Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Урок литературного чтения, 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок литературного чтения, по теме Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» .Цель урока : способствовать формированию представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx285.02 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.84 МБ
Файл tema_i_tsel.docx96.83 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оборудование

Технологии, методы, приемы, формы

I. Организационный момент.

3 мин

Создание условий обучения без принуждения.

Создания  эффекта неожиданности,

 эмоциональный настрой,

создание проблемной ситуации.

Учитель читает стихотворение под музыку, которая создает настроение в начале урока, настраивают  на введение  темы урока, подчеркивает необычность и значимость, что вызывает интерес у детей

Человек – он ведь тоже природа,

Он ведь тоже закат  и восход

И четыре в нем времени года.

И особый в нем музыки ход.

Человек – он и почва, и семя.

И сорняк среди поля. И хлеб.

И какая в нем брезжит погода?

Сколько в нем одиночества? Встреч?

Человек – он ведь тоже природа…

Так давайте природу беречь!

Учитель: - Ребята, о чем это стихотворение?

Проблемный вопрос:

  «Легко ли быть человеком?»

Дети слушают стихотворение, которое развивает воображение  и повышает мотивацию к уроку  

Предполагаемые ответы:

О человеке, о том, что он может быть разным: и хорошим , и плохим, и добрым и злым. Другие, считают, что человек – часть природы

Выдвигают гипотезу.

1.Классическая музыка

2. Мультимедийная доска – слайд 1

«Легко ли быть человеком?»

Начала урока необычно и оно создает эффект неожиданности

Метод стимулирования учебной деятельности.

Музыка и стих. Создают особое настроение и вызывают интерес.

Проблемно – диалогический  метод

II. Подготовка к основному этапу урока (актуализация знаний)

6 мин

Повторение ранее изученных  произведений по этой теме (без актуализации невозможно получения новой информации)

Формирование читательского интереса

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся ответить на этот трудный вопрос,  продолжим учиться видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики.

Пусть урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Учитель:  проведем небольшую литературную разминку. 

  1. Прочитайте отрывок. Подумайте из какого произведения? Кто автор.

2.  Определите из какого произведения следующий отрывок. Кто автор этого произведения?

Прочитайте ЖУЖЖАЩИМ ЧТЕНИЕМ.  

  1. Предлагаю вам следующий отрывок.

  Показываю слайд и даю задание прочитать про себя

  1. Следующее задание подготовили для вас ребята. (заранее  подготовлены  два ученика)

-Ребята, подумайте,  что объединяет все эти произведения? (философский стол)

/Учитель поощряет рассуждения, побуждает учеников высказываться./

1.Чтение отрывка учеником ВСЛУХ  и ответы  на вопрос учителя

 Это отрывок из рассказа «Обыкновенный человек» написал В.А. Сухомлинский

Все читают  и отвечают на вопрос.

( “Я думаю..”, “Я считаю..”, “По-моему..” и т.д.) Это отрывок из стихотворения  « Витамин роста», автор О.Е. Григорьев

Принимают предложения учителя и читают про себя,

Отвечают на вопрос.

 Это рассказ «Черная курица», автор А.Погорельский

Ребята думают из какого произведения этот диалог

Обсуждают в группах, рассуждают и высказывают свои мнения.

Все эти произведения о людях, о жизни,  поступках, о любви к природе.

Мультимедийная доска

Слайд  2

с первым эпизодом.

Слайд 2  второй  эпизод

Слайд 3

 третий эпизод

Слайд 3 четвертый  отрывок

Объяснительно -    иллюстративный  медод

Индивидуальная работа, фронтальная работа, требует концентрации внимания, развивает слуховую и зрительную память

Философский стол, в результате происходит обучение приемам формулирования суждений, выражения своей мысли.

Физкультминутка

2 мин

Гимнастика для глаз

Учитель предлагает найти глазами:

картинку природы (угол 4), картинку лебедя  ( угол 3),

 стаю лебедей, (угол 2),

«Соболько» (угол 1)

 

А сейчас гимнастика для глаз «Рисовать Брови»

 

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-12 раз).

«Рисовать» так же, но над бровями.

Открыть глаза, посмотреть вдаль.

Спасибо, садитесь!

Дети свободно стоят между партами

Офтальмологические упражнения. Для снятия напряжения и  усталости  глаз, профилактика близорукости и улучшения зрения.

III.  Работа по теме урока

13 мин

Развитие  навыков устной речи, осмысление произведения, умение работать с текстом,

 вести диалог ,

сохранение мотивации к учебе,

формирование представления о том, что значит быть человеком.

Активизирование внимания

Работа с информационным полем

Показать. что положительные черты характера необходимы настоящему человеку.

-Ребята, как Вы думаете,  с каким произведением мы будем продолжать работу? СЛАЙД

Работа с текстом  произведения.

- Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?          

/Задавая вопрос, даю  свободу выбора в высказываниях/

- Что интересного узнали об авторе рассказа?

