Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»
материал по теме

Алексеева Марина Викторовна

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc333 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации города Новый Уренгой

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №18»

МБОУС(К)ОШ №18

Программа коррекционно-развивающих занятий

 по формированию здорового образа жизни

для младших школьников и подростков

«Дорогою Здоровья»

Авторы-разработчики:       Азизбекова Д.А.

Алексеева М.В.

г. Новый Уренгой

2013г.

Пояснительная записка

Актуальность. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

В современных условиях повышается роль профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употребления алкоголя, никотина среди детей и подростков.

Общая цель всей деятельности в данном  направлении – не только научить ребенка объективно оценивать свои действия и поступки (соответственно особенностям своего возраста), а развить веру в свои возможности и силы, адекватно реагировать на сложную жизненную ситуацию и делать свой собственный выбор. Помочь ему достигнуть социально-значимых результатов в жизни, и получить грамотно и своевременно дозированную информацию о разрушающем эффекте вредных привычек не только на организм человека, но на саму жизненную ситуацию.

Данные занятия представляют собой совокупность рисуночных заданий, тестов, психогимнастических упражнений, направленных помочь подросткам освоить разные виды творческого и осмысленного времяпрепровождения и расширить их временную перспективу. Именно с помощью творческих заданий можно удовлетворить потребность ребенка в «путешествиях», в стремлении найти другой мир, где его понимают, его любят, принимают, мир в котором он герой, способный вынести тяготы и боль жизни. Изучение учащимися других миров на наших занятиях, начинается для них с познания такого близкого, однако такого незнакомого мира – самого себя. Акцент в работе психолога стоит на формировании у подростка осознанности, осмысленности самого себя.

Цель: формирование убеждения  о необходимости приобщения к здоровому образу жизни, создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников и подростков отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Для решения поставленной цели, мы поставили  следующие задачи:

  • формирование компетентности обучающегося в сфере здоровья –  понимание роли здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни;
  • помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью;
  • приобретение знаний об основных факторах риска;
  • развитие навыков работы в группах;
  • моделирование поведения подростков, направленного на здоровый образ жизни;
  • повышение значимости здоровья в индивидуальной иерархии ценностей;
  • формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Продолжительность работы по программе. Программа предполагает проведение 12 тематических занятий. Программа рассчитана на детей 9-12 лет (младший школьный возраст, подростковый возраст). Продолжительность занятия 30-40 мин. Количество участников  - 5-10 человек.

Предполагаемые результаты: 

  • расширение объема знаний о здоровье;
  • улучшение поведения, направленное на здоровый образ жизни;
  • способность дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих;
  • умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

В структуру занятия входят:

  • приветствие;
  • разминка;
  • основная часть;
  • рефлексия.

Для решения поставленных задач в программе используются следующие методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

  • сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй);
  • арттерапия (свободное и тематическое рисование);
  • психогимнастические упражнения;
  • телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация);
  • игровые методы;
  • моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • беседа.

Тематический план занятий

№ занятия

Тема

Цель занятия

Кол-во часов

1

Я - неповторимый

познание учащимся самого себя, формирование позитивного образа «Я»

1

2

Мир эмоций

развитие у учащихся осознания свих эмоциональных состояний

1

3

Мешок хороших качеств

исследование своих качеств, особенностей

1

4

Моя семья

осознание требований родителей, сопоставление их со своими желаниями

1

5

Мои одноклассники. Говорим на одном языке.

развитие навыков сотрудничества между учащимися

1

6

Мои увлечения

знакомство с разнообразиями увлечений учащихся

1

7

Делу время, потехе час

развитие ответственности, осознанной самостоятельности у учащихся

1

8

Моя воля

развитие чувства уверенности в своих силах, способами развития волевых качеств

1

9

Привычки – хорошие и плохие

знакомство с представлениями учащихся о вредных и полезных привычках

1

10

Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье.

осознание вреда факторов, разрушающих здоровье

1

11

Я умею делать здоровый выбор!

осознание важности разумного отношения к своему здоровью

1

12

Волшебный цветок здоровья

обобщение вместе с учащимися полученных в ходе занятий знаний, умений.

1

Занятие 1.

«Я – неповторимый »

Цели:

  1. Создать условия для осознания ребенком себя человеком, который рожден для себя, для людей;
  2. Заложить основы процесса самопознания;
  3. Формировать позитивный образ своего «Я».

Приветствие. (Дети стоят по кругу и здороваются друг с другом)

- Дорогие ребята, здравствуйте. Я очень рада видеть вас на нашем занятии. И как воспитанные люди сначала мы поздороваемся друг с другом. Встаньте парами и скажите по очереди друг другу, глядя в глаза, ласково, негромко: «Здравствуй». Еще можно поздороваться ручками. Возьмитесь за ручки и тихонечко пожмите друг другу ладошки, чтобы почувствовать тепло друг друга. А еще можно поздороваться носиками, щечками или локотками. Мы попробуем это сделать на следующих занятиях.

(Педагог предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят по круг.)

- На занятиях мы будем учиться общению друг с другом, узнаем много нового и интересного о себе и окружающих нас людях. Мы будем смотреть мультфильмы, слушать сказки, стихи. А еще мы будем  играть, рисовать, петь.

Сообщение  темы занятия.

-  На свете живут разные люди, взрослые и дети.  Они работают, учатся, общаются. В жизни каждого из них наступает момент, когда они задумываются над вопросом «Кто я?»  Говорят, человек есть тайна. И не только для других людей, но и для самого себя. Сегодня мы начнем  открывать эту тайну.

Основная часть занятия.

Размышления над вопросом «Кто я?».

Педагог предлагает детям подумать и ответить на вопрос: «Кто я?» Ответы детей педагог может стимулировать наводящими вопросами: Кто ты для родителей, а для бабушки и дедушки? (сын или дочь, внук или внучка). В школе ты кто? (школьник(ца), ученик(ца) А в больнице? Когда по улице идешь – кто? А если в транспорте едешь? В магазине как тебя называют?

      После того, как дети ответят на вопросы, педагог подводит итог.

- Прежде всего, каждый из вас – человек. Оказывается, один и тот же человек выполняет разные роли, в разных местах его называют по-разному. Как вы думаете, какая самая главная дата в жизни человека? Какой день в году для каждого их вас самый лучший? (Дети высказывают свои предположения)

- Я согласна с вами  – это день рождения. Как вы думаете, какие чувства испытали мама и папа, когда вы появились на свет? (радость, гордость, счастье, любовь). Почему день рождения самый веселый праздник для вас? (Ответы детей).

- Родители, бабушки и дедушки, родственники, друзья, все, кто рядом с вами в этот день, счастливы и рады, что вы у них есть. Они любят вас, разделяют вашу радость и успехи, желают всего самого доброго в жизни, потому что человек рождается для  людей. Другие люди так же важны для человека, как и он сам.

Диагностический тест

Прежде чем обсуждать ниже следующие темы по профилактике употребления ПАВ, надо провести с ребятами проективную диагностическую методику Н. Гусевой «Приключения Кузи и Фани».

Данная методика помогает выявить установки школьников по отношению к ПАВ (употреблению алкоголя и курению). Ее проведение позволяет не только оценить поведенческую готовность детей в наркогенных ситуациях, но и выявить некоторые особенности актуального состояния школьника, наиболее значимые для него и конфликтные сферы взаимоотношений, сделать вывод об уровне агрессивности в общении и др.

Каждый из учеников получает конверт с набором карточек (для мальчиков — с персонажем-мальчиком, для девочек — с персонажем-девочкой), на которых изображены наркогенные ситуации, в которые могут попасть подростки. У авторов теста герои носят имена Кузя и Фаня. Подробное описание хода обследования представлено в Приложении 1.

