М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Абдулин Радмир Зарифович

Цели урока: знакомство учащихся с произведением М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._m.i._tsvetaeva_bezhit_tropinka_s_bugorka.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22. 02. 2017

Школа: «Таукаевская ООШ»

Класс: 4

Кабинет:

Тема урока: М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»

 (Программа: Школа России)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: знакомство учащихся с произведением М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка»

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

                      -научиться выполнять анализ стихотворения

  • Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, автор:  Л.Ф. Климанова, 4 класс- 2 ч., презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин

Громко прозвенел  звонок

Начинается урок.

Слушаем ,запоминаем

Ни минуты не теряем.

Давайте возьмемся за руки вокруг своих столов и передадим друг другу частичку своего тепла, желание работать вместе -

сотрудничать.            

Приветствовать  учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные:

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём- чтение скороговорок.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Метод- практический,

Приём- прослушивание музыки.

3 мин

Посмотрите на доску, что же там написано? (скороговорка)

Давайте прочитаем ее все вместе, сначала медленно затем быстрей, далее желающие.

А сейчас я хочу, чтобы Вы повторили за мной строчки.

Мы  внимательные!

Мы старательные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Читать хором скороговорку.

Повторять за учителем.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Метод – словесный.

Приём – беседа.

Приём - монологические высказывания.

10мин

Мы путешествуем по разделу “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихотворение какого поэта мы прочитали на прошлом уроке?  (Сергея Есенина)

Дома вы подготовились их читать выразительно.

Для этого Вам поможет небольшая памятка

Памятка

 1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт

2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни

3. Соблюдать знаки препинания

4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Откройте учебник. Прочитайте стихотворение. (Слушание нескольких учеников).

Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания? Чтобы Вы хотели отметить?

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Показать свою готовность по домашнему заданию.

Оценивать своих одноклассников.

Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Коммуникативные: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные:  аргументация своего мнения и позиции.

Постановка учебной задачи.

Метод- словесно-наглядный.

Приём- рассказ, просмотр портрета.

7мин

Сегодня мы познакомимся с русской поэтессой, так же горячо любившей свою Родину, своих близких и родных.

Расшифруйте её имя. Что получилось?

анирам  анвонави авеатевц

Марина Ивановна Цветаева

 Я считаю, что Цветаева – первый

поэт XX века. Конечно, Цветаева.

И. Бродский

Красный цвет, праздничный, жизнерадостный и вместе с тем драматически напряженный, избирает Цветаева в качестве знака своего рождения. Рябина станет символом Цветаевских стихов и самой её жизни – яркая и горькая.

Просмотр видеоролика

Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

Расшифровывать имя автора

Слушать  и воспринимать рассказ учителя.

Смотреть видеоролик

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение учебной задачи.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа со словарём, выборочное чтение.

Метод- словесный

Приём- беседа

По школьной программе, вы еще ни один раз встретитесь с произведениями Марины Ивановна, а сегодня мы познакомимся с её стихотворением «Бежит тропинка с бугорка». Можете ли вы предположить,  о чём это стихотворение? Хорошо! Спасибо.

Скажите, какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

Сейчас Вы прослушаете чтение стихотворения Марины Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».  Вы- внимательно слушаете и следите по тексту в учебнике.

Предполагать о чем произведение.

Формулировать  цель и задачи урока.

Слушать чтение учителя.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

10мин

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины вы представили?  Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями). О чем Марина Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? Прочитайте эти строки.  (Это стихотворение посвящено детским годам. Ее детство – счастливый период жизни.

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!)

О чем она грустит? Прочитайте. (Это время свободы, детских игр, волшебных превращений. Поэт указывает на прошлое, которое когда-то было, но оставило глубокий след в душе. Но свой рассказ она ведет, употребляя глаголы настоящего времени: бежит тропинка, движется Ока, звонят колокола, качаются мальвы. Мы вместе с автором смотрим и видим это сейчас, в данную минуту. От этого усиливается впечатление любви, красоты, добра к тому миру, прошлому, которое не вернется. Этот вопрос задает и сам поэт: «Куда ушли, в какую даль вы…», но не отвечает на него.)

Какие картины рисуются вашему взору, когда вы слушаете (читаете) стихотворение? (М. Цветаева говорит о реке Оке. Мы представляем деревню или маленький город на берегу реки Оки, тропинку, бегущую с бугорка, старую церковь.)

В каком пространстве живет ее героиня? Как поэтесса изображает это пространство? (Романтические игры в принцесс, принцев, мушкетеров, так как сарай был замком, лопаты – шпагами.)

Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении? (Перечисляют олицетворения: сонные луга, спешат удары, поют колокола, ушли дни; бежит тропинка…)

Какие же чувства М. Цветаева передала словами? (Рассказывая о прошлом, М. И. Цветаева говорит о его ценности и вечной памяти, которую сохранит на протяжении всей жизни.)

Как бы вы прочитали это стихотворение?

Подберите синонимы к слову «даль» (Горизонт,ширь, простор)
Подберите антонимы к слову «сон»
(бессоннница, бодрствование,явь.)

В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).

Объясните, что обозначает каждое из этих средств.

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – наделение неживого свойствами, чувствами живого

Метафора- скрытое сравнение

Спасибо! Какие образные выражения помогают нам увидеть картины, нарисованные в стихотворении?

(Олицетворение – бежит тропинка, лениво движется Ока, спешат удары, поют колокола, ушли дни. Эпитеты – сонные луга. Метафора – сарай – царственный замок…)

Подготовьте выразительное чтение в парах. Кто хочет прочитать? Спасибо! За что можно похвалить?

Какие замечания?

Отвечать на вопросы.

Находить подтверждающие строчки в тексте

Описывать своё представление картины стихотворения

Объяснять значение художественных средств выразительности

Подготавливать выразительное чтение

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

Ребята, вспомните,  какие цели мы ставили перед собой. Как вы считаете, мы их достигли? Скажите, с каким стихотворением мы познакомились? Кто автор этого произведения? О чём он писал в этом стихотворении?

Ребята, а  теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

В анкетах, вы должны подчеркнуть подходящий вам вариант

Кто хочет прочитать что у него получилось?

Запишите домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения Марины Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Красною кистью рябина зажглась», «За книгами»

Цели урока: Познакомить со стихотворениями  М. Цветаевой.Развивать внимание к авторскому слову, к употреблению образных выражений, умение анализировать лирическое стихотворение, понимать з...

Конспект открытого урока по чтению в 4 классе.Тема:Творчество Марины Цветаевой.Стихотворение "Бежит тропинка с бугорка".

-На этом уроке дети  узнают  основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Творчество Марины Ивановны Цветаевой "Бежит тропинка с бугорка", "Наши царства"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворений «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»...