Обобщение педагогического опыта на тему "Формирование личностных качеств у современного младшего школьника"
материал на тему

Ильина Ольга Михайловна

Формирование личностных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется  на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Формирование личностных УУД позволяет повысить мотивацию ученика,  развивать его положительные личностные качества,  тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx46.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Обобщение педагогического опыта на тему:

Формирование

личностных качеств у современного младшего школьника

Ильина Ольга Михайловна,

учитель начальных классов

Стерлитамак 2013

     Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы?

     В своём выступлении я хотела бы остановиться на  формировании личностных универсальных учебных действий, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие. 

Актуальность

     Изменения, происходящие в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

     Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

– происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития, образного мышления мотивационной сферы, произвольности поведения, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению;

– тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению;

– резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения информации ребенком о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

– для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов;

– категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

      Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

     

Проблемы формирования УУД в педагогической теории и практике современной  школы.

В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т. е. универсальных учебных действий. Основой для разработки этого понятия служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД  относятся:

– положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,

– желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся,

– осознание своих трудностей и стремление  к их преодолению,

–осваивание новых видов деятельности,

– участие в творческом, созидательном процессе;

– осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

– осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

– стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

В контексте формирования личностных УУД в учебно-воспитательной деятельности выделяют три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

—  смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

—  нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы

Самоопределение

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

— чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;

— осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.

 2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:

— ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.

3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:

— формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:

— развития познавательных интересов, учебных мотивов;

— формирования мотивов достижения и социального признания;

— мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическая ориентация включает:

— формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

— ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

— знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

— выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

— формирование моральной самооценки;

— развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— развитие эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости;

—  формирование  установки  на  здоровый  и  безопасный  образ  жизни,  нетерпимости  и  умения  противостоять  действиям  и  влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;

— формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Формирование личностных УУД  в УМК «Перспектива»

Формирование всех УУД должно проходить в соответствии с программой. Я работаю по программе «Перспектива».

 В 2011 году прошла курсы повышения квалификации при БИРО  г. Уфа по теме «Реализация требований ФГОС посредством УМК «Перспектива».

УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Методологической основой данного  комплекса является системно-деятельностный подход. УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

Цели и задачи

 Цель:

Создать условия для оптимального развития  у каждого ученика  личностных УУД на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебно-воспитательной деятельности.

Задачи:

1. Способствовать развитию  положительной учебной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

2. Поддерживать и развивать положительные личностные качества.

3. Способствовать  формированию нравственных представлений (эталонов) о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Из опыта опыта

Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём-то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов я часто задавала себе в течение всей моей педагогической деятельности. Ответы нашлись, когда в 2011 году был  набран 1-й класс и я стала работать по новым стандартам. Я пришла к выводу, что такие проблемы часто возникают из-за  несформированности универсальных учебных действий, в частности – личностных УУД.

Работу я разделила на два этапа: констатирующий  и формирующий

 1.Констатирующий.

В 1 классе совместно с психологом я провела диагностику сформированности личностных УУД обучающихся. Для определения уровня сформированности ЛУУД использовались различные методики.

Для выявления уровня сформированности самооценки (блок Самопознание и самоопределение личностных УУД)  был проведен  тест «Лесенка». Уровень мотивации – анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации. Нравственно-этическая ориентация – при помощи методики «Что такое хорошо и что такое плохо». Всего было обследовано 23 человека.

Мотивация к обучению следующая:

1 уровень (высокий уровень школьной мотивации, учебной активности): 3 человека (13%), 2 уровень (хорошая школьная мотивация): 3 человека (13%), 3 уровень (положительное отношение к учебе, но таких детей школа привлекает внеучебной деятельностью): 8 человек (34,7%), 4 уровень (низкая школьная мотивация): 9 человек (39,2%).

Самооценка:

Неадекватно завышенная – 9 человек (39,8%), завышенная – 12 человек (52,2%), адекватная – 2 человека (8%).

Нравственно-этическая ориентация.

Тест «Что такое хорошо и что такое плохо».  Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивалась  по 3-балльной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Результаты: неправильное представление о нравственных понятиях у 5 человек (22%), недостаточно четкое и полное представление о нравственных понятиях у 13 человек (57%), сформировано полное и четкое представление у 5 учеников (22%).

2. Формирующий.

На основании результатов диагностики я составила рабочую программу, целью которой является выстраивание процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности, но и как процесса развития личности. Реализовывать  программу я стараюсь через практическую деятельность

– в содержании и построении уроков;

– в способах организации совместной деятельности родителей  и детей в учебной и внеучебной деятельности;

– в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

– в личном  примере ученикам.

Каждый урок я планирую, прописывая методы и пути формирования личностных УУД на различных этапах работы. При этом  использую разные педагогические технологии:

–Технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон. Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования.

– технология проблемного диалога, автором которого является кандидат психологических наук Елена Леонидовна Мельникова – стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения.

– технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности  учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора заданий для проверки своих знаний.

– информационно-коммуникационная технология – позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

        Для формирования личностных универсальных учебных действий применяю  следующие виды заданий:

–  участие в проектах;

–  подведение итогов урока;

–  творческие задания;

–  мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

–  самооценка события, происшествия;

–  дневники достижений.

В целях формирования  способности у обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию стараюсь применять на уроках различные приемы педагогической техники:

Задание массивом: ученикам предлагается сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Дай себе помочь: предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (тесты, кроссворды на повторение, загадки).

