Открытый урок по литературному чтению. 1 класс. Русская народная сказка "Рукавичка"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок  разработан для УМК "Школа России".

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

Учитель: Борисова Н. В.

2015 год

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое   высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     - предметные результаты:    - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,  

анализировать, сравнивать и воспроизводить  текст по опорным словам и картинному плану, узнают о    культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

                                       

4.Цель урока:   познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

5. Технология:  системно - деятельностный метод обучения.

6. Оборудование:  учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг    «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

Уточнять и конкретизировать действия учащегося.

-Урок литературного чтения.

  Итак, друзья, внимание!

  Ведь прозвенел звонок.

  Садитесь поудобнее,

  Начнём скорей урок!

Контролировать свою готовность к уроку.

(слайд №1)

Готовность к учебной деятельности.

2.

Актуализация знаний. Постановка учащимися  цели урока.

Формулировать познавательную цель с помощью учителя.

На доске в хаотичном порядке расположены карточки:

научились     читать 

сказки          Мы

Составьте из данных слов предложение.

  • Что такое сказка?
  • Сказка - это...
  • Какие виды сказок вы знаете?
  • Кто автор народной сказки?
  • Почему сказка авторская?
  • Чему учат сказки?

Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки».

Дети формулируют цель урока:

«Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению».

(слайд №2)

Дети сформулировали цель урока.

3.

Самоопределение к деятельности.

Включение детей в урок.

Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;      опора на выделенные учителем ориентиры действия.

Речевая разминка (запись на доске и иллюстрация):

- Прочтите скороговорку      медленно, а затем быстро.

Мышь в углу прогрызла норку,  Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку, Велика для норки корка.

- В каких сказках действующее лицо – мышка?

Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.

Ответы детей:

«Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Самооценка.

  

4.

Мотивация учебной деятельности.

Проверка домашнего задания.

Выставка детских рисунков.

Выразительное чтение отрывка из сказки  Е. Чарушина «Теремок».

- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки

 Е. Чарушина «Теремок».

(на доске выставлены иллюстрации главных героев)

- В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?

Ответ детей:

«Мы познакомились с авторской сказкой      Е. Чарушина «Теремок». (слайд №3)

Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».

Дети ищут и исправляют ошибки.

Самооценка.

  

5.

Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели.

Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя.

 - Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали?

- Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку.

Название этой сказки вы прочтете по первым буквам  изображенных предметов.

28-03-018.jpg

  • Откройте учебник на с. 38. Прочитайте название. Есть ли автор у этой сказки?
  • Как называется такая сказка?

- Итак, уточните тему сегодняшнего урока.

- Давайте повторим цель нашего урока, связав её с темой.

Ответы детей.

Дети работают в парах, расставляя в нужном порядке буквы у доски.

Ответ детей:
«Р У К А В И Ч К А».

Ответ детей:

«Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка».

 (слайд №4)

6.

Постановка учебной задачи.

 Обсуждение затруднений.  Постановка проблемы урока.

- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

- Как ещё можно сберечь руки от холода?

- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?

- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

Перед тем как послушать сказку поработаем со словами.(Словарная работа)

- Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.

Ответы детей.

Ответ детей:

«Нет, не можем».

Аудиозапись

Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.

7.

Решение учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднений.

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто обронил рукавичку?

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»

- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственное слово к слову «рукавички».

- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответ детей: «Нет, не можем».

Ответы детей.

(слайд №5)

Ответ  детей: «Рукавицы».

Ответ детей: «Слово состоит из двух частей:

«рука» и «виться»,

то есть «виться вокруг руки».

(слайд №6)

Поставленная проблема решена.

8.

Физминутка.

Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.

Направлять.

Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.

Выполнять.

(слайд №7)

Снять усталость.

9.

Первичное закрепление.

Проговаривание нового знания.

  1. Подготовка к пересказу.

Составление картинного плана:

- Как начинается сказка?

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто за кем появился в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану.

3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». Работа в тетради (с.32)

- Чем они похожи?

- Чем они отличаются?

4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:

«В тесноте, да не в обиде».

«Знает сорока, где зиму зимовать».

«Согласие крепче каменных стен».

- Чему нас учат данные сказки?

(слайд №8)

Ответы детей.

Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.

Дети пересказывают сказку.  

(слайд №9)

  • Название;
  • Главные герои;

(слайд №10)

  • Содержание сказки;
  • Конец сказки.

(слайд №11)

Ответ детей:

«В тесноте, да не в обиде».

 

Самооценка.

  

10.

Выборочное чтение.

Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.

А сейчас мы будем читать эту сказку, но сначала проведем речевую разминку.

                             Речевая разминка.

1). Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.

- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

2). “Застёгивание и расстёгивание молнии”.

- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

3). “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.

- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).

4). Гимнастика для глаз “Пуговица”.

- Дети берут в правую руку “пуговицу” и следят за ней глазами:

- влево – вправо;

- вверх – вниз;

- далеко – близко.

Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

-Найдите в тексте и прочитайте:

Кто пришел первым и поселился в рукавичке?

Как просился в рукавичку кабан?

Кто пришел за мышкой?

Почему дед вернулся в лес?

Кто сломал домик зверей?

6) Игра «Найди слово в слове»

-Найдите в слове рукавичка другие слова, которые в нем спрятались (проводится орфографическая подготовка).

Викторина: « Да или нет.»

1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет)

2 Идет дед с собачкой полем? (Нет.)

3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)

4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)

5.После волка там спрятался медведь? (Нет)

6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.)

7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)

 

8.Звери ей обрадовались? (Нет.)

9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)

Самооценка.

  

11.

Итог урока.

Самооценка результатов деятельности.

 Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.

- Чему нас учат  данные сказки?

 - Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?

 

- Как мы решили эту проблему?

 

Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.

Ответ детей:

«Почему сказка называется «Рукавичка»?

«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы».

Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели.

12.

Рефлексия.

Оценка своих достижений на уроке.

-  Что вам больше всего понравилось на уроке?

 -  Какое задание было самым трудным?

 -  Какое – самым простым?

 -  Продолжите предложение:

   

  • На уроке я узнал…
  • Я запомнил…
  • Мне понравилось…
  • Похвалил бы себя за…
  • После урока мне              захотелось…

 - А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?

 

 - У кого весёлые смайлики?

 - У кого серьёзные смайлики?

 

 - Спасибо всем за урок.

 -Урок окончен.  

Ответы детей.

(слайд №13)

(слайд №14)

(слайд №15)

(слайд №16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс....

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...