Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вилкова Кристина Сергеевна

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста сказки.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать понятие и жанровые особенности жанра русской народной сказки; содержание сказки «Мужик и медведь»;
  • уметь определять жанровые особенности, главную мысль сказки, нравственное содержание прочитанного, осознавать сущность поведения героев, их эмоциональное состояние; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; формулировать простые выводы о роли слова в сказке; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: 

  • развивать способности к творческому самовыражению;  
  • уметь обмениваться мнениями; оценивать жизненные ситуации и поступки героев;
  • проявлять интерес к новому содержанию, к занятию, к поиску решения проблемы;  осознавать неполноту знаний;
  • понимать  причину успеха в практической деятельности;
  • проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 35.15 КБ
Файл Презентация2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.01.2019г.

Школа:  №148

Класс: 2 «Б»

Кабинет: 221

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь».

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста сказки.

Планируемые результаты

Предметные:

знать понятие и жанровые особенности жанра русской народной сказки; содержание сказки «Мужик и медведь»

уметь определять жанровые особенности, главную мысль сказки, нравственное содержание прочитанного, осознавать сущность поведения героев, их эмоциональное состояние; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; формулировать простые выводы о роли слова в сказке; объяснять значение слова с опорой на контекст произведения и с помощью разных источников информации.

Личностные: Развивать способности к творческому самовыражению;  уметь обмениваться мнениями; оценивать жизненные ситуации и поступки героев; проявлять интерес к новому содержанию, к занятию, к поиску решения проблемы;  осознавать неполноту знаний; понимать  причину успеха в практической деятельности; проводить самооценку на основе критерия успешности деятельности;

Тип урока: «открытие»  нового знания.

Оборудование: УМК «Школа 2100», учебник Литературное чтение: Учебник для 2 класса начальной школы: В 2 кн. Книга 2. Слово в сказке./ Е. И. Матвеева –12-е изд.– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012., презентация.


Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Нагляд.: учебная презентация

Словес.: слово учителя

2 мин.

Парная форма работы

- Здравствуйте, меня зовут Кристина Сергеевна.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Фронтальная форма работы

Посмотрите на экран, прочитайте каждый сам пословицу.  А теперь кто-нибудь прочитает нам ее вслух. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам -  урок.

- Ребята, а как вы ее понимаете? В каждой сказке есть доля правды, и она нас чему-нибудь учит.

Молодцы, правильно.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Читают, размышляют, отвечают.

В каждой сказке есть доля правды, и она нас чему-нибудь учит.

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: слово учителя

Частично-поисковый: подводящий диалог

Нагляд.: портрет, сюжетная картина

3 мин

- Ребята, начать наш путь в мир сказочного слова стоит с русской народной сказки.

- Почему она так называется?

- У каждого народа издавна существует культура звучащего слова – особенная устная литература, народное творчество.

- Кто знает, как по-другому называется народное творчество? Правильно фольклор.

- Русский народ создавал песни, частушки, поговорки, пословицы, загадки, былины, потешки, сказки.

- Давайте подберем  к слову сказка родственные слова.  Среди них есть слова рассказывать, сказывать. О чем же они говорят? Долгое время сказки рассказывали устно. Потом, гораздо позже, в XIX веке, их стали записывать, собирать в сборники и печатать книжки со сказками. Одним из известных собирателей сказок был А.Н, Афанасьев.

Слушают.

Потому что ее автором является русский народ.

Фольклор

Рассказывать, сказывать

Слушают, понимают.

Р.: осуществлять само- и взаимоконтроль учебной деятельности.

III.Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

Нагляд.: учебная презентация

3 мин.

- Ребята, кто догадался какая тема нашего урока?

- Да правильно. Посмотрите на экран подумайте о чем будет эта сказка? Кто герои сказки? Хорошо.

А какие же будут цели нашего урока? Верно, знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь».

- Ребята, а вы умеете рассказывать сказки? Хорошо. Чтобы вас с интересом слушали, надо понимать смысл сказки и выразительно исполнять ее. Когда вы разберетесь в секретах сказочного слова, откроете для себя законы построения сказки, познакомитесь со сказочными героями, тогда вы сможете попробовать сочинять и свои сказки.

Размышляют над темой и целью урока.

Слово в русской народной сказке.

Познакомится с русской народной сказкой.

Да.

Слушают.

