Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные уроки сказок. Нанайская сказка "Айога"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, 2 класс, система Л.В,Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка "Айога"

Сорокина Евгения Валерьевна, 
МБОУ СОШ №21 г.Мурманска, 
учитель начальных классов 
Конспект урока литературного чтения по теме 
«Нравственные аспекты сказок. Нанайская сказка «Айога» 
во 2 классе 
(система Л.В.Занкова) 

Цели урока: 
Предметные: определять отличительные особенности сказки; уметь различать виды сказок, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения. 
Метапредметные: 
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ; 
познавательные: сравнивать сказки различных видов и народов , выявлять общее и различное; 
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова , толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные). 
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе сказки. 
Оборудование: презентация к уроку, компьютер , экран, модели , карточки для работы в группе, карточки для работы в паре. 

1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 
- Сегодня на урок литературного чтения пришли гости. 
- Давайте поздороваемся с нашими гостями. 
Громко прозвенел звонок, 
Давайте настроимся все на урок, 
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям, 
Чудесных открытий желаю всем вам! 
-Проверьте готовность к уроку: 
• учебник 
• карточки с заданиями 

2. Актуализация имеющихся знаний. 

- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением. 
- Чтобы определить его жанр, необходимо выполнить задание в группах. 
- Приготовьтесь к работе в группе и мысленно вспомните правила работы . 
-Итак, вам необходимо прочитать отрывок произведения на карточке красного цвета, посовещавшись, определить его жанр и вспомнить название (даны отрывки из различных сказок) 

- Прочитайте свой отрывок, кто узнал, что это за строки? 
-Докажите , что это сказка.( есть зачин- начало, тройной повтор, волшебство, добро побеждает зло, есть волшебные предметы, необычные существа, все звери и птицы разговаривают, магические числа) 
-К какой группе относится ваша сказка? 
- Итак, сделаем вывод, какие бывают сказки. схема на доске ( народные и авторские, по содержанию- волшебные, бытовые, о животных) 

3. Определение темы, постановка учебной задачи. 
- Так значит, сегодня мы опять окунёмся в волшебный мир сказки. 
-Рассмотрите иллюстрацию. ( на слайде изображение девушки с крыльями) 
-Предположите, о чём мы сегодня будем читать. 
-Итак, вы высказали своё предположение. 
-На нашем уроке встретятся и другие герои. 
-Прочитайте слова 1 –го столбика, что общего? (обозначают признаки) 
-Прочитайте слова 2 –го столбика. Что обозначают данные слова? (предметы) 
трудолюбивая мама 
справедливая девочка 
Составьте пары, используя слова из двух столбиков. 
- Давайте подумаем, как эти слова могут быть связаны с произведением, которое мы будем читать на уроке. 

-Давайте представим, что мы с вами художники- оформители детских книг и нам дали задание: создать модель обложки. ( на слайде дано изображение книги) 

- Мы уже выяснили, что сегодня будем читать? (сказку) 
-Что ещё мы должны узнать про сказку? (название, автора) 
-Так определите название сказки и её автора. ( на слайде запись «наоборот») 

агойаакзаксяаксйанан 
- А как вы догадались? 
-Итак, как называется произведение, с которым мы будем работать? («Айога») 

-Что необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? 
( определить цели работы) 
- Ваши предложения, с чего начнём работу? 
- Обобщив все ваши высказывания, я предлагаю план работы над произведением. (слайд) 
( прочитать произведение, познакомится и охарактеризовать главных героев, выяснить основную мысль, высказать своё отношение) 

4. «Открытие нового знания» 
- Начнём читать сказку, обращая внимание на непонятные слова . 
- Какие слова нам встретятся, прочитайте на слайде. 
Нанаец, мялка, покоробятся (на слайде) 

-1 группа отыскивает в словаре 1 слово, 2 группа- 2 слово, а 3 группе достаётся слово? 
- Зачитываем значение слов. 
- Закройте словари. Итак, что обозначают слова «нанаец, мялка, покоробятся »? 

- Давайте проверим наши предположения и послушаем сказку в исполнении профессионального чтеца . (звучит звукозапись) 
- Оправдалось ли наше предположение? 
- Кто понравился в сказке? 
- Почему эту историю можно назвать сказкой? 
- Я думаю, что в конце урока вы дополните свой ответ. 
- Да, эту историю можно назвать сказкой, здесь есть волшебство и условности, о которых мы сегодня поговорим. 

