Главные вкладки

    Технологическая карта урока обучения грамоте "Буква Щ" 1 класс
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Казакова Наталья Владимировна

    Технологическая карта урока в 1 классе "Буква Щ" УМК "Школа России"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: Интегрированный урок (Литературное чтение +русский язык)

    Класс: 1«Е»

    Учитель: Казакова Наталья Владимировна

    Тема: Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.

    Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

    Планируемые результаты:

    • Личностные
    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине.
    • Метапредметные
    • Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
    • Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
    • Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
    • Предметные:
    • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями  его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
    • Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву  его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах,  определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.
    • Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

    Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., часть 2, пропись №4, презентация, компьютер, экран, электронное приложение к учебнику, видеофрагмент «Подводная лодка «Щука», конверты с буквами, листы с текстом.

    ХОД УРОКА

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    1.Организационный этап

    Слайд 1.

    Здравствуйте!
    Прозвенел звонок,
    Начинается наш урок!
    Что нам пригодится на уроке, а что оставим за дверью!

    Внимательность
    Смекалка
    Небрежность
    Дружба

    Фантазия
    Лень
    Трудолюбие
    Нетерпеливость

    - Почему это важно?

    Выскажите свои мысли

    Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

    При одобрении хлопают в ладоши. 

    Обучающиеся высказывают свои предположения.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К/УУД)

    -осуществлять самоконтроль;

    -овладевать умением прогнозировать;(Р/УУД)

    - слушать и понимать речь других;

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; (К/УУД)

    2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

    Догадайтесь, о чем идет речь в этом стихотворении?

    Все они тянутся
    К песенке звонкой,
    Могут заплакать и закричать.
    В темном лесу
    Звать и аукать,
    Но не желают
    Свистеть и ворчать.

    Слайд 2.

    О гласных

    Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях;  

    (П/УУД)

    На улице гласных сегодня большой беспорядок,  они собрались в гости к согласным, но запутались.
    Помогите им.

    У вас на столах конверты, откройте.

    Распределите  гласные буквы в домики – синий и зелёный.

    Работайте в паре.

    Какие слова (на доске) помогут нам? (внимательность, дружба)

    Проверьте, поднимите руку, у кого так же.

     Работа в парах.

    Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на:

    - гласные - смягчающие согласный звук/не смягчающие;

    (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

    Проверка по эталону (слайду)

    - правильно называть буквы русского алфавита;

    - правильно выделять буквы, обозначающие  гласные и согласные звуки; (П/УУД)

    Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

    (К/ УУД)

    Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

     (Л /УУД).

    Правильно формулировать собственное мнение.

    Как вы думаете, какие гласные пришли  в синий домик и почему?

    А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных.

    Умение классифицировать объекты (Логические П/УУД)

    -  обосновывать основание для классификации;

    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    - находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; (П/УУД)

    - осуществлять самоконтроль;

     (Р/УУД)

    Какие гласные пришли  в зеленый  домик?

    Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных.

    Хором читаем все гласные. Согласные Ч и Й  всегда мягкие.

    Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного?

    Есть ли согласные, которые с этими буквами читаются мягко?

    Назовите их.

    Есть ли в русском языке  еще согласные, которые всегда мягкие? 
    Выясним это.

    3.Постановка цели и задач урока.

    Угадайте, кто герой этой сказки.
    «Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и –  щёлк! –  человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко».

    Слайд 3.

    Ответы детей.

    Щелкунчик.

    Почему его назвали «Щелкунчик»?

    Он щёлкал орехи. От слова «щёлк».

    Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах?

    Звук [щ']

    Кто может сформулировать тему урока?

    - Что вы уже знаете об этой букве?

    - Что еще необходимо узнать?

    - Для чего все это вам нужно знать?

    Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук.

    - Как буква называется.

    - Какие звуки обозначает эта буква.

    - Как правильно называется, читается.

    - Как правильно пишется.

