Главные вкладки

    Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"
    учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему

    Шальнева Людмила Викторовна
    Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эта методика выявляет овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умений при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). Выполнение предлагаемых авторами заданий по всем возрастным группам показало степень овладения программными задачами. Например, задание для обследования словаря детей младшего школьного возраста: «Какие игрушки ты знаешь?». Примерные ответы детей: 1) ребенок называет более четырех игрушек; 2) называет более двух; 3) говорит одно слово. За правильный ответ, данный ребенком самостоятельно, ставится 3 балла. За частично правильный – 2 балла. За неточный – 1 балл. В конце проверки производился подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3-это высокий уровень речевого развития. Если больше половины ответов с оценкой 2- это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего. По результатам диагностики в 1 классе оказалось 22,3% учащихся с высоким уровнем развития речевых умений, 27,3 % учащихся находились на среднем уровне, 54,5 % на уровне ниже среднего. В ходе анализа результатов диагностики учащихся определилась необходимость развития речевых навыков и была разработана система индивидуальных заданий для развития навыков чтения, которая призвана способствовать возрождению чтения. Актуальность опыта Актуальность проблемы развития речевых навыков младших школьников обусловлена тем обстоятельством, что в последние десятилетия наблюдается пренебрежение нормами литературного языка. По утверждению М.В. Львова[12,32-35] «образцовая речь всё реже звучит в телепередачах, язык рекламы и фильмов, клипов совсем не ориентирован на литературную норму». Это резко снижает культуру речи школьников. И поэтому в современных условиях особенно возрастает значимость уроков литературного чтения, важнейшая цель которых – развитие речевых навыков учащихся. Потребность школы в совершенствовании речи учащихся, в развитии речевых навыков чтения младших школьников велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования культуры чтения учащихся недостаточно. Возникли противоречия: • между потребностью развития навыков чтения младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении образовательной деятельности; • между желанием учителя приобщить учащихся к литературному чтению и отсутствием желания у учащихся и их родителей; • между необходимостью повышения уровня развития речевых навыков и умений младших школьников и недостаточными возможностями традиционного подхода в обучении чтению учащихся. Ведущей педагогической идеей опыта является приобщение учащихся к осознанному чтению литературы, умению выразительно и грамотно читать, анализировать текст и выстраивать устную речь, а так же повышение мотивации к чтению через систему индивидуальных заданий, направленных на развитие навыков чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon apo_shalneva_l.v.doc278.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Шальнева Людмила Викторовна

    Управление образования администрации Старооскольского  

    городского округа

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

    профессионального образования

    «Старооскольский институт развития образования»

    Развитие речевых навыков у младших школьников

     на основе системы индивидуальных заданий

     на уроках литературного чтения

    Автор опыта:

    Шальнева Людмила Викторовна,

    учитель начальных классов

    МАОУ «ОК «Лицей №3»

    Старооскольского округа

    Старый Оскол

    2018

    Содержание

    Информация об опыте ……………………………………………………..3

    Технология  описания опыта……………………………………………....6

    Результативность опыта…………………………………………………..17

    Библиографический список……………………………………………….19

    Приложения к опыту……………………………………………………....21

    Тема: «Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий  на уроках литературного чтения».

    Раздел I

    Информация об опыте

    Условия возникновения и становления опыта

            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный комплекс «Лицей №3»», на базе которого формировался опыт учителя начальных классов, находится в микрорайоне «Интернациональный».  Центральное месторасположение МАОУ «ОК «Лицей №3» позволяет ему активно сотрудничать с " Модельной  детской библиотекой №8 «Старооскольская ЦБС", МБУ ДО ДШИ им. М.Г. Эрденко №1, со Старооскольским краеведческим музеем,  с МАУК ДК «Комсомолец», с  Детской музыкальной школой №4, с  МАУК Старооскольским Центром культуры и искусств. Многие лицеисты посещают городские и внешкольные учреждения дополнительного образования.

           Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики  по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направленные на выявление речевых умений и навыков детей на протяжении дошкольного детства. Эта методика выявляет овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умений при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение). Выполнение предлагаемых авторами заданий по всем возрастным группам  показало степень овладения программными задачами.

    Например, задание для обследования словаря детей  младшего школьного возраста: «Какие игрушки ты знаешь?». Примерные ответы детей: 1) ребенок называет более четырех игрушек; 2) называет более двух; 3) говорит одно слово.

    За правильный ответ, данный ребенком самостоятельно, ставится 3 балла.

    За частично правильный – 2 балла.

    За неточный – 1 балл.

    В конце проверки производился подсчет баллов.

    Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3-это высокий уровень речевого развития. Если больше половины ответов с оценкой 2- это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

    По результатам диагностики в 1 классе оказалось  22,3% учащихся с высоким уровнем  развития речевых умений, 27,3 %  учащихся находились на среднем уровне, 54,5 % на  уровне ниже среднего.

    В ходе анализа  результатов диагностики учащихся определилась необходимость развития   речевых навыков и была разработана система индивидуальных заданий для развития  навыков чтения, которая призвана способствовать  возрождению чтения.

    Актуальность опыта

    Актуальность проблемы развития речевых навыков  младших школьников обусловлена тем обстоятельством, что в последние десятилетия наблюдается пренебрежение нормами литературного языка. По утверждению М.В. Львова[12,32-35] «образцовая речь всё реже звучит в телепередачах, язык рекламы и фильмов, клипов совсем не ориентирован на литературную норму». Это резко снижает культуру речи школьников. И поэтому в современных условиях особенно возрастает значимость  уроков литературного чтения, важнейшая цель которых – развитие  речевых навыков учащихся.

    Потребность школы в совершенствовании речи учащихся, в развитии речевых навыков чтения младших школьников  велика, однако методических указаний по введению в урок элементов совершенствования культуры чтения учащихся  недостаточно. Возникли противоречия:

    • между потребностью развития навыков чтения младших школьников и методической обеспеченностью в этом отношении образовательной деятельности;
    • между желанием учителя приобщить учащихся к литературному чтению и отсутствием желания у учащихся и их родителей;
    • между необходимостью повышения  уровня  развития  речевых   навыков и умений  младших школьников и недостаточными возможностями традиционного подхода  в обучении чтению учащихся.

    Ведущей педагогической идеей опыта является приобщение учащихся к осознанному чтению литературы, умению выразительно и грамотно читать, анализировать текст и выстраивать устную речь, а так же повышение мотивации к чтению через систему индивидуальных заданий, направленных на развитие навыков чтения.

