Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные загадки» (Урок введения нового знания). 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Белова Ольга Викторовна

Конспект открытого урока по литературному чтению. «Русские народные  загадки»  (Урок введения нового знания). 2 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Конспект  открытого  урока

по  литературному  чтению

во 2 г классе

Тема: «Русские народные  загадки»

 (Урок введения нового знания)

Подготовила и провела:

 учитель начальных классов

                                   Белова О. В.

г. Пыть - Ях

2015г.

2  класс программа «Школа 2100»

 (Учебник «Литературное чтение», авторы:  Р. Н. Бунеев,  Е. В. Бунеева)

Тема: «Русские народные загадки». (Урок введения нового знания)                                                                                                                                

Цель урока: знакомство учащихся с загадкой, как малым жанром устного народного творчества.                     

Задачи урока:

  • познакомить с историей возникновения загадок, с видами загадок, правилами их построения;
  • способствовать развитию умения классифицировать загадки по их видам, умения обобщать, сравнивать; развитию интереса к собственному творчеству;
  • способствовать воспитанию интереса к устному народному творчеству, любознательности,  воспитанию умения сотрудничать, работать в малых группах.

Оборудование: план-конспект урока, учебник литературного чтения «Маленькая дверь в большой мир»,  средства ЭКТ, карточки с разрезными загадками  для работы в малых группах, иллюстрации  животных для составления загадок, кроссворд по жанрам УНТ, разрезная схема видов загадок, презентация загадок, детские рисунки пословиц, оценочные красные и жёлтые звёздочки.                                                                                                                                                                                                     

Этапы

 урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуали-зация знаний.

II. Введение в тему урока.

1.  Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

- Все ль на месте? Все ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2.  Проверка д/з: ИТАК…

Начинаем наш урок.
Предъявите-ка  улыбку,
А с улыбкою – билет,
Без билета входа нет.
Скучных мы отсылаем обратно –
Скучать можно дома
Совершенно бесплатно!

- Мы ждём от вас интересных рисунков пословиц. Покажите нам ваши рисунки, мы их попробуем отгадать. Это и будет ваш билет. (Одни учащиеся показывают рисунки.  А другие отгадывают пословицы.)

- Я рада, что ребятам удалось по предъявленным билетам отгадать пословицы.

 

-  Мы сейчас с вами изучаем произведения устного народного творчества (УНТ). И я предлагаю с помощью кроссворда повторить жанры и виды УНТ.

- Весь класс будет отгадывать кроссворд, а Ксюша поможет нам грамотно записать ответы – заполнить КРОССВОРД.

  1. Отгадывание кроссворда « Жанры и виды устного народного творчества ».                                                                                   1. « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь ».(сказка)                                                                                                              2. «В трёх соснах заблудился» (поговорка).

3. «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».(скороговорка)                                                                                  4. Ох, милка моя, Семечко рассадно...

 До сих пор неграмотная,

Разве не досадно?(частушка)

5. Федя-бредя Съел медведя, Упал в яму, Кричал маму!

(дразнилка)

 6. « Ладушки, ладушки!Где были? У бабушки. Что ели?Кашку.Что пили? Бражку »

 ( потешка )                                     7. На чужой      сторонушке

Рад родной воронушке . ( пословица )

-Так кто догадался, какой будет тема сегодняшнего урока? Что мы будем изучать?

- Какие жанры устного народного творчества мы повторили сейчас? А какие жанры  вы знаете ещё, но мы их не записывали?(колыбельная, заклички)

    2. Постановка учебной проблемы.

- Как вы думаете, можно ли назвать загадки жанром УНТ? (предположения детей)

- Над какой же проблемой мы будем работать сегодня?

Организовать направленное внимание на начало урока.

Формировать УУД: познавательные :
- дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий; - мотивировать школьника на изучение темы «Тайны загадок»;
- сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формировать УУД:

личностные-самоопределение:                    - внутренняя позиция школьника;                                                      - учебно-познавательная мотивация.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества.
Познавательные – постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные – определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные – владение монологической речью.

III. Формули-рование темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем знакомиться с русскими народными загадками .

- Будем узнавать, что такое ЗАГАДКА?

-Услышим  её историю, узнаем,  какие виды загадок существуют.

IV. Формирова-ние нового знания.

1. Поиск решения проблемы.

