Главные вкладки

    "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Чернышева Жанна Юрьевна

    Тема"Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dal_devochka_snegurochka.docx37.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

    Цели:

    Обучающая:

    • Формирование учебно-познавательных компетенций через создание условий для знакомства с народной сказкой «Снегурочка»
    • Формирование понятия об авторской и народной сказках
    • Формирование навыка сравнительного анализа литературных произведений.

    Развивающая:

    • Формирование коммуникативных компетенций через развитие речи, логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, внимания посредствам литературных произведений
    • Развитие навыков чтения (понимание, осмысление, правильность, выразительность)

    Воспитывающая:

    • Формирование социально-трудовых компетенций через воспитание любви к родной литературе, произведениям устного народного творчества
    • Воспитание чувства сопереживания, сочувствия, доброты.

    Тип урока: обобщение.

    Планируемые результаты (УУД):

    личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников); выражают положительное отношение к процессу познания: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

    метапредметные: регулятивные – удерживают цель деятельности до получения ее результата, анализируют собственную работу; познавательные сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявляют сходство и различия объектов, формулируют ответы на вопросы по содержанию  произведений; применяют таблицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения, используют приемы понимания прочитанного и прослушанного произведения;

    коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

      используют пересказ в соответствии с поставленной целью;

    предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи  литературоведческие  понятия  (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), получать информацию о героях (положительные и отрицательные), сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок;

    Оборудование: демонстрационный материал (портрет и книги В. Даля), карточки с заданиями, схемы-опоры, презентация, учебник, рабочая тетрадь.

    Ход урока

    1. Организационный момент  

    - Добрый день. Замечательно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.

    - Какое сейчас время года? Какая за окном погода? Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке.

    III. Определение темы урока.

    - Тема урока запрятана в ребусе:   Слайд 2.

    (На доске рисунки: Снеговик, куры, бочка. Дети разгадывают ребус. Появляется «Снегурочка»)

    - В каком произведении вы встречали это слово? (“Девочка Снегурочка”).

    - Это и есть тема нашего урока.

    - На прошлом уроке мы прочитали сказку“Девочка Снегурочка”. Кто её автор? (В.И. Даль).   Слайд 4.

    - Если у сказки есть автор, значит она… (авторская)

    - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, в котором главная героиня Снегурочка. Откройте учебники на стр. 151. Обратите внимание, что записано под названием (она народная)

    - Зачем сегодня мы прочитаем еще одну сказку о Снегурочке. Ведь мы уже знаем сказку В. И. Даля? (чтобы сравнить)

    - Мы сравним обе эти сказки Слайд 5.

    IV. Чтение сказки целиком (хорошо читающим учеником) Слайд 6, 7.

    - Отличается она от сказки Даля?

    V. Актуализация знаний. Подготовка к сравнению произведений.

    - Снежинки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то. Которое подходит к Снегурочке из наших произведений.  (У детей на партах лежат снежинки, на которых записаны определения слова)

    Снегурочка:  Слайд 8.

    1). СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.

    2). СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

    - Какое определение подходит? Почему?

    - У нас в гостях Снегурочка – сказочная снежная девушка, тающая под лучами солнца. Слайд 9.

    - Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в  Индии, Бразилии или странах Африки? (Рассуждения детей).

    - А кого бы вы назвали родственниками Снегурочки? (снег, снежинки, снеговик, Снежная королева, снежная баба).

    VI. Сравнительный анализ произведений

    Слайд 10.

    - Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать”. Мы сравним два произведения про Снегурочку.

    Работа в парах. Игра “Крестики-нолики”.

    - На доске – большая таблица, в которую мы будем заносить данные о произведениях. Если находите сходство, то в своих табличках ставите одинаковые значки, если различия, то – разные. (на доске прикрепляется таблица, у детей - аналогичные на листочках)

    Название

    Автор

    Герои

    Жанр

    Начало (зачин)

    Основ. часть

    Окончание

    “Девочка Снегурочка”

     

     

     

     

     

     

     

    “Снегурочка”

     

     

     

     

     

     

     

    Сравнительный анализ: (по мере ответов заполняем таблицу)

    1). Название произведения. (устные ответы) Слайд 11.

    1 вариант - “Девочка Снегурочка”

    2 вариант – “Снегурочка”

    2). Автор. (устные ответы)

    1 вариант – В.И. Даль (показываю портрет)

    2 вариант – сказка народная

    3). Герои. (выбор правильного варианта ответа)   Слайд 12.

    - Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, в какой табличке, герои из какого произведения.

