Главные вкладки

    Урок по литературному чтению в 3 классе "Русские народные пословицы и поговорки"
    план-конспект урока чтения (2 класс) по теме

    Тема:«Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»

    Цель: «образование, развитие, воспитание».

    Метод работы учителя:эвристический.

    Формы организации учебной деятельности учащихся:

    - система вопросов;

    - творческий пересказ;

    - рисование (в том числе устное словесное);

    - создание собственного текста;

    - создание собственного дидактического материала;

    - игровые приёмы.

    Ожидаемые результаты:

    - развитие навыков работы с художественным словом;

    -внимание к подтексту и авторству (народной оценке);

    - обогащение речи учащихся;

    - формирование нравственных понятий.

    Оборудование: проектор

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по литературному чтению во 2 классе.  

    Тема: «Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки»

    Цель: «образование, развитие, воспитание».

    Метод работы учителя: эвристический.

    Формы организации учебной деятельности учащихся:

    - система вопросов;

    - творческий пересказ;

    - рисование (в том числе устное словесное);

    - создание собственного текста;

    - создание собственного дидактического материала;

    - игровые приёмы.

    Ожидаемые результаты:

    - развитие навыков работы с художественным словом;

    -внимание к подтексту и авторству (народной оценке);

    - обогащение речи учащихся;

    - формирование нравственных понятий.

    Оборудование: проектор

    Ход урока.

    I Проверка домашнего задания. Дети читают пословицы и поговорки, которые они вспомнили и записали в своих тетрадях, объясняют их смысл и показывают свои рисунки, иллюстрирующие эти пословицы и поговорки. (Примерно 10-15).

    Подведение итогов проверки домашнего задания  и краткое вступительное слово учителя. Оказывается, пословиц и поговорок  много. Это целый мир мудрых и разумных советов. Кто же создал этот мир?  Кто придумал умные советы?  Кто так изобретательно спрятал настоящий смысл  пословиц и поговорок за обычными, знакомыми нам словами? (Люди, русский народ). Да, имя автора неизвестно, но ведь автор должен быть. Вы правы, этот мир создал русский народ очень давно, ещё в древности, и создавались эти пословицы и поговорки столетия назад.  Они прошли проверку временем и заслужили вечную жизнь, потому что отражают многовековой опыт народа, его разум. Благодаря пословицам и поговоркам мы знаем, как жили русские люди, во что верили, что считали правильным, что осуждали. Мир пословиц и поговорок необычайно интересен.

    II Вот в этот загадочный мир мудрости мы и совершим заочную, мысленную экскурсию и попробуем сделать там свои открытия. Заочная экскурсия начинается! (На экране демонстрируются пословицы). И тут вдруг выясняется, что пословицы записаны не так, как нужно, неправильно.

    Без соли, без хлеба                                         вылетит – не поймаешь.

    Семь раз отмерь-                                             а человек умом.

    Слово не воробей:                                            и рубля не бывает.

    Близок локоток,                                               а два лучше.      

    Без копейки                                                     один раз отрежь.    

    Ум хорошо,                                                      худая беседа.

    Красна птица пером,                                     да не укусишь.

    Вопросы: Что же произошло? Кто перепутал вопросы?

    (Высказывается предположение, что кто-то очень весёлый и лукавый приходил сегодня к нам в класс рано утром и перепутал пословицы).

    Может быть, это наш Афанасий пошутил и теперь притаился в наших книжках, а сам наблюдает за нами, сможем ли мы восстановить пословицы.

    Давайте поиграем, а нашу игру назовём «Перепутаница»!

    Восстановление пословиц и объяснение их методом устного словесного рисования.

    Без соли, без хлеба худая беседа.

    Пришли к вам друзья, а вы их душистым чаем угостили, с печеньем, с конфетами. За чаем и беседа потекла приятная и доброжелательная. Все довольны остались: и гости, и хозяева.

    Семь раз отмерь – один раз отрежь.

    Может быть, вы думаете, что эта пословица про портных?  Вовсе нет. Она про всех. Если задумал какое-нибудь дело, надо сначала всё обдумать, подготовиться, и только после этого приступать к работе.

