Урок по литературному чтению по теме: Украинская народная сказка «Рукавичка».
методическая разработка по чтению на тему

Карп Татьяна Владимировна

Урок по литературному чтению по теме: Украинская народная сказка «Рукавичка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rukavichka.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

Учитель: Карп Татьяна Владимировна

Тема урока: Украинская народная сказка «Рукавичка»

Цели:

1. Формировать навыки правильного чтения.

2. Учить анализировать и оценивать прочитанное.

3. Развивать речь, обогащать словарный запас.

4. Прививать любовь к устному народному творчеству других народов.

Ход урока

1. Организационный момент.

О чѐм-то скрипит половинка,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

2. Вступительная беседа.

- Заглянем в волшебный мир сказки. Какие русские народные сказки вы знаете?

• Прочитайте отрывок сказки, вспомните еѐ название:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок, не высок, не высок.

Уж как по полю лягушка бежит,

У дверей остановилась и кричит.

- Как называется сказка? («Теремок»)

- Вспомните, как называли себя звери в этой сказке? (Мышка-норушка, Лягушка-

квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Медведь-

люблю реветь.)

- Кто написал русские народные сказки?

-А как вы думаете, только у русских людей есть сказки?

• Сказки живут в каждом народе и передаются из поколения в поколение.

3. Работа по теме урока.

- А сейчас я прочитаю вам украинскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка

очень похожа на русскую сказку «Теремок».

а) Чтение украинской сказки «Рукавичка».

- Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка».

- Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана).

- Давайте сравним, как называли себя звери в этих сказках.

Мышка-норушка Мышка-поскребушка2

Лягушка-квакушка Лягушка-поскакушка (попрыгушка)

Зайчик-побегайчик Зайчик-побегайчик

Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка

Волчок-серый бочок Волчок-серый бочок

Медведь-люблю реветь Медведюшко-батюшко

- Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и

внимательны, так как подметили особенности поведения зверей. Про мышку

можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему?

(Живѐт в норке и скребѐтся.)

- Про лягушку можно сказать «квакушка» и «поскакушка» («попрыгушка»).

Почему? (Потому что она и квакает, и скачет (прыгает).)

Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.

- Хорошо ли, что все звери собрались вместе? Как они жили? Почему?

- Плохо ли деду без рукавичек?

б) Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

- Найдите в тексте и прочитайте:

• Кто пришѐл первым и поселился в рукавичке?

• Как просился в рукавичку кабан?

• Кто пришѐл за мышкой?

• Почему дед вернулся в лес?

• Кто сломал «домик» зверей.

в) Игра «Покажи героя сказки».

- Я буду называть героя сказки, а вы должны будете изобразить с помощью

движений. Надеюсь, музыка вам поможет.

г) Моделирование.

- Изобразим героев сказки с помощью овалов, а потом расскажем сказку по

модели.

• Рукавичку изобразим квадратом.

• Животных – овалами разной величины.

- Кто из животных самый маленький? (Мышка.) Она будет самым маленьким

овалом.

- Кто побольше? (Лягушка.) Еѐ обозначим овалом побольше и запомним, что это

лягушка.

Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.

д) Пересказ сказки по модели.

4. Итог урока.

1) Прочитайте имена героев сказок. Какая вторая часть имени подходит к

каждому животному?

Мышка красный гребешок

Лисичка поскребушка

Петушок серый бочок

Кабан сестричка

Волчок клыкан

• Какое имя лишнее? Почему?

2) Узнайте героев сказки, отгадав загадки:3

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною,

А когда придѐт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

Маленькая, серенькая

Под столом таится –

Кошки боится. (Мышка)

Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный? (Волк)

Скачет зверушка –

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка)

Рыжая плутовка

С пушистым хвостом.

Живѐт в лесу

Под кустом. (Лиса)

• Кого не хватает?

3) Найдите неверные ответы. Ответьте правильно.

• «Рукавичка» - русская народная сказка? (Украинская.)

•Шѐл дед с собачкой полем? (Лесом.)

• Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Мышка-поскребушка.)

• С мышкой и лягушкой поселился в «домике»… (Зайчик)

• После волка там спрятался медведь? (Кабан)

• Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Чуть-чуть не разорвалась.)

• Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (Она стала гавкать на зверей.)

• Звери ей обрадовались? (Они испугались и разбежались.)

• Дед пришѐл и забрал рукавичку? (Да)

- Чему учит сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Презентация к уроку "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка "РУКАВИЧКА"

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».Тип урока: Открытие нового знания.Представление о ...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка «Рукавичка» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: ознакомление с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствование навыка чтения.   Планируемые результаты:...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Рукавичка" 1 класс

Урок литературного чтения. Сказка "Рукавичка". 1-й класс УМК « Школа России»Тип урока: открытие новых знаний.Цели: Метапредметные:формирование умения осознанно и произвольно...