Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.
методическая разработка по теме

Агафонова Надежда Николаевна

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon fgos-vypusknik.ppt51.5 КБ
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchiy_podkhod_k_provedeniyu_uroka.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий

в соответствии с ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В Стандарте второго поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • Личностные умения (сформированность мотивации к обучению и познанию, готовность и способность к саморазвитию, личностные качества и др.)
  • Метапредметные умения (умение учиться),
  • Предметные умения.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 «Здоровье это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».

Работая в образовательных учреждениях, я неоднократно сталкивалась с одной и той же проблемой – это ослабленное здоровье учащихся.  Ослабленные  дети  плохо справляются с учебной нагрузкой, не в полном объёме усваивают учебный материал,  в конечном итоге, они становятся менее успешны в учебной деятельности. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Все эти принципы решает Образовательная система «Школа 2100», которая  даёт возможность разноуровнего обучения (принцип минимакса), создавая ситуацию успеха для каждого ребёнка.                                                                                  

Рассмотрим некоторые группы факторов, влияющих на здоровье и успешность обучения школьников.

        

        

-Экология

    -Традиции здорового образа жизни в  е    семье

-Качественная своевременная  медицинская помощь

-Здоровьесохраняющий подход  к обучению

     -Физкультурно – оздоровительные                                             м   мероприятия

Так как основной формой организации учебного процесса является урок, то именно от урока, в большей степени зависит, будет ли обучение направлено на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости.  Поэтому при построении уроков я, прежде всего, учитываю требования СанПиН к составлению расписания уроков и гигиенические критерии рациональной организации  здоровьесберегающего урока.  

Для обеспечения положительного эмоционального настроя использую установки детей на успех: «Я справлюсь», «У меня всё получится», тем самым  помогаю освоить им способы самооздоровления. Ребёнок должен быть убеждён, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, всё равно должна быть скрытой. Для создания мотивации успешности на  каждом этапе урока помогают такие приёмы как:  «Похвала», «Авансирование», «Эврика», «Без тебя бы мы пропали»

Так как я работаю по образовательной системе «Школа 2100», то реализую и решаю  задачи направленные на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через универсальную технологию проблемного обучения.

Я мотивирую учащихся   на совместное «открытие» новых знаний, приучаю  школьников к мыслительной деятельности, рассуждению, поиску новых способов решения поставленной проблемы, обеспечивая  условия для полноценной реализации учащимися своих интеллектуальных и жизненных знаний. Проблемное обучение влияет на эмоциональный комфорт, самооценку у детей, на уровень их ответственности и самостоятельности, на их познавательную активность, на коммуникативные способности.  

Учитывая то обстоятельство, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, я использую разные формы организации детей на уроке:  работа в группах, парах,  в парах сменного состава,  фронтальный опрос с использованием предметов (мяча, светофорчиков), хлопанье в ладоши,  индивидуальный  опрос, деятельность с элементами соревнования. Большое значение на уроке  имеют физминутки  общего воздействия или для снятия локального утомления.

Огромное значение в ходе образовательного процесса я придаю валеологической работе, организуемой  на уроке. Я знакомлю детей с правилами культуры чтения и письма, формирую и закрепляю гигиенические умения  и навыки: правильная осанка, положение книги, тетради.  В ходе уроков часто использую пословицы, поговорки  валеологической направленности. Например:

  • Голову держи в холоде, а ноги – в тепле.
  • В здоровом  теле – здоровый дух.

Наши первоклассники обучаются в первую смену с 9.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В сентябре проводится по 3 урока по 35 минут, с ноября –  4 урока по 35 минут. На каждом уроке проводится физкультминутки, гимнастика для глаз, кистей рук, пальцев. После второго урока организуется динамическая пауза.

Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. В кабинете, в котором занимаются ребята, выполняются санитарно-гигиенические требования: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка класса, также соблюдается и питьевой режим, установлен кулер для воды.

Ребенок - это    барометр,    реагирующий    на    любые    изменения, происходящие во взрослой жизни  и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Только здоровый ребенок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы  и моя задача помочь ему на этом пути.

Здоровье школьника

Успешность обучения

Управляемые факторы

Неуправляемые факторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»

«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx

В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

В статье расерываются теоретические вопросы формирования универсальных учебных действий по новым ФГОС, рассматриваются два вида дидактической игры: обучающая и контролирующая, приведены примеры уроков...