конспект урока по чтению 4 класс. «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Захарова Светлана Сергеевна

Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»»

(Программа Школа России)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Куприна; с произведением А.И.Куприна «Барбос и Жулька»; раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными.

 

Планируемые результаты:

ü Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учиться выразительно читать по ролям ; научиться выполнять анализ текста ; научиться определять, кто является сказочным героем;учиться определять характер героев; указывать главную мысль произведения.

 

ü Личностные:умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

Оборудование: Литературное чтение, автор: Климанова, Горецкий, 4 класс, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_4_klass_barbos_i_zhulka.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А. И. Куприн «Барбос и Жулька»»

(Программа Школа России)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Куприна; с произведением А.И.Куприна «Барбос и Жулька»; раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки осознанного, беглого чтения; учиться выразительно читать по ролям ; научиться выполнять анализ текста ; научиться определять, кто является сказочным героем;учиться определять характер героев; указывать главную мысль произведения.

  • Личностные:умение оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики, формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Литературное чтение, автор: Климанова, Горецкий, 4 класс, презентация.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин.

Прозвенел звонок!

Красиво встали, выпрямили спинки.

Посмотрите, всё ли готово у вас к уроку? Присаживайтесь.

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Мотивационный этап.

Метод – словесный;

Приём – беседа.

1 мин.

Дорогие ребята! Я пришла к вам на урок вот с таким настроением. ( показываю солнце)

А какое у вас настроение? Покажите это, выбрав одну из карточек.

   спасибо. Я надеюсь, у вас всегда будет солнечное настроение.

Ребята, на слайде цитата « Мы учимся друг у друга»  Какие мысли возникают, когда читаешь и обдумываешь эти слова?

Поделитесь своими рассуждениями.

Слушают учителя

Да

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Словесный метод;

Слово учителя

Метод – словесный.

Приём-беседа.

3 мин.

Ребята, какое у вас было домашнее задание? подготовить пересказ. Кто сегодня готов? Почему рассказ назван Приемыш? На слайде перепутался план пересказа. Давайте его восстановим. Молодцы! Сейчас, чтобы время не терять и слушать пересказ от каждого из вас мы его напишем. Подпишите листочки и кратко по этим пунктам со слайда напишите пересказ. Пишем только главное.

потому что в нём идет речь о молодом диком лебеде, которого подобрал старый сторож Тарас

1. Появление лебедя у Тараса.
2. Приёмыш и Соболько.
3. Приёмыш и стадо лебедей.
4. Прощание с Тарасом.

Регулятивные:

Умение слушать и понимать других.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Постановка учебной задачи и её решения.

Метод – игровой;
Приём – разгадывание загадки .

Словесный метод;

Слово учителя

Метод- практический;
Приём –работа с иллюстрацией.

Словесный метод;

Слово учителя

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Словесный метод: беседа по вопросам, монолог учителя, вопросы первичного восприятия.

Словесный метод;

Слово учителя

Метод

Наглядно-практический

Работа с понятиями

Ознакомительное чтение

20 мин.

Прочитайте и объясните смысл пословиц, записанных на доске.

•  Легко подружиться, тяжело разлучиться.

•  Будь верен до смерти.

•  При верном псе и сторож спит.

Ребята, отгадайте загадку.

Ноги  тонки, Бока звонки, А хвост закорючкой.

Днём молчит, А ночью рычит. (собака)

Какие породы собак вы знаете?

- В наше время существует более 400 пород собак. Обычно породы собак группируют по характеру их применения.

- На какие группы можно разделить породы собак?

  • Охотничьи
  • Служебные
  • Декоративные

Ребята, как вы думаете, про что или кого мы сегодня будем читать рассказ? Правильно про собак. Откройте учебник на странице 85. Прочитайте название рассказа БАРБОС И ЖУЛЬКА. Какую цель мы поставим на урок? Нам на уроке нужно познакомиться с рассказом, понять смысл произведения, проанализировать поведение и поступки героев, а также работать над выразительным чтением. Ребята, кто написал этот рассказ? Что вы знаете и помните об Александре Ивановиче Куприне? (высказывания детей)

Я хочу начать вам рассказывать об этом замечательном писателе со слов Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Почему он большой писатель? Да потому, что он живой … в каждой мелочи живой».

- Как вы думаете, почему Мамин – Сибиряк выбрал именно такие слова для описания Куприна? (предположения детей).

Фамилия Куприн происходит от названия речки «Купра» в Тамбовской губернии. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было и четырех лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме. Мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.

  Куприн был добрым, отзывчивым и талантливым человеком с широкой душой.

Посмотрите на портрет писателя: это широкоплечий, коренастый мужчина с добрыми глазами. Его взгляд пронизан любовью и теплотой души.

Он был очень необыкновенным человеком. Куприну было интересно всё новое: когда появились первые воздушные шары, они одним из первых поднялся на воздушном шаре. Затем летал на самолете и чуть не погиб, когда самолет начал падать.

 Это был отважный человек. Он мог в бурю с рыбаками выйти в открытое море в старой лодке. Спускался в скафандре на морское дно.

Он работал корреспондентом газеты, зубным врачом, грузчиком арбузов, был певчим в хоре и даже суфлёром.

