Обобщение педагогического опыта работы по теме:"Развитие творческих способностей младших школьников в дополнительном образовании"
методическая разработка по теме

Бурова Любовь Викторовна

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..2

Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2

Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3

Теоретическая база опыта ………………………………………………………………..3

Ведущая идея опыта ………………………………………………………………………6

Новизна опыта …………………………………………………………………………….6

Технология опыта ……………………………………………………………………….. 7

Результативность опыта ………………………………………………………………..  13

Сравнительный анализ результатов опыта …………………………………………… 14

Список литературы ……………………………………………………………………… 17

Приложения ………………………………………………………………………………18

 

Введение

          Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

          «Практика воспитательной работы убедила нас в том, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание человека заключается, прежде всего, в раскрытии этой неповторимости, творческой индивидуальности. Мы убеждены в том, что нет человека, который бы при надлежащих условиях, при умелом воспитании не выявил своего неповторимого таланта ». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx134.05 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Меленковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

воспитателя ГПД по педагогическому модулю

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ»

воспитатель группы продленного дня

Бурова Любовь Викторовна,

1 квалификационная категория,

стаж в должности 6 лет.

  

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………..2

Условия возникновения и становления опыта …………………………………………2

Актуальность и перспективность опыта ………………………………………………..3

Теоретическая база опыта ………………………………………………………………..3

Ведущая идея опыта ………………………………………………………………………6

Новизна опыта …………………………………………………………………………….6

Технология опыта ……………………………………………………………………….. 7

Результативность опыта ………………………………………………………………..  13

Сравнительный анализ результатов опыта …………………………………………… 14

Список литературы ……………………………………………………………………… 17

Приложения ………………………………………………………………………………18

Введение

          Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

          «Практика воспитательной работы убедила нас в том, что каждая человеческая личность неповторима, что воспитание человека заключается, прежде всего, в раскрытии этой неповторимости, творческой индивидуальности. Мы убеждены в том, что нет человека, который бы при надлежащих условиях, при умелом воспитании не выявил своего неповторимого таланта ».

                    Условия возникновения и становления опыта

 В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», - говорил Б.Шоу. Поэтому в  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

Отбор эффективных методов, приемов и форм работы, направленных на решение обозначенных проблем стал основой исследования темы «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста». 

Предпосылками возникновения и становления опыта являются сложившиеся противоречия:

-с одной стороны между  необходимостью формирования свободной творческой личности и  умением воспитанника самостоятельно развиваться, совершенствоваться и созидать в условиях современного мира;

- с другой стороны, особенности  работы в группе продленного дня предоставляют большие возможности для развития творчества, однако мало специальных работ, посвященных выявлению педагогических условий, обеспечивающих реализацию этих возможностей.

Поэтому в данной ситуации считаю необходимым создание и практическое применение системы занятий, направленной на активизацию и развитие творческих способностей  у младших школьник в процессе разнообразной деятельности в условиях группы продленного дня.

Достигнуть творческого развития каждого ребенка можно за счет использования разнообразных видов творческой деятельности, активизации творческого мышления при проведении клубных часов, занятий, на прогулке, и  во время игры.

                 

Актуальность и перспективность опыта

В связи с введением  ФГОС НОО  предъявлены новые требования к образовательным результатам младших школьников при организации работы в ГПД  (метапредметные и личностные). Смысл инициативы « Наша новая школа»- создание школы, в которой раскрывается личностный потенциал каждого ребенка. Встает  необходимость  оказания помощи  школьнику не только в адаптации, но и самоопределении, применении полученных знаний в жизненной практике. Меняется позиция воспитателя. Он  создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора…), самостоятельной выработки жизненных ценностей, и является «со-участником», «третейским судьей».

Поэтому в соответствии с новыми ФГОС  в школах организуется внеурочная деятельность, одним из направлений которой является улучшение условий для развития ребенка и учет его индивидуальных особенностей и способностей.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна.

