Главные вкладки

    Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Оленцевич Ирина Юрьевна

    Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_chteniyu_1_kl.docx24.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема. Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

    Цель: - познакомить с  содержанием русской   народной сказки.

    Задачи:

    – совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения целыми словами;
    – развивать речевые умения, творческие способности, память;
    – продолжить формирование умений анализировать произведения и сравнивать их.
      Планируемые результаты образования:

    Предметные:  читать сказку плавно, целыми словами, при повторении-читать выразительно; воспринимать на слух художественное произведение, пересказывать , используя соответствующую лексику.

    Личностные: представления о добре и зле, проявлять доброе отношение к людям, уважать их труд, заботиться о близких, участвовать в совместных делах, помогать сверстникам.  

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

    Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщённые способы действий.

    Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

    Тип урока: урок развития умений и навыков.
     
    Ход урока.

    1 .Организация  начала урока.

    Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

      Ужасно интересно

    Всё то, что неизвестно.

    А то, что неизвестно,

    Нам хочется узнать.

    Но чтоб добыть нам знания,

    Проявим мы старание,

    Тогда  многое

    Удастся нам понять.

    - Проверим готовность к уроку.

    2.Подготовительные упражнения

    1.Речевая разминка

    На доске слово Улыбка.

    -Прочитайте слово.

    - Возьмите зеркальце и улыбнитесь себе и своему товарищу.

    - Произнесите звуки [а], [o],[у], [ы],[и], [э].

     

    - Что происходит с губами?

    2.Дыхательная гимнастика (руки согнуты, ладошки повёрнуты вверх)

    - А сейчас представьте красивый торт с зажжёнными свечами.

     Погасим все свечи сразу – фу, а потом каждую свечу, прерывая дыхание –фу, -фу, -фу, -фу, -фу.

    3.Актулизация опорных знаний. 

    - Какие книги вы любите слушать и читать больше всего?

    - Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами, знакомясь с народной мудростью.

    - Назовите свои любимые сказки, обратите внимание на нашу выставку книг.

    4.Целепологание.
    -Какое произведение мы изучили на прошлом уроке? (сказка «Теремок»)  

    -Чему учит нас сказка? (дружбе, взаимопомощи…)
    - Кто автор сказки «Теремок»? ( Е. Чарушин)
    Вывод. Это сказка авторская.
    -А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? (народная)

    На доске появляются карточки:
    СКАЗКИ
    АВТОРСКАЯ НАРОДНАЯ
    - Давайте вспомним эту сказку (театрализация сказки, выступление детей).

    5. Физминутка.

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Весёлой, пёстрою стеной

    Стоит над светлою поляной.  (И.Бунин).

    6.Изучение нового материала.
    Учитель показывает рукавицу.

    - Ребята, как вы думаете что это? (Рукавица) А ласково, как скажем? (Рукавичка).

    - Правильно. Вот и название нашей сказки, которую мы будем читать  сегодня «Рукавичка».

    а) Работа с учебником.
    -Откройте учебник на с.38.
    -Прочитайте название сказки.
    Дети: Рукавичка.
    Есть ли автор у данной сказки?
    -Как называется такая сказка? (народная)
    -Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? (Ответы детей)

     

    б) Чтение трудных слов  (жужжащее чтение) Карточки

    рука-вица- рука-вичка
    об-ро-нил – обронил
    по-пры-гуш-ка – попрыгушка
    по-скре-буш-ка – поскребушка
    спра-ши-ва-ет – спрашивает
    по-бе-гай-ка – побегайка
    сест-рич-ка – сестричка
    бре-дет – бредет
    не по-вер-нуть-ся [ца] – не повернуться


     7. Чтение сказки учащимися.
    8. Беседа.
    -Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»?
    ( ответы детей)
    -Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)
     9.Работа над сравнением сказок.
    -Прочитаем слова на карточках из сказок.
    Мышка-норушка
    Мышка-поскребушка
    Лягушка-квакушка
    Лягушка-попрыгушка
    Заяц-на горе увёртыш
    Зайчик-побегайчик
    Лисичка-сестричка
    Лисичка- сестричка
    Волчок-серый бочок
    Кабан-клыкан
    Медведюшка-батюшка
     10.Самопроверка  ( на доске распечатаны слова распределённые по сказкам, дети проверяют)

    Мышка-норушка Т
    мышка-поскребушка  р
    Лягушка-квакушка т
    лягушка-попрыгушка р
    Заяц-на горе увёртыш т
    зайчик-побегайчик р
    Лисичка-сестричка т
    Лисичка- сестричка  р
    Волчок-серый бочок р
    Кабан-клыкан р
    Медведюшка-батюшка р

    11.Физминутка - игра «Чей это голос?».

     – Узнайте героев сказок о животных по их голосам,  покажи движения этого животного.

    • голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);

    • голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);

    • голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);

    • голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);

    • голос звонкий, чёткий (петух);

    • речь размеренная, простая, твёрдая, без затей (кот);

    • голосок тоненький, притворный (коза);

     

    12.Работа с пословицами. Игра «Найди пару»

    Даны разрезанные пословицы (карточки):

    Не учись разрушать,( а учись строить.)
    Сила сломит всё, ( а ум- силу.)
    В тесноте, ( да не в обиде.)
    Согласие( крепче каменных стен)
    13.Обсудите в паре смысл пословиц.
    -Какая пословица подходит к нашей сказке?
     14.Итог урока.
    -С какой сказкой мы познакомились?
    -Что понравилось на уроке?

    Работа с опорными сигналами.

     -Понравилось, мне было на уроке хорошо – зелёный цвет,

    У меня не всё получалось, было тревожно – красный цвет.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

    На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

    конспект открытого урока по литературному чтению "Каша из топора" Русская народная сказка

    Разработка урока составлена по требованиям фгос, хорошо показан деятельностный подход, приём антиципации....

    Разработка урока по литературному чтению 1 класс, тема: Русская народная сказка "Снегурочка"

    Данная разработка поможет учителю в проведении урока в 1 классе по теме : "Русская народная сказка "Снегурочка"....

    Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. "Анализ русской народной сказки «Снегурочка».

    Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....