Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Приложение материала к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1_prilozhenie_k_obobshcheniyu_opyta.zip1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное                                                                        Утверждено

общеобразовательное                                                               решением педсовета

учреждение                                                                               протокол № ___________ 

средняя общеобразовательная                                                 от ____________________

закрытого административно –

территориального образования

г. Радужный Владимирской области

Ф А К У Л Ь Т А Т И В Н Ы Й        К У Р С

«Расти здоровым»

учитель: Галютина Н.В.

                     

                                                           

                             

                                                      Г. Радужный

                                                          2013-2014 год

Пояснительная записка.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно – оздоровительных  программ по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука), поскольку именно в этот период (начиная с дошкольного и  младшего школьного возраста) закладываются навыки по формированию здорового образа жизни.

Существует и определение здоровья по Брехману:

  • Соматическое здоровье – удел медицины.
  • Физическое здоровье – сфера физической культуры и спорта.
  • Психическое здоровье – область применения психолога.
  • Нравственное здоровье отражает социальная ценность человека, формирует нравственность и духовность.

Представление о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужно собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя». (Н. Амосов)

Цель:

Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Задачи:

Расширить знания и представления его мотивационной сферы гигиенического поведения.

Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Учить детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно  здоров.

Структура.

Занятия проходят в виде урока.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (2-4) класс.

Режим работы 1 ч. в неделю.

Форма.

Методика работы с детьми строится в направлении личностного – ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждающих их к творческому отношению при выполнении заданий.

Содержание.

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения и прочее) необходимыми для развития навыков ребенка.

Программа включает не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. С раннего детства надо, чтобы ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни.

Преемственность.

Полученные знания можно использовать с учетом возраста, знаний и умений на уроках математики, ИЗО, окружающего мира, физической культуры, а также во внеклассной работе (классные часы, праздники, устные журналы, игры, экскурсии, библиотечные уроки и. т. д.)

Информация о здоровье учащегося – ценный материал для коррекции учебно – воспитательного процесса, для работы с родителями. Результаты индивидуальных наблюдений помогают ученикам и родителям создать благоприятный микроклимат в семье и классе.

Структура занятий помогает вовлечь всех участников образовательного процесса в процесс укрепления и сбережения здоровья обучающихся.

 

Прогнозируемые результаты.

К концу второго класса учащиеся должны знать, как уберечься от болезни, правила пользования лекарственными средствами, лечебные учреждения и врачей, которые помогают сохранить здоровье;

Уметь проводить процедуры закаливания, оказывать первую медицинскую помощь в определенных случаях, правильно вести себя дома и в природных условиях, чтобы обеспечить себя от травм различного рода.

Для отслеживания результатов можно использовать метод наблюдения.

Тематическое планирование (2 класс).

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

2.

Почему мы болеем.

1. Причины болезни

2. Признаки болезни

3.Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней.

1. Как организм помогает себе сам.

2. Здоровый образ жизни.

3.Какие врачи нас лечат.

Почему люди болеют. Причины болезней.

Наш девиз: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» (3, с. 60).

По каким признакам можно понять, что человек заболел. Игра соревнование «Кто больше» (назови болезни и их признаки)

Практикум. Как помочь человеку при ознобе и высокой температуре.         (3, с. 62)

Как выглядит здоровый человек. Игра «Кто больше» (признаки, характеризующие здорового человека). Тест «Твое здоровье».

Практикум. «Помоги себе сам».        (3, с.63)

Что важно для здоровья ( режим дня).Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?» (

Состояние памятки «Как правильно готовить уроки». (1, с.7)

Что входит в понятие ЗОЖ. Знакомство с доктором : Здоровая Пища, доктор Вода и Мыло, Свежий воздух доктор, Красивая осанка, Упражнение, доктор отдых, доктор Любовь. (5, с. 3; 3, с. 66)

Кто нас лечит. Работа разных врачей. Лечебные учреждения.