Упражнение «Секрет на ушко».

- У каждого человека есть секреты. Положите голову на парту и подумайте над вопросом «Кто для меня самый главный человек на свете?» Кто захочет поделиться со мной своим секретом, поднимет руку. Я подойду, а ты тихонечко шепнешь мне на ушко свой секрет.

- Спасибо, дети за ваше доверие и откровенность. Ваш секрет я сохраню.

Упражнение «Расскажи о себе».

- Что вы знаете о себе? Расскажи о себе своему соседу по парте, о своей внешности, увлечениях и мечтах. (Дети выполняют задание в парах)

- Дети внешне похожи на своих родителей, но нет двух одинаковых людей в мире. Каждый человек уникален, неповторим. У каждого свои интересы и способности,  мечты и  желания.

Разыгрывание этюда «Цветок желаний».

(Звучит спокойная инструментальная музыка) Педагог предлагает детям «вырастить» на клумбе волшебный цветок исполнения желаний.

- Дети, каждый сажает в землю семя цветка, поливает его из лейки. (Имитация движений). Теплый луч солнца упал на землю и согрел в ней семечко (сесть на корточки, голову и руки опустить). Сначала из земли появляется  росток (медленно поднять голову, выпрямить корпус, поднять руки вверх). Из ростка вырастает  прекрасный цветок (Встать, голову слегка откинуть назад).

Коллективный коллаж.

Работа в группах. Каждой группе детей педагог раздает по одному лепестку белого цвета. Дети должны договориться, каким цветом они будут раскрашивать свой лепесток. Выбор цвета сообщается другим группам, чтобы не было повторение цвета. Когда лепестки будут закрашены, собрать их в цветок и прикрепить к стенду.  Каждый ребенок загадывает желание и сообщает его по секрету на ушко педагогу.  Дети шепчут на ушко педагогу свое желание.

Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма

«Цветик-семицветик».

- На исполнение каких желаний Женя потратила лепестки цветика-семицветика до встречи с мальчиком?

- Почему Женя пела волшебную песенку, отрывая последний лепесток, «дрожащим от счастья голосом»?

- Исполнение какого желания принесло Жене настоящую радость, удовлетворение?

Рефлексия.

- Какую тайну мы открывали сегодня?

- Что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей)

-  Каждый из нас человек, который выполняет разные роли и по-разному называется.

- Похлопайте в ладоши, кому было интересно.

- А сейчас пришла пора попрощаться друг с другом. Встаньте парами. Скажите: «Мне было приятно общаться с тобой» и тихонечко хлопните друг друга ладошками.

Занятие 2.

«Мир эмоций»

Цели:

  1. Воспитание культуры чувств учащихся.
  2. Развитие способностей учащихся к осознанию и различению их собственных эмоциональных состояний, чувств.
  3. Расширение словарного запаса учащихся в области чувств, эмоций.

Приветствие.

Упражнение «Сегодня я рад видеть…».

Участники занятия садятся в круг лицом друг к другу так, чтобы количество стульев соответствовало числу сидящих в кругу детей. В середине образовавшегося круга встает психолог и произносит фразу, которая начинается словами: «Сегодня я рад видеть..». Например: «Сегодня я рад видеть тех, кто утром успел позавтракать», «Сегодня я рад видеть тех, кто хотя бы один раз сегодня улыбнулся», «Сегодня я рад видеть тех, у кого темные волосы», «Сегодня я рад видеть тех, кто пришел на занятие». Тот, кто может отнести содержание фразы к себе, должен быстро встать со своего места и пересесть на другой стул.

«Чувства есть у всех людей. Они, как компас, помогают ориентироваться нам в нашем собственном Внутреннем Мире и в Мире общения. Важно быть внимательным к собственным чувствам и чувствам других людей. Если человек узнает свои чувства и умеет описывать их словами, он может лучше общаться и принимать более правильные решения».

Упражнение «Имена чувств».

Познакомься с названиями разных чувств, эмоциональных состояний. Те из них, которые знакомы тебе, которые ты испытывал хотя бы однажды, обведи кругом или овалом. Теперь раскрась получившиеся круги так:

  • Если в круг заключено название чувства, которое тебе приятно испытывать, раскрась его желтым цветом;
  • Если в круг заключено название чувства, которое тебе неприятно, некомфортно испытывать, раскрась его коричневым цветом (Приложение 2).

Одни чувства доставляют нам удовольствие, другие неприятны и от них хочется побыстрее избавиться. Главное, надо помнить, что нет плохих или хороших чувств. Все чувства – твои помощники. Если будешь замечать их, то сможешь лучше позаботиться о себе, и лучше общаться с людьми, которые тебя окружают. Внимательное отношение к чувствам других людей очень помогает в общении.

Упражнение «Угадай эмоцию».

Внимательно рассмотри рисунки предположи, какие чувств а испытывают изображенные на них люди.

Упражнение «Закончи предложение». Подумай, в каких ситуациях возникают у тебя те или иные чувства и закончи предложения.

  1. Я радуюсь, когда….
  2. Я злюсь, когда…
  3. Я чувствую смущение, когда…
  4. Я боюсь, когда…
  5. Я доволен, когда…
  6. Я спокоен, когда…

Рефлексия занятия.

Занятие 3.

«Мешок хороших качеств»

Цель:  помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

Материалы: 

  1. ватман с изображением большого пустого мешка;
  2.  доска, мел;
  3. альбомы;
  4. цветные карандаши.

Приветствие. Поздороваться ручками, ножками, носиками и т.д.

Основная часть. «Что такое качество?». Ведущий сообщает детям, что они попрощались с Миром Эмоций и очутились в неизвестном Мире Качеств. Проводится обсуждение того, что такое качество. Например, у любого предмета есть качества: ручка — какая? Дети отвечают: синяя, длинная, тонкая и т.д. У человека тоже есть свои качества как внешние, так и внутренние. Внешние качества — это те, которые мы видим глазами: внешность, одежда, а внутренние — это характер человека. Психолог приводит примеры разных черт характера: добрый, ласковый, злой и т.д. На доске рисуется схема:

Ведущий подчеркивает, что внешние качества не всегда соответствуют внутренним качествам человека: он может быть красивым, но злым. Пример: Снежная королева.

Упражнение «В чем твоя сила?»

Ребенок садится на стульчик в центре круга и берет в руки игрушечного льва. Ведущий предлагает детям поискать внутреннюю силу этого ребенка, то есть назвать главное хорошее качество, которое отличает его от других. Дети с помощью ведущего выбирают это качество и хором выкрикивают его, например: «Артем – умный», «Жанна – нежная». На стульчике должны побывать все дети.

Упражнение «Мешок хороших качеств».

На доске рисуется или вывешивается ватман с изображением большого пустого мешка. Психолог сообщает детям, что это «мешок хороших качеств» человека, который им сейчас предстоит «заполнить». Психолог читает детям описание разных качеств человека, а дети должны отгадать, что это за качество, а затем «поместить» его в «Мешок хороших качеств» (психолог «вписывает» это качество в «мешок»). Описания «хороших качеств» могут быть следующими:

•  человек, который относится к другим хорошо, помогает (добрый или отзывчивый);

•  человек, который не любит ссор, со всеми живет мирно (миролюбивый);

•  человек, который любит трудиться (трудолюбивый);

•  человек, который умеет держать слово и выполнять свои обязанности (ответственный);

•  человек, который умеет говорить ласковые, добрые слова (ласковый); .