    Длительность работы над опытом

    Работа  по разрешению выявленных противоречий велась в течение четырёх лет в три этапа.

    I этап – с сентября 2014 года по май 2015 года (1 класс).

    Первый этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития речевых навыков младших школьников, создание предпосылок к их развитию.

    II этап – с сентября 2015 года по май 2017 года (2-3 классы).

    На втором этапе автор продолжал планомерно использовать  систему  индивидуальных заданий, методы и приемы, позволяющие совершенствовать технологичность процесса, стимулирующего  развитие речевых умений и навыков учащихся.

    III этап – с сентября 2017 года по май 2018 года (4 класс)

    Третий этап – на данном этапе проводился мониторинг определения  качества и   уровня    развития речевых умений и навыков учащихся, обработка и анализ полученных данных.

    Диапазон опыта представлен системой  индивидуальных упражнений по развитию навыков чтения  у учащихся на уроках литературного чтения.  

    Теоретическая база опыта

           В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского[2,64-64], Р. Н.Бунеева[1],  Д.В. Эльконина[20,224], Н. А. Зайцева [9,496].     Анализ их опыта приводит к выводу о том, что в рамках различных видов обучения чтению выделяются специфические подходы к созданию условий для развития речевых умений  и навыков учащихся. Взяв за основу новаторские идеи  В.Н.Зайцева [10,32]по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, автор опыта разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников через индивидуальные задания во время урока чтения. Опыт автора также опирается на современную личностно-ориентированную образовательную систему, которая располагает теоретической концепцией, раскрывает педагогические, психологические и дидактические особенности, сочетает научную грамотность с доступностью – «Начальная школа XXIвека».

    Чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

    В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность. Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Для этого необходимо знать специальные приёмы, направленные на обработку развития навыков чтения.

    Здесь выделяются  два направления:

    - использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

    - применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой [16,210] и описанного В.Г. Горецким [5,], Л.Ф. Климановой [11]. Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать учащихся  к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но добиваться правильного и беглого чтения.

    Новизна опыта заключается в комбинировании индивидуальных заданий и оценивания речевого навыка у учащихся начального уровня образования через урочную  деятельность.

    Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени  детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации. Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко. Возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы. 

    Описание условий, в которых возможна реализация данного опыта.

    Данный опыт может быть реализован  на уроках литературного чтения в общеобразовательных учреждениях, в системе работы с обучающимися начального уровня образования.

    Раздел II

    Технология описания опыта

    Целью педагогической деятельности учителя является развитие речевых навыков у младших школьников, через применение системы индивидуальных заданий, совершенствование техники чтения учащихся на уроках литературного чтения.

    Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

    • создание условий для повышения развития речевых навыков   чтения  у младших школьников;
    • развитие навыков чтения: осознанность, правильность, выразительность, беглость;
    • развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
    • развитие речи учащихся;

         В своей работе автор использует методику профессора И.П. Федоренко[19,276]., которая способствует достижению результативности в обучении чтению. Она гласит, что при работе над книгой (при чтении) важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. 

    Овладение учащимися полноценным навыком чтения является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

    Навык чтения – это автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому.

    В методике наряду с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Психолог Т.Г. Егоров[7],  чтение рассматривает как вид деятельности, для которого характерны три взаимосвязанные стороны: восприятие буквенных знаков, озвучивание и осмысления». Таким образом, в методике закрепляется мнение, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. Техника чтения обозначает все три компонента процесса чтения: восприятие, произнесение, понимание. 

    Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Т.Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический и этап автоматизации».

    Аналитический приходится на период обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка.

    Синтетический этап предполагает, что все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) происходят одновременно. Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами. На синтетическое чтение учащиеся переходят в II классе.

    В последующие годы чтение все более автоматизируется – это этап автоматизации. Это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста.

    Такой путь – от аналитического до этапа автоматизации – может быть пройден ребенком в рамках начальной школы, при условии что учитель обеспечит в классе определенный режим работы:.

    1. каждодневное упражнение в чтении;
    2. отбор текстов с учетом психологических и возрастных особенностей детей;
    3. систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
    4. специально организовывать чтение про себя: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, собственно чтение про себя.

    Например, автор опыта использует, на первых этапах обучения чтению, когда очень важен звуко-буквенный анализ,  прием - проговаривание. Учитель не должен учить ребенка читать про себя. Но примерно с 3 класса, может быть, индивидуально, может быть, в очень медленном темпе ребенка нужно учить переходить на чтение про себя. А это другой механизм чтения. Это информация, подаваемая на зрительный анализатор, это происходит совершенно иначе. Итак, первый, второй и третий этап формирования навыка чтения ребенок проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются эти этапы примерно три-четыре года. На первом этапе отслеживается каждый элемент буквы. На первом этапе родители часто говорят: буквы знает, читать не хочет. Не не хочет, еще не может! Только к 9-10 годам сформировываются механизмы произвольной регуляции деятельности, организации внимания. Ведь для того, чтобы сосредоточиться, для того, чтобы дифференцировать, нужно не отвлекаться. Нужно сконцентрировать внимание.

    В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

    Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

    Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. В целях предупреждения ошибок  

    Л.В. Шальнева использует:

    а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено;(Приложение №1)

    б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;

    в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста (в частности, четкость заданий);

    г) предварительное чтение текста про себя;

    д) в целях осознания содержания и подготовки к чтению вслух систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей;

    е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения).

    Кроме названных заданий, автор опыта на уроке литературного чтения, работая над произведением Л.Н. Толстого «Солнце и ветер», предлагает детям такое задание:

    Задание: Прочитай текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.

    Разденет человека прежде кто, ветром с солнце заспорили. Платье человека с сдувать ветер стал. Запахивается да надвигает шапку крепче только всё человек, а распахивает платье и, рвёт шапку и. Человека ветер раздел не и так. Солнце взялось. Шапку сдвинул, человек распахнулся - припекло только. Человек разделся вовсе и - солнце припекло ещё.

     Работая  над произведением В. В. Вересаева «Заботливый брат»,Шальнева Л.В. предлагает детям  прочитать только вторую половину слов.

    Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.

    Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.

    На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.

    Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30—40 слов в минуту, к концу II класса — 60— 80 слов, к концу III — 80—90 слов. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения. На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые они выполняют, работая над текстом. Задания, проводимые учителей на уроках, побуждают к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия. Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учитель заранее планирует работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя. Автор опыта на этапе перечитывания и анализа художественного произведения использует  такие упражнения:

    • «Буксир». Он вслух читает текст, дети читают про себя, учитель останавливается, обучающиеся показывают слово, где остановился учитель.
    • чтение отрывков с разным темпом: медленно, быстро, плавно, протяжно;
    • чтение отрывков на время;
    • чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям.
    • чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой.

    Чистый лист бумаги накладывается на строку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, а нижние находились под листом. После прочтения первой строчки лист сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки. Аналогично проводится чтение строчек с прикрытой верхней половинкой. Данное упражнение формирует умение прочтения нескольких слов сразу. Шальнева Л.В. проводит это упражнение с детьми в парах: один ученик читает, другой проверяет.(Приложение2)

    Сознательность чтения - понимание младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а также собственное отношение ученика к изображаемому.

    Все приемы предварительной работы с текстом можно разделить на 2 группы:

    - компенсирующие  несформированность типа правильной читательской деятельности

    - приемы, формирующие тип правильной читательской деятельности.

    Автор опыта использует приемы, компенсирующие несформированность типа правильной читательской деятельности такие как:

    -беседа (используется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтении);

    Например, перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Котенок», Шальнева Л.В. задает вопрос: «Расскажите о своем котенке, как вы ухаживаете за ним и т.д.);

    - лексическая работа со словом;

    - работа по предупреждению ошибочного чтения;

    - орфографическая работа .

    В школьной практике  автор опыта использует разные приёмы ознакомления с новыми словами и их значениями:

    1.Выяснение значения путём показа картины, макета, цветового круга

    (лазурь, терем, гусли, пурпурный, пепельный, золотистый).

    2.Подбор синонимов или антонимов:

    синонимы: алчный-жадный, важничать-зазнаваться, задира-драчун;

    антонимы: щедрый-скупой, халатный-добросовестный, смеркаться-

    светать, отчаяние-надежда.

    3.Словообразовательный анализ (добродушный-добрая душа, доброжелательный-желать добра).

    4.Включение слова в словосочетание, предложение: уездный город, нарушить обещание, околеть от холода.

    5.Использование толкового словаря:

    аршин-старая мера длины, равная 0,71 метра или линейка, планка такой длины для измерения.

    Так, например, на уроке в 1 классе по рассказу «Заплатка» Н.Носова при объяснении слов использовались следующие приёмы:

    «защитный цвет» - показ предмета защитного цвета, использование цветового круга;

    «досада» - приём подбора синонимов (досада – огорчение);

    «оправдываться» - приём словообразовательного анализа,  (выделяется слово «правда», подбирается словосочетание «говорить правду», признавать себя невиновным, правым).

    При изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина в тексте встречается достаточное количество слов, над которыми предстоит работать.

    Можно использовать следующие приёмы:

    - приём показа картины, иллюстрации при объяснении слов: терем,

    душегрейка, кичка, перстни;

    - приём подбора синонимов и антонимов:

    Корысть – выгода, невод – сеть, молвить – говорить, ветхая –

    - старая, перечить – говорить наперекор, возражать (антоним соглашаться), сварливая баба- ворчливая, склонная к ссорам (антонимы сговорчивая, добрая, приветливая, терпимая), горевать –

    грустить (антоним – радоваться).

    Дети используют толковый словарь (землянка – крытое углубление

    в земле, вырытое для жилья; светёлка – в старину небольшая светлая комната; бояре –богатые знатные люди, которые служат царю).

    Читая в 4 классе всеми любимого классика русской литературы

    А.С. Пушкина, дети встречают много непонятных для них слов.

    А.С.Пушкина «Зима. Крестьянин, торжествуя…»

    (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

    Зима. Крестьянин торжествуя…,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетётся рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

    При повторном чтении стихотворения учащиеся находят непонятные

    слова и с помощью учителя объясняют их значение, используя различные приёмы:

    1.Объяснение устаревших слов с помощью толкового словаря:

    «дровни» - деревянные сани;

    «кибитка» - в старину крытая повозка;

    «ямщик» - кучер;

    «облучок» - сиденье для кучера;

    «тулуп» - долгополая меховая шуба, не покрытая сукном;

    «кушак» - широкий матерчатый пояс;

    2.Объяснение слов с помощь подбора синонимов:

    «почую» - почуять-почувствовать

    «бразды» - борозды-следы от саней

    3.Работа с текстуальными синонимами:

    «торжествуя» - торжествовать-радоваться

    «взрывая»- разлетаясь в разные стороны

    Чтобы облегчить детям самостоятельную работу с толковым словарем, автором опыта предлагается детям памятка:

    Используйте следующие формы работ:

    -Работа в парах

    Учащиеся достают из копилки по одному слову и предлагают дать их толкование соседу по парте.

    -Фронтальная работа

    Учитель читает толкование какого - либо слова-учащиеся поднимают карточку с этим словом.

    Например:

    Учитель: «Деньги, имущество, принадлежащее государству или общине».

    Дети: «Казна»

    Учитель: «Долгополая меховая шуба, не покрытая сукном».

    Дети: «Тулуп»

    Возможна самостоятельная работа по вариантам.

    По заданию учителя учащиеся должны дать письменное объяснение предлагаемых слов.

    Работа над лексическим значением слова обогащает словарный запас учащихся, повышает интерес к прочитанному, позволяет глубже понять смысл текста и авторский замысел. Уже к 4 классу учащиеся способны демонстрировать хорошие навыки речи при составлении самостоятельных текстов.

    Приемы, формирующие тип правильной читательской  деятельности:

    1.предварительное рассматривание иллюстраций (предположение о предстоящем чтении);

    2.вычленение ориентирующих слов (первое и последнее предложения).

    На заключительном этапе:

    1.чтение по ролям (для текстов, насыщенных диалогами)

    2.пересказ текста (подробный, близкий к тексту, выборочный, краткий, творческий)

    3.выразительное чтение текста (базируется на таком навыке чтения, как выразительность)

    Выразительность чтения – это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое отношение к нему. Формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это «значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация.

    Интонация — совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, главнейшие из которых — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.

    Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с того, что учит их управлять своим дыханием во время произношения и правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, темпом, тембром. Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и логическим ударением.

    Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

    а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения;

    б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

    в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам).

    При обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя.

    Например автор опыта предлагает детям такое задание: 

    При чтении произведения М.Горького «Воробьишко»:

    1)пометить на полях,  что выражают слова героя, подумать, как их надо прочитать.

    Примерные пометы детей:

    - Что? Что? Пудик спрашивает.

    - Ветер дунет на тебя - чирк! Мама предостерегает.

    И сбросит тебя на землю - кошке!

    3) определить отношение автора к герою по тому, какие слова использованы в произведении (например, как автор называет своего героя в «Воробьишке» - Пудик, воробьишко, воробышек);

    4) определить свое отношение к героям (например, после выполненных упражнений по тексту «Воробьишко» М.Горького ответить, как ты относишься к Пудику, к маме-воробьихе).

    Для самостоятельной подготовки к выразительному чтению Л.В.Шальнева приучает детей пользоваться памяткой.  (Приложение№5)

    Л.В. Шальнева  считает, что весьма полезно при обучении выразительному чтению использовать аудиозапись произведения и образец чтения в исполнении учителя или заранее подготовленного ученика, а также прослушивание магнитофонной записи речи ребёнка.

           Автором опыта составлен список заданий, направленных на развитие навыков чтения,  которые помогут овладеть навыками грамотного чтения. В соответствии с компонентами навыков чтения выделяются следующие группы упражнений:

    1)упражнения, направленные на формирование правильности чтения;  2)упражнения, развивающие скорость чтения;                                                         3) упражнения, направленные на формирование умений понимать читаемый текст.      

    Упражнения, направленные на формирование правильности чтения

    Задания, включённые в эту группу, предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Первоначально рекомендуется предлагать тексты, несложные по содержанию и структуре.

    -чтение строчек  наоборот по словам

    -чтение строчек наоборот по буквам                                                                       -«заколдованное слово».                                                                                             -чтение только второй половины слов

    - артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов

    -чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор);

    - чтение скороговорок;

    -упражнение «Окончания» (повышенное требование к чёткости   окончаний слов; упражнение длится не более 30 секунд)

    - выделение голосом то одного, то другого слова в предложении

    - упражнение «На одном дыхании» (сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца);

    - выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;

    - чтение одного предложения с разной интонацией

    - упражнение «Эхо» (учитель читает 1-2 строчки стихотворения,   ученики повторяют его с той же интонацией);

    - упражнение «Ускорение» (одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса)

    - чтение под музыку

    - чтение с настроением (один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение)

    - упражнение «Голоса» (чтение текста, подражая чьему-либо голосу:   старушки, ребёнка, слона и др.)

    - упражнение «Замена» (чтение с изменением голоса героя; например,  слова кошки голосом мышки)

    - чтение по ролям

    - чтение по ролям без слов автора

    - инсценирование

    - дикторское чтение;

    - конкурс чтецов (ученики готовятся самостоятельно).

     Упражнения, развивающие скорость чтения

    - упражнение «Догонялки» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шёпотом стараются его обогнать)

    - упражнение «Наступи на пятку» (чтение в паре либо учитель – класс через слово в быстром темпе)

                - чтение в парах или группах по одному предложению

                - чтение в паре с линейкой

     - динамическое чтение (на доске или карточке записан столбик из 5-7  слов с постепенным увеличением количества букв  в словах)

    - бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно)

    - упражнение «Очередь» (сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст)

    - упражнение «Буксир»:

    а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем

    б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель

     - упражнение «Ловушка» (учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену)

     - упражнение «Прыжки» (чтение через слово)

     - упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе)

     - упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении)

                 - упражнение «Прятки»

     - круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз)

                 - упражнение «Кто быстрее

                 - упражнение «Фотоглаз»:  

    а) на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова

     б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру

                  - упражнение «Угадай»:

       а) антиципация слов, предложений, пословиц

       б) чтение текста через решётку

     - упражнение «Найди меня» (на листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова, их нужно найти)

                 - упражнение «Счёт слов»

     - упражнение «Сканирование» (за 20-30 секунд ученики «пробегают»   глазами текст в поисках важной информации)

     - поиск в тексте заданных слов                                                                                                                                                                      -чтение строчек с прикрытой нижней (верхней) половинкой

     Упражнения, направленные на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.

    -чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом     бумаги, а затем и начальные три буквы                                                                 -чтение текста с добавлением недостающего слога, слова                                  -поиск в тексте смысловых несуразностей                                                                            -поиск отрывков из разных текстов. - словарная работа (чтение слов и объяснение их лексического значения)

    - озаглавливание текста

    - деление текста на части, составление плана

    - определение темы текста, главной мысли

                - определение типа текста

    - подбор иллюстрации к тексту

     - по иллюстрации определить содержание текста

     - составление диафильма

     - выборочное чтение (найти в тексте описание героя, природы и др.)

     - работа по вопросам учителя, учебника или ученика

     - чтение для подготовки к пересказу

     - упражнение «Пропущенное слово»

     - восстановление логической последовательности текста

     - восстановление текста

     - распространение предложений

      -в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие: герой, время   года, место действия и др.; ученики фантазируют, как изменится содержание

      -придумать продолжение рассказа

     - составление кроссвордов по тексту

     - викторины по одному большому произведению или нескольким   маленьким

    - мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя

    - подбор загадок к словам из текста

    - подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста

    - составление ребусов к словам из текста

    Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие речевых навыков, развитие познавательного интереса к чтению автор опыта  использует следующие формы организации учебной деятельности:

    • урок-игра;
    • урок-викторина;
    • урок-путешествие;
    • урок-зачёт;
    • урок-тестирование;
    • интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; в 3 классе – урок чтения и изобразительное искусство, например: по теме И.А.Крылов “Ворона и лисица”. Иллюстрирование басни.

    Быструю оперативную связь между  Л.В.Шальневой и детьми обеспечивают такие формы организации как фронтальная и индивидуальная учебная деятельность.

    Парную  автор опыта применяет при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.

    Групповую форму применяет при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в мини-театре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм использует элементы драматизации и театрализации.

    С первых уроков Шальнева Л.В. знакомит детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняет понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно проводит в конце учебной четверти, учебного года.