    Слово не воробей: вылетит  - не поймаешь.

    Прежде чем что-то сказать, надо подумать, чтобы никого не обидеть и чтобы потом стыдно не было за свои слова.

    Близок локоток, да не укусишь!

    Действительно, не укусишь. Но локоть тут ни причём. Так говорят, когда что-то сделать просто невозможно и надо искать другой выход.

    Без копейки и рубля не бывает.

    Эта пословица напоминает легкомысленных людей, что деньги счёт любят и тратить их надо обдуманно и аккуратно.

    Ум хорошо, а два лучше.

    Это правда. Я эту пословицу сама проверила. Не получалось у меня вчера задача по математике, я думала-думала,  а потом пошла к подружке, и она нашла в моём решении ошибку. Действительно, ум хорошо, а два лучше!

    Красна птица пером, а человек – умом.

    Эта пословица учит, что о человеке надо судить не по внешности, а по его разуму и по делам.

    Подведение итогов игры «Перепутанница» Мы хорошо поиграли в нашу игру, всё распутали, и Афанасий, наверное, нами доволен. А какие мы сделали открытия? (Пословицы имеют скрытый смысл, который спрятан за словами, этот смысл и есть подтекст. Пословицы относятся не к одному человеку, а ко всем. Пословицы дают советы и значит имеют поучительный смысл.)

    III Продолжение экскурсии в мир пословиц и поговорок.

    Демонстрация подборка поговорок, к которому учащиеся должны сделать творческий пересказ:

    Семь пятниц на неделе…

    Так мы говорим о человеке, который часто меняет свои решения и планы На такого человека нельзя надеяться, ему нельзя доверять.

    Ищи ветра в поле…

    Так говорят, когда кто-то исчезает и его невозможно найти, как невозможно поймать ветер в поле.

    Моя хата с краю…

    Эта поговорка относится к равнодушным людям, которые живут только для себя.

    Свет не без добрых людей…

    Русский народ всегда был добрым и щедрым. Русский человек всегда поможет тому, кто попал в беду, и уверен, что и ему помогут.

    Что в лоб, что полбу…

    Эта поговорка имеет смысл: «Нет никакой разницы, всё равно».

    Язык без костей…

    Так говорят тому, кто болтает всякие глупости.

    Вопросы: Чем поговорки похожи на пословицы?  Чем они отличаются от пословиц? Сделал ли кто- нибудь открытие?  (Поговорки такие же остроумные, образные и меткие, как пословицы, но в отличии от пословиц, они короткие и не дают советов).

    Но зато поговорка даёт такую оценку человеку  или его поступку, что это просто не в бровь, а в глаз (Поговорка. Лучше не скажешь!).

    Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Они делают её образной, содержательной и мудрой, потому что они «мудростью богаты».

    IV А умеем ли мы находить пословицы в художественном тексте?

    На экране демонстрируется текст, в котором учащимся предлагается найти пословицы и объяснить их.

    Голова и язык.

    -  Ты, язык, как заведённые гусли, с утра до вечера без умолку говоришь и позоришь меня. Смотри, язык: Мельница мелет – мука будет, а язык мелет – беда будет! Язык не захотел оставаться в долгу и ответил:

    - Ты, голова, сама заставляешь меня так много говорить. Ведь у тебя что на уме, то и на языке.

    Голова проворчала:

    - Молчи уже… Яйца курицу не учат…

    Вопросы: - Какие пословицы «спрятались» в этой маленькой сказке?

                      - Что значит «язык мелет»?

                      - Что осуждается в этих пословицах?

    Мельница мелет – мука будет, а язык мелет  - беда будет; что на уме, то и на языке; яйца курицу не учат.

    Язык мелет – это означает болтливость, безответственную болтовню без меры и смысла. Есть даже поговорка: «Мели, мели Емеля…» Первые две пословицы осуждают людей, которые говорят много и не по делу, а третья пословица осуждает неуважение к старшим и более разумным. Даже и ещё есть пословица, подходящая, к нашей сказке: «Не спеши языком, торопись делом».

    V Создание собственного по пословицы методом устного словесного рисования.