«Творчество обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». (Б.В.Давыдов). Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, воображение. В процессе творчества у него возникает интерес не только к результату, но и в первую очередь к процессу деятельности, в которой ученик открывает что-то новое для себя самого. В основе творчества лежит умение комбинировать старое в новые сочетания. Творчество дает переживание своей целостности, оно отражает внутренний мир ребенка, его стремления, желания. В момент творчества человек наиболее полно осознает себя как личность.

Благоприятными условиями для формирования творческих способностей младших школьников является разнообразная деятельность в условиях группы продленного дня. В группе гибкая структура планирования, которая позволяет вносить коррективы в процесс деятельности, т.е. создаются условия для большей свободы творчества. Деятельность детей в группе продленного дня разнообразна и включает занятия, как в помещении, так и на улице, соответственно расширяется пространство и возможности для творчества. В группе находятся дети разного возраста, а это создает базу для обмена опытом, знаниями, практическими умениями и навыками. Дети в группе продленного дня находятся в ситуации, когда они стоят перед необходимостью проявлять самостоятельность, мыслить, саморазвиваться и проявлять творчество, поскольку нет строгого регулирования деятельностью каждого воспитанника в каждый момент времени.

                                    Теоретическая база опыта

При  создании системы занятий по развитию творческих способностей своих воспитанников я использовала:

  • Деятельностный подход в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Щуркова Н.Е.), согласно которому должны быть использованы разнообразные виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, игровая, физкультурно-оздоровительная и коммуникативная.
  • Гуманно- личностную технологию Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, которая отличается прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
  • Технология природосообразности М. Монтессори, в которой развитие детей опирается на их естественное развитие.
  • Игровые технологии (Иванов И.П.).
  • Технология развивающего обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В., Выготского Л.С.

Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского, которые считают, что « Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности». Важность творческого компонента именно для будущего человечества подчеркивал  Выготский Л.С.. В своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» он пишет: «Если бы деятельность человека ограничивалась воспроизведением только старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое.  Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.» И действительно, творчество – есть некая деятельность, когда на основе имеющегося у человека опыта, он создает, воображает, придумывает то, чего ранее до него никто не придумал и не создал.         

        Если обратиться к “Толковому словарю русского языка” С.И. Ожегова, у него понятие “способность” рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.  

 Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.

Потому в образовании с подачи Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.А. Леонтьева и многих других педагогов-ученых и практиков появился принцип творчества (креативности). Он предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Здесь, прежде всего, имеется ввиду, формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное "открытие" ими новых способов действия.

Этот принцип я использую во время самоподготовки учащихся, стараясь не давать им готовых образцов решения, а подталкивая к самостоятельной мыслительной деятельности. Кроме того, многие дети обучаются по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, где реализуются и остальные принципы вариативного личностно - деятельностного подхода: принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостного представления о мире, принцип непрерывности, принцип психологической комфортности, принцип вариативности.  Тот  же принцип реализую во время исследовательских прогулок, помогая ребятам «открывать» новое знание.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Выготский Л.С. уточняет, что творчество возможно исключительно на основе имеющегося опыта, иначе невозможно создать что-то новое (потому возможности творчества у взрослых шире).

Соответственно важно обогатить мир ребенка яркими впечатлениями, новыми знаниями, полученными  через разнообразную деятельность, помочь получить свой собственный опыт.

Здесь кстати будет упомянуть о деятельностном подходе в психологии, педагогике и воспитании, заложенном Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Деятельностный подход исходит из представлений о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность в ее многообразных формах осуществляет изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, одновременно непосредственно и опосредованно осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющие потребностям личностного развития. Личность в данном случае выступает как активное творческое начало.

Психологически ведущей деятельностью младших школьников является учебная, но игровая деятельность твердо занимает второе место и продолжает играть в  развитии и воспитании учащихся начальных классов важнейшую роль. В игре тренируются и другие качества, необходимые для решения творческих задач: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. За рубежом изучали теорию игры К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.

