Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"
методическая разработка по теме

Марина Анатольевна Емельянова

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo_emelyanova_m.a.docx122.58 КБ

Предварительный просмотр:

Емельянова Марина Анатольевна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт

 усовершенствования учителей»

Формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий

       Автор опыта: Емельянова Марина Анатольевна

                                                       учитель начальных классов

                                               МБС(К)ОУ «С(К)ОШ  №23»

Старый Оскол

2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Информация об опыте…………………………………………………3

2. Технология опыта…………………………………………………….. 8

3. Результативность опыта……………………………………………...11

4. Библиографический список………………………………………….14

5. Приложение к опыту ………………………………………………...18

Раздел I.

Информация об опыте

Тема опыта: «Формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий».

Условия возникновения и становления опыта

Опыт возник в условиях муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №23». Школа  находится в старой части города Старый Оскол Белгородской области по адресу: улица Революционная, 72. Обучение организовано в одну смену. Одной из основных учебных дисциплин является чтение.

Исследование проводилось учителем начальных классов Емельяновой Мариной Анатольевной  на уроках чтения. В экспериментальном классе на начало педагогического эксперимента (3 класс) обучалось 7 учеников (4 мальчика и 3 девочки); на сегодняшний день (1 класс) в классе  8 человек, из них 4 мальчика, 4 девочки. Все обучающиеся имеют легкую степень умственной отсталости,  у четырех из них сложный дефект.

Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. Нарушение правильности чтения затрудняет осознание читаемого текста, а также выработку навыка беглого и выразительного чтения. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательности чтения. Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям.

Результаты первоначальной диагностики сформированности компонентов навыка чтения  обучающихся 3-го класса в 2010-2011 учебном году показали, что 100% детей испытывают значительные затруднения в процессе чтения. Из них лишь 14% обучающихся имели средний уровень сформированности навыка чтения, показатель или очень низкий или ниже среднего у 42,8%. Чтение обучающихся проверялось индивидуально. Материалом для обследования служили специально подобранные тексты, доступные ребенку по объему и содержанию. Проводилось индивидуальное обследование, которое   предполагало     определить       сформированность фонематического восприятия.

        При обследовании фонематического слуха использовались общепринятые логопедические методы:

        1) Определение отсутствия или наличия заданного звука в словах (слогах)

        2) Повторение звуков или пар звуков, не имеющих акустико- артикуляционного сходства (с-м, щ-р, у-ч), а затем близких по звучанию и артикуляции (с-ш, з-ж, с-з, р-л, д-т)

        3) Различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу и подбор к ним картинок

        4) Повторение сходных по звучанию слов

        5) Выделение гласного звука, стоящего в начале (конце) слова

        6) Выделение согласного звука, стоящего в начале (конце) слова

        7) Составление слова из заданного количества звуков (к, о, т; м, а, к; д, о, м) [38]

Обследование уровня сформированности зрительного восприятия детей с недостатками интеллекта проводилось по следующим параметрам:

        1) Зрительный гнозис:

        -называние предметов по их контурам

        -называние недорисованных предметов

        -называние перечёркнутых изображений

        -выделение предметных изображений, наложенных друг на друга

        -распределение предметов по величине

        -подбор картинок к цветовому фону

        -нахождение заданной фигуры среди других

        -работа с разрезными картинками

        2) Буквенный гнозис:

        -выделение букв, наложенных друг на друга

        -конструирование (реконструирование) печатных букв из бумаги

        -определение букв в непривычном расположении

        3) Зрительная память

        -запоминание картинок

        -расположение букв в заданной последовательности

        4) Пространственное ориентирование

        -умение ориентироваться на листе бумаги (верх, низ, середина) (Приложение №1).

Анализ результатов исследования сформированности компонентов навыка чтения  позволил выявить характерные для школьников с недостатками интеллекта  особенности: фонематический слух ребенка с нарушением интеллекта находится на низком уровне развития; недостатки фонематического слуха приводят к затруднению дифференциации звуков, что способствует появлению специфических ошибок в устной и письменной речи. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп и сознательность, правильность и выразительность.

Учитель направила свою работу на поиск эффективных форм и методов, способствующих развитию компонентов навыка чтения средствами игровых технологий  у  обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность опыта

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию  таких детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Уроки чтения в младших классах вспомогательной школы организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Дети с нарушение интеллекта вследствие сниженного познавательного интереса самостоятельно не обращаются к книге за получением новых сведений. Они выполняют только задания учителя по классному и внеклассному чтению и другим учебным предметам, что оказывается явно недостаточным для выработки техники чтения. В связи с этим возникает вопрос о такой организации урока, когда все ученики прочитывают текст неоднократно и остаются активными на протяжении всего урока.

Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.

Изучение состояния теоретической разработанности исследуемой темы, а также практической ее реализацией в специальной (коррекционной) школе VIII вида, позволило выделить следующие противоречия:

        - между необходимостью оптимизации учебного процесса в системе начального образования, в том числе и в специальной (коррекционной) школе VIII вида, и недостаточной сформированностью навыка чтения как ведущего речевого умения, необходимого для усвоения программного материала в начальном обучении;

- между настоятельной потребностью в овладении навыком чтения учащимися с интеллектуальной недостаточностью в соответствии с программными требованиями и недостаточной методической разработанностью, а также отсутствием конкретного материала в учебных книгах, позволяющего организовать отработку навыка чтения на основе использования игровых технологий.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении педагогических условий эффективного формирования навыка чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий в начальной школе.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2010-го по 2013 год.

I этап - начальный (констатирующий) – сентябрь - ноябрь 2010 года. На начальном этапе была выявлена проблема, произведен подбор диагностического материала и выявлен уровень сформированности компонентов навыка чтения у обучающихся с недостатками интеллекта.

II этап – основной (формирующий) (декабрь 2010  -  март 2013 года) – подбор  форм и методов для развития   навыка чтения, апробация игровых технологий, способствующих формированию каждого из компонентов навыка чтения,  проверка на практике их  эффективности.

III этап – заключительный (контрольный) (апрель - май 2013 года) – итоговые проверочные задания для выяснения уровней сформированности компонентов навыка чтения, обобщение и систематизация полученных данных.