- Что же такое загадка? Ваши предположения? (предположения детей)

-  Похожа загадка на задачу? Почему?

- Как вы считаете, как давно появились загадки? (предположения)

- Для чего сочинялись загадки? (предположения)

  • Загадкой называют небольшое фольклорное (народное) произведение, которое содержит замысловатый вопрос, требующий ответа.
  • Народ издавна высоко ценил загадки, видя в ней источник мудрости.
  • Много столетий назад, еще в 1016 году (почти 1000 лет назад) загадки использовались в качестве средства общения между людьми для передачи тайных информаций в военных делах. Так, Ярослав Мудрый перед битвой отправил своему стороннику Святополку человека для того, чтобы узнать от него о силах противника. Свое задание Ярослав сформулировал в виде загадки.
  • Загадки применялись и на состязаниях  в мудрости и находчивости.
  • С давних пор люди обращались к загадке и в момент свадебного обряда.
  • Загадки служили важным средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим.
  • Загадка ценится еще и за то, что она развлекает людей.
  • Загадки с давних времен дошли до наших дней, благодаря известным собирателям народной мудрости В.И. Далю, И.А. Худякову, Д.Н. Садовникову.

- А чем ещё были загадки в старину? Мы об этом с вами читали во 2 классе в сказках? (Испытанием.)

 - О чем бывают загадки? (ответы детей)

- Действительно, существует огромное множество загадок.

   2. БАРСЕГЯН ЭДГАР для вас приготовил презентацию русских народных загадок, познакомьтесь с ними и попробуйте их отгадать.

 

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать загадки.

Формировать УУД:

Познавательные – работа с несколькими источниками информации.
Личностные – самоопределение, Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков.

 

V. Физ. минутка

Упражнение – игра «Сорока»

- В древние времена народ придумывал много разных игр,

которые проводились на ярмарках – праздниках.

-  Давайте и мы сейчас поиграем в игру «сорока».

- Сорока показывает движения и произносит слова, дети повторяют движения за Сорокой. СОРОКА  ВЫХОДИТ  К ДОСКЕ.

Дети. Сорока – сорока, где была? (шаг на месте)

Сорока. Далеко. (останавливаются.)

Кашку варила, детушек кормила. (имитируют движения

 помешивания каши в горшке.)

На порог скакала ( прыжки на правой ноге),

Гостей созывала (прыжки на левой ноге).

Гости услыхали ( прыжки на двух ногах),

Быть обещали ( кланяются).


VI. Первичное закрепление.

Работа по учебнику (с. 42 – 44)

- Откроем учебник на с. 42.

- Что  мы видим на с.42, с.43, с.44? А что интересного вы ещё увидели?(Загадки даны с отгадками.)

- Поэтому на этом этапе урока наша работа будет носить ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  характер, мы будем с вами исследовать загадки.

- Рассмотрим 1-ую иллюстрацию. Кого вы на ней видите? Найдите про них загадки в учебнике и зачитайте.

- Прочитайте загадку про зайца. (чтение загадки вслух)

 - Как догадались, что это именно о зайце идет речь? (дается описание зайца)

- Найдите и зачитайте ещё загадки построенные по принципу описания (На доске  начинаем строить разрезную схему видов загадок)

 - Прочитайте загадку про ель, сосну. Похожа ли она (по структуре) на загадку про  зайца? Есть ли в ней описание признаков? (Нет).

  - Как она построена? (в виде биографии, этапов жизни)

 -  Рассмотрим 2-ую иллюстрацию.

 - Рассмотрим 3-ую иллюстрацию.

 - Есть загадки, построенные на сравнении двух предметов. Найдите и прочитайте такую   загадку. (про подсолнух,  про эхо).

  - Прочитайте загадки про блин и про чернила. Что в них общего?(они с вопросами).

- Итак, мы выяснили, по каким принципам можно строить загадки?

  1. Описание предметов.
  2. «Биография» предметов.
  3. Сравнение предметов
  4. В форме вопроса.

- Как вы думаете, зачем мы исследовали построение загадок? (чтобы самим  научиться составлять загадки).

 - А вы хотите научиться придумывать настоящие загадки?

-  Придумывая загадку, что необходимо знать сначала? (Отгадку)

 - В этом вам поможет правило составления загадок

Дети читают правило (вслух):

  1. Придумать отгадку.
  2. Назвать главные признаки.