Всё творчество Александра Ивановича Куприна дышит любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе,  к животным и людям, а также великому  русскому языку.

Сегодня мы познакомимся  с произведением – «Барбос и Жулька». Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. Как вы думаете, о чём может быть этот рассказ? (О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др.) Какой вы себе представляете Жульку? Каким вы представляете себе Барбоса?

В тексте вам встретятся новые, непонятные слова. Давайте сразу их разберем, внимание на слайд

Приземистый – 1) малорослый и плотный по сложению; 2) маленький, низкий.

Сталактит – имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры известковый нарост, образованный просачивающимися каплями.

Флирт – любовная игра, кокетство.

Фестон – один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья.

Подпалина – рыжеватое или белесое пятно на шерсти животного.

Лицемерный – отличающийся лицемерием, исполненный лицемерия.

Лицемерие – поведение, прикрывающее неискренность, злые намерения. 

Лавры – ветви лаврового дерева, венок из них – символ победы, славы, награды. (Увенчать лаврами победителя. Пожинать лавры (перенос.) – пользоваться плодами успехов.)

Карьер – самый быстрый конский бег, ускоренный галоп.

Триумфальный – триумф – блестящий успех, торжество.

Репяхи – репейник.

Искони – издавна.

Ребята, рассказ большой. Будем читать его все вместе, так что приготовили пальчик и начинаем с 1 ряда.

Объясняют смысл пословиц.

Отгадываю загадку

собака

называют породы собак

  • Охотничьи
  • Служебные
  • Декоративные

Про собак

БАРБОС И ЖУЛЬКА

Высказывают своё мнение.

Слушают учителя.

Слушают биографию Куприна  

Поднимают руку кто не читал этот рассказ

О жизни собак; о дружбе собак; о ссорах между собаками; о том, как собаки помогали людям и др

Читают определения незнакомых слов

Начинают читать рассказ по цепочке.

Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные :
устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. 

Решение частных задач на основе анализа текста.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа с текстом.

Выделение важной информации.

Метод –словесный

Метод практический

Анализ пословиц

13 мин.

 

Ну вот мы и прочитали этот рассказ. - Вам понравился рассказ? От чьего лица ведется рассказ? С каким настроением вы его читали и слушали? О чём вы задумались, прослушав рассказ?

Как люди относились к собакам? (К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились).

 Кто лучше всего понимал животных? (Дети). Как вы думаете, почему автор в начале произведения подробно описывает внешний вид собак? (Чтобы мы смогли понять их характер). Можно ли было ожидать, что Жулька окажется способной на такой поступок?

Как Куприн называет отношения, сложившиеся между двумя собаками? Согласен ли ты с ним? Подтверди свое мнение примерами из текста. Сравните характеры Барбоса и Жульки.  О чем хотел сказать Куприн своим читателям? Обсудите с соседом. Чему учит это произведение? 

Теперь посмотрите на экран, прочитайте пословицы о дружбе.

- Какой из этих пословиц вы бы озаглавили рассказ? (Без беды, друга не узнаешь.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Друг познаётся в беде.)

Работают с текстом.

Да

С тревожным

К Жульке хорошо, заботились о ней, это была домашняя собака. А Барбоса постоянно гнали на улицу, но тоже любили и заботились. А дети их очень любили и заботились

Выбирают пословицу

Познавательные:

Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные : самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

Словесный метод: беседа по вопросам.

2 мин.

Подумайте, как бы вы продолжили предложение «Сегодня на уроке я …».

– Кто хочет поделиться своими размышлениями?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените 
себя

Ребята, с каким сегодня рассказом мы познакомились? Кто автор этого рассказа? О чём он писал в этом рассказе?  

Открываем дневники, записываем Д/з страницы 85 – 91 прочитать и по возможности пересказать. На следующем уроке, вы должны хорошо знать рассказ.

Ребята, урок окончен.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 4 класс "А.И. Куприн Барбос и Жулька".

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

Конспект урока по литературе 4 класс ." А.И.Куприн. Барбос и Жулька."

Цели и задачи урока:- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.И. Куприна;- Познакомиться с произведением «Барбос и Жулька», раскрыть смысл рассказа, верности и дружбы между животными;- Учить ана...

проверочная работа по литературному чтению в 4 классе: А. И. Куприн "Барбос и Жулька"

Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального обще...

Тест по литературному чтению по рассказу А. Куприна "Барбос и Жулька"

Тест по литературному чтению по рассказу А. Куприна "Барбос и Жулька"...

Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса А.И.Куприн "Барбос и Жулька"

Урок литературного чтения по произведению А.И.Куприна развивает у  детей  нравственно - духовные качества: доброту. сострадание, бережное отношение ко всему живому.при ответах на вопросы дет...

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "А.Куприн. Барбос и Жулька"

Презентация  уроку литературного чтениеСоставление плана рассказаОписание главных героев, характеристика героев...

Урок литературного чтения в 3 классе Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»

Цели урока: - раскрыть смысл рассказа Куприна «Барбос и Жулька»;- создать условия для первичного знакомства с произведением, обеспечить целостное восприятие текста.Задачи урока: - Познаком...