Р.: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

П.: построение речевого высказывания;

К.: участвуют в учебном диалоге.

IV.Открытие нового знания

Словес.: словарная работа

Практ.: чтение стихотворения

Нагляд.:

учебная презент. 

Словес.: фронтальный опрос

4 мин

4 мин

Фронтальная, индивидуальная форма работы

Сейчас давайте откроем учебники на стр.8 и прочитаем выразительно стихотворение  «Как рождается сказка?».

А перед тем как начать читать, давайте выполним словарную работу. Посмотрите на экран и скажите, как вы думаете, что значит это слово? Неугомонный, это какой? Прочитайте следующее слово. Как вы думаете что это слово значит. въявь, миф).

Ребята мы узнали с вами все неизвестные слова, теперь один человек начинает читать, остальные внимательно следят, я остановлю и спрошу другого.

Молодцы.

Ребята, найдите в стихотворение ответ на такой вопрос, что нужно человеку, чтобы он попал в сказочный мир?

Какой мудрый совет дает автор стихотворения?

Читают стихотворение.

Размышляют над значением слов.

Неугомонный – такой, который не может угомонится, подвижный, шумливый.

Въявь – на самом деле, наяву.

Миф – недостоверный рассказ, выдумка.

Закрыть глаза и в уме представить свою мечту.

Чтобы не растаял миф, сначала мудро научись искусству – поверить в сказку, сказку сотворив.

К.: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Динамическая пауза

1 мин

Физминутка

Топай мишка, топай мишка,

Хлопай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной, братишка,

Руки вверх, вперед и вниз.

Улыбайся и садись.

Выполняют движения.

Нагляд.:

учебная презент. 

 Словесн.: слово учителя

1 мин

3 мин

2 мин

Первичное знакомство с текстом.

- Ребята, какую мы  цель ставили  на урок? Правильно мы познакомимся со сказкой «Мужик и медведь».

- Сейчас я вам предлагаю послушать русскую народную сказку «Мужик и медведь». Слушая сказку, внимательно следите за текстом.

- Итак, ребята, что вы можете сказать об этой сказке? Вспомните, какие мы строили предположения. Совпали они или нет?

Сколько раз мужик сеял?  Что сеял или сажал? Какими вы себе представляете медведя и мужика?

Знакомство со сказкой «Мужик и Медведь»

Ответы детей.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словес.: чтение по цепочке

Практич.: выборочное чтение

Наглад.: предметная картинка

Практич.: ответы на вопросы

Практич.: ответы на вопросы

Практич.: ответы на вопросы

20 мин

- Вот мы с вами послушали сказку, проверили свои предположения. Как вы думаете, ребята, над чем мы будем работать дальше?

Так какими же особенностями отличается народная сказка? А для того чтобы нам это выяснить, что нам нужно с вами сделать? Правильно мы должны перечитать и подумать над ней. Что мы с вами сейчас и сделаем.

- Я вам предлагаю прочитать это сказку по цепочки по предложению. Вам нужно будет следить внимательно за текстом. Начинаем с первой парты первого ряда.

1 часть. (Остановить читать Мужик поехал… ушел в дубраву.)

 - Итак, кто герои сказки?

-Что делал мужик? Ребята ответ вы должны вычитать из текста.

-Зачем к нему пришел медведь?

-Как отнесся к предложению мужика медведь?

-Кто-нибудь может сам сказать, что такое репа? Прочитайте внизу страницы. А что такое вершки? Дуброву?

2 часть. (Репа выросла….повез в город продавать.)

- Какая выросла репа?

 Как поделили они репу?

-Что сделал мужик?

-Как вы понимаете слово наклал? Прочитайте внизу страницы под цифрой 1 что значит это слово.

-Давайте подумаем, что же произойдет дальше?

-Давайте посмотрим что было дальше.

-Продолжаем читать.

3 часть. (Навстречу ….а то заломаю)

- Что сказал медведь мужику?

4 часть. (На другой год….сделать не смог)

-Что делал мужик?

-Что ему ответил медведь?

-Что они решили? как поступил мужик?

-Что такое рожь? Жать? Доля? Как вы понимаете? Прочитайте внизу страницы.

5 часть. Последние предложение.

-Что произошло между медведем и мужиком?

