Урок литературного чтения 3 класс тема: Сравнение сказок В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок обобщения знаний. Работа в группах. Урок применения полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дата 27.04.2022г

Учитель начальных классов СубарьВ.Ф.

Литературное чтение 3 класс

Тема:Сравнение сказок В.И.Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка»

Тип урока: урок построения системы знаний (обобщения)

Цель:

Формирование  навыка сравнительного анализа литературных произведений.

Задачи: обобщить полученные знания, обогащать и развивать устную речь учащихся,

раскрыть фольклорные корни сказки В. И. Даля и ее связь с народной сказкой;

 способствовать развитию умений сопоставлять народную и литературную сказку, проводить словесное иллюстрирование, работать в группах, оценивать свою работу, давать оценку прочитанному, высказывать свое отношение к героям и их поступкам, мотивировать к чтению сказок (литературных и народных)

Планируемые результаты (УУД):

личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников); выражают положительное отношение к процессу познания: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу;

познавательные: сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию произведений; применяют таблицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения, используют приемы понимания прочитанного и прослушанного произведения;

коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; умение работать в группе, принимать участие в коллективном обсуждении проблемы

используют пересказ в соответствии с поставленной целью;

предметные:  использовать в речи литературоведческие понятия (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка), получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок;

  1. Мотивационный этап

Настрой на урок (прослушивание «Ах как грустно и смешно1куплет)

- Куда приглашает нас исполнитель? (В сказку)

2. Речевая разминка (чтение шёпотом, вполголоса, радостно, выделяем голосом подчёркнутое слово)

Чтобы сказки не обидеть-

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать.

Их любить и в них играть!

Сказки чаще доставайте,

Ежедневно их читайте.

  1.  Актуализация знаний

-Что такое сказка?

- Чем вам нравятся сказки?

1) Отгадайте загадку

Дед и баба вместе жили

Дочку из снежка слепили. (Снегурочка)

- Кто такая Снегурочка?

Какие сказки о Снегурочке вы знаете?

-Почему сказки имеют разные названия?(авторская и литературная)

-Кто автор сказки «Девочка Снегурочка»(В.Даль)

3. Постановка темы и задач урока

-Чем ещё отличаются эти сказки? Ответить на этот вопрос мы сможем, сравнив эти сказки.

Задачи урока: (на корзине)

Вспомнить …

Сравнить…

Сделать вывод …

4. Работа по теме урока

Работать мы будем в группах:

Правила работы в группе (назовите)

Первая наша задача ВСПОМНИТЬ сказку

1) задание

Со сказкой В.И.Даля вы познакомились недавно, а русскую народную сказку вы помните?(предлагаю составить картинный ряд и пересказать сказку)

Вторая задача Сравнить сказку

 По жетонам выбор сказки

2)задание 

Сравнить сказки (по опорным словам)

У вас конверты, в конвертах круги, на кругах, вы будете записывать ответы и крепить на доску, по одному человеку выходим, а все внимательно слушаем.

            Автор

            Герои (один герой, один кружок, героев можно обозначить 1 буквой)

 Заканчивается сказка (можно нарисовать)-докажите словами из текста

3) задание группам

Сравним особенности построения сказки

Конверт №2 (+ или -)- если в сказке особенность есть «+», если нет «-«                                

             Присказка (найдите)

              Зачин (зачитайте)

             Троекратные повторы (расскажите, проиграем)

              Концовка (зачитайте) (Я там был мёд пиво пил, вот и сказочке конец, а кто слушал молодец)

Третья задача Сделать вывод

4) задание ответить на вопрос

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок

Какой урок вложил автор в эти иллюстрации, скрытый смысл (из 2х выбрать одну)-и объяснить                                  

         - Старик бьёт палкой собаку

- Снегурочка прыгает через костёр

-Подружки зовут в лес

-Встреча с лисой

-Как вы думаете,  почему у Даля сказка «Девочка Снегурочка» заканчивается по другому? (Далю жаль Снегурочку)

-Сделаем Вывод: Похожи ли сказки народная и авторская, если да то почему? Если они различаются? То почему? (сказки похожи т.к. Даль собирал народные сказки и обрабатывал их, изменял…)

Тест

  1. У старика со старухой были дети?
  1. Жучку выгнал старик?
  1. Снегурочку привела домой лиса?
  1. Девочки-подружки позвали Снегурочку в лес?
  1. Снегурочка превратилась в снежинку, когда прыгнула через костёр?

Оценка

Проверка со слайда

 У кого все ответы верны поднимите руки «5», у кого 1 ошибка  «4»

Итог урока

5.Рефлексия (со слайда)

6. Д/з На выбор

В одной корзинке кроссворд

В другой корзинке Придумать свою сказку «Снегурочка», я буду очень рада если вы мне её пришлёте

Спасибо за урок

 

”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" на тему "Два Мороза" русская народная сказка

О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил  П.И.Чайк...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме: «Л.Толстой. Отец и сыновья. Русская народная сказка. Бобовое зёрнышко.(отрывок)»

Знакомство с басней Л. Толстого «Отец и сыновья» и русской народной сказкой «Бобовое зёрнышко»...

"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович" 3 класс "Перспектива".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Сравнение сказок "Морозко" и "Мороз Иванович"...