Конспект урока по предмету "Литературное чтение" по теме: "Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Пояснительная записка к уроку литературного чтения по теме  «Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

Тип урока: Открытие нового знания.

Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое   высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     - предметные результаты:    - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка»,

анализировать, сравнивать и воспроизводить  текст по опорным словам и картинному плану, узнают о    культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

                                                     

Цель урока:   познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

 

Оборудование:  учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг    «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).

 

Представлен урок изучения нового материала с использованием современного технического средства обучения – презентации.

Слайдовая презентация призвана помочь учащимся целостно воспринимать образ персонажа, устанавливать причинно – следственные связи, поддерживать интерес учащихся к изучаемому материалу. Использование презентации позволяет лополнить работу практическими материалами 9текстом учебника), способствует организации рациональной и познавательной деятельности учащихся.Помогает учащимся выражать свои мысли последовательно и логично.

В ходе урока использованы инновационные технологии : создание проблемной ситуации, элементы эвристической беседы, технология педагогической поддержки, технология развития критического мышления, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся.

Были использованы следующие формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная беседа, индивидуальная  и групповая работа, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)

1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».

2. Тип урока: Открытие нового знания.

3. Представление о результатах:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое   высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с

учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     - предметные результаты:    - дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка»,

анализировать, сравнивать и воспроизводить  текст по опорным словам и картинному плану, узнают о    культуре русского народа, научатся ценить её достояние;

                                       

4.Цель урока:   познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

5. Технология:  системно - деятельностный метод обучения.

6. Оборудование:  учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг    «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Занимайте все места, 
Да послушайте меня:

II.Актуализация знаний

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

- К какому литературному жанру относится это произведение?

- Кто автор? Напомните краткие сведения об авторе.

- Заполните таблицу. ( работа в парах)

Народные сказки

Авторские сказки

Чтение сказки по ролям.

- Продолжите рассказывать сказку по памяти.

- Чему научила нас сказка «Теремок» Е.Чарушина.

Постановка проблемного вопроса: Часто говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.» Почему?

- С каким литературным жанром продолжим работать на нашем уроке?

III. Самоопределение к деятельности

- Отгадайте загадки.

Как то раз в лесу густом

Вырос домик под …(кустом).

Рада мышка-поскребушка

И зелёная …(лягушка).

Рад и побегайчик,

Длинноухий …(зайчик).

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко,-

И кабан туда попал,

И лиса, и …(мишка).

Всем хватило места в нём.

Вот какой чудесный …(дом).

Дзинь-ля-ля поёт синичка!

Это сказка …(рукавичка).

- Откройте учебник на с. 38. Рассмотрите иллюстрации. Есть ли у изучаемого произведения автор?

-Сформулируйте тему урока.

Подумайте, какие задачи мы перед собой поставим?

Физкультминутка.

IV.Работа по теме урока.

  1. Постановка учебной задачи.

- Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям?

- Как ещё можно сберечь руки от холода?

- Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»?

- Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? …

Перед тем как послушать сказку поработаем со словами.(Словарная работа)

- Тогда давайте послушаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос.( Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками).

2. Решение учебной задачи.

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто обронил рукавичку?

- Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?

- Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?

- Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос:

«Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».

Наводящие вопросы:

«Куда пошёл дедушка?»

«Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?»

«Можно ли догадаться?»

«Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?»

«Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»

- А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали?

- Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать.

- Назовите родственное слово к слову «рукавички».

- Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица».

- Что услышали?

- Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».

  1. Первичное закрепление.

  1. Подготовка к пересказу..

Составление картинного плана:

- Как начинается сказка?

- Кто первый стал жить в рукавичке?

- Кто за кем появился в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили звери медведя в рукавичку?

  1. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану.

3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». Работа в тетради (с.32)(работа в группах).

- Чем они похожи?

- Чем они отличаются?

4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке:

« Не учись разрушать, а учись строить.»

« Сила сломит всё, а ум – силу»

- Чему нас учит данная сказка?

 4. Вторичное закрепление.

Выборочное чтение сказки «Рукавичка».

-Найдите в тексте и прочитайте:

- Кто пришел первым и поселился в рукавичке?

- Как просился в рукавичку кабан?

- Кто пришел за мышкой?        

- Почему дед вернулся в лес?

- Кто сломал домик зверей?

V. Итог урока.

Викторина: « Да или нет.»

1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет)

2. Идет дед с собачкой полем? (Нет.)

3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет)

4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да)

5.После волка там спрятался медведь? (Нет)

6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.)

7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет)

 

8.Звери ей обрадовались? (Нет.)

9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да)

VI. Рефлексия.

-  Что вам больше всего понравилось на уроке?

 -  Какое задание было самым трудным?

 -  Какое – самым простым?

 -  Продолжите предложение:

   

  •      На уроке я узнал…
  • Я запомнил…
  • Мне понравилось…
  • Похвалил бы себя за…
  • После урока мне  захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока чтения во 2 классе - русская народная сказка " Вершки и корешки"

Конспект урока чтения и развития речи для 2 класса коррекционой школы 8 вида...

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

Конспект урока литературного чтения по теме : "Русская народная сказка «Два Мороза»

Урок литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Заяц-хваста»»

УМК«Гармония»Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знаний.Цель, задачиЦель  знакомство учащихся с русской народной сказкой «Заяц- хваста»Задачи:Образовател...