    Раздел III

    Результативность опыта

    На заключительном этапе опыта автором проведено мониторинговое исследование по чтению. Цель проведения – оценка образовательных достижений учащихся в конце учебного года, оценка готовности учащихся к обучению в следующем классе. Был проведен мониторинг техники чтения. Анализ мониторингового исследования показал, что в сравнении с мониторинговым исследованием, которое было  проведено в начале 1 класса количество учащихся, читающих в рамках нормы,  увеличилось на 15%, читающих выше нормы- увеличилось на 10%, ниже нормы - уменьшилось на 25%.

    В 2015-2016 учебном году качество знаний обучающихся  по литературному чтению 2 «Б» класса составило 86%. В 2016-2017 учебном году качество знаний обучающихся 3 «Б» класса – 94%.В 2017-2018 учебном году    4 «Б» класс- показал качество знаний – 100%.

    Рост культуры чтения учащихся характеризуется активным участием в школьных и муниципальных конкурсах чтецов.

    •        В 2015-2016 учебном году четверо обучающихся класса приняли участие в Российском заочном конкурсе «Познание и творчество» и стали победителями.

    •        XII Всероссийский  конкурс  «Ты-гений!» номинация «Литературное творчество»  Стрябков Артём,1 место-2016г.

    •        Муниципальный этап конкурса юных чтецов и поэтов «Волшебные капельки»  Лагно Алина,3 место-2016г.

    •        VIII Всероссийская олимпиада по литературному чтению для 1-2 классов «Вот задачка» Дикарева Елизавета, победитель I степени 2017г.

    •        Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс» по русскому языку -  победитель Дикарева Елизавета, II место- 2015г.

    •        Международный дистанционный конкурс «Олимпис-2016-Весенняя сессия» по литературному чтению  Дикарева Елизавета -  диплом I степени.

    •        Муниципальный конкурс «Юность Оскола» Стрябков Артём-1 место-2017г.

    •        Как один из самых читающих классов, в 2016-2017 учебном году класс автора опыта стал участником Всероссийского проекта «Успешное чтение» в номинации «Хорошее время читать».

    • Муниципальный детский творческий конкурс «На страже  Отечества» Деняк Диана-лауреат I степени
    • Региональный конкурс 2017 года «Лучший юный читатель года» Волоконская Александра-1 место
    • Поэтический конкурс «Победа остаётся молодой»-Чеканова Дарья-диплом I степени
    • Международный дистанционный конкурс по русскому языку и литературе «Олимпис 2017-Осенняя сессия»-Дикарева Елизавета диплом I степени.

    В ходе работы было установлено, что процесс формирования читательских умений и навыков достаточно сложен, он требует пристального наблюдения, педагогической зоркости, тонкости ориентировки учителя в многообразных проявлениях учеников. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы. Анализируя результативную деятельность учащихся, следует отметить, что работа по развитию навыков чтения, через использование системы индивидуальных заданий, принесла очевидные результаты.

    Библиографический список

    1. Бунеев, Р.Н. Общие проблемы школы - М: Баласс. 2010.
    2.  Выготский, Л. С. Кризис 7 лет. Возрастная и педагогическая психология Текст.: Хрестоматия / JI. С. Выготский.- М.: Академия, 2003.- С. 64 — 65.
    3. Выготский, JI. С. Мышление и речь Текст.: в 6 т / JI. С. Выготский.- М.: Педагогика, 1982,- Т. 2. Проблемы общей психологии. 504с.
    4. Гейци, Э.Д. Диагностика детей дошкольного возраста возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» [текст]\Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС»  2006. – 506с. ISBN 5- 85921 – 568 -1
    5. Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. 2000. 8. С. 48. 
    6. Давыдов, В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников Текст. / В. В. Давыдов; под ред. И. Ломпшера, А. К. Марковой. -М.: Просвещение, 1982. 216 с.
    7. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. -М., 1953. - С. 16
    8. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. СПб., 2006
    9. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие.-В2-х книгах.-Книга2.-Челябинс,ЧГПУ,2012-496 с.
    10. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: «Просвещение», 1991. – 32с. 
    11. КлимановаЛ.Ф. Навыки чтения младших школьников и пути их совершенствования // Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах /Под ред. М.П.Кашина. -М.,1978.
    12. Львов, В.В. Обучение учащихся начальных классов акцентологических норм русского литературного языка [Текст]: / В.В.Львов // Начальная школа, 1988. – №4. -  С.32-35
    13. Львов, В.В.  Обучение нормам произношения и ударения в школе [Текст]:  учебное пособие для учителей / В.В.Львов. – М.: Просвещение, 1999. – 123с.
    14. Львов М.Р. Ребенок сам учится читать //Начальная школа – 1990-№4-с.59
    15. Методика обучения русскому языку в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 21 «педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловская, отв. ред. М.Р.Львов. М.: Просвещение, 1987. – 328с
    16. Оморокова М.И. Навыки чтения младших школьников. М.: Просвещение, 1982. 130 с. 
    17. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждении / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М. :Просвещение, 2007 – 224с.: ил. – 7000 экз. – ISBN 978 – 5 – 09 – 015434 -5.
    18. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 2003. С.170 – 283.
    19. Федоренко, Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко. - Москва: Просвещение, 1977, - 276 с.
    20.   Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст.: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин, под ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -224с.
    21. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., Знание, 1976. 64 с. 
    22. Яшина В.И. Изучение уровня речевой подготовки детей к школе // Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. М., 1994.

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    1.Приложение №1. Урок литературного  чтения по теме « А. А. Блок «Россия»,4 класс.

    2.Приложение   №2. Индивидуальные  задания для развития навыков правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения.  

    3.Приложение №3. Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.

    4. Приложение №4. Речевые разминки на уроках литературного чтения.

    5. Приложение №5 Памятка « Работа над выразительностью чтения».

            


    Приложение №1                                                  Урок литературного  чтения

    Тема

    А.А. Блок «Россия»

    УМК

    Начальная школа XXI века,4 класс

    Учебник

    Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2017г.

    Тетрадь

    Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2017г

    Цель

    Знакомство с биографией А.А. Блока, его стихотворением «Россия»

    Задачи

    Образовательные:

    • Создать условия для формирования представлений об авторе и его творчестве;
    • Способствовать развитию умения понимать замысел автора, анализировать произведение;
    • Развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения на примере произведения А.А. Блока «Россия».

    Развивающие:

    • Развивать познавательные процессы детей: память, внимание, мышление, речь, воображение;
    • Развивать умение обобщать и делать выводы.

