Урок литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России" на тему "Два Мороза" русская народная сказка
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

 

О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил  П.И.Чайковский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_2_klass_dva_moroza.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению 2 класс  

«УМК Школа России»

Тема: «Два Мороза» русская народная сказка

Цели:

познакомить с русской народной сказкой «Два Мороза»;

отрабатывать навыки чтения;

развивать умение выделять главное в прочитанном тексте;

развивать речь, память и внимание детей;

воспитывать трудолюбие.

Оборудование: картинки с изображением Морозов(Красный нос, Синий нос), музыкальное сопровождение «Вальса снежных хлопьев» П.И.Чайковского.

Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Проверка домашнего задания.

- Дома ребята должны были выучить наизусть стихотворение С.Есенина «Береза». Сейчас мы послушаем некоторых из вас.

III. Постановка цели урока.

  1. Беседа.

- Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

- О зиме мы с вами прочитали замечательные стихи. Но и композиторы не остались равнодушны к этому времени года. Вот, послушайте, какой восхитительный «Вальс снежных хлопьев» сочинил  П.И.Чайковский.

                 (Дети слушают вальс П.И.Чайковского)

-Что вы себе представили, слушая эту музыку?

 

- И вместе со снежными хлопьями спустились на землю… Отгадаете загадку, что это?

Старик у ворот

Тепло уволок.

Сам не бежит,

Стоять не велит.

             (мороз)

- Правильно, мороз. Да не один мороз, а два мороза (показываю картинки) – Мороз - Синий нос и Мороз – Красный нос.

- Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!»(хором)

- Вот как об этом волшебстве говорится в сказке.

Отгадайте, какую сказку мы будем читать?

Запишите буквы в таблицу и прочитайте название сказки, с  которой мы будем знакомиться.

 Р

А

О

6   (Р)

3  (А)

7   (О)

Д

О

В

1   (Д)

5  (О)

2  (В)

А

М

З

9   (А)

4  (М)

8   (З)

Откройте учебники  с.198. Прочитайте название.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой «Два Мороза»

IV. Изучение нового материала.

1.Словарная работа.

-Перед тем, как я прочту вам сказку, давайте выясним значение некоторых слов.

  • Бубенчик металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании;
  • Дровосек – человек, рубящий дрова;
  • Купец – богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки;
  • Крестьянин – бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли.
  1. Чтение учителем.
  2. Первичная проверка понимания.

-Это сказка или рассказ? Почему?  

- Понравилась сказка?

- Назовите действующих лиц сказки.

- Можно ли эту сказку назвать волшебной? Что в ней волшебного?

- Как решили подшутить Морозы?

- Кого собрался заморозить Мороз – Синий нос?

- Кого собрался заморозить Мороз – Красный нос?

 

 - А вот как они это делали, вы прочитаете нам после самостоятельного чтения.

4. Словарная работа.

- А перед чтением мы с вами потренируемся читать сложные слова.

                                       (на доске)

ёжится – сутулясь, сжиматься всем телом при ощущении холода.

проезжая дорога

свистнули

ко-ло-коль-чик                    

бу-бен-чик

дро-во-сек

крес-тья-нин

вы-ко-ла-чи-вать

по-за- ба-вить-ся

  1. «Жужжащее» чтение детьми.

- А теперь возьмите карандаши и  во время чтения отметьте то место, в котором говориться о том, как Морозы пытались заморозить купца и крестьянина.

6.Выборочное чтение.

- Прочитайте, Как Мороз - Синий нос пытался заморозить купца.

- Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет купец?

- Так почему же Мороз его заморозил?

- Прочитайте, Как Мороз - Красный нос пытался заморозить крестьянина.

 - Удалось ли ему это сделать?

- Посмотрите на иллюстрацию. Как одет крестьянин?

- Так почему же Мороз его не смог заморозить?

-Прочитайте, какой пословицей заканчивается сказка. Как вы ее понимаете? О чем она? (О трудолюбии)

7. Чтение детьми сказки цепочкой. (При наличии времени).

V. РЕФЛЕКСИЯ.

       

       - С какой русской народной сказкой познакомились?

       - О ком рассказывается в сказке?

       -Какая главная мысль сказки? (Человеку, который трудится, никакая беда не страшна.)

VI. Домашнее задание.

  Стр.198-202 – выразительно прочитать, подготовить ответы на вопросы стр.202.