    Старик

    Старуха

    Снегурочка

    Медведь

    Волк

    Лиса

    Дед

    Баба

    Снегурочка

    Подружки

    Коровушка

    (Дети замечают, что первая табличка к произведению “Девочка Снегурочка”, а вторая – “Снегурочка”, но в первой таблице не хватает ещё собачки, а на второй – лишняя коровушка. Такого героя в произведении нет)

    4). Жанр произведения

    - Чтобы доказать, что на произведение сказка, вспомним “Приметы сказки”  Слайд13.

    Приметы сказки:

    Зачин

    Присказка

    Волшебство

    Троекратный повтор

    Устаревшие слова Концовка

    Добро побеждает зло

     

    5) Определим тип сказки по алгоритму  Слайд 14.

    http://festival.1september.ru/articles/516493/img2.gif

    - Любая сказка включает в себя 3 основные части: Слайд 15.

    Зачин

    Основная часть

    Концовка

    6) - Одной из примет сказки является зачин. Что это такое?

    - Сравните зачин каждой сказки (выборочное чтение)

    Вывод: зачин в сказках одинаковый

    V. Физминутка:

    - Мы пушистые снежинки,
    Мы волшебные пушинки.
    Приодели белый свет,
    Набросали белый плед.
    Мы друг с другом подружились,
    В легком танце покружились.
    И на землю тихо-тихо,
    Опустились и притихли.

    7) Сравнение основной части сказки.

    - Как появилась Снегурочка в вашей сказке.

    - За что старики любили Снегурочку?

    - Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку. (Дети восстанавливают содержание сказки)

    Карточка 1 варианта:                                                           Карточка 2 варианта:                                                                                              

    “Девочка Снегурочка”

    Жучка нашла Снегурочку.

    Снегурочка пошла с подружками в лес.

    Старик прогнал Жучку.

    Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой.

    Снегурочка в лесу потерялась.

    Лиса украла кур.

    “Снегурочка”

    Снегурочка прыгнула через костёр.

    Снегурочка боится идти летом в лес.

    Снегурочке весной стало грустно.

    Девушки развели костёр.

    Снегурочка превратилась в облако.

    Снегурочка с подружками пошла в лес.

    8) Сравнение концовок в сказках. (Выборочное чтение)

    - Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально?

    VI. Обобщение.

    (На доске заполненная таблица:

    Вариант

    Название

    Автор

    Герои

    Жанр

    Начало (зачин)

    Основная часть

    Окончание

    «Девочка Снегурочка»

    Х

    В.И.Даль

    Х

    Старик

    Старуха

    Снегурочка

    Медведь

    Волк, Лиса

    Жучка            

              Х

    Сказка Авторская

    Х

    Жили-были…

    Х

    Разные события

    Х

    Снегурочка вернулась домой

    Х

    «Снегурочка»

    О

    Народ

    О

    Дед

    Баба

    Снегурочка

    Подружки

    О

    Сказка Народная

    О

    Жили-были…

    Х

    Разные события

    О

    Снегурочка растаяла и превратилась в облако

    О

    (Х и О обозначают различия в сказках)

    VIII. Итог урока.

    - Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали?

    Сказки разные, но их связывает героиня – Снегурочка.

    В сказках добро побеждает зло.

    Обе сказки по-своему хороши.

    Обе Снегурочки понравились и т.д.

    - В чём различия сказок авторских и народных?

    - Что общего во всех сказках? (повторить приметы сказки, как жанра)

    (Снежинку “делаю” меняю на снежинку “получаю”) Слайд 16. 

    IХ. Рефлексия. Слайд17.

    - Мы сегодня с вами исследовали и сравнивали 2 сказки, а для этого читали, пересказывали, слушали, сочиняли, играли, отвечали на вопросы, т.е. выполнили всё, что планировали. Что же, в итоге, каждый из вас получил?

    (Дети подводят итоги своей работы и оценивают свои знания) Слайд18.

    Х. Оценки за урок.

    ХI. Домашнее задание   Слайд19.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

    Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

    Сказки народные и литературные. В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

    Муниципальное  бюджетное  образовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная  школа №2»Шелеховского района  Иркутской области...

    Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».

    Литературное чтение.Тема: Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».Цели:Продолжить работу по ознакомлению учащихся с устным народным творчеством на примере данного произвед...

    Урок литератрурного чтения Сказки народные и литературные 2 класс

    На данном уроке сопоставляются сказка В.И. Даля "Девочка-снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

    Презентация "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"

    Презентация к уроку "Сказки народные и литературные". В.И. Даль. "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка"...

    Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

    Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....