    - Как правильно соединяется с другими буквами.

    - В каких словах встречается.

    -определять и формулировать цель деятельности на уроке;

    - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

    - определять последовательность

    действий на уроке.

    (Р/УУД)

    - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). (Л/УУД)

    Какие цели мы поставим перед собой?

    Слайд.

    Научимся  распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой

    Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели (Общеучебн.П/УУД)

    4. Усвоение новых знаний. Работа со звуком [щ']

    Найдите лишний рисунок.  Почему?

     

    Чашка. В этом слове нет звука [щ'].

    Сравнение. Выведение под понятие, выведение следствия (П/УУД)

    - уметь определять, обозначает ли звуки буква щ;

    - учиться выяснять значение новых слов; (П/УУД)

    - овладевать умением  правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими;

    - производить звуко-буквенный анализ слова;

    - составлять звуковую схему слова. (П/УУД)

    - отличать верно выполненное задание от неверного;

    - осуществлять самоконтроль;

    познавательные:

    - ориентироваться в учебнике;

    - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

    - уметь находить и выделять необходимую информацию; (Р/УУД)

    Слайд 5.

    Найдите слова со звуком [щ?].

     

    Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы,
    щётка.

    Слайд 6.

    Как называется этот вид доспеха? Слайд 7.

     

    Щит.

    Выложите на столе звуковую модель слова «щит».

    Где спрятался звук [щ'] в слове «щит?
    Дадим характеристику звуку [щ'].
    Звук [щ'] –  гласный или согласный? Докажи.
    Звук [щ'] –  звонкий или глухой?
    Звук [щ'] –  твердый или мягкий?

     В слове «щит» звук [щ'] стоит в начале слова.
    Согласный, не поется.
    Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют.
    Всегда мягкий.

    Звук [щ'] согласный, глухой, мягкий. Верно.

    «Звук  [щ']  на письме обозначаем буквой Щ,щ.

    На расческу Щ похожа. 
    Три зубца всего? 
    Ну что же!

    На что ещё похожа буква Щ?

    Слайд 8

     

    Высказывания учащихся.

    5. Первичная проверка понимания. Работа с буквами Щ,щ

    Из каких элементов состоит буква Щ?

     Ответы детей.
    Три прямые, перекладина, хвостик

    - уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; (П/УУД)

    Посмотрите, как пишется печатная буква Щ,

    - Кто из вас уже умеет писать букву Щ?

     - Уверены, что правильно?

    - Можете ли вы высказать свои предположения о ее правильном письме?

    - Где вы получите информацию о правильном написании буквы щ?

    - Давайте сравним печатную букву Щ с письменной.

     - Чем они похожи и чем отличаются?

    - Напишите элементы буквы Щ.

    - Напишите две буквы Щ. Сравните с образцом, всё ли у вас получилось? Почему не получилось? Что надо исправить?

    - Какую учебную задачу отрабатывали сейчас?

    Вспомним, какие цели ставили на урок?

    Слайд 9

    ФИЗМИНУТКА

    А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

    Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)

    Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

    ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.

    Молодцы! Садитесь.

    Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное  приложение к учебнику «Русская азбука». 

    Обучающиеся высказывают свои предположения.

    В них одинаковое количество элементов, только в письменной они более округлые.

    Работа в «Прописи» с.27 часть 4

    - каллиграфически правильно писать букву щ;

    - каллиграфически правильно писать  сочетания, слова с буквой щ;

     -правильно списывать слова и предложения,

    - уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. (П/УУД)

    - проводить звуко-буквенный анализ слова;

    - видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить

    - уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД)

      - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД)

    - ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД)

      - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

    (П/УУД)

    - слушать и понимать речь других;

     - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

     - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

    - объяснять лексическое значение слова

    уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

     - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

    - объяснять лексическое значение слова

    уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД)

      - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД)

    - ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД)

      - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

    (П/УУД)

    Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их.