•  человек, который по-дружески относится к людям (дружелюбный);

•  человек, который не хвастается своими достижениями (скромный);

•  человек, который не врет и не обманывает (честный);

•  человек, который всегда в хорошем настроении и с чувством юмора (веселый);

•  человек, который не боится и не трусит (смелый);

•  человек, который готов поделиться, отдать то, что у него есть (щедрый);

•  человек, который не держит долго зла на людей (умеюший прошать) и др.

Игра «Семицветик».

Каждый ребенок рисует большой семицветик (цветок типа ромашки) с 7 лепестками в своем альбоме. На каждом лепестке этого цветка ребенок должен написать одно свое хорошее качество, при этом он может заглядывать в «Мешок, хороших качеств», висящий на доске. Затем можно собрать все рисунки и зачитывать качества, не называя имен учеников, чтобы другие смогли угадать, кому принадлежит тот или иной семицветик.

Рефлексия.

Занятие 4.

«Я и моя семья»

Цели:

  1. Помочь детям осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями;
  2. Обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

Приветствие.

Упражнение «Сказочные герои».

Побеседуйте с детьми об их любимых сказках и о сказочных героях (или персонажах мультфильмов), на которых им хотелось бы быть похожими. Пусть каждый выберет такого героя и постарается войти в этот  образ. Нужно представиться от имени героя (например: «Я – Золушка», «Я  - Буратино»), рассказать немного о себе.

Основная часть.

Упражнение «Неоконченные предложения».

Дети несколько минут размышляют о своей домашней жизни. После этого они завершают фразы:

В моей семье принято…

Мои родители часто…

Моя мама обычно…

Мой папа обычно…

Я с родителями часто…

Рисунок «Семья».

Предложите детям представить, что к каждому в дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратился? Пусть дети нарисуют свою семью в сказочных образах. Можно также попросить родителей при желании выполнить то же задание: нарисовать членов семьи в образе героев сказок. Интересно впоследствии сравнить, много  ли окажется совпадений в сказочных интерпретациях домашней жизни у детей и их родителей.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. «Простить маму» А.Шмидт.

В одном большом городе жила семья гномов. Гномы – это такие же существа, как и люди, только очень маленькое. Эта семья была дружной, но однажды  с ней произошла такая история.

Мама уходила из дому по своим делам и сказала Маленькому Гномику:

- Я скоро вернусь. Веди себя хорошо.

Гномик, оставшись один, стал ходить по квартире и вдруг залюбовался красивой вазой в маминой комнате. Это была любимая мамина ваза. Обычно солнечные лучи играли на ее гранях, но сейчас стекло было тусклым, потому что покрылось пылью.

- Вымою-ка я вазу! – решил Гномик. – А когда мама вернется, она обрадуется, что ваза опять сверкает на солнце.

- Он влез на стульчик, потянулся к вазе, но пошатнулся и упал. Ваза скатилась со стола т разбилась, ударившись об пол.

- Какая жалость! – заплакал Гномик.

И тут вернулась мама. Она очень расстроилась, а потом рассердилась, что ее любимая ваза превратилась в груду осколков, отшлепала Гномика и отругала его. Она так и не узнала, что вся эта неприятность произошла потому, что Гномику хотелось ее порадовать.

Малышу было обидно, и он злился на маму. Ему никого не хотелось видеть, он заперся в детской и горько плакал. «Я так хотел сделать для мамы что-нибудь хорошее! Я не виноват, что у меня это не получилось! А она.. Пусть бы этой мамы вообще не было! Пусть я буду один на всем белом свете!» - причитал он.

Слезы катились градом по его щекам, и вдруг одна слезинка упала прямо на книгу, где был нарисован волшебник. И тогда волшебник ожил.

- Я все знаю, все видел, - сказал он Маленькому Гномику, - ты обиделся на маму и хочешь, чтобы ее не было. Она наказала тебя, не разобравшись, в чем дело. Что ж, у меня есть волшебная палочка. Сейчас я взмахну ею, и твоя мама исчезнет, ты останешься один на всем белом свете…

Так и случилось. Мама исчезла. Гномик одиноко бродил по дому. Вскоре он почувствовал, что без мамы ему плохо. Потом ему захотелось, чтобы мама была рядом. «Наверно, и ей без меня плохо. Наверно, она ищет меня. Может быть, ей даже хуже, чем мне…» - думал Гномик. Но как вернуть маму?

И Гномик догадался: может быть, надо маму простить? И как только он перестал на нее злиться и его обида прошла, мама оказалась рядом. Они обнялись и стали просить друг у друга прощения. Гномик все объяснил ей, а потом они отправились в парк и катались на карусели.

Мама купила Гномику сласти, он утешился и думал: «Хорошо, что я простил маму! Она же так любит меня! Я всегда буду ее прощать, это же моя любимая, единственная мама». А мама думала: «Как я была неправа! Как хорошо, что мой сынок сумел мен простить! Постараюсь больше не обижать его, ведь мы так любим друг друга!»

Упражнение «Портрет мамы».

Обсудив сказку, поговорите с детьми о том, как можно прощать своих родителей, если они бывают несправедливы. Дети с закрытыми глазами представляют свою маму: какая у нее прическа, как выглядит ее самое нарядное платье, как она улыбается. А потом украшают листы бумаги красивой рамкой и рисуют в ней мамин портрет. По окончании занятия портреты развешиваются на стене, затем дети забирают их домой в подарок маме или папе.

Завершение занятия. Рефлексия.

Занятие 5.

«Мои одноклассники. Говорим на одном языке»

Цели:

  1. Повышение интереса учащихся друг к другу;
  2. Развитие отношения принятия другого человека, с его взглядами, интересами, отличиями;
  3. Развитие навыков сотрудничества между детьми в совестной деятельности.

Приветствие.

Упражнение «Позывные».

Упражнение занимает мало времени, нравится ребятам и настраивает их на ориентацию друг на друга. Ведущий дает каждому играющему карточку, на которой написано название города или растения, животного или просто гласная буква и т.п. Одно и то же название получают несколько человек. Ведущий объявляет у скольких человек будет одно и то же название. По сигналу ведущего каждый негромко произносит полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто назвал то же самое, чтобы побыстрее соединиться с ним в одну группу. Когда вся группа в сборе, поднятием рук ребята должны дать знать об этом.

Основная часть.

Задание  «Мне интересно…».

Чем интересны тебе твои одноклассники? Детям предлагается раскрасить шары с подходящими ответами (Приложение 3).

Упражнение «Журналист».

Это задание выполняется в парах. Объединись в пару с тем из ребят, кого ты меньше всех знаешь. Сейчас вам представляется замечательная возможность узнать друг друга чуть лучше. Вы по очереди поиграете в журналистов. Журналисты часто берут у людей интервью, то есть они задают вопросы на которые человек отвечает и рассказывает о себе. Договоритесь, кто из вас первый будет в роли журналиста. В течение 5 минут журналист задает вопросы, на которые его собеседник будет отвечать. Задача журналиста – внимательно слушать ответы собеседника.

Упражнение «Ласковые слова».

Это упражнение помогает научиться полезному способу примирения  с товарищем. Этот способ помогает не доводить дело до ссоры и лучше понимать друг друга. Замечательный способ, который придумали психолог заключается в следующем. Как только двое ребят почувствовали, что дело идет к ссоре, то по специальному знаку, известному вам двоим, вы начинаете говорить друг другу по очереди комплименты. Например: «Ты красиво пишешь», «Ты замечательный математик!», «Ты умнейший в мире человек!» и т.д. Проигрывает тот, кто первым собьется, начнет повторяться или не найдет подходящего комплимента.

Рефлексия.

Занятие 6.

«Мои увлечения».