Игровые технологии способствуют созданию положительной мотивации у ребят. Важно создавать и проводить игры творческого характера, которые ставят своей задачей именно творческое развитие детей.

В своей работе использовала технологию коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая  организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не «нам сделали, устроили, провели», а « мы сделали, решили, сделали»).

Виды КТД: трудовые КТД , интеллектуальные КТД, художественные КТД, спортивные КТД, экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Стадии КТД (по методике И.П. Иванова):

1.     Педагогическое целеполагание («стартовые беседы», товарищеская беседа, рассказ-размышление, убеждение на собственном опыте).

2.     Коллективное планирование (сбор-старт, творческий поиск, выборы «совета дела»).

3.     Подготовка дела (увлечение добрым сюрпризом, помощь товарищеским советом, доверие, товарищеское поощрение, увлечение делом, поиском, романтикой, игрой, товарищеский контроль, обсуждение, уточнение проекта КТД).

4.     Проведение дела (познавательные КТД, художественные КТД, спортивные КТД в формы эстафеты, конкурса, смотра, диспута, соревнования).

5.     Подведение итогов (товарищеский разбор, сборы –«огоньки», похвала, поддержка, побуждение, товарищеское приучение, деловой спор, награда, контроль, требование, обсуждение, критика, наказание).

6.     Ближайшие последствия (творческие группы, расстановка сил, доверие, радостная перспектива, изменение режима, выполнение чередующихся поручений, преемственность в делах, перспектива, взаимопомощь).

Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключена в словах  Василия Александровича Сухомлинского « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».

С учетом требований, предъявляемых к образованию на современном этапе развития общества, а также особенностей и способностей своих воспитанников передо мной встала необходимость создания такой модели воспитательной работы в ГПД, которая была бы направлена на:

- выявление и развитие творческого потенциала детей;

- построение занятий в ГПД на деятельностной основе;

- проведение занятий с детьми, реализующих гуманно-личностную, развивающую и исследовательскую технологии.

Поэтому при организации работы с детьми я опираюсь на основные педагогические принципы:

-   от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

-  принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

-   принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

Творчеству можно и нужно учить всех. Особенно если эта работа начата в младшем школьном возрасте.

       Неспособных к творчеству нет!  Развить заложенную в каждом ребёнке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в различных видах деятельности он мог преуспевать и как исполнитель и как творец, как этого требует реальная жизнь, - значит воспитывать поколение, которое будет преодолевать инертность форм и методов работы.

                                         Новизна опыта

Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.


                           Технология опыта.

Для  эффективного и целенаправленного процесса формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста  обозначены цель и основные задачи.

ЦЕЛЬ: выявить пути и средства реализации творческих способностей младших школьников в группе продленного дня.              
ЗАДАЧИ:

1.  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу развития творческих способностей младших школьников.                                                                                                                                                                           2.Выявить уровень развития творческих способностей  детей через серию диагностических тестов.

3. Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников в группе продленного дня.

4.Разработать, апробировать и создать систему занятий, заданий, упражнений для эффективного   проявления, активизации и развития творческого потенциала учащихся.                                                                                   5.Проанализировать полученные результаты  через использование психологических методик.

    Чтобы целенаправленно решить поставленные задачи  необходимо выявить уровень творческих способностей детей; определить их природные способности и возможности. На первоначальном этапе работы я провела с детьми следующие диагностики:

  1. “Воображение”, целью которой  стало определение уровня воображения учащихся (см. Приложение 1)
  2. «Придумай игру». Цель данной методики – определение уровня развития фантазии ребенка (см. Приложение 2)
  3. «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала. (см. Приложение 3).

          Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов

После подсчета баллов делается вывод:

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов – высокий уровень;

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от   вас  зависит, сумеете  ли  вы развить его – средний уровень;

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе – низкий уровень.

          Проверка показала результаты:

Диаграмма 1

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 13%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 49%.