    Слайд 10

    Прибежал веселый А, почитали дети – …
    Прибежал игривый
    И, прочитали дети – ...
    Прибежал звонкий
    Е, почитали дети – …
    Прибежал забияка
    Ё, прочитали дети – …
    Прибежал упрямый
    У, прочитали дети – …

     

    ща
    щи
    ще
    щё
    щу

    Пришло время для чистоговорки.
    Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?].

    Слайд 11

    Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща.
    Ще-ще-ще – свекла варится в борще.
    Щу-щу-щу –  рот лекарством полощу.
    Щи-щи-щи –  очень вкусны были щи.

    Потренируемся в написании слогов в прописи.

    Слоги читали, писали.

    А что ещё надо научиться читать с новой буквой?

    А где мы это сможем сделать?

    Правильно.

    Найдите слова на стр. 63.

    Прочитайте их самостоятельно.

    Теперь хором.

    Читаем слова, выделяя ударный слог.

    Слова прочитали! Молодцы!

    Что дальше читаем?

    А теперь надо научиться писать слова с новой буквой. Где мы это будем делать?

    Прочитайте слово: ЩУКА

    Обратите внимание на сочетание ЩУ.

    Какая гласная пишется в этом слове после буквы Щ?

    Почему эта буква не нуждается в букве Ю?

    Где мы уже встречали эту орфограмму?

    Правильно, буква Щ не дружит с буквами Ю и Я, так же как и Ч.

    Слайд 12

    Запишите это слово.

    Прочитайте предложения  на с. 63. Что это – стихотворение или обычный текст? Почему?

    Ещё раз прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки в конце каждой строчки.

    Как нужно прочитать эти строки согласно знакам?

    Это стихотворение серьёзное или юмористическое?

    Найдите, и прочитайте слова с буквой Щ.

    Читают и четко проговаривают слоги.

     

    Письмо слогов с буквой щ.

    Слова.

    В Азбуке.

    В Азбуке.

    У

    При изучении буквы Ч: чу – пиши с буквой у!

    Предложения.

    Это стихотворение.

    Юмористическое.

    ФИЗМИНУТКА

    А каких рыб вы ещё знаете? Прочитайте слова, найдите названия рыб.

    Чтение слов в Азбуке с. 63.

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

     - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

    - объяснять лексическое значение слова

    уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД)

      - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД)

    - ориентироваться в учебнике; (П/УУД)

      - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

    (П/УУД)

    Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

    (К/ УУД)

    Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

     (Л /УУД).

    Правильно формулировать собственное мнение.

    Щука и лещ – это какие рыбы?

    - А какие ещё речных рыб вы знаете?

    Прочитайте предложение в прописях.

    Название какой рыбы вы ещё узнали?

    Запишите это предложение.

    Пресноводные.

    Ёрш и щука – рыбы.

    Ёрш.

    Работа в прописях, письмо предложения

    Слайд 13

    Я хочу вас познакомить ещё с одной Щукой, но не речной, а океанской и это не рыба, а подводная лодка! И не простая, а героическая! Внимание на экран!

    Больше 70 лет назад наша война была втянута в страшную кровопролитную войну, которая шла 4 года. Мы на уроках уже говорили об этих событиях

    Во время Великой отечественной войны эти подводные лодки внесли большой вклад в дело победы нашей страны.

    А теперь работаем в группах. (Приложение 3)

    1 группа – высокий уровень.

    Задание: Составить из предложений текст.

    Подводная лодка «Щука» вышла в рейд. Она обнаружила противника. Торпеды с подводной лодки уничтожили противника. «Щука» с победой вернулась домой.

    2 группа – средний уровень.

    Задание: из слов составить предложение.

    Подводная лодка «Щука» победила в бою.

    3группа – низкий уровень

    Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы.

    Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)

    Проверим, что у вас получилось

    Просмотр видеофрагмента и подводной лодке «Щука».