- Но перед такой важной работой наберёмся сил. 

Физминутка 

- Руки к верху поднимаем, а теперь их опускаем, 
- На носочки станем, выше, а теперь опять пониже. 
- Черепашка раз и два, прыгнем выше, детвора. 
- Сколько белочек весёлых, столько сделаем наклонов. 
- Приседайте столько раз, сколько паучков у нас. 

5. Реализация построенного проекта 

- Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть- по абзацу) 
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: дочь) 
- Почему все любили девочку? 
- Найдите и прочитайте описание девочки. 
- Почему Айога стала ленивой? 
- Давайте украсим нашу книгу рисунком. Каких героев мы должны изобразить? 
( на слайде картинка по содержанию 1 части) 

- Продолжим читать дальше (2 часть- про себя) 
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: мать ,дочь, соседская девочка) 
- С какой просьбой обратилась мать? 
- Прочитайте, что ответила девочка? 
-Почему она так поступила? 
-Кто помог матери? 
-Подберите прилагательные, характеризующие соседскую девочку. 
-Продолжим оформительскую работу. Каких героев мы должны изобразить на следующей странице? ( на слайде картинка по содержанию 2 части) 

- Продолжить читать сказку (3 часть- жужжащее чтение) 
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: мать, Айога, соседская девочка) 
- Почему мать не даёт Айоге лепёшки? 
-Какие слова матери являются самыми важными , прочитайте. 
- Что нарисуем сейчас? ( на слайде картинка по содержанию 3 части) 

- Читаем дальше ( 4часть – по цепочке) 
- Кто главные герои и какова их взаимосвязь? (модель с заместителями главных героев: соседская девочка и Айога) 
- Почему рассердилась Айога? 
-Как проявляла свой гнев, прочитайте. 
-Как поступает соседская девочка? 
-Как вы думаете, почему происходит превращение Айоги? 
- Посоветуйте, что изобразить на следующей странице? ( на слайде картинка по содержанию 4 части) 

- Предложите вопросы , которые вы хотели бы задать товарищам после чтения данной сказки. 
- Справедливо ли поступили с Айогой? 
- А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история? 
- К сожалению, это так. То, что девочки выросли разными людьми, тоже правдоподобно. В жизни тоже так бывает, одни люди добрые и отзывчивые, а другие чёрствые и эгоистичные. 
- Чему учит сказка? 
- Эту сказку написал нанайский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим условностям, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности. 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

-А сейчас вы поработаете в парах. 
-К нашему уроку я подобрала пословицы. Ваша задача- составить пословицы и попытаться объяснить их смысл.(задание- составить из частей пословицы) 
(Нет лучшего дружка, чем родимая матушка. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. При солнышке светло, при матери добро.) 
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 
-Предлагаю вам план рассказа. Откройте конверты. Обсудите в группе , с чем вы не согласны. 
Деформированный план: (в конвертах) 

-Просьба матери. 
-Превращение в гусыню. 
-Наука матери. 
-Красавица рода Самаров. 
8. Включение в систему знаний и повторения. 
- А теперь представьте, что мы будем читать сказку по ролям. 
- Глядя на эскизно - модельный план, скажите, сколько героев из сказки нам 
предстоит озвучить? 

- Обсудите в группе, слова какого персонажа являются самыми важными и 
прочитайте с нужной интонацией. 

9. Итог урока. Рефлексия 
- Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока . 
(Дети зачитывают и отвечают) 
- Какая красивая у нас получилась книга. 
(слайд) 
- А на последней странице мне хочется написать: Сказка ложь, да в ней…. 
- Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями. 
- Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо? 
- Я с вами согласна. Оценки. 
- Сегодня вы выбираете домашнее задание по душе. В первом конверте задание сложное, но творческое, интересное, во втором конверте задание полегче. 

- Встаньте, на правую ладонь мысленно положите те хорошие качества, которые у вас есть, на левую – те, которые вы ещё не имеете. Соедините руки и скажите друг другу «спасибо». 
- А я скажу вам: спасибо , ребята, за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема урока:В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным».

Урок с использованием технологии развития критического мышления (приём Квант) в рамках требований ФГОС.Основная работа на уроке  сосредоточена на анализе текста. Все ученики читают текст и по ход...

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Конспект урока литературного чтения 2 класс Тема урока: И.А. Бунин «Матери»

Конспект  урока литературного чтения 2 классТема урока:  И.А. Бунин«Матери»...