Мастер-класс "Пословицы и поговорки"
материал по чтению по теме

Куржева Марина Юрьевна

  Мастер-класс"Пословицы и поговорки" для учеников 1-4 классов. Даётся пояснение пословицам и поговоркам.Соотносят начало и конец пословиц,узнают пословицу по рисунку.Знакомство с пословицами и поговорками на адыгейском языке,перевод на русский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki_-.odt39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Пословицы и поговорки»

Презентация

  1.  Сходство и различие пословицы и поговорки.

До сих пор люди путают, называя пословицы поговорками, и наоборот. И чтобы нам разобраться в этом вопросе, воспользуемся помощью пословицы «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Что значит слово «цветок»? Это что-то красивое и прекрасное, значит поговорка – это что-то красивое. Но мы не можем по отдельному цветку сказать, какой из него вырастет плод, следовательно, поговорка красива, прекрасна, но в ней ещё не совсем завершённая мысль. А о пословице сказано, что она ягодка; вспомним плоды земляники, смородины и т.д.

 А раз ягода – это плод, а плоды – это не просто красиво, но ещё и полезно, значит, она помогает людям понять главное, в ней есть оценка хорошему и плохому, то есть в ней содержится пусть и короткая, но законченная мысль.

Что позволило пословице сохраниться в веках?

- Краткость, ритмичность, частое использование рифмы        

Таким образом, пословица- это образное законченное предложение с нравоучительным смыслом, а поговорка-это словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни.

Пословицы и поговорки годятся на все случаи жизни. Горе, радость ли, – всегда они дадут разумный совет, наставление, утешение или даже развеселят. И о ком бы или о чем в них ни говорилось, они всегда обращены к человеку.

 1.1. Практическое задание:

- Мир освещается солнцем, а человек знанием.

 - Пословица это или поговорка? Докажите.

  1. Работа с выделением концепта текста

- Какие тексты лучше использовать в обучении пониманию текстовых смыслов? 

Скорее всего те, основная цель чтения которых – понять скрытый «намек», извлечь «урок»: пословицы, басни, сказки, притчи. Особое место в решении этой задачи принадлежит пословице.

Пословица представляет собой мини-текст, а модель понимания его является базисной моделью понимания текстов в целом, т.к. в пословице основная мысль не растворена в сюжете.  Следовательно, работа над пониманием пословицы позволяет целенаправленно обучать «вычерпыванию» смыслов из текста.

 С методической точки зрения пословица привлекательна как богатейший дидактический материал, количественно неисчерпаемый и удивительно разнообразный.

 Велики воспитательные возможности пословицы, ведь она опирается на базовые жизненные ценности, общие для различных культур.

Практическое задание

1.Разбор пословиц и поговорок по корзинам

2.Соотнесение начала и конца пословицами

3.Игра «Узнай пословицу и поговорку»

4.»Пополняем наш сундучок» (знание адыгейских пословиц и поговорок и перевод на русский язык)

(карточка №1)

Знакомство с пословицей на уроке можно построить следующим образом:

Понимание  пословицы основано на поиске мысли, скрытой за явной мыслью. Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так: чтобы поймать рыбу, надо потрудиться –приготовить удочку, наживку, подождать, пока рыбка клюнет.

 «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и старания. Ее можно выразить и по-другому: надо упорно трудиться, чтобы получить нужный результат.

Выполните упражнение 1 « Скорлупка и ядрышко»

Карточка 1

Обучение пониманию  пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Планируемый результат:

 Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите   «скорлупки» пословиц  с их «ядрышками»  мыслями ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)

Скорлупки

(фактуальная информация)

Ядрышки

( концептуальная информация)

ответ

Вариант 1

I

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

II

1.Рот не огород: не затворишь ворот

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

III

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Упражнение 2 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.

Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник.

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых, потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых, это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих, детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования

Упражнение 3

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Пословицы разных народов

Русские пословицы

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Итог: Чтобы помочь детям выразить концепт пословицы своими словами, важно показать им, что скрытая в ней мысль формулируется на особом языке – «языке мысли». Если удалось найти обобщенную формулировку смысла, то легко будет применить данную пословицу в любой ситуации, аналогичной описанной в ней

Карточка 2

Исследования психологов доказали, что понимание смысла невозможно без актуализации образа, особенно если речь идет о ребенке. Без усиления образа решение задачи по выделению главной мысли текста часто оказывается невозможным.

