Конспект открытого урока по чтению в 4 классе.Тема:Творчество Марины Цветаевой.Стихотворение "Бежит тропинка с бугорка".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

-На этом уроке дети  узнают  основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение "Бежит тропинка с бугорка""

. Тип урока:     Комбинированный

Цели:  познакомить с творчеством Марины Цветаевой; раскрыть мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.

Образовательные:

  • познакомить с основными этапами жизни М.И. Цветаевой;
  • закрепить умение работать с художественным произведением.

Развивающие:

  • развивать литературную речь учащихся;
  • развивать наблюдательность, память учащихся;
  • формировать основы  анализа  стихотворения;
  • развивать образное мышление;
  • развивать  поэтический вкус, художественную интуицию.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к поэтическому  слову;

воспитывать любовь к своей малой родине

 Задачи урока:
1. Представить учащимся факты из жизни писательницы.
2. Прочитать и проанализировать стихи «Бежит тропинка с бугорка» и «Наши царства».
3. Способствовать активной работе учеников на уроке.
4. Воспитывать любовь к поэзий. 
5. Обогащать словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается

2. Метапредметные:

 регулятивные:

·         способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

·         умение действовать по плану и планировать свою деятельность

·         оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

·         вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

·         высказывать свое предложение

коммуникативные:

·         уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

·         совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам

           познавательные:

·         уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

·         развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)

3. Предметные:

  •  умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтения про себя ,увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспинимать текст на слух
  • формировать понятия , что к каждому из значений многозначного слова может быть подобран соответствующий синоним.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  интерактивная доска, выставка книг,  портрет писателя; аудиоприложение к учебнику.

Эпиграф к уроку: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит»

А. де Сент-Экзюпери.

Ход урока

I. Организационный момент – сообщение темы и целей урока.

С каким настроением вы встречаете этот урок? (карточки)

II. Введение в чтение. (дополнительная литература). Слайд 2.

2 минуты – жужжащее чтения.

2 минуты – чтение только губами (беззвучно).

1 минута – чтение только глазами.

III. Развитие технической, интонационной сторон речи, невербальных средств выразительности.

а) упражнение на овладение правильным типом дыхания (диафрагмально-реберного)

“Цветочный магазин”.

И.п. – стоя.

Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Вдох медленный, плавный. Слайд 3.

Упражнение повторить 3–4 раза.

б) упражнения на овладение постановкой голоса, интонации.

Для твердой атаки звука, воскликнуть:

С ощущением испуга:

Слайд 4.


Слайд 5.


Слайд 6.

Слайд 7.

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

д) упражнения на развитие невербальных средств выразительности.

Постарайтесь передать при чтении тон, громкость речи, жесты и мимику героев.

“– Убегу! Из-за одной Ленки убегу” -                                             Слайд 10.

Павлик сжал кулаки

“ – Лена, дай мне одну краску, пожалуйста…”

Лена широко раскрыла глаза.

Брат поднял брови и усмехнулся.

Обобщение: Все изученные упражнения помогут вам выразительно читать любые произведения.

Этап II. Изучение нового содержания
Сейчас мы с вами прослушаем песню (звучит песня на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси»), попробуйте догадаться, стихи какого автора звучат? (Марины Цветаевой) 
Мы прослушали песню на стихи Марины Цветаевой «На святой Руси». 
Предложите название темы урока.-

Тема нашего урока - «Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество.».                                                                        Слайд 11

Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?

Ученик: Я думаю цель урока познакомится с жизнью и творчеством поэтессы, почитать ее стихи.

- Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.

Слайд 12

- Итак.....

1 ученик:  26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева  родилась дочь Марина.

                                                          Слайд 13

                                   

2 ученик: 

Красною кистью                                  Рябина  зажглась.                                   Падали листья.

Я родилась

                                   

Спорили сотни                                Колоколов                                День был субботний                                   Иоанн  Богослов.

                                    Мне и доныне               Хочется грызть                                 Жаркой рябины                                 Горькую кисть.


3 ученик:   Отец, Иван  Владимирович  Цветаев – был выходец из семейств

священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке  став профессором-искусствоведом и филологом.

 Слайд 14

4 ученик:  Мать, Мария  Александровна  Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью

                                                                                                                         Слайд 15

5 ученик:  Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже  будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

Слайд 16

6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

7 ученик:  Зимой  1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна  знакомится  со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд 17

8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын - Георгий.

Слайд 18

- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

Слайд 19

- Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.