Диапазон опыта. Диапазон опыта работы учителя Емельяновой М.А. охватывает систему уроков чтения  обучающихся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Теоретическая база опыта.

Проблему формирования навыка чтения рассматривали в своих работах А.К.Аксенова, В.Я.Василевская, А.А.Катаева, Н.Г. Галунчикова, Н.К.Сорокина, М.Ф.Гнездилов, Р.И. Лалаева, В.Г.Петрова, А.И.Граборов. Они представили методологические и теоретические исследования процесса чтения и особенности его развития в начальной школе.

Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, изучив взгляды учёных на эту проблему, автор пришла к выводу о необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников с недостатками интеллекта, гарантирующих качество образования.

Существует ряд причин, влияющих на низкий уровень развития навыка чтения, а именно: природный темп деятельности, регрессия, отсутствие антиципации, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития оперативной памяти. Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению.

Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования, то есть воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Он состоит из серии отдельных операций: опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи); слияние нескольких букв в слог (навык слогослияния); слияние нескольких слогов в слово; интеграция нескольких прочитанных слов в законченную фразу [25].

Как отмечает А.А. Катаева, основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, мнезиса [27].

А.Н.Корнев отмечает, что дети с интеллектуальной недостаточностью не слышат в слове его звукового состава, поэтому они не могут овладеть слитным чтением. Обратной стороной этого явления является овладение буквенными обозначениями [34].

        Р.И.Лалаева отмечает, что ребёнок с проблемами в умственном развитии в процессе овладения чтением проходит те же ступени, что и нормально развивающийся, но гораздо медленнее. Ступени обучения чтению растягиваются во времени и промежутки между ними и более продолжительны. Вследствие этой замедленности каждая из ступеней получает наиболее полное и отчётливое выражение [20].

В.В. Воронкова выделяет 5 групп учащихся вспомогательной школы и рекомендует соответствующие приёмы их обучения [15].:

        1. Дети с нарушениями фонематического слуха.

        2. Дети с трудностями произношения.

        3.Учащиеся с нарушениями зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

        4. Учащиеся с затруднением моторики глаза.

        5. Учащиеся, у которых в большей степени нарушена познавательная деятельность.

        Н.М.Барская, Л.А.Нисневич отмечают, что у учащихся школ VIII вида не возникает интереса к звуковой оболочке слова [9]. Дети не могут понять, что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.

Олигофрены читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного и начала второго слова, теряют строку. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников вспомогательной школы и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие всех компонентов навыка чтения [20].

Таким образом, теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие особенности формирования навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта: медленное запоминание букв, смешивание сходных по начертанию графем, недостаточно быстрое соотнесение звука с буквой, искажение звукового состава слов, трудности соотнесения прочитанного слова с конкретным предметом, признаком, действием.

На основании анализа теоретической литературы было установлено, что уроки чтения способствуют коррекции нарушений звукопроизношения, лексико – грамматической стороны речи, формируют речевые и коммуникативные умения, обеспечивающие обучающимся с ограниченными возможностями здоровья более успешную социальную адаптацию.

Новизна опыта состоит:

  - в разработке комплекса  упражнений, позволяющих воспитывать у детей активный интерес к процессу чтения, развивать у них навыки исследовательской деятельности, формировать чувство языка;

-  в применении  на уроках чтения системы игровых приемов для формирования компонентов навыка чтения обучающихся 1-4 классов с легкой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Применение данного опыта работы возможно в условиях специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках чтения детей 1-4-х классов с легкой и умеренной умственной отсталостью. Он может быть использован на различных уроках и на разных этапах обучения, а также во внеурочной деятельности и работе в среднем звене с обучающимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень подготовки. Предложенная технология обучения детей может быть использована родителями для совершенствования навыков чтения. Использование опыта  дает возможность педагогам повысить эффективность  работы по формированию навыка чтения, и, как следствие, добиться повышения качества чтения средствами игровых технологий у школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел II

Технология  описания опыта

Цель опыта: формирование навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий.

Для достижения  поставленной цели  были поставлены следующие задачи:

- выявить особенности формирования навыка чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;

- учитывать индивидуальные возможности учащихся в соответствии с физиологическими особенностями развития;

- подобрать специальные методические приемы, активизирующие различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой и способствующие отработке всех его качеств: правильности, сознательности, беглости и выразительности;

- создать благоприятную атмосферу, направленную на активизацию интереса учащихся к овладению чтением;

Понятие «педагогические технологии» включает довольно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

        Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности [11].

        Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся всех компонентов навыка чтения являлась речевая зарядка.

        В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова [59].

        Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.

        Виды упражнений для речевой зарядки выбирались с учетом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.

Приведенные ниже игровые технологии способствуют не только формированию навыка правильного чтения, но и наращиванию его темпа, развитию умения прогнозировать слова.

«Слог потерялся», «Буква потерялась». На доске записывались слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. «Кто самый внимательный?» Учащимся предъявляют пары слов, различающиеся одной - двумя буквами, их количеством, расположением (зима — земля, потемнело — потеплело). Дается определенное время на прочтение каждой пары. Школьники должны сказать, какие два слова они прочитали.

        «Шепни на ушко». На доске записываются слова и закрываются полосками. Полоски снимают поочередно на короткий промежуток времени и возвращают на место. Ученики должны прочитать и шепнуть на ухо учителю, какое слово они прочитали.

        «Бегущая лента». Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более двух-трех).

  1. Рассмотрим фрагмент урока по теме: И. Соколов – Микитов «Зима в лесу». В начале урока проводится речевая разминка:

Отправляла мама – квочка

В школу милого сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

После первичного прочтения стихотворения учителем детям дается задание:

- Прочтите стихотворение шёпотом.

- Прочтите, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость.

- Прочтите, начиная громко, постепенно затихая.

- Прочтите стихотворение в замедленном темпе.

Автором опыта были разработаны проверочные задания для определения сформированности каждого из компонентов навыка чтения (Приложение №1).