    Воспитательные:

    • Создать условия для воспитания чувства гордости, патриотизма, любви к Родине.

    Тип урока

    Урок изучения художественного произведения

    Планируемые результаты

    Предметные

    • Приводят примеры из биографии автора;
    • Называют произведения автора;
    • Сообщают  тему произведения, главную мысль.

    Метапредметные

    Познавательные УУД:

    • Читают произведение осознанно, выразительно, правильно;
    • Проявляют познавательную активность на уроке;
    • Обобщают изученный материал, делают выводы.

    Регулятивные УУД:

    • Оценивают свою работу на уроке;
    • Соблюдают дисциплину на уроке.

    Коммуникативные УУД:

    • Составляют небольшие монологические высказывания;
    • Излагают свою точку зрения и оценку событий, аргументируют своё мнение.

    Личностные

    • Выражают своё мировоззрение, в основе которого лежит собственное отношение к Родине.

    Оборудование

    Для учителя

    ТСО-компьютер (презентация), учебник, выставка книг.

    Для учащихся

    Учебники, рабочие тетради на печатной основе.

    Этап

    Цель этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формы, методы и средства

    Формируемые УУД

    1.Организационный момент

    Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    - Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение?  Давайте проверим всё ли у вас готово к уроку.

    Проверяют готовность к уроку.

    Прозвенел звонок – начинается урок. (проговаривают )

    Слово учителя.

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Личностные: действие смыслообразования

    2.Подготовка  к восприятию литературного произведения

    Создание соответствующей эмоциональной атмосферы, оживление жизненных впечатлений детей, необходимых для восприятия текста.

    - Ребята, на слайде вы видите слова, прочитайте их про себя и попробуйте составить из слов пословицы.

    1. без Человек соловей Родины без песни что
    2.  не За умирать Родину мать страшно
    3. и Земля в мила горсти Своя

    - Что у вас получилось?

    Пословицы появляются на слайде. Учитель просит прочитать детей эти пословицы.

    - Ребята, а какая тема у этих пословиц? Что их объединяет?

    - Как ещё называют нашу Родину?

    (Как называется наша Родина?)

    - Что вы чувствуете, когда слышите слово «Россия»?

    - Эпиграф нашего урока звучит так: «Стоит передо мной моя тема, тема России... Этой теме я сознательно посвятил жизнь».

    - Прочитайте его про себя.

    Кто хочет прочитать эпиграф?

     

    - Эти слова принадлежат Александру Александровичу Блоку. Он беззаветно любил свою Родину и посвятил ей много своих произведений.

    И произведение, с которым мы сегодня познакомимся так и называется «Россия».

    - Вы уже знакомы с такими произведениями А. Блока как «Зайчик» и «Снег да снег».

    - Определите жанр этих произведений.

    - Какой можно сделать из этого вывод?

    - Верно.

    Александр Блок родился в 1880 году, в Санкт-Петербурге в высококультурной семье. Отец – профессор, мать – писательница.

    В 1889 году родители отдали Александра в гимназию, в которой проучился 9 лет. Затем Блок получил образование в Петербургском университете.

    Стихи Блок начал писать с пятилетнего возраста, а с 16 лет начал заниматься актерским мастерством и мечтал покорить сцену. Блок питал интерес не только к взрослой литературе, но и к детской. Он написал множество стихотворений, некоторые из них вошли в сборники для детей «Круглый год» и «Сказки».

    Перед смертью Александр часто болел. Блок написал правительству письмо, чтобы те разрешили ему выехать из страны для лечения, но правительство ему отказало, и поэт принял решение отказаться от пищи и лекарств, уничтожил свои записи и умер среди нищеты от болезни сердца в августе 1921 года.

    Несколько учеников отвечают:

    1. Человек без Родины, что соловей без песни.
    2. За Родину-мать не страшно умирать.
    3. Своя земля и в горсти мила.

    Ребята читают пословицы со слайда.

    - Эти пословицы о Родине.

    - Отечество, Россия.

    - Гордость, большая страна, Русь, могучая страна и т.д.

    Читает.

    - Жанр этих произведений – стихотворения.

    - А. Блок писал стихотворения.

    Фронтальная беседа, рассказ.

    Слайд 1.

    Слайд 2.

    Слайд 3, 4, 5.

    Познавательные:

    структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов  различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

    Регулятивные:

    прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Личностные:

    нравственно-этическая ориентация.

    3.Первичное восприятие текста

    Обеспечение эмоциональности восприятия, интереса к изучаемому произведению

    - Послушайте стихотворения А. Блока «Россия» и готовьтесь рассказать, какие чувства возникли у вас при прослушивании этого произведения?

    Слушают стихотворение.

    Демонстрация, презентация.

    Слайд 6.

    (видеозапись)

    4.Выявления специфики восприятия текста

    Оценка качества самостоятельного восприятия текста, корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

    - Какие чувства у вас возникли при прослушивании стихотворения?

    - Ребята, а в совокупности все ваши чувство каким словом можно назвать?

    - А как называется человек, который испытывает чувство патриотизма?

    Верно. Патриот – это человек, который любит свое Отечество, предан своему народу и готов жертвовать во имя своей Родины.

    - Ребята, вас ничего не смутило при прослушивании стихотворения?

    - Какие слова для вас были непонятными?

    - Гордость, душа поёт, мурашки по коже и т.д.

    - Патриотизм.

    - Патриот.

    - Было много непонятных слов

    Затрудняются ответить.

    Фронтальная беседа, презентация.

    Слайд 7.

    Познавательные:

    структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов  различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

    Регулятивные:

    прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Личностные:

    нравственно-этическая ориентация.

    5.Мотивация перечитывания и анализа произведения

    Пробуждение интереса к перечитыванию текста, потребности в аналитической работе.

    - Давайте откроем с вами учебник на странице 26, и вы прочитаете стихотворение про себя.

    - Какие слова вам были не понятны?

    - Давайте же разберёмся, что же значат эти слова, чтобы ещё лучше понять замысел автора.

    Шлея – часть упряжки лошади.

    Расхлябанные колеи – разбитые дороги.

    Песни ветровые – это песни ветра.

    Крест – здесь: судьба.

    Чародей – колдун.

    Разбойная краса – это яркая красота.

    Заманит – привлекает, тянет.

    Не сгинешь – не пропадёшь, не исчезнешь.

