Методическая разработка урока литературного чтения для 4 класса А.И.Куприн "Барбос и Жулька"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Носкова Татьяна Витальевна

Урок литературного чтения по произведению А.И.Куприна развивает у  детей  нравственно - духовные качества: доброту. сострадание, бережное отношение ко всему живому.при ответах на вопросы дети учатся отстаивать свою точку зрения, слушать собеседника и задавать вопросы.Чтение с остановками дает возможность учащимся осознать прочитанное и осмыслить основную мысль произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barbos_i_zhulka_noskova_t.v.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Барбос и Жулька» А. И. Куприн

Цели:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Куприна «Барбос и Жулька». Учить отстаивать свою точку зрения, анализировать поступки героев, мотивы поступков.
  2. Отрабатывать навык беглого, правильного, выразительного чтения. Развивать память, внимание, мышление учащихся.
  3. Воспитывать сострадание к нашим братьям меньшим, прививать любовь к животным, интерес к литературным произведениям, расширять кругозор и знания об окружающем мире.

 Ход урока:

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы читать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя ленится,

Так как мы (хором) ученики

2.Актуализация знаний

  Сегодня. мы познакомимся с рассказом известного писателя Александра Ивановича Куприна. Его произведения мы читали в 3 классе. Вспомните, как оно называлось? (Слон) На уроке Вы узнаете новую информацию о жизни и творчестве этого замечательного писателя.

3.Предварительная работа. Сообщение ученика

    Фамилия Куприн происходит от названия речонки в Тамбовской губернии – Купры. Куприн родился в семье мелкого чиновника. Отец его умер, когда мальчику не было четырёх лет. Семья осталась без денег, и мать переехала в Москву, поселилась во вдовьем доме, мальчик жил с ней до шести лет, а потом его отправили в сиротский пансион.
  Куприн был человеком широкой, доброй и отзывчивой души.
 На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте и едва не погиб, когда самолёт начал неожиданно падать. Носился в бурю по морю с рыбаками в лодке и спускался в скафандре водолаза на дно. Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом,
грузчиком арбузов. Широкоплечий, коренастый Куприн менее всего походил на писателя. Его зоркий взгляд всегда светился добротой, любовью, талантом.
 Творчество Куприна дышит любовью к Родине, к трудолюбивому народу, к щедрой природе, к могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, обезьянах, птицах и слонах.

- Что нового вы узнали из жизни А.И. Куприна?

4.Новая тема

Сегодня на уроке литературного чтения мы  познакомимся с рассказом Куприна «Барбос и Жулька».

- Можете ли вы предположить, о ком пойдёт речь в рассказе?

- Есть ли у вас дома собака?

- Какие породы собак вам известны?

  В настоящее время насчитывается около 400 пород собак. Чаще всего породы собак группируются по характеру их применения.

Но нам с вами удобнее разделить все породы на три большие группы: охотничьи, служебные и декоративные собаки.

Вот некоторые породы собак:

1) немецкая овчарка

2) далматин

3) колли

4) американский кокер – спаниель.

5.Физминутка

6.Подготовка к чтению

-работа со скороговоркой (От топота копыт, пыль по полю летит)

-словарная работа ( сталактиты)

7.Чтение по цепочки с остановками

8.Зрительная гимнастика

9. Анализ прочитанного

- Понравился ли вам рассказ?

- Какое впечатление он на вас произвёл?

- Какие отношения были у Барбоса и Жульки?

-Как вы думаете, зачем автор так подробно описал собак?

- Ожидали ли вы от Жульки такого поступка? Почему?

- О чём говорит её поступок?

-Как вы думаете, почему собака умерла?

- как вы оцениваете поступок Барбоса?

- Как люди относились к животным?

-Кто лучше всех понимал собак?

Вывод:

Согласны ли вы с утверждением, что смелость собаки не зависит от её внешнего облика. Большая собака может быть трусливой, а маленькая может быть смелой. Докажите свою позицию.

10.Итог урока

- Можно ли назвать поступок Жульки подвигом? Почему?

- Знаете ли вы истории, когда собаки совершали настоящие подвиги?

11.Домашнее задание: составить план пересказа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...