        Данные задания развивают тонкость движения глаз, формируют навык побуквенного анализа, способствуют  закреплению в памяти целостных образов букв, распределению внимания, расширению поля зрения, развитию словесно-логической памяти, и, в целом, повышают учебную мотивацию.

        Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети  учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение. Обычно дидактические игры максимально оречевляются, т.е. проговаривают свои действия (Приложение №4).

         Рассмотрим фрагмент урока по теме: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». На этапе актуализации опорных знаний обучающимся даются опорные слова и картинки.

Опорное слово: землянка. Картинки: землянка, старик, старуха, корыто, синее море.

Сначала проводится беседа по вопросам:

- Что старик закидывал в море?

- Сколько раз старик закидывал невод?

- Что было в неводе 1-ый раз? (опорное слово: тина)

Далее учитель проводит дидактические игры:

Дидактическая игра «Найди, выбери нужное»

На столе: сетка, тина, трава морская, игрушка – золотая рыбка.

- Положи в невод тину.

- Что было в неводе 2-ой раз?( опорное слово: морская трава)

- Что поймал старик в 3-ий раз? (опорное слово: золотая рыбка)

Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает на картинке?»

- Чего же не хватает на картинке? (корыта)

        Автор опыта использует в своей работе игры на развитие речевого слуха  («Слова могут звучать громко и тихо», «Слова могут звучать быстро и медленно», которые развивают голосовой аппарат и речевой слух; игры на развитие фонематического слуха («Найди и назови нужное слово»,

«Кто лучше слушает?», «Назови первый звук в слове», «Какой звук есть во всех словах?», которые  способствуют развитию фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков; игры для формирования правильного звукопроизношения ( «Доскажи словечко», «Жуки», «А что там?»), которые

развивают  устную речь, происходит формирование четкости артикуляции.

        Как показала практика, отклонения в развитии детей, страдающих нарушением интеллекта, спонтанно не преодолеваются, Они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков  является игра.

Включение в работу игровых приемов способствует развитию общей  моторики, мелкой моторики, развитию психических процессов, эмоциональной устойчивости. У обучающихся развивается слуховое внимание, мелодико-интонационная выразительность, плавность речи, координированность  движений, обогащается пассивный и активный словарь.

Работа по развитию навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения протекала в единстве. Нельзя сказать, что формированию или развитию какого-либо из данных навыков отводилось определённое место. Главной задачей уроков было – воспитание полноценного навыка чтения, т.е. единства всех его качеств: правильности, беглости, сознательности и выразительности.

 Раздел III

Результативность опыта работы

О результатах коррекционной работы по развитию навыка чтения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на основе использования игровых технологий можно судить по представленным ниже данным.

Обследование контингента обучающихся на начало эксперимента представлено в Приложении №1.

Результаты обследования обучающихся  представлены в таблицах 1-3. Автором опыта разработаны уроки по чтению    и дидактические игры (Приложения №4-5).

Ниже представлены сравнительные  данные   средних показателей уровня сформированности компонентов навыка чтения обучающихся по годам обучения в процентах.

Уровень сформированности навыка чтения

Год обучения

2010-2011

2011-2012

2012-2013

высокий

0

0

12,5

средний

14,0

28,5

25,0

ниже среднего

42,8

35,0

25,0

низкий

42,8

36,5

37,5

Таким образом, была обнаружена положительная динамика в формировании компонентов навыка чтения. В результате работы произошли качественные изменения в развитии навыка чтения исследуемого контингента обучающихся. Высокий и средний уровни возросли соответственно на 14% и 9%; наблюдается снижение количества обучающихся, показавших по результатам диагностики низкий и ниже среднего уровни развития навыка чтения.

Результативность  деятельности по чтению оценена участием школьников в различных конкурсах.

Год

Название мероприятия

Фамилия, имя участника

Достижения

2011

Уровень образовательного  учреждения Конкурс чтецов, посвященный Дню матери

Натаров

Дмитрий

II место

2012

Уровень образовательного  учреждения Конкурс «Мама – первое слово»

Понкратова Янина

II место

2013

Уровень образовательного  учреждения Конкурс художественного слова «Весна идет!»

Искакова Ангелина

II место

2013

Уровень образовательного  учреждения Конкурс художественного слова «Весна идет!»

Понкратова Янина

III место

 

Положительные тенденции при формировании навыка чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы с применением игровых приёмов и методов, учитывающих особенности мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.

Разработанная и экспериментально апробированная система игровых приемов имеет потенциальные возможности и может способствовать качественным изменениям в развитии навыка чтения  детей с ограниченными возможностями здоровья.