          Для определения уровня развития фантазии учащихся я использовала методику «Придумай игру», где ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.  В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему — постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

          Придуманная ребенком игра по определенным критериям в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:

10 баллов – очень высокий уровень;

8-9 баллов – высокий уровень;

6-7 баллов – средний уровень;

4-5 баллов – низкий уровень;

0-3 балла – очень низкий уровень.

          Проверка показала результаты:

Диаграмма 2

      Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        очень высокий уровень – 8%;  

•        высокий уровень – 17%;

•        средний уровень – 43%;

•        низкий уровень – 19%;

•        очень низкий – 13%.

          Чтобы оценить уровень  творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал». Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень  творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества – высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень.

          Проверка показала  результаты:

Диаграмма 3

       

  Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        высокий уровень – 25%;

•        средний уровень – 39%;

•        низкий уровень – 36%.

          Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

          Из этого я сделала  выводы: 

-необходимо свои занятия выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

- подобрать комплекс занятий, упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность, развития их фантазии и воображения;

- апробировать педагогические технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;

- проанализировать свою воспитательную работу выявить её достоинства и недостатки.

В своей работе с детьми я стараюсь предложить им  самые разные виды творческой деятельности. Это разнообразие соответствует принципу природосообразности,  изложенному М. Монтессори в своей книге «Метод научной педагогики.

Здесь педагогика М. Монтессори перекликается с идеей саморазвития,  выдвинутой В.В. Давыдовым в 70-е годы. Учащиеся перестают быть объектом учебно-воспитательного воздействия, а выступают как субъект собственной деятельности, то есть сами выходят на поиск истины и своими действиями, усилиями ее "открывают".

В соответствии с этим принципом я стараюсь обеспечить детям обстановку, в которой они сами вольны выбирать себе занятие по душе и саморазвиваться.  Потому в группе существуют материалы для умственного развития, творчества,  спортивных занятий, игр, стоят книги. Детям предоставляется свобода активной целенаправленной деятельности. Ребенок волен действовать самостоятельно, но не мешая другим, не нанося вреда своему и чужому здоровью и не портя окружающую среду.

Такой подход к детям делает их внутренне свободными, раскрепощенными и готовыми к творчеству, деятельными, активными участниками процесса созидания.

Самым подходящем временем для  саморазвития, по моему мнению, является самоподготовка. Это форма внеурочной учебной деятельности в  ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитания и способствование разностороннему развитию личности ребенка.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут,  да и не  должны, сидеть в это время тихо и неподвижно. Чем их занять? Какое  предложить занятие, чтобы и им  было интересно, и  другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом  учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время.                     Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игр и упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическим содержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять. 

Способы стимулирования творческих способностей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы;
  • доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от критики в адрес ребёнка;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

С целью развития воображения и фантазии при организации каждой самоподготовки провожу следующие упражнения:

«Линейка-чудодейка» (см Приложение 4), «Куда  прячется лето?» (см Приложение 5), «Развиваем фантазию и воображение» (см Приложение 6), «О чем идет речь?» (см Приложение 7), «Загадочный танграм»  (см Приложение 8) и др.

 Иногда сами дети просят в индивидуальном порядке дать им какие-то нестандартные задания на развитие интеллекта, внимания, памяти. Использую карточки с заданиями, дидактические игры.

Развитие творческих способностей, согласно деятельностному подходу,  происходит лишь в случае разнообразия  и цикличности занятий. Поэтому я выделила 5 основных видов деятельности: художественное творчество (выполнение различных изделий руками с использованием картона, цветной бумаги, клея, ножниц и других подсобных материалов); спортивно-оздоровительная деятельность (спортивные игры, развлечения, психологические тесты, психологические игры, беседы на темы здорового образа жизни, викторины); изобразительная деятельность (занятия, связанные с рисованием); научно-познавательная деятельность (конкурсы, тесты, викторины на различные темы, связанные с развитием мышления,), игровая деятельность.