-какой случай описан в сказке? (Жизненный)

-Ребята, а вы обратили внимание, какие слова используются в сказке? Разговорные – заревел, дай-ка, уменьшительно-ласкательные - медведюшка. Повторяющие слова – бился бился.

Из сколько частей состоит сказка? Правильно, какие?

Какой характер мужика и медведя? Часто в сказках медведь показан увальнем, недогадливым, в этой сказке не сумел сообразить, что его обманывают. И в то же время он грубый, пользуется своей силой, хочет силой получить, то во что труд он не вложил. Какой урок преподносит эта сказка? Не силой силен человек, а умом.

Перечитать сказку.

Читают внимательно.

Мужик и медведь

Поехал в лес сеять репу.

Мужик, я тебя сломаю.

Быть так …. не езди.

Репа – корнеплод с округлым корнем светло-желтого цвета.

Вершки – стебель и листья корнеплодов.

Дуброва (дубрава) – лиственная роща, дубовый лес.

..крупная.

Мужик приехал…мне корешки.

Отдал мужик….город продавать.

Высказывают свое мнение.

Мужик куда….а то заломаю.

На другой…дожидается.

Теперь меня….долю.

Собрали….увез домой.(сделать не смог)

Накласть – положить.

Рожь – зерновая культура.

Жать – срезать под корень стебли зерновых.

Доля – часть чего-то.

Рассердился….вражда пошла.

Жизненный, бытовой

Разговорные, ласкательные

3 части.

Вступление, основная часть повествование идет,заключение(концовка).

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: чтение в парах

4 мин

-А сейчас в парах попробуйте прочитать небольшой диалог. Стараясь передать особенности каждого характера героя. У каждого ряда свой диалог.

1 ряд. Мужик давай…мне корешки.

2 ряд. Мужик куда…каков корешок.

3 ряд. Теперь меня…хоть вершки.

-Давайте послушаем, одну пару получилось у них передать характер героев. Кто хочет выйти и прочитать.

-Молодцы хорошо.

Читают в парах.

П: смысловое чтение, поиск и выделение информации

VII.Включение в систему знаний

Практич.: ответы на вопросы

Нагляд.: учебная презентация

3 мин

Фронтальная форма работы

-Почему русская народная сказка так называется?

-Кто вам понравился больше всего из героев и почему?

-Какую проблему решали мужик  и медведь?

-Какие особенности русской народной сказки мы узнали с вами сегодня? 1.События нереальны, 2. Герои необычные, 3.используются разговорные и уменьшительно ласкательные слова.

Потому что ее автором является русский народ.

Как поделить урожай.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.

VIII.Рефлексия деятельности (по продукту)

Нагляд.: учебная презентация

 Практ.: закончить предложения

2 мин

- А сейчас ребята, давайте, с вами оценим вашу работу на уроке. У кого все получалось, и было легко работать – поднимите 2 руки вверх. У кого получалось, но возникали трудности – поднимите 1 руку вверх. Кому было тяжело на уроке не поднимайте руки.

- Сказка, она обязательно чему – то учит людей и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрость жизни. Недаром многие русские народные сказки имеют концовку, давайте повторим её: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам -  урок.

 И вы стали чуточку умнее и добрее …                                            - Спасибо за работу.

- Запишите домашнее задание, дома вам нужно будет подготовить выразительное чтение и быть готовым читать по ролям.

Заканчивают предложения.

Записывают домашнее задание.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

П: построение рассуждения

Р: осуществление итогового контроля

Познакомить  с  новым  видом  сказок  –  бытовой  сказкой,  на  основе

русской народной сказки «Мужик и медведь».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок.

Слайд 4

Тема урока: Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь».

Слайд 6

Цель: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; познакомиться с народной сказкой «Мужик и медведь»

Слайд 7

Словарик Неугомонный – на самом деле, наяву. такой, который не может угомониться, подвижный, шумливый. недостоверный рассказ, выдумка. Въявь – Миф –

Слайд 16

Домашнее задание Подготовиться к выразительному чтению сказки стр. 13-15 и быть готовыми читать по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Стендовый урок во 2 классе по теме - Типы сказок: волшебные, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Размышляя над формами, методами обучения, опираясь на свой опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников. На примере урока литерат...

Урок по литературному чтению на тему: "Хаврошечка (русская народная сказка)"

Урок по литературному чтению на тему: "Хаврошечка (русская народная сказка)" предназначен для учащихся 2 классов....