Библиографический  список

  1. Агафонов, В.В. Неправильные правила для словарных слов и не только [Текст]  / В. В. Агафонов. - М.: Просвещение, 2005. – 148 с.
  2. Абдульменова, З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности [Статья] / З.З. Абдульменова // Нач. Школа, 2003.- №11. - С.29-31.
  3. Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку [Текст] / Л.И. Айдарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
  4. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Владос, 2004, - 268 с.
  5. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст]: учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).
  6. Александрова, Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Статья] / Н.А. Александрова // Дефектология. - 2002. - № 6. – С.11-12.
  7. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст]. / Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
  8. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий; М.: ВАКО, 2003. – 495 с.
  9. Барская, Н.М. Методика русского языка во вспомогательной школе [Текст] / Н.М. Барская, Л.А. Нисневич. – М.: Просвещение, 1992.-321с.
  10. Баряева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] пособие для учителя / Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова, Л.В. Лопатина. - СПб.: Изд-во «Союз», 2004. -292с.
  11. Бойнова, Н. И. Творческие игры на уроках [Статья] / Н. И. Бойнова // Начальная школа. – 2005. - № 10. – С.38-40.
  12. Букатова, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В. М. Букатова; - М., 2001. – 124 с.
  13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2002. -680с.
  14. Воронкова, В.В. Готовность старших умственно отсталых дошкольников к обучению грамоте [Статья] / В.В. Воронкова // Дефектология. - 1995. - № 1. – С. 66-71.
  15. Воронкова, В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы [Текст] / В.В. Воронкова. – М.: Просвещение, 1988.-234с.
  16. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе [Текст] / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.-314с.
  17. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму [Статья] / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2003. - №4. - С. 21 — 25.
  18.  Городилова, В.И. Чтение и письмо [Текст] / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб.: 1997. -192с.
  19.  Грибова, О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова и др. - М.: Педагогика, 1992.-118с.
  20. Данилкина, Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе [Текст] / Г.И. Данилкина. – М.: Педагогика, 1986.-213с.
  21. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - М.: Изд.-во АП РСФСР, 1953. - 303 с.
  22.  Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. - М.: Педагогика, 1995.-68с.
  23. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст]: Пособие для психолого-пед. комис. / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.-68с.
  24. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-132с.
  25. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст] / О.Б. Иншакова.- М.: Педагогика, 2000.-272с.
  26. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст]: Пособие для учителя /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-148с.
  27. Катаева ,А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005 г. - 208 с.
  28. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н. Корнев - СПб.: Речь, 2003.- 330с.
  29. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983.-123с.
  30. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников [Текст] / Р.И. Лалаева. - М.: ИНИОН, 2002.-134с.
  31. Логопедия [Текст]: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
  32. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст] / М.Р. Львов. - М.: «Академия», 2000.- 248с.
  33. Малинович, В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием [Статья] / В.И. Малинович // Дефектология. - 1999. - № 3. - С.18-21.
  34. Основы специальной психологии [Текст]: Учеб пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под. ред Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-318с.
  35. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.
  36. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция [Текст]: Учебное пособие / Под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. - 240 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).
  37. Специальная педагогика [Текст]: Учеб пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Л. И Аксёнова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др., Под ред. Н. М. Назаровой. - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 396с.
  38. Федина, В.В. Самоучитель по специальной методике объяснительного и литературного чтения [Текст]: Учебно-методическое пособие. / В.В. Федина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого,2005.-207с.
  39. Цыпина, Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.А. Цыпина. – М.: Педагогика, 1994.-214с.
  40. Чтение [Текст]: учеб для 3 класса спец. (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида / Авт. - сост. В. В. Воронкова и др.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.-207с.
  41. Эльконин, Д.Б. Как учить детей [Текст] / Д.Б. Эльконин // Знание: педагогика и психология.-1991.-№1.-С.37-46.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Приложение №1 – Проверочные задания для определения сформированности компонентов навыка чтения.

2. Приложение № 2 – Критерии уровня овладения компонентами навыка чтения.

3. Приложение № 2 – Результаты обследования компонентов навыка чтения.

4. Приложение №4 – Разработка конспектов уроков.

5. Приложение №5 – Дидактические игры.

Приложение №1

Проверочные задания для определения сформированности компонентов навыка чтения.

Правильность:

1. Прочитать чистоговорки шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра;

ры-ры-ры – у нас в руках шары;

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

2. Прочитать слова громко и быстро:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

3. Чтение скороговорок с ускорением

Водовоз вез воду из-под водопада.

Говори, говори, да не заговаривайся.

На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

Наш дуда и туда и сюда.

Летят три пичужки через три пусты избушки.

Каково волокно, таково и полотно.

Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

4. Чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

5. Складывание слов из половинок.

опу         лад

    коро        фета

лест       шка

кон         ница

поя        сок

шоко     лад

Беглость:

1. Упражнение «Зоркий глаз».

Показывается лист с 15 картинками. Дети смотрят 15 секунд, затем дается трафарет с 10 картинками, из которых 7 штук с предыдущей картинки, а 3 штуки – лишние. Найдите лишние.

2. Чтение двусложных слов с одной пропущенной буквой.

и…ра

г…ра

п…ля

к…са

т…ло

з…ма

к…за

р…ка

3. Дополнение незаконченных предложений

а) На опушке леса растет (трава, василек, сосна).

б) Прилетели из теплых стран (вороны, грачи, скворцы).

в) Поздней осенью начинаются первые (дожди, заморозки).

г) Ранним утром Миша встал, взял ведро и удочку и отправился на (экскурсию, рыбалку).

4. Упражнение «Буксир»

Учитель вслух читает текст, дети читают про себя. Учитель останавливается, обучающиеся показывают слово, где остановился учитель.

Летела ворона над озером, смотрит, рак ползёт — цап его! Села на вербу и думает закусить. Видит рак, что приходится пропадать, говорит: «Ай,

ворона! Знал я твоего отца и мать — славные были птицы!» «Угу!» — говорит ворона, не раскрывая рта. «И сестёр, и братьев твоих знал // – отличные были птицы!» — «Угу!» — опять говорит ворона. «Да хоть и хорошие были птицы, а всё же далеко им до тебя!» — «Ага!» — каркнула ворона во весь рот и уронила рака в воду.

5. «Кто быстрее?»

На доске написано предложение. По сигналу учителя дети ищут в тексте данное предложение.

6.Приём «Фотографирование материала с карточек».

Сначала «фоткаем» буквы, затем слоги, потом слова.

А     О     У     М     Л     Б     Н     И

ра   но   си   ру   бе   ми   жу   за

лев   мак   слон   парк   сок   край   

               Какие буквы видели?  

               Какая буква лишняя?

             

Сознательность:

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

(По С. Багрову «Поспела брусника»)

замшелые    спозаранку    безмолвные

2. Выборочное чтение

(В. Осеева «На катке»)

- Прочитайте, как каталась девочка и почему она так каталась?

- Умел ли Витя кататься на коньках? Подтвердите ответ текстом рассказа.

3. Деление текста на части, составление плана

(По Л. Толстому «Лебеди»)

4. Озаглавливание текста

(Учитель читает детям рассказ И. Соколова – Микитова «Ранней весной»)

5. Определение главной мысли текста

(Украинская сказка «Колосок»)

Выразительность:

1. Упражнения для формирования навыка владения дыханием и голосом:

а) «Задуйте свечу»

б) «В цветочном магазине»

в) «Выдох со счетом»

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……( до полного выдоха).

2. «Окончания»

Робкий луч зимн…  солнц… по утрам редко освеща… верхушки дерев… . Надолго дерев… погрузились в глубок… сон. Тихо в лесу. Съежил… пушист… синицы и воробьи. Голодн… и холодн… им зимой.  