    С 40 сек до 1мин. 38 сек.

    Работа в группах.

    Обсуждение прочитанного.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Дифференцированная работа в группах.

    7. Рефлексия учебной деятельности

    - На все ли задачи удалось найти ответ?

    Проверьте себя.

    Слайд 15

     Работа в парах

    Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

    Как вы сегодня поработали?

    Оцените свою работу, попали ли вы в цель?

    Отметьте себя в мишени: если вы сегодня удачно потрудились, всё поняли, научились писать букву Щ, научились читать с ней слоги, слова – то поставьте свой огонёк в центральный круг, если вы что-то пропустили, или не поняли – поставьте огонёк во второй круг.

    Учащиеся оценивают свою работу на уроке на доске.

    6. Подведение итога урока

    Трудолюбие, внимательность, фантазия, смекалка,  дружба помогли вам достичь цели.
    Спасибо за урок!

    - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л/УУД)

    - осуществлять самоконтроль;

    - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

    - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;(Р/УУД)

    - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К/УУД)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     Во время Великой Отечественной войны подводные лодки «Щуки» были самыми многочисленными в советском флоте. Именно этим подлодкам выпала честь открыть боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне. Уже в начале войны североморская лодка «Щука» успешно торпедировала вражеский транспорт. Этот успех был закреплен другими подлодками-североморцами. На их долю в первые годы  войны легла немалая боевая нагрузка. «Щуки» потопили 38 вражеских кораблей  и одну подводную лодку.

    Великая Отечественная - под водой           Великая Отечественная - под водой

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    1 группа – высокий уровень.

    Задание: Составить из предложений текст.

    Подводная лодка «Щука» вышла в рейд.

    Она обнаружила противника.

    Торпеды с подводной лодки уничтожили противника.

    «Щука» с победой вернулась домой.

    2 группа – средний уровень.

    Задание: из слов составить предложение.

    Подводная лодка «Щука» победила в бою.

    3группа – низкий уровень

    Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы.

    Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Мягкий глухой согласный звук  щ  , буквы Щ,щ. Гейде Лидия Николаевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 11 г. Бердска Новосибирской области

    Слайд 2

    А Ы О У Я Ё Ю Е Э И

    Слайд 3

    Звук  щ  , буквы которые обозначают этот звук.

    Слайд 4

    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИМСЯ С … НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ … НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …

    Слайд 5

    Найди лишний рисунок.

    Слайд 6

    Назови слова со звуком  щ  .

    Слайд 7

    Найди звук  щ  . СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ

    Слайд 8

    Щ

    Слайд 9

    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИМСЯ С … НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ … НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …

    Слайд 10

    щ А И Е Ё У Щ А Щ И Щ Е Щ Ё Щ У Прибежали в гости к «Щ» гласные!

    Слайд 11

    ЩА ЩА ЩА ЩУ ЩУ ЩУ ЩИ ЩИ ЩИ ЩЕ ЩЕ ЩЕ

    Слайд 12

    Щ А -Щ У

    Слайд 14

    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОЗНАКОМИЛИСЬ С … НАУЧИЛИСЬ ОТЛИЧАТЬ … НАУЧИЛИСЬ ЧИТАТЬ …

    Слайд 16

    МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс. Тема: «Звук [и]. Буквы И,и»

    Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...

    Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению. (УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова») Тема урока: Измерение площади с помощью палетки

    Технологическая карта урока математики в 3 классе «а» по эвристическому обучению.(УМК «система развивающего обучения Л.В. Занкова»)Тема урока: Измерение площади с помощью палетки...

    Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

    Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

    Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока

    Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...

    Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

    Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

    Технологическая карта урока : Обучение грамоте ( 1 класс)

    Технологическая карта урока: Обучение грамоте   ( 1 класс )...

    технологические карты уроков обучения грамоте 1 класс

    Технологические карты уроков обучения грамоте...