Цель: показать разнообразие увлечений учеников класса.

Материалы для занятия:

  1. мяч;
  2. доска,
  3. мел;
  4. карандаши, ручки;
  5. бумага;
  6. коробка или шляпа.

Приветствие.

Упражнение «Мои увлечения».

Дети становятся в круг. Они начинают перекидывать мяч и называть свои увлечения. При этом повторяться нельзя. Тот, кто в течение 5 секунд не успевает назвать или повторяется, выбывает из игры.

Основная часть. 

 «Увлечения». Ведущий беседует с детьми на тему, что такое увлечения и для чего они нужны. Затем класс разбивается на две команды. Разбивка следующая: ведущий просит по команде встать тех, кто увлекается футболом. Остальные должны остаться на местах. Затем он меняет задание и просит встать тех, кто увлекается животными, и т.д. Ведущий может несколько раз называть различные хобби. На 3—4-й раз, когда часть класса встала, он просит в таком составе объединиться в команды, т.е., условно говоря, образуется команда «стоящих» и «сидяших». Задача команд — в течение 2—3 минут подумать и написать на листе бумаги, для чего нужны увлечения, что хорошего есть в них, какая от них польза. После этого команды зачитывают свои варианты, а ведущий выписывает их на доску.

Упражнение  «Угадай чье?»

 Ведущий раздает каждому ребенку по листу бумаги. На нем дети пишут небольшой рассказ про свое самое любимое увлечение, не подписывая его. Затем они складывают листок и кидают его в общую коробку или шляпу. Далее ведущий по одному достает каждый листок и зачитывает рассказ. Задача класса догадаться, чье это увлечение.

Упражнение «Сценка увлечений».

Класс разбивается на команды по принципу схожести и близости увлечений. Они должны за 2—3 минуты придумать и представить сценку под названием «Наши увлечения».

Рефлексия. Вопрос: «Какое увлечение я хочу приобрести?..»

Занятие 7.

«Делу время, потехе час».

Цели:

  • Понимание детьми себя в социальной роли учащегося и принятие этой роли;
  • Развитие ответственности, осознанной самостоятельности у учащихся, их способностей к самоорганизации;
  • Овладение навыками составления индивидуального режима дня.

Приветствие.

Упражнение «Передай по кругу».

Дети встают в круг и на ходу передают (пантомимикой) горячую картошку, ледышку, тяжелый чемодан, аквариум с рыбкой и др.

Незнайку спросили, зачем ребята ходят в школу. Если то, что он говорит, по вашему мнению,  правильно, надо хлопнуть в ладоши. Если неправильно, надо топнуть ногой.

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы болтать на уроке с соседом по парте.

В школу ходят, чтобы научиться считать и решать задачи.

В школу ходят, чтобы научиться писать грамотно.

В школу ходят, чтобы драться.

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке.

В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами.

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.

Рассказ о Маше и Пете.

Ребята шли из школы домой. Вид у Пети был невеселый: брови нахмурены, плечи опущены.

- Что с тобой, - спросила Маша.

- Да вот, опять учительница замечание в дневник написала, что я домашнее задание по математике не сделал. Теперь еще и маму в школу вызывает. Ох, и достанется же мне.. – вздохнул Петя. А как я мог все успеть. Мне всегда времени не хватает, ведь день такой короткий. Вот вчера я из школы пришел, поел, телевизор посмотрел, потом на улицы с друзьями погулял, вернулся и, конечно, сразу за уроки уселся. Только успел русский и чтение сделать, а уже ночь за окном. Мама велела спать ложиться. Вот и не хватило мне времени задачу решить. Вот ты, - спросил Петя у Маши – почему все успеваешь? Наверное секрет какой-то знаешь.

- Мой секрет очень простой, - сказала Маша, - стараюсь все делать по порядку. Мне помогает мой режим дня, который мы с мамой составили.

Знаешь ли ты, что такое режим дня?

Подчеркни ответ, который тебе кажется верным

Режим дня – это программа телепередач на один день.

Режим дня – это мой распорядок дня (что я делаю сначала, что потом, по порядку). Он включает дела, которые мне обязательно нужно выполнить в течение дня. Это мои планы на день.

Режим дня – это расписание уроков в школе.

Режим дня – это в какое время приходят с работы мои родители.

Важно обсудить, какие варианты выбрали участники занятия, и прийти к общему верному решению. Верный ответ: «Режим дня – это мой распорядок дня: что я делаю сначала, что потом, по порядку. Он включает дела, которые мне обязательно нужно выполнить в течение дня. Это мои планы на день».)

Прочитай отрывок из повести Николая Носова и ответь затем на вопросы.

Витя Малеев в школе и дома (отрывок).

«Я решил сразу взяться за дело. Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться пораньше, часов десять, как Ольга Николаевна говорила. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед школой уроки После школы буду играть часа полтора в футбол, а потом на свежую голову буду делать уроки. После уроков буду заниматься чем захочется: или с ребятами играть, или книжки читать, до тех пор пока не придет время ложиться спать.

        Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем как делать уроки. Я твердо решил, играть не больше, чем полтора часа, от силы – два, но, как только я попал на футбольное поле, у меня все из головы вылетело, и я очнулся, когда уже совсем наступил вечер. Уроки я опять стал делать поздно, когда голова уже плохо соображала, и дал сам себе обещание, что на следующий день не буду так долго играть. Но на следующий день повторилась та же самая история. Пока мы играли, я все время думал: «Вот забьем еще один гол и я пойду домой», но почему-то та получалось, что, когда мы забивали гол, я решал, что пойду домой, кода мы еще один гол забьем. Так и тянулось до самого вечера. Тогда я сказал сам себе: «Стоп! У меня что-то не получается!». И стал думать, почему же у меня так получается. Вот я думал, думал, и наконец, мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. То есть у меня воля есть, только он не сильная, а совсем-совсем слабенькая воля. Если мне надо что-то делать, то я никак не могу заставить себя делать это, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать. Вот, например, если я начну читать какую-нибудь интересную книжку, то читаю и читаю. И никак не могу оторваться. Мне, например, надо делать уроки или пора ложиться спать, а я  все читаю. Мама говорит, чтобы  я шел спать, папа говорит, что пора уже спать, а я не слушаюсь, пока нарочно не потушат свет, чтобы мне нельзя было уже больше читать. И вот то же самое с этим футболом. Не хватает у меня силы воли кончить вовремя игру, да и только!

        Когда я все это обдумал, то даже сам удивился. Я воображал, будто я человек с очень сильной волей и твердым характером, а оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный, вроде Шишкина. Я решил, что мне надо развивать сильную волю».

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты думаешь, что помешало Вите Малееву выполнять намеченный режим дня?
  • Что ты посоветуешь Вите делать для развития силы воли?

Упражнение «Делу время, потехе час».

Это упражнение лучше проводить, предоставляя возможность желающим высказаться. После высказываний нескольких мнений, которые могут отличаться друг от друга, важно подчеркнуть, что все варианты ответа были интересными (оригинальными), а затем акцентировать внимание ребят на наиболее точно соответствующих смыслу высказываниях.

Есть пословица: «Делу время, потехе час». Как ты понимаешь ее смысл? Что для тебя дело, а что - потеха?

Вывод: «Важно, чтобы в твоей жизни было место  и серьезным делам, работе и отдыху, развлечениям. Если разумно распределять свое время, то можно успеть многое! Режим дня – твой помощник!

Упражнение «Распорядок дня».

Составь распорядок своего дня, например на завтра. Слева отметь время, которое занимают у тебя разные дела, рядом со временем напиши название дела. Расставь все дела по порядку: что ты будешь делать сначала, что потом и так далее (Приложение 4).