3. Чтение одного предложения с различной интонацией

Скоро наступит жаркое лето

4. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

Дети завтра пойдут в кино.

5. Упражнение «Ускорение»

Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса

Большая пушистая елка загорелась разноцветными огоньками.

6. Упражнение «Эхо»

Учитель читает строчки стихотворения, обучающиеся повторяют его с той же интонацией.

Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого!

Приложение №2

Уровень развития навыка

Навык чтения

выразительность

беглость

осознанность

правильность

Высокий

Способность с помощью различных средств интонации наиболее полно передать эмоциональное и смысловое содержание произведения; чтение с соблюдением правильного темпа, логических пауз, правильного распределения дыхания.

Навык чтения целыми словами. Понимание читаемого опережает по времени произнесение

Точное понимание информационной, смысловой и идейной ситуации прочитанного, умение вникнуть в суть образных выражений; понимание словосочетаний в переносном смысле

Отсутствие искажений звукового состава слова с соблюдением правильного ударения в словах.

Средний

Ошибки при связывании темпа, мелодики речи, силы и тона голоса с характером, возрастом персонажей. Недостаточно полная передача эмоционального содержания прочитанного средствами интонации. Ошибки при ударении.

«Смешанный» способ чтения -соскальзывание с чтения целыми словами на послоговое.

Неполное или неточное восприятие прочитанного при увеличении числа персонажей, мест действия; единичные ошибки при передачи основной мысли прочитанного.

непонимание некоторых слов, недостаточно правильно установление взаимоотношений частей текста, временных, пространственных и причинных связей описываемых явлений, нечёткое представление основного содержания читаемого.

Наличие небольшого числа искажений при чтении, которые не мешают пониманию прочитанного.

Ниже среднего/

низкий

Излишне громкое или тихое чтение, его монотонный характер. Неумение правильно пользоваться средствами интонации в соответствии со смыслом прочитанного.

Ограниченное поле зрения, неумение пользоваться смысловой догадкой. Застревание на отдельных словах, повтор слогов.

Способ чтения послоговой или побуквенный.

Неумение установить причинную зависимость явлений, их последовательность; непонимание основной мысли произведения; трудности в соотнесении прочитанного с предметом, действием, признаком; искажённое представление ситуации прочитанного. Восприятие только формальной оболочки слова, а не образа, стоящего за ним.

Значительные искажения текста (пропуски, замены, искажения букв, слогов; слияние конца одного слова и начала второго; частая потеря строки, недочитывание окончаний)

Приложение  №3

Результаты обследования компонентов навыка чтения

Таблица 1

Результаты обследования обучающихся в 2010 - 2011 учебном году

(количество детей в классе – 7 человек)

Список

класса

Компоненты навыка чтения

Уровни сформированности

 навыка чтения, %

правильность

беглость

сознательность

выразительность

высокий

средний

ниже

среднего

низкий

1.  Миша

низкий

низкий

средний

низкий

+

2. Настя

.

низкий

низкий

средний

низкий

+

  3. Таня

средний

средний

высокий

средний

+

  4. Ира

низкий

низкий

низкий

низкий

+

5. Дима

средний

средний

низкий

низкий

+

6. Саша

средний

низкий

средний

низкий

+

7. Илья

низкий

низкий

низкий

низкий

+

 

_

14%

42,8%

42,8%

Результаты обследования компонентов навыка чтения

Таблица 2

Результаты обследования обучающихся в 2011 - 2012 учебном году

(количество детей в классе – 7 человек)

Список

класса

Компоненты навыка чтения

Уровни сформированности

 навыка чтения, %

правильность

беглость

сознательность

выразительность

высокий

средний

ниже

среднего

низкий

1.  Миша

средний

низкий

средний

низкий

+

2. Настя

.

низкий

низкий

средний

низкий

+

  3. Таня

высокий

средний

высокий

средний

+

  4. Ира

низкий

низкий

низкий

низкий

+

5. Дима

средний

средний

средний

низкий

+

6. Саша

средний

низкий

средний

низкий

+

7. Илья

средний

низкий

средний

низкий

+

+

 

_

28,5%

35%

36,5%

Результаты обследования компонентов навыка чтения

Таблица 3

Результаты обследования обучающихся в 2012 - 2013 учебном году

(количество детей в классе – 8 человек)

Список

класса

Компоненты навыка чтения

Уровни сформированности

 навыка чтения, %

правильность

беглость

сознательность

выразительность

высокий

средний

ниже

среднего

низкий

1. Никита

высокий

высокий

высокий

низкий

+

 2. Матвей

.

низкий

низкий

средний

низкий

+

  3. Арина

средний

низкий

низкий

низкий

+

  4. Юля

низкий

низкий

низкий

низкий

+

  5. Геля

средний

средний

средний

средний

+

6. Семен

низкий

низкий

низкий

низкий

+

  7. Яна

средний

низкий

низкий

высокий

+

  8. Алеша

средний

средний

средний

средний

+

12,5%

25%

37,5%

25%

Приложение №4

Разработка конспектов уроков

Урок чтения

        Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

        Цель: создание условий для обобщения знаний обучающихся по произведению А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и  рыбке».

        Задачи: способствовать формированию читательских умений у учащихся (характеризовать героев сказки, выражать к ним свое отношение); способствовать формированию навыка правильного сознательного чтения; отрабатывать навык  выразительного чтения; развивать устную речь детей,  мышление, память, внимание; воспитывать внимательное отношение к художественному слову, интерес к изучаемому материалу.

        Оборудование: аудиозапись сказки; портрет А.С. Пушкина, опорные слова; картинки по каждой части, рисунки детей, карточки с пословицами, оборудование для дидактических игр, иллюстрации к сказке русских художников, выставка книг по теме «Сказки А.С. Пушкина».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На столе лежат цветные буквы  к, а, з, а, с, а.

- составьте из них слово (сказка); какая здесь орфограмма? (звонкие и глухие согласные)

II. Введение в тему.

- Какую сказку Пушкина мы изучаем? («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Сегодня у нас в гостях сказка. На уроке вы её вспомните, составите план, мы поговорим о характерах и поступках персонажей этой сказки.

