Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»
материал по чтению (1, 2, 3 класс) на тему

Доклад на тему:

«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_navykov_chteniya_u_detey_s_ovz.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат»

Доклад на тему:

«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Подготовила:

учитель начальных классов

Малиновская Марина Владимировна

Алексеевка, 2015

    Обучение чтению учащихся младших классов вспомогательной школы является наиболее трудным разделом обучения русскому языку.

Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. Словосочетание «навык чтения» прочно вошло в школьную жизнь. Оно охватывает сложный комплекс умений и навыков.  Каждый из  компонентов,  входящих в  состав  навыка чтения, сначала   формируется  у  ребёнка,   отрабатывается   как  умение,   а  затем посредством   разнообразных   упражнений,   постепенно   поднимается   на уровень навыка, а это значит, что ребёнок научился читать без напряжения, полуавтоматически или автоматически.

Беглость чтения зависит от того, как, каким способом ребёнок научился читать. А способ чтения напрямую зависит от возраста читателя. Известны пять основных способов чтения: побуквенное, отрывистое слоговое, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Основная задача обучения ребёнка чтению в первом классе – это слитное чтение односложных и двусложных слов. Во втором классе, по мере становления механизма чтения, ребёнок должен овладеть способом чтения целыми словами, при этом допускается чтение по слогам сложных по слоговой структуре  и неясных по смыслу слов. Задача обучения чтению в третьем и четвёртом классах – формирование у детей способности чтения целыми словами и группами слов вслух и про себя.

Темп чтения (беглый, замедленный, чрезмерно замедленный), а также его скорость находится в прямой зависимости от способа чтения ребёнка, его индивидуальных  и психофизиологических особенностей, и не могут оцениваться без понимания прочитанного. Оптимальный темп чтения должен быть приближен к скорости разговорной речи ученика.

Правильность чтения– это умение читателя избегать замен окончаний слов, повторений слов и слогов, искажений, пропусков, добавлений, ошибок ударения

Конечным результатом и целью любого чтения является осознанность, понимание того, что ребёнок читает. Осознанность чтения – это понимание читающим:

  • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание   читающим содержания и своего отношения к прочитанному;
  • содержания и смысла отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав), не только того, о чём говорится в данной части, но и что этим сказано;
  • содержания каждого предложения, входящего в состав текста, а также смысловой связи между предложениями;
  • слов, употреблённых как в прямом, так и в переносном смысле.

Под выразительностью чтения следует понимать умение читателя использовать паузу, ставить логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, подсказываемую знаками препинания, читать достаточно громко и внятно. Такую выразительность можно требовать от ребёнка при чтении любого текста, знакомого и незнакомого, текста любого жанра и характера (задача, статья, правило).  Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Умение выразительно читать формируется на протяжении всей начальной школы.

Чтение же младших школьников с ограниченными возможностями здоровья характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. Нарушение правильности чтения затрудняет осознание читаемого текста, а также выработку навыка беглого и выразительного чтения. Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Обучающиеся испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное усвоение читаемого материала.

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

 -- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;

 -- нарушением зрительно-моторной координации;

 -- нарушением моторики, графомоторных навыков;

 -- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

 -- нарушением произвольного внимания;

 -- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

 -- нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;

  -- частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо. В связи с тем,  что контингент класса специальной (коррекционной) школы неоднороден по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения чтению оказываются на разных этапах овладения этим навыком, что создает дополнительные трудности для фронтальной работы. Так, во 2-м классе некоторые ученики уже могут читать слитно отдельные, простые по структуре слова. Но большинство детей только осваивает слоговое чтение. Есть и такие учащиеся (6,6%), которые продолжают сохранять побуквенное чтение. Более того, встречаются дети (1,6%), не усвоившие даже всех букв. Такая же разнородность в уровнях овладения навыком чтения сохраняется и в старших классах: среди учащихся пятого года обучения 20% читают уже бегло, 58% — целыми словами, 22% — по слогам. Вышеизложенное определяет поиск наиболее эффективных методов формирования навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта. Одним из таких методов является игра. Актуальность использования игры как средства коррекции обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Одним из эффективных приемов работы по выработке у обучающихся всех компонентов навыка чтения являлась речевая зарядка.

В задачи речевой зарядки входило установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, дифференциация сходных единиц чтения, накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения, слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова [59].

Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности умственно отсталого ребенка. В момент хорового чтения ученики осознают себя частью классного коллектива. Замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно.

Виды упражнений для речевой зарядки выбирались с учетом общего состояния навыка чтения у детей, и в частности характера их ошибок, а также в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.

Как показала практика, отклонения в развитии детей, страдающих нарушением интеллекта, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Включение в работу игровых приемов способствует развитию общей моторики, мелкой моторики, развитию психических процессов, эмоциональной устойчивости. У обучающихся развивается слуховое внимание, мелодико-интонационная выразительность, плавность речи, координированность движений, обогащается пассивный и активный словарь.

Работая над формированием навыка чтения у обучающихся и привитием любви к процессу чтения, учитель должен твердо знать, зачем это нужно. Мы учим каждого ребенка читать потому, что это нужно и ему, и обществу. Читая, ребенок взрослеет и очеловечивается. Чем шире круг чтения, тем больше у учащихся возможностей найти самого себя. Мы должны научить тому, чтобы книги становились для ребят постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги, чтобы они узнали широкий мир книг и могли их выбирать. Чтение должно оказывать помощь в становлении личности, в принятии важных решений. Когда дети это поймут, тогда они захотят читать и полюбят книги.

         Учителю необходимо в первый же учебный день показать детям в книге собеседника и научить их, еще не умеющих читать, задавать книгам самые первые, очень важные вопросы и самостоятельно, без учителя, получать на них ответы из книги. Нужно, чтобы дети учились думать над книгой, угадывать события. Тогда они захотят и учиться читать, и читать. Все это именно та работа, которая ведет к читательской самостоятельности.

          Следует отметить, что вся работа по формированию навыка чтения и коррекции должна вестись в комплексе, чтобы был результат. Непрерывно вести работу с родителями по содействию учителю в формировании навыка чтения. А для детей с ОВЗ главное на уроках – похвала, пусть даже за самый малейший успех. Умение учителя выслушать ребенка, направить его мысль на правильный путь, ласковое слово стимулируют процесс обучения, у ребенка пропадает неуверенность в себе.