Валеологический самоанализ «Как я «забочусь о своем здоровье». (3, с. 68)

3 ч.

1ч.

1 ч.

1ч.

5 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

3.

4.

5.

6.

4.Инфекционные болезни.

5.Прививки от болезней.

Что нужно знать о лекарствах.

1. Какие лекарства мы выбираем.

2. Домашняя аптечка.

3. Отравление лекарствами.

4. Пищевые отравления.

Правила безопасного поведения.

1. Если солнечно и ясно

2. Если на улице дождь и гроза

3. Опасность в нашем доме

4. Как вести себя на улице.

5.Вода- наш друг.

6. Чтобы огонь не причинил вреда.

7. Чем опасен электрический ток.

8. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

9. Укусы насекомых

10. Что мы знаем про собак и кошек.

Оказание первой медицинской помощи.

1. Отравление ядовитыми веществами.

2.Отравление угарным газом.

3. Как помочь себе при тепловом ударе.

4. Как уберечься от мороза.

5. Если ты ушибся или порезался.

6. Перелом.

7. Оказание помощи при растяжение связок и вывихах.

8.Если в глаз, ухо, горло, нос попало постороннее тело.

9.Укусы змей.

Заботы медицины.

1. Расти здоровым.

2. Воспитай себя.

3. Я выбираю движение (итоговое).

Что такое инфекция. Как распространяется. Что является источником заражения. Инфекционные болезни. Понятие иммунитет. Игра – соревнование: «Кто больше?» (4, с. 299; 3 с. 68)

Болезни инфекционные и неинфекционные. Для чего делают прививки? Игра «Полезно – вредно».

( 4, с.336; 3, с.70)

Валеологический самоанализ. «Можно ли выздороветь без лекарств.» Как получали лекарство раньше и как сейчас приготовляют лекарства. Как надо принимать лекарства. Понятия «аллергия», «антибиотики». Какие лекарства можно купить без рекомендаций врача. (3, с.70).

Игра «Валеологический светофор».

Понятие аптека, домашняя аптечка. Как следить за её состоянием. (3 с. 72; 3 с. 102)

1. Какие бывают отравления.

Признаки лекарственных отравлений. Помоги себе сам при первых признаках отравления лекарством. Практическая работа.

2. Как можно отравиться лекарствами.

(4,с. 378 ; 3, с.74)

Чем могут быть вызваны пищевые отравление. Игра – соревнование «Кто ответит правильно?»

Признаки пищевого отравления.

Первая помощь при пищевом отравлении. (3, с. 75).

Полезно солнце или вредно.

Признаки солнечного ожога.

Как помочь себе при солнечном ожоге. (4, с.382)

Что необходимо сделать, чтобы не заболеть, если промокли подождем.

Правила поведения при грозе. Практикум. (7, с.29; 4, с.362)

Опасности, которые подстерегают нас дома. Правила безопасного поведения дома. Игра «Валеологический светофор». (6, с. 62).

Правила поведения на улице (ПДД). Правила перехода улиц, где нет светофора.

Правило безопасного поведения в транспорте. (6, с. 35)

В чем состоит опасность на воде.

Оправдан ли риск на воде.

Правила поведения на воде.

Игра «Когда опасность рядом». (6, с.74)

Чем опасен огонь?

Куда обращаться в случае пожара.

Игра «Валеологический светофор».

Правила поведения при пожаре в доме.

Практическая работа «План эвакуации при пожаре школы». (6, с.67)

Электрический ток, электрический удар, изоляторы электрического тока  ( резина, дерево, стекло, бумага).

Первая помощь при поражении электрическим током. (4, с.360)

Травмы – порезы, ушибы, переломы.

Практическая работа в парах. Оказание первой помощи. Как избавиться от травм. (4, с.128)

Пчелы, осы, комары – полезные насекомые. Мухи, тараканы, блохи, клещи – разносчики инфекций.