    Плат – платок.

    Тоска острожная – тюремная тоска.

    Ямщик – извозчик на дальние расстояния.

     - Ребята, посмотрите,  как построено наше стихотворение. Что вы можете сказать?

    Верно, а что такое строфа?

    - Давайте прочитаем определение этого слова на странице 28.

    Совершенно верно. Строфа -  это определённое количество строк, объединённые одной рифмой.

    Посмотрите внимательно на стихотворение. Какие строфы здесь использовал автор? Все ли они одинаковые?

    - Как она будет называться?

    Открывают учебник, читают стихотворение.

    -Шлеи, расхлябанные колеи, песни ветровые, крест, чародею, разбойную красу, заманит, не сгинешь ты, плат, острожной, ямщик.

    - Стихотворение построено с помощью строф.

    Ответы детей.

    Читают определение в учебнике.

    - В основном в стихотворении использованы четверостишия, но последняя строфа состоит из 6 строк.

    - Шестистишье.

    Презентация, работа с учебной книгой, фронтальная беседа, словарная работа.

    Слайд 8.

    Слайд 9.

    Слайд 10.

    Познавательные:

    структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов  различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

    Регулятивные:

    прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    6.Вторичное восприятие текста и анализ произведения

    Обеспечение внимания детей к деталям и идейному содержанию текста.

     -Верно, но сначала мы поговорим о содержании в четверостишиях.

    Слушаем внимательно.

    Читает 1 строфу.

    - Ребята, какая картина у вас перед глазами возникла при чтении первой строфы?

    Верно. У кого другая картина перед глазами?

    - Хорошо, давайте прочитаем 2 строфу. Только очень выразительно.

    - Какие чувства наполняют строфу?

    - Какие слова выбирает автор, чтобы передать свои чувства? Зачитайте их.

    - Почему автор называет Россию нищей?

    - Если автор показывает на недостатки, то почему автор в то же время описывает тёплое отношение к России?

    - Автор сравнивает песни ветровые со слёзами первой любви. Это означает, что любовь к Родине пропитало душу поэта насквозь.

    - 3, 4, 5 строфы мы прочитаем все вместе. Я читаю 1 строчку, вы продолжаете вторую, я читаю 3, вы 4 и так далее.

    - Тебя жалеть я не умею…

    - Меняется ли настроение автора? Как оно меняется?

    - Как вы понимаете выражение из третьей строфы «…И крест свой бережно несу…»?

    - В эпоху А. Блока употреблялось выражение «нести свой крест» в значении быть верным долгу, нести свой долг перед Отечеством.

    - В образе кого представляет поэт нашу страну? Найдите в тексте слова или строчки, из которых вы поняли, что речь идёт о женщине?

    - Последнюю строфу будут читать по одной строчке те, кого назову.

    Следите внимательно.

    - Каким чувством наполнена последняя строфа?

    - Почему автору легко, ведь дорога была утомительной и долгой?

    - А ехал он домой в Петербург из своей усадьбы в Шахмотово Московской области.

    Слушают.

    - Как три лошади идут по разбитой дороге, и колёса телеги вязнут в грязи.

    Ответы.

    Читает один ученик.

    - Тёплые, душевные, любовь к Родине, он называет её нищей.

    - Нищая Россия,

    Твои мне песни ветровые –

    Как слёзы первые любви!

    - Автор показывает на недостатки России.

    - Потому что автор любит Россию, несмотря на её минусы.

    Читают с учителем по очереди хором.

    Предположения детей.

    - В образе женщины.

    - «…Да плат узорный до бровей…»

    - Читают по строчке с указаниями учителя.

    - Лёгкое чувство выражено в этой строфе.

    - Автор возвращается домой, поэтому ему легко.

    Работа с учебной книгой, презентация, фронтальная беседа.

    Слайд 11.

    Слайд 12, 13.

    Познавательные:

    структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов  различных жанров; свободное восприятие и ориентация текстов художественного стиля.

    Регулятивные:

    прогнозирование; контроль; оценка; саморегуляция.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Личностные:

    нравственно-этическая ориентация.

    7.Обобщение результатов анализа произведения

    Обеспечение более глубокого ценностного восприятия произведения.

    - С каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

    - Кто автор этого стихотворения?

    - Что хотел донести до нас автор своим стихотворением?

    - Что нового узнали на уроке?

    - Ребята, есть те, кто готов прочитать выразительно стихотворение на отметку?

    - Мы познакомились со стихотворением «Россия».

    - Александр Блок.

    - Автор хотел донести свои чувства к Родине, выразить ей любовь и теплоту чувств.

    Несколько человек прочитали выразительно стихотворение.

    Фронтальная беседа.

    Познавательные:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные:

    оценка.

    8.Рефлексия

    9.Объяснение домашнего задания

    Организация оценки учениками собственной учебной деятельности.

    - Какие были трудности?

    - Что получилось, по-вашему мнению?

    - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте весёлый смайлик, если вам урок показался полезным и вы узнали много нового на уроке. Если вам урок показался полезным, но скучным, нарисуйте смайлик с прямым ртом, а если совсем урок прошёл впустую, то нарисуйте грустный смайлик.

    - Открывайте дневники и запишите домашнее задание.

    Стр. 28 6 вопрос, рабочая тетрадь страницы 18-19 заполнить.

    Фронтальная беседа

    Познавательные:

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

    рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Регулятивные:

    оценка.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями


    Приложение №2

    Индивидуальные  задания для для развития навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

    Правильность:

    1. Прочитать чистоговорки шепотом и медленно:

    ра-ра-ра – начинается игра;

    ры-ры-ры – у нас в руках шары;

    ру-ру-ру – бью рукою по шару.

    2. Прочитать слова громко и быстро:

    арка арца

    арта арда

    арла арча

    арса аржа

    3. Чтение скороговорок с ускорением

    Водовоз вез воду из-под водопада.

    Говори, говори, да не заговаривайся.

    На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

    Наш дуда и туда и сюда.

    Летят три пичужки через три пусты избушки.

    Каково волокно, таково и полотно.

    Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

    4. Чтение согласных

    Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных

    одного ряда:

    БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

    КВМСПЛБШГРДБЛСТ

    ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

    ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

    ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

    ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

    5. Складывание слов из половинок.

    опу лад

     коро фета

    лест шка

    кон ница

    поя сок

    шоко лад

    Беглость:

    1. Упражнение «Зоркий глаз».