Упражнение «Если бы..»

А теперь давайте представим сказочную страну, где люди все время занимаются  только делами, все время работают. Что из этого может выйти? (Ребята стоят в кругу, отвечает тот, кому бросают мяч или предают мягкую игрушку.) А теперь, напротив, представьте сказочную страну, где все люди – и взрослые и дети – только отдыхают, развлекаются. Что из этого может получиться?

Рефлексия. Важно еще раз проговорить, чем полезно использование режима дня в организации своих дел. Имеет смысл спросить, кто из ребят составляет свой режим дня или пробовал это делать. Если такой опыт есть у кого-то из участников занятия, можно попросить его поделиться им.

Занятие 8.

«Моя воля».

Цели:

  • Развитие чувства уверенности учащихся в своих силах, себе;
  • Развитие ответственности, осознанной самостоятельности у учащихся, их способностей к самоорганизации;
  • Знакомство с понятием воли, способами развития волевых качеств.

Материалы.

  1. Мяч (желательно мягкий, тканевый).

Приветствие. Стоя в кругу, ребята бросают мяч друг другу, психолог тоже принимает участие в упражнении и старается бросить мяч тем, кто еще его не получал. Тот , кому попадает мяч, говорит следующую фразу: «Я умею…», после чего бросает мяч кому-нибудь из ребят. Через несколько минут ведущий вносит измене в инструкцию. Теперь надо бросить мяч кому-нибудь из ребят и сказать: «Ты умеешь…» В течение нескольких минут ребята таким образом поддерживают друг друга.

Основная часть. 

Упражнение «Преодолеваю трудности».

Вспомни ситуацию, связанную с учебой, домашней работой или какую-нибудь ситуацию из своей жизни, когда что-то у тебя не получалось, казалось трудным или очень трудным делом, но ты смог справиться с ним и научился делать его хорошо. Что это было за дело? Напиши (расскажи).

Психолог предлагает желающим сказать о том, с какими трудным делом им удалось справиться и что им в этом помогло, то есть поделиться с одноклассниками своими победами над трудностями.

Мне было трудно _________________________, но я смог это сделать и научился делать хорошо.

Что тебе помогло справиться с трудностями? Раскрась овалы с подходящими тебе ответами.

Перед введением понятия «воля» нужно  спросить ребят, знакомо ли им это слово и как они его понимают, а также зачем нужна человеку воля?

Воля – это способность человека управлять своим поведением, преодолевать трудности.

Зачем нужна человеку воля? Твоя сила воли может помочь справляться с делами, которые не очень хочется делать, которые не нравятся, но делать их все равно надо. Такие дела есть у всех, даже у взрослых.

Твоя сила воли может помочь в ситуациях, когда что-то очень хочется сделать, а нельзя. Например, сдержаться и не съесть конфету перед обедом.

Обсуждение ситуаций. Выбери те ситуации,

в которых ребята проявили силу воли.

Ситуация 1. К вечеру Маша очень устала и больше всего на свете хотела спать. Она посмотрела на портфель и подумала: «Соберу-ка я его завтра утром…» Учебники и тетрадки лежали на столе, карандаши ручки были разбросаны. Маша посмотрела на них и что-то в этой картине ей не понравилось. «Мои вещи тоже хотят спокойно отдохнуть перед школьным днем»,- сказала себе Маша, вздохнула и принялась собирать портфель.

Ситуация 2. «Маша, скоро будем обедать», - раздался с кухни голос мамы. «Угу», - сказала девочка, углубившись в книжку. Ее рука потянулась к вазочке с конфетами. «Ой», - вдруг вспомнила она, - перед едой нельзя есть сладкое, мама говорит, что аппетита не будет!». Но конфеты притягивали ее к себе как магнитом. «Ладно, я только две или три съем, а это совсем немного», - успокоила себя Маша и принялась за сладкое.

Ситуация 3. Петя очень хотел поиграть с ребятами в футбол, и как только ребята позвали его, он стремглав, понесся на улицу.

Полезные советы для тех, кто хочет тренировать свою силу воли:

  • Продолжай делать то, что делал, еще пять минут, даже если ты устал.
  • Попробуй сделать очень медленно то, что ты обычно делаешь быстро.
  • Воздержись говорить то, что подмывает сказать сразу и медленно, молча сосчитай до десяти.
  • Сразу же приступай к тому, что тебе хочется отложить на потом.
  • В деле, которое тебе не нравится, но которое все равно надо делать найди не меньше трех привлекательных сторон.
  • Если что-то не получается сразу, говори себе волшебные слова «Я могу!», они придадут тебе силы и уверенность.

Рефлексия.

Занятие 9.

«Привычки – хорошие и плохие».

Цели занятия:

1). Выяснить представления участников группы о том, что является полезным и вредным для человека;

2). Познакомить учащихся с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;

3). Способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.

Материалы для занятия:

1. Бумага для рисования и цветные карандаши или фломастеры;

2. Раздаточный материал - карточки «Привычки и последствия»;

3. Доска или лист ватмана;

4. Средства для письма на доске или листе ватмана.

Приветствие.

Упражнение «Близкие знакомые».

Водящий, отвернувшись, должен описать внешний вид одноклассников (во что одет, какого цвета глаза…; усложнение – задаются вопросы, например, кто одет в зеленую рубашку и др.)

Основная часть.

         Что полезно, а что вредно для человека. Психолог: «Мы любим многое в нашей жизни: любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше в жизни тревожились и огорчались; любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами. Человек - существо социальное. Социум - это люди, которые нас окружают. Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми. Мы любим занятия спортом и веселые игры, любим много путешествовать и каждый день узнавать что-то новое, любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки. Однако существует одно условие, при котором все перечисленное возможно, - это здоровье. Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своем пути, им будут гордиться родители, любить и уважать друзья, он сможет достичь в жизни много и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям. На свете есть много того, что помогает сохранить и укрепить здоровье человека, сделать его жизнь интересной, насыщенной, а есть то, что идет во вред здоровью и разрушает его. Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?»

Задание группе. Нарисовать то, что, по мнению каждого, полезно или вредно для здоровья человека. После выполнения рисунков участниками группы целесообразно провести их обсуждение в группе и обобщить материал, выписав основные полезные и вредные для здоровья человека вещи на доске или листе ватмана (путем последовательного опроса учащихся). Примерно подобный список можно представить следующим образом.

Полезно для человека:

- соблюдать режим дня;

- соблюдать гигиену;

- правильно и регулярно питаться;

- заниматься спортом;

- вовремя и самостоятельно делать уроки;

- обязательно бывать на свежем воздухе;

- делать утреннюю зарядку;

- следить за чистотой своей одежды и своего жилища;

- слушаться родителей и близких людей;

- закаляться;

- посещать кружки;

- читать книги;

- уметь вести себя в коллективе.

Вредно для человека:

- прогуливать занятия в школе;

- грубить и не уважать старших;

- сидеть много у телевизора или за компьютером;

- гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни;

- пробовать незнакомые вещества;

- есть чересчур много сладкого;

- грызть ногти;

- курить;

- драться.

Что такое привычки. Психолог: «Многие считают: если человек еще в детстве привыкнет делать что-то, он будет эта делать постоянно и во многом предопределит свою жизнь. Недаром есть такая пословица: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Давайте разберемся, что такое привычки и как они формируются».

Информация психолога может быть сведена к следующему. Привычка - это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка одеваться, или чистить зубы, или заправлять свою постель.

Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять не задумываясь. Проиллюстрировать процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».

Упражнение «Привычка».

Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу  поднять руку» и т. п.). Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли выполнять их. В определенный момент, ведущий перед командой, не произносит слово «Прошу», и тогда группа не должна выполнять его указание.

После проведения игры необходимо провести ее обсуждение и сказать о том, что, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

 Полезные и вредные привычки. Психолог: «Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, например, помогают удобно и комфортно организовывать свою жизнь или сохраняют его здоровье, поэтому их называют полезными.  Человек может улучшить свое здоровье, стать более сильным, красивым, если будет стремиться к тому, что полезно (Приложение 5).

Но бывают и такие привычки, которые наносят вред здоровью людей, - это вредные привычки. Если они появились у человека, отказаться от них бывает порой очень непросто. Таких привычек бывает так же много».

Учащиеся разбиваются на 2-3 подгруппы. Каждой подгруппе раздаются карточки, на которых написаны вредные и полезные привычки и их последствия.

(см. Приложение № 6).

Привычки:

- мальчик чистит зубы;

- мальчик не хочет мыться и умываться;

- группа ребят делает зарядку;

- девочка и ее отец убираются в квартире и чистят свою одежду;

- ученик грызет ногти на уроке;

- ученик опаздывает на урок;

- группа ребят курит;

- двое взрослых выпивают.

Последствия:

- здоровая красивая улыбка;

- с грязным подростком никто не хочет общаться;

- на спортивных состязаниях ребята легко и свободно преодолевают дистанцию;

- членам семьи приятно находиться в чисто убранной комнате;

- врач лечит мальчику воспаленные пальцы;

- мама ругает сына, увидев двойку в дневнике;

- на соревнованиях ребята, задыхаясь, с трудом прибежали к финишу;

- алкоголик дремлет на лавке под дождем.

Задание подгруппам. К каждой карточке, на которой написана привычка, нужно подобрать карточку с последствием этой привычки. Необходимо подготовить ответ с объяснением последствий, к которым приводит та или иная привычка. Форма ответа должна быть следующей: «Если,.., то...»

Например, «Если будешь каждый день чистить зубы, то они будут крепкими и красивыми, не надо будет лечить их у зубного врача».

После выполнения участниками подгрупп задания психологу следует проверить его, вызывая для ответа представителей из каждой подгруппы и следя за соблюдением формы ответа, содержащего оборот «Если..., то...».

Рефлексия. Кроме множества полезных, укрепляющих здоровье человека и помогающих ему жить привычек, есть те, которые мы считаем вредными, так как они приносят вред организму и нарушают правильный ритм жизни. Одними из таких привычек является курение и употребление алкогольных напитков.

Занятие 10.

 « Жизненные ценности. Факторы, разрушающие здоровье».

                                                                                   

                                                                                    Все здоровые люди любят жизнь.

                                           Г. Гейне

                                 

                                 

Единственная красота, которую я    

                                  знаю, — это здоровье.

                                           Г. Гейне

Цели: 

  1. Формирование мотивации к сохранению здоровья;
  2. Осознание вреда факторов, разрушающих здоровье;
  3. Развитие представлений о коварстве одурманивающих веществ.

Приветствие.

Групповая дискуссия.

Ведущий предлагает учащимся задуматься над вопросом: «Какие есть главные ценности в жизни человека?» Ребята высказывают свои мнения, один из них записывает их на доске. Во время обсуждения выясняются важность и значимость различного рода жизненных ценностей, но в первую очередь — здоровья. Раскрываются три его составляющие: физическое, психическое, духовное здоровье. Можно рассказать ребятам историю о спасении десятков людей, упавших в троллейбусе с моста в Ереванское озеро, многократным рекордсменом мира по подводному плаванию Шаваршем Карапетяном и предложить им порассуждать, каким образом эти составляющие помогли в трудной ситуации спортсмену спасти людей. Например:

□ Физическая — годы тренировок, закалка, здоровый образ жизни.

    □ Духовная — любовь к людям, сострадание, осознание ценности жизни.

    □ Психическая — уверенность в своих силах, собранность в критических          ситуациях, умение владеть своими чувствами.

Важно показать, что в наше время быть здоровым очень модно, поэтому многие люди уделяют значительное внимание своему здоровью.

Упражнение «Ценности здорового образа жизни».

Учащиеся выбирают карточку с незаконченным предложением и продолжают предложенную фразу:

  1. Я уверен, что здоровье человека...
  2. Чтобы быть здоровым...
  3. Я чувствую себя здоровым, когда...
  4. Если бы все люди были здоровы...
  5. Жить надо так, чтобы...

Обсуждение. Что дает человеку хорошее здоровье? Что оно позволяет сделать в жизни?

В обсуждении выясняется, что хорошее здоровье во многом позволяет человеку достичь в жизни того, что он хочет: получить образование, профессию, создать семью, вырастить детей, добиться успехов, радоваться жизни, несмотря на возможные трудности. Однако всего этого может не произойти, если человек потеряет свое здоровье.

Далее учащиеся ищут ответы на вопросы: что может наносить вред здоровью человека, какие факторы способны разрушать здоровье?

Делается вывод, что потребление людьми алкоголя, табака, наркотиков наносит непоправимый вред развитию личности и здоровью человека, особенно если речь идет о подростке.

Уважающие себя люди высоко ценят здоровье и, как правило, не курят. Не курят большинство спортсменов, так как они знают, что курение отрицательно скажется на их результатах. Если мы выбираем образ жизни, укрепляющий здоровье, мы контролируем свою жизнь в большей мере, так как от нашего выбора в огромной степени зависит не только продолжительность нашей жизни, но и успех в делах.

Анализ сказки

Учащиеся слушают «Сказку про злых чародеев» А. Г. Макеевой.

С давних пор злые чародеи Наркотик, Алкоголь и Никотин пытаются покорить людей, сделав их своими рабами. Началось это давным-давно. Как-то раз в стране Нездоровье, в его столице, собрались все злые волшебники и феи. Уселись они в огромном тронном зале, который пажи королевства украсили паутиной, сплетенной специально для этого случая самыми жирными пауками королевства, и гирляндами из когтей летучих мышей. Играл оркестр, состоящий из трех слепых сов и пяти раздувающихся от натуги жаб. На трон уселась фея Болезнь. Она взмахнула рукой и заговорила. Звуки ее пронзительного голоса гулко отдавались в коридорах дворца:

  • Мы собрались здесь с вами, дорогие коллеги, чтобы решить один очень важный вопрос. Мне кажется, давно настала пора завоевать нам не только отвратительное царство Здоровье, но и весь мир!
  • Как верно, как правильно! Давно надо было это сделать! — зашушукались колдуны и колдуньи.
  • Но сделать это нелегко. Ведь у Здоровья сильная армия, да и людишки просто так, без боя, не сдадутся. Нужно что-то придумать, — продолжала Болезнь.

И тогда вперед выступили три колдуна, закутанные в черные плащи с головы до пят.

  • Уважаемые дамы и господа,— начал один из них вкрадчивым голосом. — Позвольте нам, трем братьям — Наркотику, Алкоголю и Никотину, предложить свой план. Он очень прост. Мы первыми отправляемся на завоевание человечества, чтобы сделать самое сложное — поработить людей. Затем мы пригласим и всех остальных, в первую очередь, конечно, наших прекрасных дам. — Он отвесил поклон в сторону Болезни, Старости и Дряхлости.
  • А почему это вы первые отправитесь? — загалдели со всех сторон. — Вас, страшил в черных плащах, люди сразу же разоблачат.
  • Не разоблачат, — так же вкрадчиво продолжал колдун. — Посмотрите! — И три брата одновременно распахнули свои плащи.

