Доклад на тему: « Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания».
материал (3 класс)

Павловская Ольга Сергеевна

Данный доклад посвещен проблеме совершенствования техники чтения младших школьников, так как оно является одним из важнейших компонентов учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_3_po_chteniyu.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:


Доклад на МО

Тема: « Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»


Подготовила: учитель начальных классов Павловская О.С.

Содержание

Введение

Система работы по совершенствованию чтения младших школьников.

Заключение

Список литературы

Введение

Данный доклад посвящен проблеме совершенствования чтения младших школьников, т.к. оно является одним из важнейших компонентов учебной деятельности.

Основной проблемой для начальной школы является формирование читателя на начальном этапе его развития, а именно: овладение прочными навыками чтения и способами работы с художественным и научно-популярным текстом.

Некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Они с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в научно-познавательной статье, учебном тексте.

Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Существует ряд причин, в том числе и социальных: общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения и т.д. Однако главной причиной такого явления всё-таки следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.  В процессе чтения имеют место как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него свободно развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определёнными умениями и навыками, которые не должны развиваться спонтанно.

Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное управление обучением чтению. Необходимо формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения (осмысление, технику, выразительность и т.д.) и учитывающих психолого-физиологическую природу чтения; создавать условия для реализации практических действий учащихся с помощью различных упражнений.

Как помочь ребёнку полноценно освоить навык чтения? Как реализовать потенциал его возможностей, побудить к самостоятельному чтению произведений? Что посоветовать родителям, чтобы их дети и после школы с радостью садились за чтение книг?

Актуальность выбранной темы обусловлена насущной необходимостью использования различных методов и приёмов, направленных на совершенствование техники чтения младших школьников. Актуальность данной проблемы диктуется и идеологией современного общества. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, чтению произведений художественной литературы, ставших классикой.

Система работы по совершенствованию чтения младших школьников.

Чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда.Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова, до умения не только прочитать текст, но и осознать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживать за него.В.А. Сухомлинский отмечал, что уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам.

Проблема становления навыка чтения, обучению восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и её успешное решение во многом зависит от первых шагов ребёнка, обучающегося читать.Слабо читающий ученик, перейдя  в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться  «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама не стоит.Почему некоторые школьники не понимают смысла текста, читают медленно, с трудом понимают и запоминают условие арифметических задач, грамматические правила и задания при однократном чтении, затрудняются выделить главное в научно-познавательной статье, учебном тесте? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?Существует ряд причин, в том числе и социальные, – общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т.

Пути совершенствования навыков чтения.

Каждый учитель старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставили заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьника интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни дальнейшей учебы умения и навыки.И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счёте, к отставанию в учёбе.Оптимальная скорость чтения выпускников  начального звена должна быть не менее 120 слов в минуту.      Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Какие упражнения можно использовать в работе по совершенствованию навыков чтения?

 К ним относятся:

  • упражнения, направленные на развитие чёткого произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову, его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст;
  • упражнения на антиципацию отдельных слов;
  • упражнения на преодоление регрессий;
  •         упражнения на развитие угла зрения. 
  • Для этого предлагаются упражнения следующего вида:

 а) разминка (артикуляционная гимнастика).

 б) упражнения для развития чёткости произношения:      

  • самолёты взлетают у-у
  • машины едут ж-ж-ж
  • лошадки поскакали цок-цок-цок
  • ползёт змея ш-ш-ш
  • муха бьётся в стекло з-з-з

  в) чтение чистоговорок шёпотом и медленно:

       Ра-ра-ра – начинается игра,

       Ры-ры-ры – у нас в руках шары

   г) чтение тихо и умеренно:арка – арта – арла – арса –арца –арда –арча

   д) чтение громко и быстро:гарь – парь – жарьдверь – зверь –червь

   е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок. 

С целью привлечь внимание к слову и его частям, предлагается чтение слов с одинаковым корнем: зелёный – зеленел – зазеленела; бодрый – ободрился – приободрился ; сельское хозяйство  –хозяйственный –сельскохозяйственный.

Чтение согласных по таблице. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЗЖЦСКМВСР

Чтение наложенных друг на друга слов:

Для расширения угла зрения рекомендуются упражнения с числовыми таблицами Шульте и Лезера. Этими упражнениями вырабатываются навыки использования периферического поля зрения, а также концентрируется внимание школьника, формируется опережающий логический поиск, системность восприятия. 

 Для развития языковой догадки (антиципационного восприятия текста) с момента перехода к чтению связных текстов предлагается упражнение «Угадай». Дети должны прочитать предложение, добавляя отсутствующие окончания.Мы с папой сегод… (-ня) пош…(-ли) в ки…(-но). Далее предлагается детям дополнить предложение недостающим словом

.Он сам во всём ви....новен.

Дверь была ... закрыта.

Над рекой стелется ........туман.

Я уже прочитал эту....... книгу.

Можно предложить антиципацию частей поговорок.Сделал дело …Тише едешь …Дал слово …Лучше поздно …Семь раз отмерь …Мал золотник..

