Статья "Формирование культуры читателя при работе с народными сказками о животных"
статья по чтению (1 класс) на тему

Сказки о животных пользуются наибольшей популярностью у маленьких читателей, которых привлекает стремительность в развёртывании сюжета, легко узнаваемые канонические характеры персонажей, юмор, диалоги с запоминающимися репликами, ясность нравственной оценки. Задача учителя – дать услышать детям звуковое и интонационное совершенство словесного наряда сказки, научить видеть кумулятивную композицию сказки. Особенности сказок о животных убеждают, что эти сказки необходимы детям, они могут стать окном в мир устного народного поэтического творчества. Их темы, сюжеты, образы могут стать основой  формирования духовности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_chitatelya.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры читателя

при работе с народными сказками о животных.

  Сказки о животных пользуются наибольшей популярностью у маленьких читателей, которых привлекает стремительность в развёртывании сюжета, легко узнаваемые канонические характеры персонажей, юмор, диалоги с запоминающимися репликами, ясность нравственной оценки.

Эти сказки  восходят, как утверждают фольклористы, к животному эпосу. В них отразились наблюдения охотника, рыболова, скотовода над животными и стремление  и стремление передать опыт этих наблюдений потомкам.

   Однако перед нами не просто остатки древнего эпоса с отпечатками мифологических произведений, но вполне законченные самостоятельные произведения, где причудливо переплелись реальность и вымысел. Поэтому и рассматривать их на уроках надо не с позиции того, какие повадки животных в них изображены, а с позиций тех тем, сюжетов и образов, которые воплощены в этих сказках. Следовательно, задача педагога в том, чтобы не делая сказку пособием по прикладной зоологии, ввести детей в мир сказочной условности, раскрыть им комизм и драматизм ситуаций, показать извечное столкновение Добра и Зла, приобщить к поэзии сказки.  

 В сказках о животных много юмора, диалогов , песенок, повторов. Улыбка, лукавинка должна быть  также открыта детям.  А диалоги иногда  почти полностью  поглощают повествовательный элемент, что позволяет легко инсценировать, драматизировать или просто почитать текст по ролям.

  Рассмотрим возможный вариант методического  подхода к одной из сказок.

«Петушок и бобовое зёрнышко»

Композиция этой сказки о спасении подавившегося бобовым зёрнышком петушка получила в фольклоре название – кумулятивная. Она строится на многократно нарастающих повторах.

Сказки такого рода издавна тешат детей. Что же в них привлекает?

Во-первых, наглядное конкретное движение: курочка бросается к хозяйке, корове, кузнецу. Движение не осложнено раздумьями, неразрешимыми проблемами, сомнениями.

Во-вторых, доступен для детского восприятия повтор эпизода. События похожи, узнаваемы и поэтому легко запоминаются.

В-третьих, детей привлекает игра со словом, стихотворная мелодия и ритм с рифмой.

  Прочитаем  эту сказку вместе с детьми. Она органично вписывается в разделы «О братьях наших меньших», «О животных», что позволяет на этапе подготовки к восприятию произведения коснуться тех стихотворений, рассказов, где говорится о животных, и акцентировать внимание на жанре сказки.

В первом чтении надо передать неторопливость, плавность, напевность сказочного повествования, подчеркнуть словесные украшения:

«Подавился, не дышит, не слышит,                        Фраза читается напевно,  

 Словно мёртвый лежит»                                         мягко, сочувственно,

                                                                                      с обрисовкой рифмы, ритма.

«Ох, хозяюшка, дай скорее маслица                        Фраза читается как скороговорка,    

петушку горлышко смазать: подавился                 торопливо: курочка запыхалась и

петушок бобовым зёрнышком»                               волнуется.

Задача учителя на этом этапе – дать услышать детям звуковое и интонационное совершенство словесного наряда сказки. Например, при чтении каждого нового обращения курочки за помощью следует показать нарастание напряжения, увеличение тревоги за судьбу петушка, а раскручивание цепочки читать на вздохе радостного облегчения.

  Первое перечитывание сказки детьми можно построить как ответы с помощью текста на аналититческие вопросы учителя. Цель – такого перечитывания – усвоение предметного плана сказки. Вот возможные вопросы:

-Кто главные персонажи в сказке?

- Каким был петушок?

- Чему учила курочка петушка?

- Какая беда случилась с петушком?

- К кому бросилась курочка за помощью?

- Что ответила хозяюшка?

- Как курочка просила коровушку о помощи?

- Как беда миновала?  

Данные вопросы позволяют перечитать текст по порядку и акцентировать внимание учащихся на событиях.

Второе перечитывание поможет сделать акцент на звеньях композиционной цепочки, проследить, как шаг за шагом преодолеваются препятствия. Здесь осмысляются логические связи между эпизодами. Помогут их выявить вопросы, отвечать на которые дети будут с помощью текста:

- Что требуется хозяюшке, чтобы помочь курочке?

 - О чём просит коровушка?

- Как откликнулся на просьбу курочки кузнец?

Третье перечитывание дети осуществляют про себя, готовясь к пересказу. При пресказе можно использовать приготовленные фигурки пресонажей. Это поможет восстановить последовательность событий.

При перечитывании  очень важно заострить внимание детей на словесном наряде сказки. Ребята учатся интонировать просьбу, беспокойство, тревогу, стремление помочь попавшему в беду. Обращается внимание на мягкость и красоту звучания фраз.  Необходимо следить за напевностью, плавностью сказа, переходящего в скороговорку просьбы.

Работа над выразительностью органически подводит детей ещё к одному перечитыванию – по ролям, а при хорошей подготовке класса чтение по ролям желательно заменить инсценированием сказки в формате кукольного театра.

Детям также можно предложить назвать и другие сказки, где персонажи участвуют в  цепочке похожих  событий, подготовить в группах чтение по ролям этих сказок. Все эти цепочки требуют на уроках пристального внимания читателя к содержанию последовательности и словесному наряду сказки.

           Рассмотренные на данном примере особенности сказок о животных убеждают, что эти сказки необходимы детям, они могут стать окном в мир устного народного поэтического творчества. Их темы, сюжеты, образы могут стать основой  формирования духовности детей.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок"

УУД:- формирование читательских умений (определение темы, жанра, названия произведения); умения составлять блок-схему произведения, формировать навыки самоконтроля;- развитие интеллекта младших школьн...

Статья на тему :«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»

«Методика работы с народной сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе»...

КВН«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ»

пробудить интерес к чтению русских народных сказок; развивать творческие возможности путем инсценирования сказок.                        ...

Литературная игра «Угадай – ка» Русские народные сказки о животных.

Целевая аудитория:  возраст 6-7 лет.Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить русские народные сказки о животных....

«Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»

Сообщение на тему «Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных»...

Формирование грамотной разговорной речи первоклассников через знакомство с народными сказками о животных (выступление МО)

Данное сообщение включает в себя важность ознакомления учащимися с народными сказками о животных для формирования грамотной разговорной речи...