По залу пронесся возглас изумления. Было чему удивляться, ведь внутренняя сторона одеяний колдунов была вышита изумительными шелками. Они сверкали на солнце волшебными красками, и казалось, что рисунок постоянно меняется.

  • Такими одеяниями мы обманем любого. Ведь являемся мы в образе прекрасного друга, утешающего в печали, веселящего в радости. Пройдет слишком много времени, прежде чем человек догадается, что за радужной стороной плаща скрываетесь вы — наши верные спутники: Болезнь, Нищета, Горе. — И колдун злобно захихикал.

В тронном зале царило молчание.

  • План мне нравится, — в раздумье произнесла Болезнь. — Возможно, у него есть свои недочеты, но они могут быть исправлены в процессе работы. Итак, господа, не будем терять времени. В путь! Желаю вам удачи.

В тот же час братья оседлали коней и выехали из царства. Так началась борьба трех братьев со здоровьем и счастьем людей. С давних времен пытаются завоевать мир отвратительные колдуны.

На первый взгляд все злые чародеи совершенно разные. Однако раскидывают свои сети, запутывая в них жертву, совершенно одинаково. Вот послушайте, как это происходит. Вывернув свой волшебный плащ наизнанку, приходит колдун к человеку.

  • Познакомься со мной, — предлагает он. — Я смогу дать тебе то, чего никто не даст. Со мной ты забудешь про горе, неудачи, а если у тебя радость, то со мной она станет еще больше. Говорят, что я опасен? Ерунда! Посмотри на меня, что во мне опасного? И я не заставляю тебя дружить со мной вечно. Попробуешь один раз, ну, может, два — и хватит. Увидишь, ничего стрэшного не произойдет. Ну, смелее!

Порой человек не может устоять против такого соблазна. Действительно, думают иные, почему бы не попробовать разок. Коварные Братья лишь этого и ждут. Им нужно любой ценой пробраться в организм, для того чтобы разрушить его.

Человек, попавший в сети к дурману, теряет не только здоровье, но и волю. Он полностью подчиняется злобным чародеям. Его не будут радовать первый зимний снежок во дворе и новая книжка. Он забудет своих друзей, а слезинки на щеках мамы не огорчат его.

Человек, попавший в сети к Черным Братьям, становится их рабом и причиняет вред не только себе, но и близким, самым дорогим для него людям. Действительно, встречаясь с Черными Братьями, он постепенно теряет здоровье и силы. А значит, он уже не сможет быть надежной опорой для своих постаревших родителей, не сумеет защитить своих детей. Наоборот, этот человек сам постоянно нуждается в чьей-нибудь помощи.

Обсуждение. Почему люди так легко поддаются соблазну?

Домашнее задание. Выполняется по желанию. Необходимо написать небольшой рассказ на тему «Что означает для меня здоровый образ жизни?» и нарисовать иллюстрацию к сказке. Учащиеся по желанию показывают свои рисунки, зачитывают рассказы.

«Бал здоровья».

В одном городе, на одной улице, в одном доме жил Василий Васильевич Васильев. Каждый день он выкуривал по 5 пачек сигарет. Он был толстый, обрюзгший, с желтой кожей. Он все время плохо себя чувствовал, с ним никто не хотел общаться.

Рисунок Ксюши М.

И однажды во сне он услышал хриплый, надломленный, когда-то очень красивый голос: «Эх, Васильев, Васильев, посмотри, что ты со мной сделал!»

И все закружилось, и он увидел красивый зал в готическом стиле. Там танцевали феи, некоторые были легкие, быстрые, а другие послабее. Затем к нему подвели фею, которую поддерживали другие, чтобы она не упала.

  • Где я? — спросил Васильев.
  • Ты на балу фей здоровья. У каждого человека своя фея. Вот фея, которую поддерживают,— фея В. В. Васильева! Если ее хозяин не изменится, через два дня она умрет!», — последовал ответ.

В ужасе Василий Васильевич проснулся, встал и сжег все сигареты.

С тех пор он больше не курил!

Рефлексия.

Занятие 11.

«Я умею делать здоровый выбор!»

Цели:

  • Помочь ученикам осознать важность разумного отношения к своему здоровью;
  • Способствовать укреплению здоровья детей;
  • Развивать навыки работы в группах, коммуникативные способности.

На доске запись: «Здоровый образ жизни – это …..».

  Над решением проблемы мы будем работать соревнуясь. Класс разбивается на две команды. Выбираем название для команд, девиз, капитана.

Основная часть занятия.

В век технического прогресса и развития  как вы думаете, что всего дороже? Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Здоровье не купишь за деньги. Будучи больными, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете решать жизненно важные задачи. Все мы хотим вырасти крепкими и здоровыми. Быть здоровым – естественное желание человека, рано или поздно все задумываются о своем здоровье. Каждый из нас должен осознавать, какой это бесценный клад. Давайте вместе подумаем, что такое здоровье, здоровый образ жизни.

Упражнение “Мозговой штурм”.

 К слову "здоровье" нужно подобрать слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни.

Упражнение «Анаграммы».

 Составление слов, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни (Приложение 7)

Анаграмма

Ответ

Анаграмма

Ответ

ивендиже

движение

нессайб

бассейн

таипени

питание

кулагопр

прогулка

нос

сон

дотых

отдых

соливедеп

велосипед

жемир

режим

дяразак

зарядка

акчивыпр

привычка

тракваз

завтрак

саротак

красота

ситотач

чистота

былука

улыбка

Составление слова из разрезных букв СПОРТ.

- Для того чтобы стать физически сильным человеком необходима регулярная физическая нагрузка. В этом нам поможет спорт.

Для начала вопрос-ответ по теме «Виды спорта»

1.  Командная спортивная игра, которая проводится на поле размером 61х 50 м, площадка ограждена бортиками высотой 100-122 см, Одновременно на площадке в составе каждой команды может находится 6 игроков. Смена игроков проводится в любое время неограниченное количество раз. (Хоккей)

2. Одно из толкований названия этого вида спорта – «пустая рука». (Карате)

3. Современное зимнее двоеборье, название которого в переводе с греч. звучит как «двойное состязание» (Биатлон)

4. Спортивная игра с мячом, напоминающая русскую лапту. В игре принимают участие 2 команды по 9 человек. (Бейсбол)

5. В переводе с греч. название этого вида спорта означает «хожу на цыпочках, лезу вверх» (Акробатика) 

6. Старое название настольного тенниса (Пин-понг)

Давайте составим «Рецепт долголетия». Каждый из вас на лепестке ромашки запишет одну из заповедей, чтобы быть здоровым и сильным (занятие спортом, правильное питание, гулять на свежем воздухе, соблюдение правил личной гигиены, хорошее настроение, проветривание комнаты, закаливание). Приложение 8.

Диагностика отношения ребенка к ПАВ.  Методика Гусевой Н. «Приключения Кузи и Фани» (Приложение 1).

Рефлексия «Острова».

Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и чуть-чуть умнее. А ведь всегда большое складывается из малого, собирается из зернышек. Хорошее здоровье — один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять. Одно из таких зернышек мы сегодня посадили в землю и скоро оно даст всходы.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих, занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других!

Надеюсь, что знания, полученные на этом занятии, найдут свое продолжение в вашей жизни.

Будьте здоровы и счастливы!

Занятие 12.

«Волшебный цветок здоровья».

Цель: обобщение вместе с учащимися полученных в ходе занятий знаний, умений;

Материалы:

  • яркий цветок с лепестками;
  •  плакат (карточки) с изображением эмоций;
  • записи весёлых детских песен для подвижных игр;
  •  цветные карандаши;
  • альбомные листы.

Основная часть.