III. Актуализация знаний учащихся.

- Послушайте, как читает эту сказку артист. Сегодня вы тоже немного побудете артистами и будете продолжать читать сказку с выражением. (включается пластинка со сказкой)

- Что вы узнали о жизни старика и старухи. На доске открываются опорные слова и картинки:

Опорное слово: землянка. Картинки: землянка, старик, старуха, корыто, синее море.

- Что старик закидывал в море?

- Сколько раз старик закидывал невод?

- Что было в неводе 1-ый раз? (опорное слово : тина)

Дидактическая игра «Найди, выбери нужное»

На столе: сетка, тина, трава морская, игрушка – золотая рыбка.

- Положи в невод тину.

- Что было в неводе 2-ой раз?( опорное слово: морская трава)

- Что поймал старик в 3-ий раз? (опорное слово: золотая рыбка)

Дидактическая игра «Дополни, чего не хватает на картинке?»

- Чего же не хватает на картинке? (корыта)

IV. Выборочное чтение.

Продолжают читать сказку 2 человека.

- Как можно озаглавить эту часть? (Появление золотой рыбки)

Беседа по вопросам:

- Что произошло дальше?

- Что сказала  старуха? (опорное слово: бранить)

- Что сделал старик?

- Как встретило его море? (опорное слово: море помутилось)

V. Чтение по ролям.

Найдите продолжение сказки и дальше будем читать по ролям.

- Составьте на доске картинку к этой части, расскажите.

(Опорные слова: море неспокойно, крестьянка, столбовая дворянка, старуха ругает, с поклоном рыбке отвечает)

- Как озаглавим эту часть? (Старуха-крестьянка)

VI. Чтение сказки учителем.

- Воротился старик ко старухе.

  Что ж он видит? Высокий терем…

- Составьте картинку (ребёнок составляет картинку и проговаривает полным предложением). Картинки: терем, неспокойное море, слуги, старик, старуха.

VII. Выборочное чтение.

- Какой наряд на старухе? Подтверди текстом.

( Опорные слова: терем, душегрейка, кичка, жемчуги, золотые перстни, красные сапожки)

Беседа по вопросам:

- Как ведёт себя старуха? (опорные слова: бьёт, за чупрун таскает)

- Как ведёт себя старик? (опорные слова: испугался, взмолился)

- Как встретило старика море? (опорное слово: неспокойно море)

VIII. Прослушивание отрывка сказки в грамзаписи

- Озаглавьте 3-ью часть сказки ( Старуха-дворянка)

- Что происходило дальше?

IX. Физкультминутка.

Дидактическая игра «Составь разрезную картинку»

- Найдите в классе части картинки и соберите в одну (опорные слова: царские палаты, царица, стража, бояре)

- Как ведёт себя старуха? ( опорное слово: с очей прогнать велела)

- Как ведёт себя старик? ( опорное слово: старухе поклонился)

- Как изменилось море? ( опорное слово: на море чёрная буря, почернело)

- Посмотрите на картинку и скажите, что же изменилось? ( пересказ детьми этой части)

X. Чтение по цепочке.

- Дальше читает тот, кого я коснусь рукой.

- Озаглавьте эту часть (Старуха-царица)

XI. Выборочное чтение.

«Вот неделя, другая проходит,

 Ещё пуще старуха вздурилась…»

- На столе карточки. Выбери и прочитай, чего захотела старуха ещё?

XII. Прослушивание окончания сказки в грамзаписи

- Какие последние слова сказки?

XIII.Итог урока, оценки, домашнее задание.

- Почему так произошло?

- Расскажите коротко о характере старухи, затем о характере старика.

- Что можно сказать о рыбке?

- Как мы можем узнать настроение рыбки?

- Почему рыбка исполняла все желания старухи?

- Это сказка. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- О чём эта сказка?

- У вас на столах пословицы. Выберите из них ту, которая по смыслу характеризует наших героев  и прочтите. Почему выбрали именно эту пословицу?

Хорошо бы брать, да рук не марать

Погнался за ломтем, да хлеб потерял

Не думал, не гадал, как в беду попал

Слово давать, так слово держать

Мы с вами рисовали эту сказку. Посмотрите на рисунки. Лучшие работы мы вывесили на доску.- Как вы изобразили старика? Почему? А старуху? Почему?(комментирую поставленные оценки за урок)

Домашнее задание: читать сказку по ролям.

Урок чтения

Тема: И. Соколов – Микитов «Зима в лесу»

Цель: создание условий для полноценного восприятия художественного произведения И. Соколова – Микитова «Зима в лесу»

Задачи: содействовать формированию правильного сознательного чтения целыми словами, учить вдумчивому чтению; развивать умение ориентироваться в содержании произведения; способствовать развитию зрительного восприятия, расширять поле чтения учащихся; воспитывать интерес к изучаемому предмету, любовь к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, картина «Зима в лесу», таблицы слов,

 «бегущая строка», грамзапись музыки Чайковского «Времена года».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Я рада приветствовать вас на нашем уроке чтения. Садитесь, дети.

II. Речевая разминка

Отправляла мама – квочка

В школу милого сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, тебе пора!

Ну, ни пуха ни пера!»

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора,

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера!

- Прочтите стихотворение шёпотом.

- Прочтите, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость.

- Прочтите, начиная громко, постепенно затихая.

- Прочтите стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

1) Беседа по вопросам

- Какое настроение передаётся в стихотворении И. Никитина «Встреча зимы»?

- Расскажите, как на смену осени пришла зима?

- С чем сравнивается снег, почему?

- Прочитайте строки, в которых лес изображается как живое существо.

2) Чтение стихотворения наизусть

IV. Актуализация опорных знаний

1) Беседа по вопросам

- Что такое скатерть, осины?

- Кто это горностай, лоси? (показ картинок)

2) Чтение по бегущей строке

V. Сообщение темы урока

- Сегодня мы с вами будем читать рассказ И.Соколова – Микитова «Зима в лесу». Послушайте, как автор описывает зимний лес.

1) Выразительное чтение рассказа учителем

2) Беседа по прочитанному

- Как выглядит зимний лес?

