Конспект открытого урока по литературному чтению В.Осеева "Собака яростно лаяла". 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Арутюнова Елена Владимировна

 В.Осеева "Собака яростно лаяла". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Б»

по УМК "Школа России",

учителя начальных классов ГБОУ СОШ №1362

Арутюновой Елены Владимировны

1. Тема: знакомство с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

2.  Цель:  организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.

3. Задачи: 

предметные: 

  • совершенствовать навык чтения целыми словами,
  • учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову,
  • развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию,
  • развивать умение определять жанр произведения.

метапредметные:

  • регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
  • коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
  • познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

личностные:

  • организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

4. Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;  

    - мультимедийная презентация;

-рисунки детей, проекты «Мои домашние питомцы.»

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД

Вступительная беседа. Актуализация опорных знаний.

-Ребята, когда я шла к вам на урок, слышала, как в школьном коридоре ссорились две девочки. И одна другой выкрикнула: «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей) 

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть? 

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

 Прочитайте слова  Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили» 

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.

Личностные

Регулятивные

Определение темы. Постановка учебной задачи.

- Над каким разделом мы сейчас работаем? 

- А кто это «наши меньшие братья»? 

-О каких животных мы уже читали в этом разделе? 

А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране. - Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов? 

 (Маленький Пушистый Усатый Беззащитный) 

-А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они (дети рассказывают о котятах и домашних питомцах, показывают рисунки, фотографии). 

Регулятивные

Коммуникативные

Работа с заголовком.

-Прочитайте название рассказа. 

-Можно ли по нему определить героев рассказа? 

-А как вы думаете, на кого она лаяла? 

-Что означает слов «яростно»?  (Сильный гнев, озлобление).

-А кто написал это произведение?

Познаватель

ные

Работа с выставкой книг В. А.Осеевой. Слово об авторе.

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке) 

-Что такое библиотека? (хранилище книг) 

 

Знакомство с биографией писательницы (материал для учителя).

 Валентина Александровна родилась в Киеве 15 (28) апреля 1902 года. Она мечтала стать актрисой. Училась на драматическом факультете института им. Н. В. Лысенко. Но закончить его не удалось, так как её семья переехала в Москву. Работала воспитательницей в Даниловском детприёмнике. Для своих воспитанников Валентина Александровна сочиняла сказки и пьесы, также придумывала игры.
По требованию своих воспитанников в 1937 году Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ «Гришка». В. А. Осеева публиковала свои произведения для детей в журналах. В 1940 году вышла первая книга «Рыжий кот». Затем были написаны сборники рассказов для детей «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ», книга стихов «Ежинка», «Васёк Трубачёв и его товарищи».  В 1946 г. Осеева начала работать над книгой «Васек Трубачев и его товарищи». Писательница показала, как в безмятежную жизнь мальчишек врывается война, как закаляет их характер, как они учатся дружить, как становятся участниками борьбы с захватчиками. В 1959 году вышла в свет повесть «Динка», героиня которой – талантливая, озорная, справедливая девочка.  По просьбам читателей Валентина Александровна написала продолжение – «Динка прощается с детством».
Книги В.А. Осеевой повествуют о вечных ценностях – дружбе, порядочности, взаимовыручке. Поэтому герои её книг интересны и по сей день. Книги Валентины Александровны постоянно переиздаются.
Ребята! Обязательно прочитайте эти книги. Уверена, они вам очень понравятся!

Личностные

Познавательные

Словарная работа.

ЯРОСТНО

ЯРОСТЬ

ВЗЪЕРОШЕННЫЙ

ЖАЛОБНО

ГНЕВ

ГНЕВНО

ПРИПАДАЯ НА ЗАДНИЕ ЛАПЫ
 

Личностные

Познавательные

Чтение рассказа В. Осеевой «Собака яростно лаяла»

- Произведение читают хорошо читающие ученики.

-Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ) Почему это рассказ?

Познавательные

Личностные

Проверка понимания  прочитанного.

- На кого лаяла собака? 

-Почему она яростно лаяла? 

- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка. 

-Кто за ним наблюдал? 

-Как вы думаете, а чего они ждали? 

-Кто еще заметил происходящее? 

-Как женщина выбежала? 

-Как вы понимаете значение этого слова? 

-Подберите близкое по значению слово? 

-Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку) 

-Что она сказала мальчикам? Прочитайте. 

-С какой интонацией должны звучать слова женщины? 

-Почему мальчики удивились? 

-Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков? 

-Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему? 

-Осуждаете ли вы ребят или нет? 

 Почему?

-Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?

Познавательные

Личностные

Физминутка 

Повторное чтение рассказа и анализ.

-Будем читать и анализировать рассказ. Выразительное чтение рассказа. 

-Прочитайте снова слова о котенке. 

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка?  Прочитайте эти словосочетания. 

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку? 

-С какой интонацией звучат слова мальчиков? 

-Как прочитать слова женщины? 

Выразительное чтение по ролям.

Регулятивные

Личностные

Закрепление.

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану). 

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его. 

  • Вот это и плохо! 
  • Собака яростно лаяла. 
  • Как вам не стыдно! 
  • Мальчики стояли и ждали. 

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения) 

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1) 

-Давайте попробуем пересказать рассказ. 

Вам в помощь будет иллюстрация и план.

Познавательные

Регулятивные

Творческие задания. 

- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо". 

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

-Как можно озаглавить этот рассказ по-другому? 

-Как можно продолжить рассказ?

Личностные

Подведение итога урока. Рефлексия учащихся.

-С каким произведением познакомились на уроке? 

-Чтобы вы спросили у мальчиков? 

- Какой совет вы бы дали мальчикам? 

-Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины? 

-Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде? 

-Как поступили бы вы на месте этих мальчиков? 

-Какие выводы вы сделали для себя? 

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

А я хотела бы добавить:  

В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро.

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

 Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 «А» классе по произведению Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

Урок литературного чтения разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов, темой, учтены возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как с...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.

Конспект  открытого  урока   по литературному чтению  в  4 «Д» классе УМК  «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди".   Учитель:Гущина...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Я и мои друзья"

Является разработкой открытого обобщающего урока и включает в себя цели и задачи, направленные на достижение личностных результатов и метапредметных результатов обучения (УУД)...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 «Д» классе УМК «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди". Учитель:Гущина Т.И.

Конспект  открытого  урока   по литературному чтению  в  4 «Д» классе УМК  «Начальная школа 21 века» Тема: Х.-К.Андерсен "Дикие лебеди".   Учит...

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-Г классе по теме Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха. Автор Л. В. Фурса

  В цикле знакомства с творчеством Бориса Заходера является уроком закрепления знаний и реализации  творческих способностей учащихся, объединён метапредметными связвми с уроками изобр...

Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. К.Паустовский. «Стальное колечко» ________________________________________

Цели: познакомить детей с творчеством К. Паустовского, развивать навыки осмысленного, беглого чтения, создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренни...

конспект открытого урока по литературному чтению во 2 д классе

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по теме "Басня И.А.Крылова "Слон и Моська", поможет учителю начальных классов отрабатывать навыки УУД у учащихся на всех эта...