Конспект урока по литературному чтению.«Чудесный мир сказок. «Русалочка»-грустная сказка о любви.» 4 класс.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока по литературному чтению. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx102.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

4 «А» класс

«Чудесный мир сказок.

«Русалочка»-грустная сказка о любви.»

Учитель: Савченкова Л.А.

2019 г

Цели и задачи урока

Познавательные

обобщение и систематизация знаний учащихся по сказке Андерсена "Русалочка";

постановка и формирование проблемы, решение проблем творческого и поискового характера;

смысловое чтение

Личностные

духовно-нравственное воспитание учащихся;

осознание нравственной глубины данного произведения;

нравственно-этическая ориентация, личностный моральный выбор;

совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);

развитие творческих способностей.

Метапредметные

приобщение детей к основам мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества;

развитие ценностно-смысловой сферы деятельности;

знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

Предметные

формирование положительной мотивации к чтению;

создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения худ. литературы;

развитие воображения; совершенствование навыка чтения;

развитие литературных способностей;

работать с текстом, уметь видеть свою интерпретациютекста.

Регулятивные

целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё нужно понять

Коммуникативные: совершенствовать групповые формы работы, умение слушать товарища, вести диалог.

Ход урока.

Оргмомент

 Ваша речь на уроке должна быть:

Хоровое чтение с доски.

Обдуманной

Последовательной

Содержательной

Четкой

Правильной

В меру эмоциональной

В меру быстрой

Целеполагание.

- Мне хотелось бы начать  этот урок со стихотворения  М.И. Цветаевой

В СУББОТУ

Темнеет... Готовятся к чаю...

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой.

О старой колдунье, о гномах,

О принцессе, ушедшей закатом.

Как жутко в лесах незнакомых

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет... Сегодня суббота,

И будет печальная мама.

Темнеет... Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю.

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

- Сказки бывают разные… и даже страшные. Вы недавно сделали для себя маленькое открытие -узнали, что, оказывается, не все сказки заканчиваются хорошо. На примере какой сказки мы можем это утверждать?

( Г.Х. Андерсен «Русалочка»)

- У каждого возраста - свой Андерсен. Для маленьких читателей (даже слушателей)-это "Дюймовочка", «Гадкий утёнок», "Стойкий оловянный солдатик", "Огниво"...В 9-10 лет приходят "Дикие лебеди" , "Снежная королева" и , конечно же , - "Русалочка" ; грустная сказка о преданности и любви.

Сам Андерсен  когда-то сказал:  «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь»

- Наверное, не многие знают, как рождались сказки Андерсена. Давайте, послушаем учеников, они расскажут, как родилась сказка «Гадкий утенок» и «Стойкий оловянный солдатик».

1.-Однажды Андерсена попросили написать автобиографию, где родился? Кто его родители? НО у него никак не получалось. И вот когда он, наверное, в сотый раз начинал все сначала, ему вдруг вспомнилась фраза: « Гадкий утенок». Так его однажды назвали в детстве. Тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А уши походили на крылышки. Мать, правда, не печалилась. Но соседи смеялись. И маленький Андерсен часто плакал от обиды, а потом вдруг начинал мечтать, он непременно вырастет красивым принцем: пунцовый плащ, бархатные сапоги, а самое главное у него будет нормальный нос. Взрослый Андерсен написал потом удивительные сказки. Там говорили животные, смеялись деревья, а некрасивые люди меняли по праздникам носы и уши. Каким он видел себя в этой сказке: прекрасным лебедем « Гадкий утенок»- это сказка жизни Андерсена, одна из самых добрых и чистых надежд.

-Вот как возникла эта сказка.

2.Отец Андерсена был сапожником. Сколько не трудился старый Андерсен, семье не хватало денег. И тогда он пошел в солдаты вместо богача. А тот щедро заплатил ему. Так сапожник стал гренадером. Но каким? Меховая шапка - гордость блистательного гвардейца, вечно лезла ему на глаза, а в дождь он просто походил на пугало. Весь полк частенько хохотал над ним. За то в бою тот самый солдатик всегда держался стойко и прямо. Но его император проиграл войну, а солдатик проиграл жизнь. Из последнего похода он вернулся совсем больной и вскоре умер, так и не успев починить солдатских сапог. В тех рваных сапогах его похоронили. Эта сказка вечная память об отце.