- Каких животных можно встретить зимой в лесу?

3) Жужжащее чтение рассказа учащимися

VI. Постановка проблемы

- Дети, сейчас мы с вами разберём слова и выражения из текста. Как вы понимаете выражение «отдыхает земля», «натропил зайчишка», «идут след в след»?

(дети читают на доске слова: тропа, тропинка, тропить (идти по следу)

VII. Физкультминутка

VIII. Чтение с заданиями

- Прочитайте, как автор описывает зимний лес?

- Чьи следы видны на снегу?

- Что автор сказал о лосях?

- Прочитайте, где сказано, что лоси – сильные и смелые животные.

IX. Чтение рассказа по абзацам под музыку Чайковского

- С чем сравнивает автор снег в рассказе?

- А с чем в стихотворении?

X. Составление коротких рассказов по картинкам

(детям раздаются картинки на темы «Первый снег», «Деревья в снегу», «Каким я видел снег однажды вечером». Ученикам, сидящим вместе, можно совещаться, дополнять товарища, помогать друг другу)

Прослушивание рассказов 2- х -3 –х  человек.

XI. Итог урока, оценки, домашнее задание

- Какое произведение мы сегодня читали на уроке?

- Кто его автор?

- Что больше всего понравилось в рассказе? Дома вы будете читать и пересказывать рассказ.

Тема: Обобщение по разделу «Зима».

Цель: создание условий для обобщения знаний детей об основных признаках зимы.

Задачи: содействовать формированию навыка правильного сознательного чтения целыми словами, развивать устную речь, обогащать словарный запас обучающихся; развивать умение работать коллективно и самостоятельно; корректировать память, мышление; воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.

Оборудование: аудиозапись, опорные слова, карточки с пословицами,             оборудование для дидактических игр

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться – Доброе утро!

Упражнение на коррекцию логического мышления на основе классификации

-Сядет тот, кто прочитал слова и нашёл лишнее

(учитель показывает табличку со словами):

Декабрь

Январь

Зима

Февраль

Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности

А теперь проверим: ваш ответ должен совпадать с отгадкой вот на эту загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом.

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

Правильно, зима. А почему оно лишнее?

Что обозначают остальные слова?

II. Подготовка к введению нового материала (познавательные сведения)

- Отгадайте, о каком зимнем месяце идёт речь?

(Стихотворения наизусть читают заранее подготовленные учащиеся)

Упражнение на коррекцию мыслительной деятельности

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год.

(декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

(январь)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

III. Изучение нового материала

- Сегодня мы отправимся в гости к зиме, в зимний лес. Будем развивать свою речь, обогащать словарный запас.

(Открывается доска, на которой изображён зимний лес :сугробы, ели в снегу)

1. Подбор родственных слов.

Опора на память

А) – вспомните основные признаки зимы

Опора на классификацию с опорой

на словарный запас

Б) – А как зиму можно назвать ласково? (Зимушка)

Подберите однокоренные слова к словам  «зима, зимушка»

(по ходу ответов появляются на одном из «сугробов» карточки со словами: зимний, зимовать, зимующие, озимый)

Упражнение на коррекцию зрительного

внимания и памяти

Развитие самоконтроля

В) – Прочитайте, запомните, запишите, какие запомнили, выделите корень. (учащиеся работают в тетрадях)

Проверьте себя сами по доске

2.Составление предложений ( работа над деформированным текстом).

Каждая группа работает коллективно. Работа в группах. На 1-ой парте каждого ряда карточки со словами.

Разноуровневое упражнение на смысловые

навыки чтения

Сильная группа: 

ясный, день, стоит, зимний

животным, зимовать. трудно

птицам, зимующим, поможем

хлеб, снегом, укрыт, озимый

Средняя группа:

ясный, день, Стоит, зимний

животным, зимовать, Трудно

птицам, зимующим, Поможем

хлеб, снегом, укрыт, Озимый

Слабая группа:

 Стоит, зимний, день, ясный

зимовать, Трудно, животным

зимующим, Поможем, птицам

хлеб, Озимый, укрыт, снегом

Проверка: чтение по предложениям. Разбор смысловых ошибок.

 

- Прочитайте 3-е предложение. Чем мы можем им помочь?

3.Воспитательный момент

Послушайте стихотворение А.Яшина

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки  на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

IV. Разгадывание загадок о зиме

Мотивация к учению, упражнение на коррекцию аналитико – синтетической мыслительной деятельности

Меньше тигра, больше кошки,

Над ушами кисти-рожки.

С виду кролик, но не верь,

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь: «Брысь!»

Потому что это…(рысь)

Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)

За белой дверцей стужа, лёд.

Там дед мороз, друзья, живёт.

(холодильник)

Он летит белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту

(снег)

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке кур посчитать

(лисичка)

Белой стаей мошкара

Вьётся, кружится с утра.

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

Кто осенью спать ложится,

А весной встаёт? (медведь)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей  (снеговик)

Скачет по лесу

То взад, то вперёд

Воет, гудит

И деревья трясёт

(вьюга)

Что вверх корнем растёт?

(сосулька)

V. Физминутка

Русский народ придумал о зиме не только загадки, но и песни.

Упражнение на развитие артистических

способностей

Инсценирование и исполнение песни «Как

на тоненький ледок»

Работа с пословицами

Есть у русского народа и пословицы о зиме. Я начну, а вы заканчивайте.

(Учащиеся показывают продолжение пословиц. Они расположены под ёлочками на стенах класса)

Упражнение на ассоциативное мышление, на

коррекцию смыслового запоминания

Декабрь год кончает, (зиму начинает)

Январь – году начало, (зиме середина)

Вьюги да метели (под февраль налетели)

Не было бы снегу, (не было бы и следу)

Много снега – (много хлеба)

Лето – собериха, (зима – поедиха)

Самостоятельное чтение пословиц вполголоса

Объясните 1- 2 пословицы.

Работа с текстом

Прочитайте текст на доске (он написан на одном из «сугробов»)

Красив русский лес в зимнее время.

