"Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери""
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Хакимьянова Регина Данисовна

Конспект урока по литературному чтению "Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

Цели урока: объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • соотносить иллюстрации с содержанием произведения;
  • объяснять значения устойчивых выражений;
  • выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные:

  • Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
  • Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.19-21,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Словесный: беседа

1 мин.

- Сказки - мудростью богаты

 Сказке - скажем “Приходи”!

 Это присказка ребята

 Но, а сказка впереди.

-Что же такое СКАЗКА?

- Сказка – это жанр устного народного творчества.

Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну сказок.

Слушать учителя.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Словесный: беседа

5 мин.

- Но прежде чем мы попадем в страну сказок, давайте с вами вспомним: какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.

- На какие виды делятся народные сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)

Отвечать на вопросы учителя.

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Словесный: беседа

.

.

-Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.

- «Шли-шли,- солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы» (“Сестрица Алёнушка и братец   Иванушка” – русская народная сказка)

-«Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка)

- “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
-« Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

-«Навсегда бросила детей мать-кукушка. С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей»

(«Кукушка» Ненецкая народная сказка»)

-Какой главный смысл в каждой сказке?

«Хаврошечка» (добро побеждает зло).

-«Мальчик с пальчик» (помогать старшим, заботится о родителях).

-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушаться старших, быть добрым).

-«Каша из топора» (добру, смекалке, сообразительности).

-«Кукушка» (помогать маме, беречь и заботиться о ней).

Вести беседу с учителем.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять главный смысл сказки.

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Изучение нового материала

Словесный: беседа

Практический: чтение сказки

Нагляный: рассматривание иллюстрации

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

-Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

-Какие цели мы можем поставить на урок? (доказать, что данное произведение является действительно сказка; охарактеризовать главных героев; выделить главный смысл сказки).

Чтение сказки учителем  

- Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился больше и почему?

- Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных?  

- Почему вы так считаете?

Словарная работа.

В сказке  вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.

тяжко заболела – тяжело

печальная весть - грустная, горестная

чёрный день – тяжёлый трудный

ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте. 

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Чтение трудных слов

-Прочитаем по слогам трудные слова:

Постучалась – по- сту- ча- лась

Превратилась – пре- вра- ти- лась

Обхватили- обхватили

Рассердилась- рас-сер- ди- лась

Чтение отрывка сказки по ролям

-Сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки. Кто они?

- Давайте вместе рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 63.

(три девушки, белочка)

-Что они делают? (работают по хозяйству)

Показываю детям тюбетейки и костюм белочки. Распределение ролей.

Кого ещё не хватает? Автора сказки. Мать дочерей.

Определять цели урока.

Слушать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с малознакомыми выражениями.

Читать трудные слова по слогам.

Читать сказку по ролям.

Рассматривать иллюстрацию.

Осознанно строить речевые высказывания( П)

 

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

 

Строить  монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Физминутка

5 мин.

Повторяйте движения за белочкой на видео.

Повторять движения.

Первичная проверка понимания нового материала.

Словесный: беседа

Работа по содержанию прочитанного текста.

- Почему все любили младшую дочь долгие годы?

- Что с ней произошло?

- Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

Справедливо ли поступила белочка?

- А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

-Давайте докажем, что это сказка. Зачин «Жили –были….», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено.

Отвечать на вопросы учителя.

Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся

(Р)

Планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации(Р)

Закрепление новых знаний

Словесный: беседа

- Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

-Кто вам нравится больше всех? Почему?

- Кто из сестер нравится автору-народу? Почему вы так решили?

- За что народ любит младшую дочь?

-Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы?

- За что были наказаны старшие дочери?

- Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

Как, по вашему мнению, сложилась судьба дочерей?

- Кем они стали?

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Анализировать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать вывод.

Осознанно строить речевые высказывания( П)

 

Аргументировать свое  мнение и позиции(К)

Строить  логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Итог урока

Рефлексия

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.)

-Оцените свою работу на уроке с помощью цветных карандашей.

Слушать учителя.

Оценивать свою работу на уроке.

Контролировать  и оценивать  процесса и результатов деятельности (П)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарская народная сказка «Три дочери»

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери» Цель: проанализировать содержание сказки с точки зрения читателя-мыслителя, психолога, творца, художника....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Конспект урока "Три дочери" татарская народная сказка

Цели и задачи урока:vВоспитывать доброе отношение к    семье, пожилым людям, детям и родителямv Формировать понятия «любовь», «доброта», «красота», «уважение»v Формировать читательские ...

Открытый урок по литературному чтению Татарская сказка "Три дочери"

Предлагаю вашему вниманию урок с презентацией по УМК "Планета знаний"...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова...

Татарская народная сказка "Три дочери"

Презентация к татарской народной сказке "Три дочери"...