    Учащиеся работают коллективно, группами, в каждую группу входят учащиеся одного ряда. Каждой из трёх групп выдаётся рисунок  с пословицей. Дети получают задание придумать по рисунку и пословице текст, используя  приём устного словесного рисования. Пословица должна служить заключением, выводом. Это задание не только творческое, но и  соревновательное: при подведении итогов будет определён лучший текст.

    1 группа: Ученье – свет, а неученье – тьма.

    2 группа:  Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

    3 группа: Старый друг лучше новых двух.

    Забавные цветные картинки к этим пословицам взяты из книги «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» Москва ОЛМА Медиа Групп 2010 стр. 193,205,182.

    Рисунки на экране не демонстрируются, чтобы дети сосредоточились на своём рисунке.

    1. Эту пословицу знают все, даже самые маленькие ученики – первоклассники, только один из них хорошо учится, а другой даже таблицу умножения не знает, а только с рогаткой по улице бегает. От него даже солнышко отвернулось, и чёрная туча плачет над ним чёрными слезами. Так и проживёт он, глупый и неучёный, свою жизнь неинтересно и бесполезно. Пословица учит нас, что умного человека все уважают и любят, к нему идут за советом, с него берут пример. Жизнь у такого человека наполнена радостью и советом. Вот уж действительно – ученье свет, а неученье – тьма.
    2. К этой пословице художник сделал весёлый рисунок: Маша и Саша едят соль, да ещё столовыми ложками. И съесть им надо  целый мешок соли – пуд! А ведь это ни много ни мало – 16 килограммов! У них уже глаза на лоб лезут от такого обеда! Бедные дети! Наверное, маша и Саша решили съесть пуд соли, чтобы узнать друг друга. Но ведь дело тут вовсе не в соли, а во времени. За это время Маша и Саша хорошо узнают друг друга. А сколько они соли съедят – это не важно!
    3. Всем известно, что книги – это наши друзья! Главное – надо знать, что читать, чтобы чтение было и интересным и полезным. Серёжа и Андрей, приятели Дениса, особенно любят читать про мальчика Гарри Поттера. А вот сам Денис думает, что лучше читать Пушкина: и занимательно и многому полезному научиться можно. Правда, Пушкину уже 2310 лет, но ведь старый друг лучше новых двух!

    Подведение итогов творческого соревнования.

    Дети, которые составили самый удачный текст, награждаются медалью «Знаток пословиц».

    VI Подведение итогов заочной экскурсии в мир пословиц и поговорок с презентацией книги «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» Москва ОЛМА Медиа Групп 2010 и с сюрпризом.

    Вопросы по итогам заочной экскурсии:

    -О чём мы узнали во время нашей заочной экскурсии?

    - Сколько пословиц и поговорок мы прочитали и объяснили?

    (Мы узнали, что кроме былин и сказок, русский народ придумал пословицы и поговорки, что у них есть скрытый смысл – подтекст, что пословицы и поговорки есть на все случаи жизни, что по каждой можно написать рассказ, что их очень много…)

    - А сколько? Сколько пословиц и поговорок мы вспомнили во время нашей экскурсии)

    - А вот и сюрприз. Узнайте какой.  (Наверное, какая-нибудь необыкновенная пословица…)Да, главная  для русского языка пословица о пословице.

    Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится. Поэтому надо изучать пословицы.

    Представление книги. Показываю книгу. В ней 512 пословиц и поговорок! Составила этот словарь Розе Татьяна Владимировна, а занимательные, красочные рисунки художники Уборевич и Артюх.

    Домашнее задание: составить свой рукописный сборник пословиц и поговорок – это будет ваш дидактический (учебный) материал – и подберите загадки.

                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

    План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

    Конспект открытого урока по литературному чтению "Пословицы и поговорки"

    Урок литературного чтения для 2 класса -форма проведения: творческая мастерская . Продуктом урока будет являться  газета "Пословицы и поговорки". Все подобранные материалы с учетом ФГОС....

    Урок по литературному чтению по теме"Народные легенды"

    Урок по литературному чтению в 4 классе с элементами исследования...

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

    Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

    Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

    Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

    Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

    Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...