При планировании работы в ГПД я использую блочный метод, т.е. каждая неделя имеет свое название – направление : экологическая, книжная, организационная,  Клубные часы планируются с учетом тематики недели. Блочная работа  дает много возможностей при акцентировании на какой-либо теме. Исходя из темы недели, я чередую виды деятельности, по возможности включая их все в течение недели. Таким образом, каждый вид деятельности в условиях продленного дня имеет  в недельном  расписании свое место, что дает временную возможность его заранее обсуждать и готовить вместе с детьми.

Например:

Неделя « Внимание, дети!»:

- понедельник: беседа «Светофор – наш верный друг»

- вторник: ребусы по ПДД

- среда: мини-проект «Школьно-дорожная комната»

- четверг: учебно-ролевая игра «Мы идем в школу»

- пятница: спектакль по правилам дорожного движения «Путешествие по городу Светофорску» (см. Приложение 9)

Чередование видов деятельности по дням не утомляет детей. Они ждут от каждого дня чего-то нового, интересного.

 

Игровая деятельность особенно интересна детям, т.к. проходит в виде игр, праздников, активного действия. Потому я провожу не один раз в год такие недели, а несколько. В радостной атмосфере праздника, творчества дети не только обогащаются новыми знаниями, но и учатся общаться, менять жизненные роли, проявлять разного рода способности. Следовательно, мы видим, что правильно организованное досуговое мероприятие служит мощным толчком к развитию ребенка. Каждый день, каждый этап – есть творчество.

Неделя « Игровая»

- понедельник: Профориентационный КВН (подготовлен воспитанниками ГПД для учащихся 9-11 классов)

- вторник: конкурсная программа «Сказки водят хоровод»

- среда: игра «Угадай мелодию»

- четверг: игра «Космическая азбука» (см. Приложение 10)

- пятница: шашечный турнир

 Творчество – вещь настолько хрупкая и неоднозначная, что никогда нельзя точно сделать выводы о творческой гениальности ребенка. Говорят, что все люди  талантливы, только некоторым не дали возможности проявить свой  талант. Поэтому направления развития должны быть самыми разнообразными.

Художественное творчество многообразно по форме: это и работа с бумагой в разных техниках, аппликации из самых порой неожиданных материалов (например, макароны, крупа, кусочки плитки), работа с тканью, лепка.  На занятиях использую игровые приемы. Прием «сказка»: дети становятся участниками сказки, сюжет которой развивается  вместе с созданием изделия. Так мы путешествовали и переплывали море на сложенном тут же кораблике-оригами.  Часто изготовление поделок связано с какими-то народными или календарными праздниками: Масленица, встреча весны День Матери (рамки для фотографий  и т.д.). Желание сделать подарок, подарить радость близкому человеку, малышу создает положительную стойкую мотивацию. 

Чем больше жизненного опыта у человека, тем легче фантазировать. Но у детей жизненного опыта еще мало. Для развития воображения дети имеют достаточный багаж знаний, который черпают из книг, фильмов, спектаклей, показов учителя. Под впечатлением они могут творить, изображать то, что эмоционально пережили, почувствовали душой и сердцем. Им нужно лишь немного помочь и разбудить их фантазию. С этой целью я провожу творческие недели.

Неделя «Творческая»

- понедельник: «Из истории появления макарон»-беседа

- вторник: мини-проект «Макароны – это еда или искусство» (см Приложение 11)

- среда:  картины из макарон

- четверг: работа над проектом в микрогруппах

- пятница: защита проекта

Творческие недели в группе проходят в соответствии с календарными праздниками, предполагающими изготовление каких-либо подарков или сувениров. Но чаще мы занимаемся творчеством после самоподготовки, во время игр по интересам.

 Наша школа носит имя Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича.  

Военно-патриотическому воспитанию в нашей школе и группе уделяется большое внимание.