Предлагаю работу в творческих группах.

-Давайте ребята, вспомним правила работы в группах.

1 группа /выборочное чтение/

-Прочитайте , как Тарас оказался на светлом озере?

 Почему он «безвыходно оставался на Светлом озере»?

2 группа

- Продолжи фразу (чтение разведка) и ответь на вопрос.

    «Ступай домой, гуляка!...  

- Что можно сказать о Тарасе, прочитав эти строки?

3 группа

Чтение по ролям.

Учитель: -Почему Тарас назвал Приемыша особенной птицей?

Дети рассуждают.

4 группа

- Каким человеком был Тарас? (Найдите на информационном поле карточки со словами, которые называют основные черты характера Тараса).

 ПРОВЕРКА

После проверки 4 группы, задаю проблемный вопрос:

Можно ли Тараса назвать здоровым человеком? Почему?  

Спасибо  ребята, вы правильно рассуждали.

-Посмотрите у нас получился круг. Каковы ваши ассоциации с этой фигурой?

Вывод: -Это не только символ бесконечности, но единственная фигура, где любая точка равноудалена от центра. То есть каждое из этих определений  одинаково значимо для нас – людей).

Ребята называют автора и название произведения.

- Мне очень понравился рассказ. Этот рассказ о добром и мудром человеке, о  любви  к природе и животным, и т.д.

Ответы детей.

Дети вспоминают основные правила работы в группах.

Работа в группах

Находят в тексте и зачитывают.

Дети ищут строки из текста, зачитывают, отвечают на вопрос учителя

 

Дети читают отрывок,  где говорится о любви к птице.

Дети двигаются по классу и находят нужную карточку и прикрепляют  на доску.

Дети прогнозируют результат, опираясь на жизненный опыт и текст произведения.

Слайд 4

Учебник, карточки со словами, магниты, доска

На стенах классной комнаты развешаны карточки - слова: внимательный, злой, справедливый, корыстный, простой, заботливый, сильный, трусливый, выносливый, отзывчивый, добрый, способный прийти на помощь, понимающий.

Частично - поисковый метод

Эвристическая беседа, навыки анализа текста

Обсуждение проблемы в форме поиска ответа на данный вопрос

Разнообразные формы работы с текстом, выборочное чтение текста

 Эвристическая беседа, с элементами выборочного чтения

             

Выразительное чтение

Способствует смене деятельности.

Работа с информационным полем

C:\Users\User\Desktop\чечеч.png

                

Динамическая организация урока - релаксация

2 мин

Снятие усталости, напряжения, сохранение  мотивации, способствование  развитию фантазии и воображения.

Учитель спокойным голосом призывает ребят выполнять действия

-Сядьте прямо, расслабьтесь,  закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете свежий воздух на берегу озера. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.

-К образу лебедя обращались не только писатели и поэты, но и композиторы. Вы слушаете  музыкальную пьесу К.Сен-Санса "Лебедь". Обратите внимание на то, как музыканту с помощью нот удалось передать образ этой “царской птицы”

 Учитель:- Ребята, постарайтесь увидеть, слушая музыку образ «царской птицы».

-Открыли глаза.(на доске появился образ «Царской птицы»).

-Ребята, поднимите руку, кто увидел образ такой птицы? (показываю на слайд).

Кто увидел образ другого лебедя? Какого?

- Какой образ птицы вы увидели слушая музыку?

Дети выполняют упражнения  

и слушают музыкальную пьесу

К.Сен-Санса "Лебедь".

Дети высказывают свое мнение.

Слайд 5

IV. Творче

ское задание.

Игра «Журналисты»

12 мин

Развитие творческих способностей, умение работать в группе, умений рассуждать, выстраивать логические суждения.

-Ребята, предлагаю поиграть в игру «Журналисты».

- Кто хочет побывать в роли героев произведения? (метод активизации субъективного опыта)

Предлагаю занять места  в «зале конференции» (стоят столы, на которых таблички «ПРИЕМЫШ», «ТАРАС», «СОБОЛЬКО», «АВТОР»).

Остальные дети – журналисты.

Задача «журналистов» задать  интересный, необычный вопрос. У каждой группы есть конверт, для какого героя вы будете готовить вопрос.

Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Ребята не забываем о правилах работы в группах.

1 группа – журналисты из газеты «Абакан»,

2 группа – «Взгляд»

3 группа – « Аргументы и Факты»

4 группа – « Хакасия»

Учитель помогает организовать игру «Журналисты», объясняя правила, консультирует, ненавязчиво контролирует, создает ситуацию успеха.

Проверка работы журналистов.

Учитель: Спасибо, вы прекрасно справились с творческим заданием! Ваше интервью мы сможем прочитать в газетах на следующей неделе  (на внеклассном мероприятии «Я – Человек!» )

Работают в группах, учатся  задавать «необычные» вопросы.

Дети представляли себя одним из героев произведения, старались ощутить то, что чувствовал герой.

