Урок по литературному чтению по теме"Народные легенды"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Волкова Ирина Александровна

Урок по литературному чтению в 4 классе с элементами исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 4 класс. УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: Народные легенды. Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами исследовательской деятельности.

Виды и формы организации учебного процесса: личностно-ориентированный урок с использованием фронтальной, индивидуальной, групповой работы.

Методы обучения: проблемно-поисковый (создание   проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению); словесный (беседа, диалог); практический (работа с таблицей); наглядный (наблюдение, презентация);

исследовательский.

Педагогические технологии: технология АМО, ИКТ, игровые технологии, технология обучения как учебного исследования, технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карта России,

презентация в формате MS.ppt., раздаточный материал научно-популярная литература:

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 3 глава 8 стр. 107, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

Н. М. Карамзин «История государства Российского» том 9 глава 6 стр. 18, М.:Моск.рабочий; Слог, 1993;

А.А. Семенюк, М.А. Матюшина «Школьный толковый словарь русского языка», М., «Просвещение», 2001;

Н.В.Чудакова, А.В.Громов «Я познаю мир», стр. 209, стр. 248, М., АСТ, 2002;

Учебник  «Литературное чтение»,  4 класс, I часть, раздел «Героическая песня, легенда, библейское предание» Авторы-составители: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. - М. «Вента-Граф», 2004

Цель урока: дать представление о легенде  как жанре фольклора  посредством исследовательской работы.

Задачи:

1. Образовательные:

систематизация  знаний о жанровом разнообразии фольклора;

создание условий для полноценного восприятия литературных произведений через единство содержания и формы работы;

сравнение персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

2. Развивающие:

развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

формирование умений исследовательской работы;

овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

развитие познавательной активности.

3. Воспитательные:

обогащение нравственного опыта обучающихся;

формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

формирование интеллекта и общей культуры.

Ход урока

Формы, методы, приёмы

Цель применения

I этап урока.    Инициация

Цель этапа: создание настроя на совместную коллективную деятельность в группах.

1. Выбор команд  АМО «Найди свою половинку»

Ученики собирают группу, найдя свою половину пословицы.

Пословицы: «Ученье свет, а неученье тьма», «Делу время, а потехе час».                                                                                         Приложение 1

- Теперь вы члены двух команд. Команды, прошу занять свои места.

2. Приветствие. Игра «Дразнилки»

Приложение 1

- Приветствие команд будет необычным. Каждая команда поочереди выкрикивает дразнилки, которые приготовили дома.

- У кого запас дразнилок закончится, тот и проиграл.

- Предлагаю пожелать друг другу удачи (приветствие ладошкой).

Формирование групп,  чувства команды

Создание

психологического климата

II этап урока.   Вхождение в тему

Цель этапа: систематизация знаний о жанрах фольклора.

1. Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок, его тему вы определите, составив слово из букв (карточки с буквами у каждой команды лежат на столе).

- Какое слово у вас получилось? (фольклор)

- Что такое фольклор? (ответы детей)

- Фольклор – это устное народное творчество.

Слайд 2

- К какому жанру фольклора относятся следующиепроизведения?

(подготовленные дети читают произведения)      

Слайд 3

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок...                                     (колыбельная песня)

От топота копыт, пыль по полю летит                  (скороговорка)

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький…  

                                                                                               (сказка)                                                

Четверо братцев под одной крышей стоят                      (загадка)

Та-ра-ра! Та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

На горе растет дубок,

А на дубе воронок                                                          (потешка)

Матушка Добрынюшке говаривала,

Матушка Никитичу наказывала:

«Ах ты, душенька Добрыня сын Никитинич!              (былина)

Как в старом-то было городе,

В славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут, поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Минин-сын         (героическая песня)

Было у человека два сына. Старший-спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть…          

                                                                                          (предание)  

                                                                                      Приложение 2

Создание условий для определения учащимися цели урока и постановки учебных задач

Актуализация  опыта учащихся, необходимого для «открытия новых знаний»

III этап урока.   Погружение в тему

Цель этапа: дать понятие легенды как жанра фольклора.

1. Целеполагание

В четвёртом классе мы познакомились с новыми жанрами фольклора: былиной,  преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним видом жанрафольклора - легендой.

-Знакомо ли вам это понятие?

АМО «Вершина успеха»

Отметьте на вершине успеха уровень своих знаний о легенде (учащиеся при помощи цветных магнитов определяют уровень своих знаний о легенде).  

Приложение 3

2. Интерактивная лекция

Введение понятия «легенда»

- Что такое легенда?

- Где  мы можем найти определение легенды? (найти в толковом словаре, Интернете)

Задание по группам:

1- найти определение понятия «легенда» по толковому словарю приёмом «Сжатие текста»

2- найти определение понятия «легенда» по научно-популярной статье из Интернета приёмом «Сжатие текста»

- Каждая команда даёт своё определение.

- Познакомимся с этим понятием на 17 странице нашего учебника

Вывод: легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Слайд 4

- Сегодня  у нас будет необычный урок, а урок-исследование. Мы станем учёными-исследователями. А предметом исследования будут легенды «О граде Китеже, «О покорении Сибири Ермаком». В ходе нашего исследования мы должны доказать, что эти произведения являются легендами.