 Эта закономерность справедлива и по отношению к пониманию пословицы. Различению прямого и переносного смысла в ней способствует прием иллюстрирования. Словесное иллюстрирование это когда по пословице создается рассказ или сказка.

При работе с художественным произведением так же используются традиционные задания: подобрать тексту название в виде пословицы или закончить его народной мудростью; выбрать пословицу, отражающую главную мысль текста, или составить его план, используя народные речения. От разговора о «скорлупке» и «ядрышке» пословицы легко перебросить мостик к понятиям «фабула» и «мораль» в басне, «намек – добрым молодцам урок» в сказке.

Упражнение 4. «Объяснялки»

Прочитайте. Выберите пословицу для названия текста. Соедините.

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!

- Правда, - отвечал ёж, -но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка. Служит ли тебе так  же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул

 К Ушинский

Вора выдала речь

Не ладно скроен, да крепко сшит

Шаловливая овца — волку корысть

Кто малым недоволен, тот большого не достоин

У священника Платона украли хомуты. Он распорядился совать всех на молитву и, войдя, обратился к ним с вопросом;

- Усердно ли вы молитесь?

Усердно, владыко.

- Все ли вы молитесь?

Все молимся, владыко

-И вор молится?

-И я молюсь

Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.

 Л. Толстой

Овцы ходили под лесом; два ягнёнка отбежали от стада.

Старая овца сказала:

— Не шалите, ягнята, дошалитесь до беды.

А волк стоял за кустом и сказал:

— Не верьте, ягнята, старой овце;

она говорит так потому, что у неё ноги не ходят от старости и ей завидно.

Зачем вам скучать?

Бегайте больше.

Ягнята послушали волка и побежали, а волк поймал их и зарезал.

Л. Толстой

  • Найдите лишнее изречение.
  • Замените пословицей

Итог:  В заключение отметим, что работа с пословицей способствует формированию умения выделять концепт текста в том случае, если она проводится систематически и носит активный, творческий характер. Детям, имеющим в своем интеллектуальном фонде большой запас народной мудрости, легче выражать концепт художественного текста. Они быстро подбирают концепт-синоним в виде пословицы, облегчая себе задачу перехода с «языка образов» на «язык мысли».

Вопросы заключения:

- преемственность начального и среднего звена;

- учителя предметники использование в практике

Адыгейские пословицы и поговорки.

Оглавление (Пословицы и поговорки) 

Адыгейцы - народность Северного Кавказа. Проживают в Адыгеи, Турции и странах Ближнего Востока. Адыгейский язык входит в абхазско-адыгскую группу кавказской семьи языков.

Кто кормит ребенка, для него и мать

Болезнь приходит через проушину колуна, а уходит через ушко иголки

И капкан если не обманет, то не поймает

Если худую скотину выкормишь, то губы намажут жиром, а дурного человека воспитаешь, то он только лягнёт

Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути

Где шума много, там ума мало

Если сердце не смотрит, то и глаза не видят

В своей норке и мышь храбра

Если не с кем посоветоваться - положи шапку и посоветуйся с нею

Когда спросили, чья голова красивее, черепаха высунула свою

Ласковый теленок двух коров сосет

Если брюхо сыто, хлеб сырым становится

Что говорит мулла, выполняй, а что он делает, не делай

Если долго смотреть на молоко, и в нем увидишь кровь

Что приятно для души, то красиво для глаз

Если орел часто бьет крыльями - крылья ломаются

Испуганного всадника долго не преследуй

У одного девять шуб, а девять других - без шубы

Два камня в воде - и те сталкиваются

Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи

Кто раньше умер, того раньше и на кладбище несут

Две чесоточные лошади - друзья

Когда много чабанов, среди овец падеж

Всё село не бывает глупым, и среди глупых умные найдутся

Два ястреба дерутся - воробью корм достается

Голой рукой огня не взять

Кто не видит тебя, пока ты сидишь, - не заметит тебя, когда встанешь

Если один и тот же мужчина обманет тебя трижды - ты глуп, если в одну и ту же яму упадешь три раза - ты слеп