-  Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив  значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

Сегодня мы познакомимся с произведением из первого сборника "Вечерний альбом" М.Цветаевой “Бежит тропинка с бугорка ”.

- Учитель читает стихотворение. Учащиеся рассказывают , что рисовало их воображение во время чтения стихотворения. Перечитывают произведение, находят все художественные средства.

- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

-  Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).

- Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома)

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа

                                                                                                                   Слайд 20

- Читаем выразительно стихотворение.

- Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).

ПРАВИЛО   ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО   ЧТЕНИЯ

  1. Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
  2. Выбрать правильный тон.
  3. Выбрать правильный темп.
  4. Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
  5. Выразить своё отношение к воображаемому.

Чтение произведения учащимися (1-2 человека)

- Все ли было понятно при прочтении стихотворения? ( вместе объясняем незнакомые слова);

Подведение итогов работы

1.Чему посвящено это стихотворение ( детству  природе)

2.О каких феях рассказывает нам автор ,кого он подразумевает под феями?

(сёстры Цветаевы)

Работа над стихоторением «Бежит тропинка с бугорка»

Тема грусти по ушедшему детству звучит в стихотворении «Бежит тропи нка с бугорка»

  Подготовленный ученик читает стихотворение «Бежит тропинка с бугорка...» 
- Каким настроением наполнено стихотворение? 
-Грустью по ушедшему детству, грустными, но добрыми воспоминаниями.

 Словарная работа.                                                                       Слайд 21

Как понимаете значение этих слов и выражений? Подберите более точные слова для объяснения.

Рай

Закаты

Шпаги

– место жизни безгрешных людей после смерти

– заход солнца

– холодное оружие

О чем М. Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? –Прочитайте.

О чем грустит? – Прочитайте.

Какие сравнения использует автор? Для чего?

Определите глаголы. В каком времени они употреблены. – Докажите

 1. Как вы предполагаете, какими чувствами наполнено стихотворение?
2. О чем писательница вспоминает с радостью, восторгом? Прочитайте эти строки стихотворения. 
3. О чем грустит автор стихотворения? Прочитайте эти строки. 
4. Какие картины Вы представляете, когда слушаете или читаете это стихотворение? 

. Диагностика качества освоения темы
Далее ученикам предложена словарно- лексическая работа.
Задание 1. Нужно подобрать синоним к слову «Даль» (горизонт, простор, ширь).
Задание 2. Нужно подобрать антоним к слову «Сон» (бодрствование, явь, бессонница).
Задание 3. В прочитанном стихотворений найти эпитеты (Детское время, Детскими словами).
Задание 4. Подобрать слова- олицетворения: (Ока лениво движется, Тропинка бежит, спешат удары). 

Подведение   итога урока

  • Какими чувствами наполнены стихотворения Цветаевой ?
    2. О чем писательница вспоминает с радостью, восторгом? Прочитайте эти строки стихотворения. 
    3. О чем грустит автор стихотворения? Прочитайте эти строки. 
    4. Какие картины Вы представляете, когда слушаете или читаете это стихотворение? 
    Рефлексивная деятельность
    Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
    1.С творчеством, какого поэта мы познакомились на уроке? ( с творчеством Марины
    Цветаевой)
     
    2.Какое стихотворение Вам больше понравилось? Чем? 
    3.Продолжите фразы:
    На уроке я узнал … 
    На уроке мне запомнилось …                                   слайд 22
    На уроке меня поразило 
  • Стихи  Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы , и тогда стихотворения  превращаются в удивительные по красоте романсы. Послушайте романс на стихи Марины Цветаевой. (Романс Настеньки  из кинофильма «О бедном гусаре замолвите слово»

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения по выбору учащихся из изученных на уроке или из дополнительных текстов. По желанию выучить одно из стихотворений М. Цветаевой 

Я попрошу вас вспомнить то время, когда вам было 5-6 лет, когда вы были дошкольниками. Вы все играли в игрушки. И, наверняка, какая-то была самой любимой. Опишите ее, вспомните, как вы с ней играли, что чувствовали в это время, почему она была вашей любимой игрушкой. Расскажите, что с ней стало потом. Храните ли вы ее до сих пор, сломалась ли она, пропала ли, а может быть, вы сами подарили ее младшему брату или сестре. Сделайте это письменно в тетрадях по чтению или оформите на листочке. Тогда у нас получится небольшой альбом из воспоминаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»

Цель урока :1.    Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2.    Форм...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Цветаева М.И. "Бежит тропинка с бугорка"", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: понимание информации, самоконтроль; формирование умения осознано, выразительно читать лирическое стихо...