    Показывается лист с 15 картинками. Дети смотрят 15 секунд, затем

    дается трафарет с 10 картинками, из которых 7 штук с предыдущей картинки,

    а 3 штуки – лишние. Найдите лишние.

    2. Чтение двусложных слов с одной пропущенной буквой.

    и…ра

    г…ра

    п…ля

    к…са

    т…ло

    з…ма

    к…за

    р…ка

    3. Дополнение незаконченных предложений

    а) На опушке леса растет (трава, василек, сосна).

    б) Прилетели из теплых стран (вороны, грачи, скворцы).

    в) Поздней осенью начинаются первые (дожди, заморозки).

    г) Ранним утром Миша встал, взял ведро и удочку и отправился на

    (экскурсию, рыбалку).

    4. Упражнение «Буксир»

    Учитель вслух читает текст, дети читают про себя. Учитель

    останавливается, обучающиеся показывают слово, где остановился учитель.

    Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его! Села на

    вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, говорит:

    «Ай,ворона! Знал я твоего отца и мать — славные были птицы!» «Угу!» —

    говорит ворона, не раскрывая рта. «И сестёр, и братьев твоих знал // –

    отличные были птицы!» — «Угу!» — опять говорит ворона. «Да хоть и

    хорошие были птицы, а всё же далеко им до тебя!» — «Ага!» — каркнула

    ворона во весь рот и уронила рака в воду.

    5. «Кто быстрее?»

    На доске написано предложение. По сигналу учителя дети ищут в

    тексте данное предложение.

    6.Приём «Фотографирование материала с карточек».

    Сначала «фоткаем» буквы, затем слоги, потом слова.

     Какие буквы

    видели?

    А О У М Л Б Н И

    ра но си ру бе ми жу за

    лев мак слон парк сок край Какая буква

    лишняя?

    Сознательность:

    1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического

    значения.

    (По С. Багрову «Поспела брусника»)

    замшелые спозаранку безмолвные

    2. Выборочное чтение

     (В. Осеева «На катке»)

    - Прочитайте, как каталась девочка и почему она так каталась?

    - Умел ли Витя кататься на коньках? Подтвердите ответ текстом

    рассказа.

    3. Деление текста на части, составление плана

    (По Л. Толстому «Лебеди»)

    4. Озаглавливание текста

    (Учитель читает детям рассказ И. Соколова – Микитова «Ранней

    весной»)

    5. Определение главной мысли текста

    (Украинская сказка «Колосок»)

    Выразительность:

    1. Упражнения для формирования навыка владения дыханием и

    голосом:

    а) «Задуйте свечу»

    б) «В цветочном магазине»

    в) «Выдох со счетом»

    Использование скороговорки (хором):

    Как на горке на пригорке

    Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

    Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

    2. «Окончания»

    Робкий луч зимн… солнц… по утрам редко освеща… верхушки дерев…

     Надолго дерев… погрузились в глубок… сон. Тихо в лесу. Съежил…

    пушист… синицы и воробьи. Голодн… и  холодн… им зимой.

    3. Чтение одного предложения с различной интонацией

    Скоро наступит жаркое лето

    4. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    Дети завтра пойдут в кино.

    5. Упражнение «Ускорение»

    Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая

    темп и силу голоса

    Большая пушистая елка загорелась разноцветными огоньками.

    6. Упражнение «Эхо»

    Учитель читает строчки стихотворения, обучающиеся повторяют его с

    той же интонацией.

    Одуванчик золотой

    Был красивый, молодой,

    Не боялся никого,

    Даже ветра самого!

    Приложение №3

    Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.

    Обрызгайте цветы водой ( в один прием, три, пять).

    Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы.

    Морской бриз. Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

    Кочки. Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам. Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. (пока не кончатся кочки).

    Задуйте свечу.  Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    Для разогрева голосовых связок предлагаем так называемые распевные упражнения.

      Медвежата.

    Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

    Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.

       В ракете.

    Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.

    Кисточка в зубах

    Нарисуйте в воздухе молча цветок. Произнесите это слово, зажав ручку зубами и губами.

    Приложение №4

    Речевые разминки на уроках литературного чтения

    Цель: развитие артикуляции и интонации

    1. Прочитать так, как требует запись

    Нам солнышко светило, (громко)

    Нас ветер обвевал. (медленно)

    В пути не скучно было, (с ударением на каждом слове)

    И каждый напевал. (скороговоркой)

    В рощах птичье пение, (шёпотом)

    А в классе – тишина. (тихо)

    Проходим мы склонение, (громко и быстро)

    Склоняется «весна».

    2. Чтение чистоговорок, придумывание продолжения к ним.

    За-за-за - …. коза.

    Зу-зу-зу - …. в тазу.

    Ул- ул-ул - … стул.

    Оль – оль - оль - … соль.

    3.Прочти скороговорку сначала медленно, затем быстро, ещё быстрее.

    Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.

    Кричал Архип, Архип охрип. Ни надо Архипу кричать до хрипу.

    Говори - не торопись и смотри – не ошибись.

    4.Произнесите предложения с заданной интонацией.

    Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

    Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

    Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

    Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

    Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

    5.Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

    «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

    «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

    «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

    «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

    6.Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

    ма ма ма ма

    па па па па

    та та та та

    ба бо бу бы

    ла ло лу лы и т.д.

    7.Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу (или) высоту голоса.

    Например: зима, весна, лето, осень.

    8.Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

    Например: та та та та та.

    9.Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

    Ночью полил дождь.

    У дороги шумели тополя.

    Тиха украинская ночь.

    Произнесите предложения с большим чувством.

    Хорошо зимой в лесу!

    Пусть сильнее грянет буря!

    Приложение №5

    Памятка « Работа над выразительностью чтения»

    1. Соблюдай правильный темп, ритм, избегай торопливости.

    2. Следи за правильным произношением, произноси слова внятно, отчётливо.

    3. Обращай внимание на знаки препинания, делай паузы необходимые при чтении.

    4. Правильно исполняй голосом знаки препинания.

    5. Отыскивай наиболее важные, ценные по смыслу слова и выделяй их логическим ударением.

    6. Соблюдай определённый тон высказывания.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения

    Технология формирования регулятивных умений младших школьников средствами системы оценивания на уроках литературного чтения...

    Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

    В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение на уроках литературного чтения

    Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение  на уроках литературного чтения...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

    Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об авторе……………...

    Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"

    Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...