-Итак, мы говорим о том, что у каждого возраста свой Андерсен. А у вас сейчас уже такой возраст,  когда можно читать более серьёзные сказки. С  одной из таких сказок вы познакомились на предыдущих уроках. ,  а многие знали её и раньше , хотя бы по одноимённому мультфильму.

Почему же я сказала, что эта сказка более серьёзная, чем те, которые вы читали раньше? Дело в том, что, по словам Андерсена,  у этой сказки есть «скрытый смысл», доступный не каждому….

Сегодня на уроке мы  попробуем  разгадать смысл этой  удивительной сказки. А вы когда-нибудь задумывались, почему сказки называют удивительными? Попробуем разобраться в этом.

УДИВительный мир сказки. (К слову удивительный подберите однокоренное существительное)

         (К слову диво подберите синоним) (А чудо – это что-то …)                                        

ДИВО = ЧУДО =                          быкновенное                                

                                            НЕО     бычное

                                                         жиданное  

 

                                                     (-Подберите однокоренные  прилагательные к

                                                         слову  ЧУДО)

                                ?                                      

ЧУДЕСНЫЙ       ≠   ЧУДОВИЩНЫЙ              (Какие ассоциации  

                                                                                  возникают к слову чудесный,

 ПРЕКРАСНЫЙ         УЖАСНЫЙ                            а к слову чудовищный?)

КРАСИВЫЙ               СТРАШНЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ

ДОБРЫЙ                      ЗЛОЙ

- Вот почему мир сказок называют УДИВИТЕЛЬНЫМ

- А теперь давайте вернёмся к содержанию сказки. Сейчас я хочу проверить, как вы внимательно читали сказку и предлагаю вам пройти небольшой тест.

 Компьютерный ТЕСТ

http://testedu.ru/test/literatura/4-klass/test-po-skazke-andersena-rusalochka.html

Проверка

Работа по тексту сказки.

-Приведите примеры  ЧУДЕСНОГО в сказке  в Подводном мире  (МОРЕ, ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО,  РУСАЛОЧКА)  

- Прочитайте так, что бы мы увидели эти чудеса..

-Русалочка-младшая дочь морского царя. Выделяет ли её автор из числа сестёр?

(Он описывает пять сестёр вместе, а её отдельно)

-Докажите.

- Можно сказать, что автор любуется Русалочкой?  Вспомните, для чего в русском языке используется суффикс ОЧК?

 (Он придаёт слову уменьшительно-ласкательную форму)

-Для чего автор использует элемент сравнения?

 (Видно, что Русалочка другая.)

- Что больше всего любила Русалочка?

(Свой садик)

-В чём проявляется её странность?

(В её увлечениях, в интересе к людям.)

-Докажите словами автора.

("Больше всего Русалочка любила рассказы о людях…")

- Кого она расспрашивала о жизни людей?

- Что ей рассказала бабушка?

 Зачитайте.

(Чтение диалога по ролям подготовленными учащимися.)

- Если в Подводном мире всё так чудесно, почему же Русалочку тянуло вверх?

(Хочется  простора, необычного. Подводный  мир холодный, однообразный)

- В литературе ВЕРХ- это символ счастья, радости

                           НИЗ-это символ холода, печали, замкнутости

- И вот мечта Русалочки сбылась. Какие чудеса она увидела на поверхности?

(Примеры из текста ЧУДЕСА МИРА ЛЮДЕЙ:корабль, люди, принц)

- Что испытала Русалочка при встрече с миром людей?

(ВОСТОРГ) 

 - Передайте при чтении восторг.

Но, случилось ЧУДОВИЩНОЕ..

 (Буря, крушение корабля, гибель принца..)

- Что совершила Русалочка?

(Чудесный поступок)

_ Можно ли назвать это подвигом? Подвиг совершается с риском для жизни, а разве Русалочка не рисковала жизнью?

(Брёвна могли раздавить её…)

- Что лежит в основе её поступка? Почему она рискует жизнью? Она ждёт награды за его спасение?

(В основе её поступка лежат ДОБРОТА, ЛЮБОВЬ)

- Что она получила взамен?

(Ничего. Совсем ничего.)