Для упражнений в антиципации можно предложить связный текст, в котором пропущены слова.Перед восходом солнца в лесу над деревьями дует … . В прохладной … отражаются звезды и тонкий месяц и т.д.

Слабо читающему ученику помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик. Большую пользу приносит и хоровое чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Профессор И. П. Федоренко утверждает, что при обучении чтению важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что мелькает : то есть, то нет.Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает одну, две строчки и после этого получит кратковременный отдых.Родителям, дети которых читают неохотно можно рекомендовать просмотр мультфильмов с чтением текста под картинкой. В качестве средства современного обучения можно использовать компьютер.

Эффективным является хоровое чтение (жужжащее), когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. 

Приобретение технических навыков и умений младшими школьниками.Для овладения навыка чтения необходим развитый артикуляционный аппарат. Поэтому, каждый урок чтения можно начинать с упражнений по развитию артикуляционного аппарата и чёткого произношения. Включать в этот вид работы чистоговорки, скороговорки.Дать детям образец, обращаю внимание на то, как работают мои губы при произношении звуков. Разминку начинаю с чтения слогов.   Учащиеся образуют и читают слоги по горизонтали и вертикали:БА-БО-БУ-БЫ-БИ-БЕБА-ВА-ТА-СА-МАВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВИ-ВЕБО-ВО-ТО-СО-МОТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ-ТЕ  Затем задание усложняется, используются слоги со стечением согласных: Слоги произносятся хором, группами, по одному.

Подвижность речевого аппарата развивают чистоговорки:Са-са-са – прилетела к нам оса. Су-су-су – мы увидели осу. Сы-сы-сы – не боимся мы оса. Ас-ас-ас – не ужалит она нас. 

Для выработки правильного произношения использую скороговорки.Проворонила ворона воронёнка.

Мама мыла Милу мылом.Скороговорку произносим хором тихо, медленно, чётко. Постепенно увеличиваем скорость и силу звука. Затем дети произносят самостоятельно. 

Чтобы привлечь внимание к слову, использую анаграммы, рекомендуемые В.Б. Эдигеем.

Предлагаю детям игру «Буквы перепутались».  После расшифровки предложить найти «лишнее» слово. 

Для концентрации внимания использую чтение слогов и слов с доски «цепочкой». Заранее настраиваю детей на то, что нужно следить за чтением товарищей, быть внимательным, не пропустить свою очередь, чтобы «цепочка» не прервалась.

Эффективны упражнения в чтении строчек слов, где одно слово отличается от других:берег-берег-берег-берет-берег;бочка-бочка-бочка-бочка-точка;потр-порт-порт-порт-торт;зайка-зайка-зайка-майка-зайка. 

Упражнение «Где больше слов?» помогает концентрировать внимание детей, воспитывает внимание к слову.

Перед чтением текста провожу подготовительную работу: чтение трудных слов написанных на доске.
 Эффективны упражнения «Раздели слова и прочитай».Дети сидят за партами.Ученик читает книгу.Птицы улетают в тёплые края.  Можно играть в конструкторы (сбор слов из слогов)

 К любимым детьми упражнениям относится « Найди ошибку». Читая текст, допускаю ошибки: пропуски слов, искажения слов, неправильное окончание. Дети внимательно следят, находят и исправляют ошибки.

Использовать из системы И.Т.Федоренко следующие упражнения:

        многократное чтение;

        чтение в темпе скороговорки;

        выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели, в конце урока отвожу несколько минут для самостоятельного замера скорости чтения. Все ученики читают одну минуту, подсчитывают количество прочитанных слов и записывают в «Таблицу достигнутых результатов». Дети видят свои достижения.  

Используя описанные приёмы, можно добиться оптимального чтения у своих учеников. 


Заключение

Главная задача учителя начальной школы – помочь учащимся овладеть полноценным навыком чтения. Чтение – один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам. Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребёнка. Из этого следует необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения. Практика свидетельствует, что низкая техника чтения препятствует успешному обучению ребёнка в школе.

В заключение отметим, что совершенствование работы по формированию полноценного навыка чтения учащихся и наблюдение за динамикой развития уровня техники чтения помогут и детям и учителю достичь успехов в начатом деле.

Список литературы:

Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. – М.: Владос, 2004. – 218 с.

Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2001. – 240 с.

Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: Союз, 2002. – 224 с.

Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. – М.: ВАКО, 2004. – 128 с.
Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи. – М.: Премьера, 2001. – 272 с.

Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2001. – 160 с.

Скорочтение / Авт.-сост. О.В. Козловский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 283 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Совершенствование навыков чтения у младших школьников "

В этом реферате редставлены упражнения, которые помогут формировать навык чтения у младших школьников....

Доклад на тему «Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»

Доклад на тему:«Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий»...

Доклад на тему Формирование навыков чтения у младших школьников

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.Условием овладения читательской деятельностью является ...

Статья на тему "Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников"

Материал может пригодиться для выступления на методическом объединении учителей....

Доклад на тему: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...

Тема: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он бу...