Творческое  задание

- Давайте попробуем вместе составить загадку про белку.  (Маленькая, рыженькая, в лесу живет, орешки грызет).

Познавательные – находить ответы на вопросы в тексте.
Познавательные – подведение под понятие.
Личностные – ориентироваться при решении трудных задач .
Коммуникативные – учёт позиции собеседника.
Регулятивные – высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Коммуникативные – работа в паре
Познавательные – знаково-символическое
моделирование; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Закрепить, повторить,

Формировать УУД:

Коммуникативные – работа в группе.
Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания
Познавательные – умение строить речевые высказывания.

VII. Самостоятельная работа по группам.

Взаимоконтроль.

- Сейчас я предлагаю устроить соревнования в группах – «Литературный бой» по теме «Загадки». Класс делиться на 6 групп по 3-4 человека и выполняет задания. За каждое правильно выполненное задание группа получает КРАСНУЮ ЗВЕЗДУ – это «5». Если  задание выполнено неточно, с ошибкой, то группа получает ЖЁЛТУЮ ЗВЕЗДУ – это «4».

В любом деле нужно соблюдать правила:

- не выкрикивать;

- не перебивать других;

- слушать учителя и товарищей;

- работать сообща.

  1. - Угадай загадку, но сначала собери её из частей  (каждая команда получает набор «разделённых»  на логические  части загадок).
  2. – Придумайте свою загадку по рисунку(каждой группе раздаётся рисунок: петух, свинья, гусь, корова, кошка, собака.) и загадайте её. А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

 - Составьте текст загадки с опорой на вопросы:

Кто это?

Что это?

Где это можно увидеть?

На что похож предмет?

Что он может делать?

А вы затем покажите иллюстрацию отгадки.

  1. – Конкурс «Кто больше загадок знает?»(выходят по одному человеку от команды, всего 6 человек, формируются 2 команды)

- А теперь всем вместе, В ЗАКЛЮЧЕНИИ, я предлагаю  составить СИНКВЕЙН о загадке.

   1. Загадка.

   2. Народная, авторская.

   3. Загадывать, разгадывать, думать.

   4. Загадка для ума зарядка.

   5. Тайна.

(примерное содержание  синквейна).

Коммуникатив-ные 

Развиваем умения

1. – работать в команде - малой группе;

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в группе;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

Регулятивные

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

ТОУУ

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- С каким жанром устного народного творчества вы познакомились?

- В чем его особенности?

 (Мы познакомились с загадками. В загадках описываются свойства и признаки предмета, а сам предмет не называется. Его надо угадать.)

- В чем особенность языка русских народных загадок? (В них есть рифмы. Встречаются старинные слова.)

-Молодцы ребята! Оцените свою работу на уроке. (Слайд 1.)

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

IХ.  Домашнее задание.

  Составить 2 загадки и нарисовать отгадки.  


                 Слайд 1.

Используемая литература:

  1. Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс, Москва, «Баллас» 2010.
  2. Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева  Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс, (Методические рекомендации для учителя), Москва «Баллас» 2010.
  3. Малые жанры русского фольклора. Христоматия./Сост. В.Н. Морохин.- Москва «Высшая школа» 1986.
  4. http://hvatalkin.ru/zagadka/186

Приложение №1

                                                 Задания (разрезные загадки) для работы в малых группах :                                                        

  Гуляет в поле,  да не конь,

Летает на воле,  да не птица. (Ветер.)

Комочек пуха,  

Длинное ухо,

Прыгает ловко,      

Любит морковку.(Заяц.)

Всю ночь летает -мышей добывает.

А станет светло - спать летит в дупло.(Сова.)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят.

Молока они хотят.(Ёжик.)

Книжки читают,

А грамоты не знают.

Своих глаз нет,

А видеть помогают свет.(Очки.)

По горам, по долам

Ходит шуба  и кафтан. (Овечка.)

Чёрный Ивашка,    

Деревянная  рубашка,

Где  носом  поведёт,

Там  след  кладёт.(Карандаш.)

Не  куст,  а с  листочками,

Не  рубашка, а  сшита,

Не  человек,  а  рассказывает.(Книга.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

Конспект открытого урока по литературному чтению "Русская народная сказка "Два Мороза"

Урок разработан для учащихся 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушениями слуха и речи.Материал адаптирован  специально длядетей со  сложной структурой дефек...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Обобщение по теме: «Русские писатели" по программе "Школа России"...