Стоит чудесный… день. Падает … снег. Он укутал деревья в … шубки. Дуб в … шапке. На ветках берёз … шарф. Молодая ёлочка спряталась в … сугроб. Пруд уснул под … корой.

Красив русский лес зимой!

Вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные. (Учащиеся работают самостоятельно на карточках, 1 ученик у доски).

Дополнительно к заданию:

Упражнение на коррекцию речи учащихся

Сильная группа: подсказок нет, индивидуальный и дифферинцированный подход.

Средняя группа: мохнатый, ледяной, тёплые.

Слабая группа: зимний, тёплые, большой, пушистый, белый, мохнатый, ледяной.

Проверка текстов: чтение их 2 -3 учениками.

VI. Итог урока

- О каком времени года мы вели разговор сегодня на уроке?

- Что мы читали о зиме?

- Послушайте ещё одно красивое стихотворение о зиме.

А как хорош пушистый снег,

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях,

Как белые цветы.

Рисует поутру мороз

Узоры на окне.

Друзья, хорошая зима

У нас в родной стране!

VII. Оценки(с комментированием) , домашнее задание

Составить свой рассказ о зимнем лесе.

Приложение №5

Дидактические игры

Назови одним словом

Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.

Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

                      СЛО                      З

                      ГЛА                       М

                      СТО                       К

                       ГРО                      Н

                       КРИ                      Л

                       ПЛО                     Б

                       ГРИ                       В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

Наоборот

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.

Отгадай и прочитай

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово.

Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.

Кто знает, пусть продолжает

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

Универмаг

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел- выставляет под плакатом – названием отдела.

Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.

Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел.

Займи свой домик

Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке.

Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У.

Слог или слово

Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги.

Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.

Слова-братья

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному слову.

Например, слово на карточке: КРУПА.

                                  красота

                                  кролик

                                  круги

                                  кубик

                                   роза

                                   груша

                                   кружок

Поймай выделенное слово

Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его.

Например:

                             ЛИСА                      липа, лис, лира, лиса, киса

                             ЛАК                         лук, лак, сук,  мак, рак, лак

                             ЛАПА                      липа, лапа, папа, лиса

                             ЛИЗА                      Лида, Липа, Лида, Лида

Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках.

День и ночь

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса – роса – косы – козы – розы и тд.

Слоговой конструктор

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске):

                        РА         СИ

                        ГУ          РЫ

                        КУ         НА

Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.

Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.

Включи телевизор

Оборудование: картонный макет телевизора с вырезанным окном-экраном. На тыльной стороне пазы, в которые будут вставляться: голубой лист бумаги, символизирующий экран, предметные картинки, карточки букв.

Описание игры. Учитель устанавливает в пазы за экраном телевизора картинку, а перед ней – голубой лист бумаги – телевизор выключен. На верхней полосе наборного полотна размещаются предметные картинки, в названиях которых первые звуки соответствуют буквам названия рисунка, помещенного на экране телевизора. Принцип работы: определяется первый звук названия картинки и под ним выставляется соответствующая буква: лыжи –Л, иголка – И, собака – С, автобус – А. Когда дети хором прочитают полученное слово ЛИСА , учитель вытягивает голубой лист из пазов телевизора ( «включает его») и на экране появляется картинка лисы.

Парашюты

Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.

Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.

Туннель

Оборудование: две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой.

Описание игры. На доске два столбика слов с пропущенными буквами- туннели. В словах одного столбика гласный верхнего ряда, в словах другого – гласный нижнего ряда. В прорези машин установлены соответствующие буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы буква заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

                              Л_ба                        р_ки

                              Кл_чи                      д_бы

                              Пл_с                        ст_к

                              Сал_т                      др_г

Бюро находок

Оборудование: касса букв.

Описание игры. На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.

Распредели вещи

Оборудование: три наборных полотна ( на первом выставлена картинка ложки, на втором – платья, на третьем – стула), касса букв.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мы переезжаем на новую квартиру. Нужно подготовить вещи к погрузке и разложить по отдельности  посуду, одежду и мебель». Вызванный ученик читает слово из столбика, написанного на доске печатными буквами, и проводит от него мелом линию к соответствующему наборному полотну.

Вариант 1. У доски работают три ученика, каждый отбирает слова, относящиеся к одной указанной тематической группе.

Вариант 2. На доске нет столбика слов, но есть предметные картинки. Ученик берет предметную картинку. Определяет, к какой тематической группе относится слово, и составляет его на нужном наборном полотне из букв разрезной азбуки.

Вариант 3. Каждый ученик составляет слова в три столбика на индивидуальном наборном полотне.

Подпиши картинки

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает 4-5 предметных картинок. Учитель одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствующая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После того, как все слова будут прочитаны , дети  называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки.

Найди лишнее, оставь только родственников

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых являются однокоренными, а четвертое не удовлетворяет соответствующим признакам:

                 СОЛЬ                           ВОЗ

                 СОЛЕНЫЙ                   ВАЗА

                 СОЛОВЕЙ                    ВОЗИТЬ

                 СОЛИТЬ                       ПОВОЗКА

Вызванный ученик читает слова, анализирует их, находит лишнее и снимает соответствующую карточку.

Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс делится на группы,  каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв разрезной азбуки. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.

Чудесный мешочек

Оборудование: мешочек, карточки слогов и букв.

Описание игры. Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или предмета, изображенного на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдает набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достает из мешочка игрушку или предметную картинку.

Может быть и такой вариант игры: класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.

Что перепутал художник ?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: булка – белка, на картинке белка, далее соответственно: кот – кит, горка – норка, мышка – мишка, лужи – лыжи.

Описание игры.  Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.

Сколько точек – столько букв

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"

Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...

Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование личностных качеств у современного младшего школьника"

Формирование личностных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется  на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внекл...

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Статья: "Психолого-педагогические средства развития языкового анализа и синтеза у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья"

Цель данной статьи — охарактеризовать основные психолого-педагогические средства, которые необходимо использовать учителю начальных классов для развития языкового анализа и синтеза у младш...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  УЧИТЕЛЯ МБОУ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ  ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА З.А.КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ  ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКА КРЫМ  НИКИТИНОЙ ЛЮБОВИ ОЛЕГО...

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...