Создание условий для определения учащимися ожиданий

Раскрытие сущности обсуждаемого понятия, построение логического умозаключения

IV  этап урока  Проработка содержания темы

Цель этапа: формирование умений исследовательской работы

1. Знакомство с содержанием произведения

Задание: каждая команда знакомится с  содержанием легенд и даёт краткий пересказ содержания текста по опорным словам (карточки с опорными словами лежат на столах).

Приложение 4

1- читает про себя легенду о граде Китеже, стр. 14 - 15

2 -  легенду о покорении Сибири Ермаком, стр. 15 – 17

Представители от команд дают краткий пересказ, сопровождаемый показом иллюстраций на слайдах.

 Слайды 5-10; 11-17

2. Исследовательская работа

- Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

- В каждом исследовании есть: предмет исследования, гипотеза, методы исследования  и выводы.

Предметом  исследования у каждой команды будет легенда.

Гипотеза: в процессе исследования нужно доказать, что  легенда основана на историческом событии, написана в форме сказки.

Метод исследования: наблюдение, практическая работа (работа с картой)

Выводы. У каждой команды есть маршрутные листы-таблицы, в которые заносятся результаты исследования.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания

Этапы исследования

I этап исследования

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Команда 1

Легенда о граде Китеже

Команда 2

Легенда о покорении Сибири Ермаком

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории хана Батыя.

Ученики работают с информацией о данной личности в детской энциклопедии «Я познаю мир» на странице 209  приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

 Учитель дополняет рассказ учащихся.                                        

Слайд 18

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: Хан Батый является исторической личностью.

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

 Учитель  дополняет рассказ учащихся.                     Слайды  19-20

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Игра «Цветик-семицветик»

На карточках (лепестках) напечатаны характеристики личности героев (в  соответствии с легендами). Ученикам нужно распределить карточки к портретам Батыя и Ермака. Составить рассказ о характерных чертах соответствующей исторической личности.                        

Приложение 6

Слайды 21-22

Организация смены видов деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости  обучающихся

II  этап исследования

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и  дат, приводимых в научно-популярных статьях в книге Н. М. Карамзина «История государства Российского». 

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды.

Ученики работают со статьёй из  книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 3 глава 8 страница 107. Дата прихода на реку Волгу Батыева войска и дата из легенды появления  Батыева войска в ветлужских лесах (XIII век) совпадают. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: наблюдение.

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Гипотеза: временные рамки в легендах совпадают/не совпадают с историческими событиями

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьёй из книги Н. М. Карамзина «История государства Российского» том 9 глава 6 страница 18. Даты жизни Ивана Грозного (1530-1584) и  завоевание Ермаком Сибири (1581год) совпадают.

Методы исследования: наблюдение. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Вывод:  временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

III этап исследования

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современных географических картах).

Открыть в Интернете  географическую карту Нижегородской области (по закладке учителя).

Приложение 7

Ученики находят/ не находят на карте географические названия, которые встречаются в легенде: реку Волгу,  ее приток реку Ветлугу, озеро Светлояр. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной  географической карте России).

 Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш. Вывод заносят в таблицу.

Приложение 5

Методы исследования: практическая работа.

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

Общий вывод: Вы доказали, что произведения основываются на исторических событиях, выполнено одно условие из понятия легенды.

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

IV этап исследования

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Это второе условие определения понятия легенды. Нам надо доказать/ опровергнуть вторую часть определения легенды. Вспомните  и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Слайд 23

 Команда доказывает/опровергает условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в таблице. Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Приложение 5

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Давным-давно…., все бежала и бежала..

Определения перед определяемым словом.

Расположено оно……глав церквей

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Придя, завоевав, стих(затих)…

Нравственные ценности народа:

победа силы духовной над силой физической.

Вывод: произведение написано в форме сказки.

Повторяющиеся определения.

Думал-думал,  царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Ученики работают с текстом легенды. Команда по пунктам самостоятельно доказывает/опровергает стиль сказочного языка, отмечая свои результаты в таблице. Каждая команда доказывает на примерах свою гипотезу.

Общий вывод: произведение написано в стиле сказочного языка.

В ходе исследовательской работы доказали, что в этих произведениях выполнены два условия, значит, эти произведения являются легендами.

Актуализация полученных знаний

V этап урока  Подведение итогов

Цель этапа: осмысление новых знаний, умений, критический анализ полученной информации

1.Составление кластера по теме «Что такое легенда?»

Слайд 24

Кластер

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

2. Рефлексия: оценивание учащимися уровня собственных знаний на вершине успеха.

3. Подведение итогов.

- Какой этап нашей исследовательской работы вам показался наиболее интересным? Сложным?

- Кто из вас почувствовал интерес к исследовательской деятельности?

Корректировка своей деятельности на основе этой оценки, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Золотая рыба» (индийская народная сказка). 2 класс

Тема уроков: «Золотая рыба» (Индийская народная сказка)Цели урока:Предметные: выделять реплики персонажей, читать по ролям, передавать интонацию говорящих, определять основную мысль произведения.Метап...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Устное народное творчество" 3 класс

Конспект урока литературного чтения на тему: "Устное народное творчество" 3 класс. Программа "Школа России"...

Урок по литературному чтению по теме: Украинская народная сказка «Рукавичка».

Урок по литературному чтению по теме: Украинская народная сказка «Рукавичка»....

Итоговое занятие (урок) по литературному чтению по теме «Устное народное творчество»

Данная методическая разработка может быть проведена как соревнование между классами начальной школы или внутри конкретного класса. В роли ведущих на станции могут выступать учителя, родители или учащи...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...