Дети зачитывают  устав и преступают  к работе.

Устав

работы в группах:

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай!

Конверты с заданием для каждой группы.

Стол, карточки с названием героев.

Групповая работа, театрализация.

Способствует отдыху, смене двигательного режима, поднимают настроение.

V.  Домаш нее задание

2 мин.

Развитие монологической формы речи, творческих способностей

- Предлагаю Вам  на выбор разнообразные задания для выполнения домашней работы

  1. Написать благодарственное письмо Тарасу.
  2. Написать свой рассказ о взаимоотношениях человека с природой.
  3. Сделать зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя.
  4. Доказать, что Тарас понимал язык животных. 
  5. Пересказ понравившегося эпизода.        

Ребята делают свой выбор для выполнения домашнего задания

Слайд 6

Дифференциро ванное

  VI.    Итог урока + рефлек сия

 

3 мин

Организация полученного результата с точки зрения задач

Ребята, я думаю, что общаясь с героями произведения «Приемыш», вы сможете ответить легко  на поставленный вопрос:

Легко ли быть человеком, отвечать за других?

- Что нужно иметь для этого?    Пусть ваша душа и сердце будут добрыми как у героя рассказа «Приемыш».

Ученики закрепляют полученные знания, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышают уровень обученности

 Слайд 7D:\школа 2011-12г\для приемыша\прием.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Литературная разминка Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, напился, поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца . «Обыкновенный человек» , автор В.И.Сухомлинский Скажи, Смирнов, откровенно, Ты крысу кормил из гуманных соображений Или из шалости? Смирнов опустил глаза И сквозь слезы сказал: - Не из гуманных соображений, А от жалости. «Витамин роста», автор О.Е. Григорьев

Слайд 3

С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый... стыд и раскаяние наполняли его душу! Когда через несколько часов он немного успокоился и положил руку в карман... конопляного зернышка в нем не было! Алеша горько заплакал, чувствуя, что потерял его невозвратно! «Черная курица», автор А.Погорельский - Здравствуй, Тарас! – Здравствуй, барин! – Откуда бог несет? – А вот за Приемышем плавал, за лебедем… Все тут вертелся в протоке, а потом вдруг и пропал… Ну, я сейчас за ним. Выехал в озеро – нет; по заводям проплыл – нет; а он за островом плавает. – Откуда достал-то его, лебедя?

Слайд 4

Мамин – Сибиряк «Приёмыш»

Слайд 5

«Царская птица»

Слайд 6

Домашнее задание Написать благодарственное письмо Тарасу. Написать свой рассказ о взаимоотношениях человека с природой. Сделать зарисовку эпизода, который особенно тронул тебя. Доказать, что Тарас понимал язык животных. Пересказ понравившегося эпизода.

Слайд 7

Нужно иметь добрую душу, доброе сердце! Легко ли быть человеком?



Предварительный просмотр:

Литературное чтение в 4 классе

Легко ли быть человеком,

отвечать за других?

                ( Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш")

D:\прпием.jpg

         Выполнила:

Тронева Юлия Григорьевна

Абакан

Цель урока:  способствовать формированию представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование.

Задачи:

  • формировать условия для успешной реализации творческой деятельности школьника, его эмоционально - ценностные отношения к деятельности;
  • прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;
  • развивать умение опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира;
  • формировать способы проявления личностной позиции в «речевом поступке».

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о понятии «дискуссия»; умеют дискутировать.

Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников, осуществляют оценку собственной учебной деятельности, дают оценку поступкам героев

Метапредметные УУД:

Регулятивные: оценивают вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

 Познавательные: выделяют и формулируют цель, строят логическую цепь рассуждений и доказательств.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно воспринимают различные точки зрения и позиции; строят понятные для партнера высказывания, умеют задавать вопросы.

Использование на уроке КТ с целью:

  • предоставление наглядности;
  • самопроверки; сообщения информации.

Оборудование:

  • выставка книг, магниты
  • таблички с названием героев « Приемыш», «Тарас», «Соболько», «Автор»
  • таблички с названием групп: журналисты газеты «Абакан», «Хакасия», «Взгляд», «Аргументы и Факты»
  • конверт с заданием для  работы в группе
  • карточки на информационном поле
  • музыкальная пьеса К.Сен-Санса "Лебедь»

ПК:

  • мультимедийный проектор
  • слайды к уроку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе. Тема: Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш»

Обучение осуществляется по программе «Школа России». Предмет «Литературное чтение» преподается по учебнику Горецкого В.Г. и др. Литературное чтение. М.: Просвещение, 2009Тип урока: урок изучения...

Урок литературного чтения.3 класс.Тема урока: Д. Н. Мамин - Сибиряк "Приемыш"

Урок литературного чтения. 3 класс. Тема урока: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш». Задачи урока:1.Развивать восприятие художественного произведения.2.Воспитывать бережное отношение к приро...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...