Педагог-психолог: «На лугу у той дорожки, что бежит к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке, яркий с маленьким глазком».

 - Дорогие ребята! Обратите внимание на этот цветок.  Что в нём особенного? – спросите вы. Сейчас мы вместе попробуем в этом разобраться. Наш цветок необычный, он у нас волшебный. Видите, у этого цветка все лепестки разные.   Первый лепесток давайте назовём - «Я и мой разум».

Игра «Это я!».

Дети становятся по кругу, ведущий в центре. Дети повторяют за ведущим верные движения, например:

«Рука» - подняли руку (верно);

«Нога» - согнули ногу (верно);

«Живот» - взялся ведущий за плечо (не верно);

«Сердце» - ведущий взялся за живот (не верно);

«Спина» - держится руками за спину (верно).  

Всякое случается: вдруг поднялась температура, или заболела голова, а может, просто себя плохо чувствуешь, очень важно выбрать правильное решение: может нужно отдохнуть или обратиться к старшим за помощью.

Игра «Правильно - неправильно».

Дети стоят по кругу. Психолог задаёт интересные задания на внимание, которые нужно показать в движении, если оно правильное, то нужно хлопать в ладоши, а если задание неправильное, то нужно присесть.

Задание:

- Играем, если болит голова – неправильно (приседаем);

- В классе дети дружные – правильно (хлопаем в ладоши);

- Если болит живот, прыгаем – неправильно (приседаем);

- Зимой выходим на улицу без шапки – неправильно (приседаем);

- Моем руки и садимся завтракать – правильно (хлопаем в ладоши).

- Второй лепесток – «Я и моё настроение». Оказывается, что наше настроение и наши чувства могут принести вред нам и нашим близким. Давайте попробуем чаще улыбаться и радоваться жизни. Ну, а если вдруг случится какая-либо неприятность, помните, что через некоторое время она забудется, и будет казаться даже смешной. Вот и не стоит сегодня из-за неё расстраиваться и огорчать близких людей, которые нас любят.

Игра «Комплименты».

Дети выстраиваются в две шеренги по парам и говорят друг другу комплименты. На каждый комплимент игрок делает один шаг вперёд. Побеждает та пара, которая  ближе всех сошлась по количеству шагов (названных комплиментов).

- Третий лепесток – «Я и окружающий мир». Мы каждый день играем, дружим или ссоримся, разговариваем, просто встречаемся со знакомыми или незнакомыми людьми. Постарайтесь запомнить замечательное правило жизни: «Относитесь к окружающим так, как хочешь, чтобы относились к тебе!».

Игра «Конфликт».

Ученики становятся по два лицом в круг, повторяют за педагогом-психологом:

Жили-были я ли, ты ли

Между нами вышел спор,

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

По выбору ведущего одна из пар делится на убегающего и догоняющего. Убегающий может взять замену, став к любой паре спереди, а сзади стоящий убегает вместо него.

Педагог-психолог читает стихотворение, которое содержит вопрос, дети отвечают на заданный вопрос, делятся своими выводами.

Как поступить,

если хочется драться,

плакать, кричать,

и щипать, и бодаться?

Хочется очень толкать и брыкаться,

прыгать, скакать

 и юлой извиваться.

Вверх дном в один миг

 всё вокруг вдруг поднять.

Как сделать,

чтоб стали меня понимать?

- Четвертый лепесток – «Я и моя семья». Все мы живём с близкими и родными людьми. Это наши родители – мамы и папы, бабушки и дедушки, братики и сестрички. Нужно помнить о том, что наша забота нужна дорогим людям.

Упражнение «Волшебный дар».

Детям предлагается вспомнить, какие «волшебные» дары они получили от своих родителей (например: жизнь, любовь, добро и т.д.). Выясняется, что дети получают много даров от родителей. А какой волшебный дар могут подарить дети своим родителям? Обсуждение.

-  Пятый лепесток – «Это я сам». Этот лепесток напоминает нам, что мы сами играем важную роль в том, что с нами случается. Задумайтесь, какими мы хотим быть, кем мы хотим стать, - ведь всё зависит только от нас самих. Очень важно помнить о том, чтобы наши поступки не обижали тех людей, которые живут с нами рядом.

Учащиеся становятся в круг, в центре педагог-психолог с мячом.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Кузнецу, ткачу, врачу

С добрым утром! - я кричу

Добрый день! – кричу я вслед

Всем идущим на обед.

Добрый вечер! – так встречаю

Всех, домой спешащих к чаю!

Ведущий бросает мяч любому из игроков, который говорит одно из добрых слов и возвращает мяч ведущему. И так далее.

- А вот и шестой лепесток – «Я и моя жизнь». Если прикоснуться к этому лепестку, то нам станет понятным то, что каждый лепесток учит нас по-своему, но важно суметь прислушаться ко всем лепесткам вместе, одновременно.

Игра «Пишущая машинка».

Каждый игрок получает название буквы алфавита. Все дети двигаются по залу под музыку. Когда музыка заканчивается, ведущий называет фразу «В здоровом теле – здоровый дух». Дети начинают «печатать»: первая буква называет себя, начиная хлопать в ладоши, к ней присоединяется следующая и т.д. Когда фраза составлена все дети прочитывают её хором и три раза хлопают в ладоши.

Наш цветок не был бы таким замечательным, если бы мы прикасались и прислушивались только к одному из лепестков. Цветок красив только тогда, когда все его лепестки живы и полны радости оттого, что могут подсказать девочкам и мальчикам, что в жизни хорошо, а что плохо. Когда мы веселы и здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые видят нас.

Давайте закроем глаза и увидим свой волшебный цветок, который поможет нам быть счастливыми и здоровыми. Каждый из вас попробует сейчас нарисовать такой цветок для себя. Возьмите в руки цветные карандаши и нарисуйте свой Цветок Здоровья и Счастья.

Рефлексия:

 - Какой замечательный цветок здоровья и счастья у вас получился!

И, конечно же, помогли вам, дорогие мальчики и девочки, те игры и упражнения, которые мы выполняли вместе. Желаю вам расти крепкими, здоровыми, умными и добрыми! Успехов!

Список используемой литературы

  1. Сборник образовательных превентивных программ для образовательных учреждений. – Иркутск, 2008.
  2. Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н. Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной).
  3. Алексеев, Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. - М., 2003.
  4. Ваккер, А. Так ли труден здоровый образ жизни? / А. Ваккер // Здоровье и успех. – 2007. – № 5. 
  5. Горбенко, П. Валеология и здоровый образ жизни / П. Горбенко // Учитель. – 2005. – № 5. 
  6. Калинина, М. Быть здоровыми должны взрослые и дети / М. Калинина // Минская школа сегодня. – 2008. – № 5. 
  7. Ныкышев, М. Усиление оздоровительных функций общеобразовательного учреждения // Воспитание школьника, 2008, № 6.
  8. Петриченко Г. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа, 2008, № 9.
  9.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А. Д. Андреева.
  10.  «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М.: Генезис, 2012.
  11.  «Приглашение в мир общения» - М.: УЦ «Перспектива», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Методическая разработка занятия на тему: "Формирование здорового образа жизни у младших школьников".

Сохранение и укрепление здоровья детей. Эффективные формы и методы формирование знаний о здоровом образе жизни у младших школьников....

Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников на занятиях группы продленного дня

татья рассматривает способы формирования у детей в повседневной жизни навыков, способов и приемов сохранения и укрепления здоровья, во время пребывания в группе продленного в образовательном учреждени...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...

Занятие по здоровому образу жизни с младшими школьниками "Азбука здоровья"

Знакомство детей с правилами Здорового образа жизниПамятка родителямПрограмма здоровья для семьи...