Выход за пределы: в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» обсуждается одна из серий мультфильма "Смешарики") или детских сериалов

Отсроченная реакция:  приучаю ребят  к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места. Высокий темп урока (вопрос — быстрый ответ) допустим, но здесь происходит «забивание» активными и энергичными учащимися всех остальных;  ученикам,  обладающим медленной реакцией, и детям  с низкой самооценкой приходится в этом случае поневоле занимать пассивную позицию. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ.

Лови ошибку: объясняя материал,   намеренно допускаю ошибки. Сначала предупреждаю учеников об этом, иногда подсказываю «ошибочные» места интонацией или жестом.

 Также ученик может получить текст (или решение задачи) со специально допущенными ошибками. Он должен поработать учителем и исправить их.

Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему.

Идеальное задание: предлагаю выполнить дома работу по выбору учащихся.

При проведении промежуточной диагностики в начале третьего класса (обследовались 21 человек) были получены следующие результаты:

Уровень школьной мотивации

 1 уровень: 4 человека (19%), 2 уровень: 9 человек (43%), 3 уровень: 6 человек (28%), 4 уровень: 2 человека  (9%).

Самооценка:

Неадекватно завышенная – 3 человека (14,3%), завышенная – 6 человек (28,6%), адекватная – 12 человек (57,1%).

Нравственно-этическая ориентация. Методика «Незаконченные предложения». Ребятам были предложены следующие незаконченные предложения:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...

2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...

При ответах  на вопросы  отрицательный результат (равнодушие, агрессия, раздражение, легкомысленное отношение) показали 7 чел. (33%), положительный (помощь, сочувствие, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии) -14 чел. (67%)

Сравнивая результаты диагностики, можно увидеть положительные результаты проведенной работы.

Формирование личностных УУД происходит не только во время учебной деятельности, но и во время внеклассной работы.

Работа по  духовно-нравственному развитию во внеклассной работе включает четыре направления:

Я, моя семья, мои друзья.

Задачи: помочь ребенку осознать свою роль в обществе и в семье. Он должен осознавать свой статус в семье («Я – надежда и помощник») и в обществе («Я – гражданин, я – ученик, я – товарищ, друг, одноклассник и т.д.»).

  1. Я – гражданин России, гражданин города Стерлитамак.

Задачи: воспитывать нравственное, этическое отношение к истории, культуре и природе России, своей республики; пробудить интерес к прошлому своего народа.

  1. Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Задачи: воспитывать положительное отношение к труду; приобщать учащихся к достижениям духовной и материальной культуры Башкортостана; воспитывать детей на основе приобщения к традициям, обычаям, связанным с трудом и ответственным отношением к делу;

  1. Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Задачи: воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; познакомить с активным отдыхом и его влиянием на самочувствие и здоровье человека; научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта.

Решение этих задач я реализую через систему следующих мероприятий:

Я, моя семья, мои друзья.

Дискуссии «Чем школьник отличается от дошкольника?», «Зачем я хожу в школу?», «Что в школе хорошо, а что мне не нравится?»;

беседы «Что я знаю о своей школе?», «Это теперь моя школа!» (знакомство с историей школы);

конкурс рисунков «Моя школа»;

Школа хороших манер: Об истории хороших манер. Несколько известных истин. Твой внешний вид. К тебе гости. Наши праздники. Культура речи. Домашняя библиотека и др.

Дискуссионный клуб: «Идеальный друг», «Все легче, если вместе»;

Классные часы на темы семейных традиций.

Я – гражданин России, гражданин города Стерлитамак.

Изучение символики Российской Федерации и города Стерлитамак, Школа правовых знаний, Про великих и знаменитых, Мой язык – язык добра и света, Защитники земли русской, экскурсии в музеи Боевой славы, краеведческий музей

Дерево сильно плодами, а человек – трудом.

Классные часы: «Что я должен делать в классе?», «Кто ленив, тот и сонлив» - если ты не выучил урок или проспал?, «Кем я буду, когда вырасту?»,

Конкурс поделок из природного материала «Лесные диковинки», изготовление книжек-самоделок для малышей, акция «Книжкина больница», выставка прикладного народного творчества «Умелые руки не знают скуки» (предметы старинной утвари,  бабушкино рукоделие, современные изделия, выполненные детьми и их родителями  в народном стиле), выставка творческих работ детей «В семье единой», сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу.

Занятия с доктором Пилюлькиным, беседы о полезных и вредных привычках, практикумы «Как поступить в данной ситуации?», подвижные игры, Дни здоровья, Спортивные праздники.

Также мною проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей. Это:

  классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы);

благотворительные акции «Помоги семье»,  «Подарок воину»,

интеллектуальные и спортивные конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Папа, мама, я интеллектуальная семья»;

тематические вечера для родителей и детей «Мама, мамочка моя», «Ко дню защитника Отечества»;

индивидуальные консультации по вопросам воспитания; распространение лучшего опыта семейного воспитания через обсуждение вопросов на классных родительских собраниях.

Заключение

Формирование личностных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется  на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики показывают, что формирование личностных УУД позволяет повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.

Предполагается 3 этап

Список литературы:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования  под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2011
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой- М. : Просвещение, 2010.
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Автор: Асмолов Александр Григорьевич, Бурменская Галина Васильевна, Володарская Инна Андреевна
  6. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения А.Г. Асмолов; http://www.kipk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование навыка чтения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе использования игровых технологий"

В работе представлен ряд упражнений игрового характера, который позволяет развить правильность, беглость, сознательность и выразительность чтения в начальных классах в школе 8 вида....

"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"

Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизнен­ной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...

Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"

СодержаниеВведение …………………………………………………………………………………..2Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3Теоретическая база опыта...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников

Приложение материала к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников...

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников : Гимнастика для глаз, Страна здоровья, Станция зубы, Загадки, Кроссворд....