- Таким образом, мы с вами уже это обсуждали на уроках этики, настоящий поступок  БЕСКОРЫСТНЫЙ. А для Русалочки награда – счастье любимого)

-Когда Русалочка решила уйти к людям?

(Тогда , когда поняла , что любит принца.)

- Как нам автор даёт понять, что она полюбила принца?

Изменилась ли она после того, как спасла принца?

Докажите примерами из текста. Зачитайте.

("Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!...") зачитать 

-Каким был путь Русалочки к людям?

(Она пошла к ведьме.)

-Зачем автор так подробно описывает этот путь?

(Чтобы показать, как Русалочке было страшно.)

-Найдите слова автора , подтверждающие это. Зачитать

-Почему Русалочка не повернула назад?

("Она вспомнила о принце .)

-Что принесла в жертву Русалочка?

(Свой чудный голос, хвост.)

-Русалочка отказалась от себя; ведь голос - это сущность русалки, от близких, от Родины

Найдите в тексте доказательства того, что Русалочке было  тяжело психологически  ( физически).

("...Будет больно так , как будто тебя пронзят острым мечом...")

-Для чего были принесены эти жертвы?

Вывод: истинная любовь - это жертвенность.

-Как относился принц к Русалочке?

(Чтение отрывка из текста.)

(Принц любил за любовь Русалочки к себе ; любил, "как милое дитя".)

-Такую ли любовь ждала Русалочка?

(Нет.)

Сравните любовь принца и Русалочки.

                                                     

                                                    Любовь♥  

                               ПРИНЦ               ≠           РУСАЛОЧКА

                   

                   глазами    ?                 чем?               ?    сердцем  

                                       ?                 кого?              ?

                                       ?                за что?             ?  БЕСКОРЫСТНО,

                                                                                        нельзя объяснить любовь,                                                                                   

                                                                                        это ЧУДО, ТАЙНА

Вывод: любовь бывает разная,

- Виноват ли принц в том, что не любил Русалочку той любовью, которой хотела она?

(Нет)

- Можно ли заставить полюбить?

  Вывод: не всякая любовь вызывает ответное чувство.

-Почему оказалась невозможной любовь Русалочки и принца?

(Они разные.)

-Чем они отличаются? Докажите.

(Принц живёт "земной" жизнью, а Русалочка - духовной.)

-Русалочка любила, но была ли она счастлива?

(Нет.)

Вывод: любовь и счастье - не всегда синонимы.

-Бывает, что любовь приносит страдание. Докажите это словами автора.

-Почему не сбылось предсказание ведьмы, и Русалочка не умерла?

(Её спасли сёстры. Они отдали свои прекрасные волосы.)

Вывод: "Русалочка"- это сказка ещё и о великой родственной любви.

-Чтобы спастись, Русалочка должна убить принца. Его смерть - её жизнь. Почему она этого не сделала?

(Она любила его.)

ФРАГМЕНТ  МУЛЬТФИЛЬМА

-Русалочка снова приносит жертву... Есть ли разница между первой и второй жертвами?

(Есть - Русалочка отдаёт свою жизнь.)

-Итак, история любви Русалочки начинается и заканчивается жертвами.

-Что изменилось за этот промежуток земной жизни?

- В чём Русалочка осталась прежней?

(В своей любви.)

Эвристическая беседа.

 - А теперь нам предстоит решить один вопрос.

Мы с вами,  анализируя  сказки,  всегда говорили, что одним из признаков сказки является  …. (что?)

("Добро побеждает зло”)

- А всегда ли это  верно? А как же Русалочка? Она ведь погибла. Давайте вместе подумаем над этим вопросом.

В ходе эвристической беседы дети должны прийти к выводу, что добро побеждает. Русалочка погибла не потому, что победило зло, а потому, что она не может совершить зло ради своего спасения. Русалочка жертвует собой ради любимого. Счастье – в стремлении к добру, в самоотверженности ради счастья принца! Высшее счастье и награда для неё –это счастье любимого.

- Как и в других сказках ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО

 - Умерла  ли Русалочка? Видел ли её кто-то мёртвой?

(Она превратилась в морскую пену. А пена испаряется солнцем и поднимается  куда?

 (Вверх)

-А о чём всегда мечтала Русалочка?

(Подняться наверх)

РУСАЛОЧКА НЕ УМЕРЛА. ОНА – СИМВОЛ  ВЕЧНОЙ ЛЮБВИ.