Неделя «Патриотическая»

- понедельник: военно-патриотическое мероприятие «Солдат вчера, сегодня, завтра»

- вторник: конкурс рисунков «Военная техника»

- среда:  музыкальный час в ГПД «Песни опаленные войной»

- четверг: игра «Зарница»

- пятница: конкурсная программа с участием пап «Армейский калейдоскоп» (см Приложение 12)

Не только в мероприятия, но и в любой момент режима работы  включаю разного рода задания, предполагающие творческий компонент в действиях детей. Все они не только творчески развивают учащихся, но и способствуют сплочению коллектива.

         Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим  предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

         При систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

       Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится  понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками  этого процесса.

                         

Результативность опыта

По окончании проделанной работы над данной темой я подвела итоги по результатам   повторного диагностирования .

Моей целью стало: выявление наличия или отсутствия повышения уровня развития творческих способностей каждого ребенка.  Результаты, полученные при проведении диагностик, я зафиксировала в диаграммах.

Итоговая проверка по определению уровня развития воображения показала:

Диаграмма 4

Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

  • высокий уровень – 62%;
  • средний уровень – 38%;
  • низкий уровень – 0%.

          Итоговая проверка развития уровня фантазии учащихся при проведении диагностики «Придумай игру» дала следующие результаты:

Диаграмма 5

      Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:  

•        очень высокий уровень – 22%;  

•        высокий уровень – 36%;

•        средний уровень – 35%;

•        низкий уровень – 7%;

•        очень низкий – 0%.

          Итоговая проверка развития творческого потенциала показала:

Диаграмма 6

       

 Данные проведенной диагностики в процентном отношении  показали:    

•        высокий уровень – 42%;

•        средний уровень – 48%;

•        низкий уровень – 10%.

          Данные диагностик показали, что  у учащихся значительно повысился уровень развития творческих способностей. Дети раскрыли свои скрытые таланты и возможности. А главное, участвовать в различных коллективно – творческих делах, проявлять инициативу и даже что-то предлагать сами.

        Сравнительный анализ результатов работы

          Для наглядного сравнения развития творческих способностей учащихся в начале работы и в конце составляю сравнительные графики.

График 1

Высокий уровень развития способностей

   

   Из графика видно, что увеличилось количество детей с  высоким уровнем развития:

  • воображения – на 49%;
  • фантазии – на 14%;
  • творческого потенциала – на 17%.

График 2

Средний уровень развития способностей

         

Из графика видно, что детей со средним уровнем развития творческих способностей осталось  практически то же количество. Но надо заметить, что в это число входят  уже учащиеся, которые имели более низкие показатели на момент начала работы.

График  3

Низкий уровень развития способностей

     

     Из графика видно, что детей с  низким уровнем развития творческих способностей  практически не стало.

      Кроме этого к концу работы над развитием творческих способностей, дети смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая работа на занятиях необходима. Она способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышает мотивацию детей к получению новых знаний, к развитию новых умений.

     Результы моей работы:

1.Повышение уровня мотивации и познавательной активности.  Дети сами проявляют желание творить.

2. Систематизирован  материал ( диагностики, упражнения, занятия и т.д.) по развитию творческих способностей учащихся 1-4-х классов.

Разработан групповой проект «Макароны- это еда или искусство».

3. Представлен  опыт работы:

- при проведении мастер-класса по результатам проектной деятельности младших школьников ( для воспитателей ГПД района);

-  на районном семинаре директоров по теме « Солдаты вчера, сегодня, завтра» ( итоги исследовательской деятельности учащихся 1-4 классов). 

Список литературы

1.     Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.- М., 2002.

2.     Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – С.П.б.: Союз, 1997.

3.     Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

4.     Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

5.     Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., 2001.

6.     Как воспитать в ребенке творческую личность. Ростов–на -Дону, 2004.

7.     Мищенкова Л.В. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня 1-4 классы., Волгоград, 2010 г.

8. Монтессори М. Метод научной педагогики. –М., 2010.

9.  Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. М., 2006.

10.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

11.  Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва, 2002 год

12.  Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-ух т. Т I.- М.: Педагогика, 1985.

13.  ФГОС Начального общего образования на период 2010-2012 гг.

14.  Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды –М.,1989г.