Два соседа корову доят, и то по-разному

Глупый свои запасы съедает сразу

Если ты, пока он похож на хворостинку, не согнёшь то когда он станет колом, совсем не согнешь

После дождя бурку не бери

Языком мастер, а делом левша

Своих птенцов и грач считает красивыми

Мулла знает "давай", но не признает "возьми"

И в смерти есть мужество

Есть вместе - вкуснее, работать вместе - веселее

Перепуганного всадника долго не преследуй

Кто долго выбирает, тот прогадает

Если ты прав - ты силен

Мех лисы её враг

Лучше хорошее оружие, чем плохой спутник

Кого не замечают, тот покашливает

Стонет и тот, на кого падает дерево, и тот, на кого падают листья

Если не ответишь тому, кто бьет тебя, он так и не узнает, есть ли у тебя руки

Кто своего места не знает, тот без места останется

Хвали старое, а выбирай новое

Наставляй дочь так, чтобы слышала невестка

Видишь голову медведя - не ищи его след

Если ребенок не плачет, не дают ему сосать

Рана от сабли заживет, от языка - нет

Лесу и темной ночи не доверяй своей тайны

Если слушать будешь много - говорить будешь мало

Разве нога коровы убьет теленка

Кому нет дела до тебя, тому о своей головной боли не рассказывай

Если спор кончается дракой, то и посторонние страдают

Ласковое слово смягчает сердце

Неумело посаженное дерево - высыхает

Вкусная еда человека веселит

Мачеха похожа на снег

Смотри на мать и женись

Разве от козы родится ягненок

Пеший всегда смеется над всадником

Если не знаешь, спрашивать не обидно

Не смейся над тем, кто падает первым

Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется

Говори подумавши, садись оглядевшись

Крупный дождь долго не идет

У мудрого завистников много

Кости красит мясо, а тело - одежда

Каким тебя видят - таким ты кажешься, каким кажешься - таким и считают

У всякого дела свой черед

Где нет кошки, там и мышам раздолье

У муравья перед смертью крылья вырастают

Золото ценится дороже там, где его добывают

Хорошего вола узнаешь еще теленком

Пастухи телят и те старшего имеют

Не вынимай не вовремя своей сабли, но коли вынул её, не клади обратно, не заслужив похвалы

Молодого наставляют, старого не поучают

Что говорят в народе, то правда

Доля слабого - остатки

Кого называешь князем, тот примет тебя за холопа

Соревнующиеся богатеют, а строящие друг другу козни разоряются

Кто от чумы уцелел, тот от хмеля умер

Если вожак зорок, то и тот, кто следует за ним, - неплох

У кого много недостатков, тот их легко находит и у других

Не вынимай дважды кинжала, не повторяй своего слова дважды

Глупый пестрое любит

Когда лгун правду говорит, никто не верит

Плохая весть быстро разносится

Чья речь сладка, тот и змею из норы выманит

Кто не постыдится сказать, тот и сделать не побоится

Кому ты не мил, для того у тебя не голова, а головища

Чем проторговаться, лучше все раздарить

Где пчелы, там и мёд

Если всадник падает духом, то и конь не скачет

У лжи ноги коротки

Кого не хотят в попутчики, того зовут мимоходом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде...

Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"

Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»Цель: «образование, развитие, воспитание».Метод работы учителя:эвристический.Формы организации учебной деятельности учащихся: - система в...

Пословицы и поговорки

     Пословицы и поговорки...

Пословицы и поговорки на уроках русского языка

Подборка пословиц и поговорок для отработки орфограмм в начальной школе....

презентация "пословицы и поговорки о воде"

данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, при подготовке внеклассных мероприятий...

Пословицы и поговорки (часть 1)

Материал удобно использовать при проведении недели "Пословицы и поговорки в нашей жизни", для оформления стендов в классе и рекреации школы....

Пословицы, поговорки и словарные слова на минутках чистописания.

Целью занятий чистописанием является формирование графически правильного, чёткого и достаточно скорого письма.   Предлагаю материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков у...