23 августа 1913 года , 98 лет назад, в Копенгагене был открыт памятник Русалочке 

 Итоги урока

-Каков же финал сказки? Однозначен ли он?

(Русалочка не добилась любви принца, но у неё осталась бессмертная душа. Она была не очень счастлива на земле, но у неё есть надежда , что она будет счастлива на небе.)

Вывод: "Русалочка" - это сказка о любви, как смысле жизни ,

(Русалочка и принц);

о любви родственной

(Русалочка и сёстры);

о любви, как дороге к Богу;

- Удалось ли вам сегодня разгадать тайный смысл сказки Андерсен

Рефлексия

- Красивую сказку написал Андерсен, и  мы с вами не смогли остаться равнодушными к ней и попытались наиболее понравившиеся эпизоды изобразить на своих рисунках.

Какие чувства вы испытывали , рисуя эпизоды сказки?

Наш урок подошёл к концу, но Андерсен с вами не прощается, с вами остаются его замечательные истории, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей. Он написал более 170 сказок. Открывайте для себя новые сказки Андерсена, читайте их.

Д.з. Написать отзыв к сказке.

ТЕСТ  К СКАЗКЕ

Вопрос № 1
Кто живет далеко в море на дне?

подводный народ
чудовища
ведьмы
приведения

Вопрос № 2
Как выглядит морское дно?

голый белый песок
камни и скалы
невиданные деревья
тина и ил

Вопрос № 3

Какое сооружение стоит в самом глубоком месте?

замок морской ведьмы
дворец подводной феи
подводный город
дворец морского царя

Вопрос № 4
Кто заправлял хозяйством у царя?

его жена
его сестра
его старуха-мать
управляющий

Вопрос № 5
Сколько дочерей было у морского царя?

5
6
7
8

Вопрос № 6
Сколько лет должно было исполниться русалочке, чтобы ей разрешили всплывать на поверхность?

10
15
16
18

Вопрос № 7
Из каких цветов был сделал венок именинницы?

из красных гвоздик
из белых роз
из белых лилий
из одуванчиков

Вопрос № 8
Что увидела русалочка, когда поднялась на поверхность в первый раз?

чудесный остров
трехмачтовый корабль
монастырь
дворец принца

Вопрос № 9
Какой праздник был на корабле?

свадьба
день рождения принца
день рождения короля
день рождения принцессы

Вопрос № 10
Что случилось с кораблем принца?

сел на мель
захватили пираты
утонул
причалил к берегу

Вопрос № 11
Что русалочка умела делать лучше всех?

танцевать
рисовать
играть на флейте
петь

Вопрос № 12
Что морская ведьма потребовала в уплату за свой напиток?

сердце
слух
голос
смех

Вопрос № 13
Кем стала русалочка во дворце у принца?

рабыней
первой красавицей
служанкой
подругой

Вопрос № 14
Как называл принц русалочку?

красивый найденыш с говорящими глазами
немой найденыш с говорящими глазами
немой найденыш с грустными глазами
красивый найденыш с грустными глазами

Вопрос № 15
Что сделали сестры русалочки, чтобы спасти ее?

отдали свои волосы
отдали свои голоса
отдали свои хвосты
отдали свои зубы

Вопрос № 16
Что сделала русалочка?

убила принца
убила принцессу
убила сестер
бросилась в воду

Вопрос № 17
Что произошло с русалочкой?

утонула
превратилась в скалу
стала дочерью воздуха
превратилась в пену



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературному чтению "Чудесный мир классики"

открытый урок  по литературному чтению во 2 классе...

Конспект урока по литературному чтению по теме " Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени"

Конспект и презентация к уроку по литературного чтения по теме "Е.Л. Шварц. Сказка о потерянном времени". Рекомендовано учителям начальных классов для подготовки к урокам литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс

Урок по литературному чтению по теме «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» 3 класс (10.11.2015г.) с использованием новых образовательных технологий (в том числе электронных образовательных ресурсов и ИК...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А. С.Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебедь" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить детей давать характеристику героям произведения, оценивать их поступки с точки зрения моральных ценностейПланируемые результаты:·...

Конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". 2 класс

Предлагаю конспект урока по литературному чтению на тему: А. С. Пушкин  "Сказка о рыбаке и рыбке" для 2 класса....