика, если не соглашаюсь, то на шкале ставлю свою оценку. При отметочном оценивании записываю дробь. Например: 4/5, где 4 - отметка ребёнка, 5 - отметка преподавателя.

Знакомьтесь с критериями

Знакомлю школьников с критериями оценивания или договариваюсь с обучающимися о критериях оценивания.

Рефлексия

Регулятивные, коммуникативные

 Мордашки

Ученики в дневниках рисуют своё эмоциональное состояние смаликами, символизирующими хорошее, спокойное  или плохое настроение.

 Невербальное управление

С помощью ладони и ручки показывают уровень активности на уроке: чем выше активность, тем выше ручка.

Опрос-итог

В конце урока  задаю вопросы, побуждающие к рефлексии.

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 Задание массивом.

 Ученикам предлагаю сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Обсуждаем домашнее задание.

Вместе со школьниками ищем ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?

         Современные педагогические приёмы, которые я использую, способствует формированию универсальных учебных действий, что приводит к повышению качества обучения и мотивации обучающихся.

Список литературы:

1. С.В.Бобровская. Приёмы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий. Портал информационной поддержки руководителей образовательных организаций "Менеджер образования". 2 октября 2012.

2. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

3.Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...

Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе

Результаты формирования универсальных учебных действий на разных этапах обученияпо УМК «Школа России» в начальной школе...

Формирование Регулятивных Универсальных Учебных Действий на разных этапах урока

Формирование Регулятивных УУД на разных этапах урока...

Статья "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по созданию комфортной успешной образовательной среды для учащихся начальных классов...