Признаки аллергии (отек, припухлость). Помоги себе сам:

если укусила пчела;

если заметили присосавшего к телу клеща.

Понятие « пинцет». (4, с.367).

Домашние животные – кошки и собаки.

Правила обращения с животными.

Помоги себе сам, если укусила собака.

(3, с.87)

Игра «кто больше».

Какие вещества нельзя пробовать на вкус. Ядовитые вещества.

Признаки отравления ядовитыми веществами. Понятие «дезинфекция», «дезодорант».

Помоги себе сам, при отравлении ядовитыми веществами. (4, с.374)

Когда выделяется угарный газ?

Признаки отравления угарным газом.

Правила поведения при отравлении угарным газом. (4, с.106)

Причины теплового удара. Признаки его. Игра «Валеологический светофор».

Помоги себе сам при тепловом ударе.

(3, с.91)

Обморожение. Признаки обморожения (местного и общего). Помоги себе при обморожении.

Игра «Полезно или вредно в сильный мороз». (4, с.357)

Ушиб и порез. Что делать, если ушибся, порезался? Первая помощь при ушибах и порезах.

Понятие «марганцовка». Практическая работа (в парах). Как правильно забинтовать рану. (3, с.95)

Переломы (открытые и закрытые).

Первая помощь при переломах. Практическая работа. Наложение шины. (4, с.27)

Виды травм. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Первая помощь при них. Практическая работа. Подготовка и наложение холодного компресса.(4, с.30,33).

Почему постороннее тело попадает в глаз, ухо, горло, нос? Игра «Мои органы». Первая помощь, если соринка попала в глаз, когда крошка попала в горло, если что-то попало в ухо. (4, с.68)

Змеи, ужи. Их внешний вид. Отличие. Повадки. Признаки укуса змеи. Первая помощь при укусе змеи. (4, с.372)

Что мешает человеку быть здоровым.

Неизлечимые болезни века. Работа ученых – медиков. Правила здорового образа жизни. (3, с.89;4, с.452)

Что значит – воспитать себя? Каким видят тебя люди? Приятно ли смотреть на тебя, беседовать с тобой, дружить с тобой. На кого хотелось быть похожим.

Тест «Оцени себя сам». (3, с.99)

Здоровье – зависит от нас и нашего поведения.

Здоровье – движение. Описание движения некоторых животных (жираф, птицы, обезьяны, лошадь, аист, кошка).

Подвижные игры на воздухе. Задание  на лето. Организуй игру с друзьями. «Кто больше». (4, с.435; 3, с.100)

1 ч.

1 ч.

4 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

10 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

9 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.

3 ч.

1 ч.

1 ч.

1 ч.


Литература.

  1. Абаскалова Н.П. «Здоровью надо учить», Новосибирск, 2000 г.
  2. Абаскалова Н.П. «Я учусь, расту и развиваюсь здоровым», Новосибирск, 2000 г.
  3. Обухова А.А. «Школа докторов природы», Москва «Вако», 2004 г.
  4. «Я познаю мир» (медицина), Москва «АСТ»,1997 г.
  5. Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников», Волгоград «Учитель»,2007 г.
  6. Горбунова Н.А. «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград «Учитель»,2002 г.
  7. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье», Москва «Сфера»,2004 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье описывается значение и различные аспекты культуры ЗОЖ, рассматриваются вопросы поэтапного обучения младших школьников здоровому образу жизни....

Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».

мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников : Гимнастика для глаз, Страна здоровья, Станция зубы, Загадки, Кроссворд....

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников : Оздоровительная минутка, Дневничок-Здоровячок, Преемственность всех структур, Психокоррекционная работа

Приложение к обобщению педагогического опыта пр формированию здорового образа жизни у младших школьников :  Оздоровительная минутка, Дневничок-Здоровячок, Преемственность всех структур, Психокорр...

Формирование здорового образа жизни у младших школьников.Из опыта работы

Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все. В статье рассматриваются подходы к организ...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...