Главные вкладки

    Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)
    статья по окружающему миру (4 класс) по теме

    Орешкина Ирина Юрьевна

    Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Многие дети в этом возрасте уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_predstavleniy_o_zdoovom_obraze_zhizni.docx44.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными»

    (Развивающая система Л.В.Занкова)

         Здоровье - важнейшая ценность человеческой жизни. И понимание этого должно приходить к человеку как можно раньше. Природа наделила нас колоссальным потенциалом физических и психологических возможностей. Вместе с тем уровень требований к человеку с развитием цивилизации повышается, усложняются и условия, в которых он живет. Как подготовить наших детей к здоровой продуктивной жизни? Как, развивая интеллектуально, приучить школьников к физической активности, здоровому образу жизни, правильной организации каждого дня?

         Решающую роль в этом может сыграть школа. Именно от подхода школы и педагогов к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей зависит формирование у учащихся целостного представления о здоровье как о триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно- нравственного. Сегодня в школе значительное место отводится здоровьесберегающим технологиям.

         Стало очевидным, что здоровье будущего поколения и всего общества напрямую связано с сохранением экологии детства. Физические и психологические нагрузки, ведущие к переутомлению, малоподвижность современного ребенка на уроке, переменах и даже в свободное время, смещение приоритетов от собственно детской игровой культуры (ролевые,

    подвижные, командные игры) к виртуальной сфере стали такими распространенными явлениями, что многие смирились с ними как с неизбежным следствием особенностей современной жизни.

    В своих трудах Л.В. Занков обозначил цель обучения в начальной школе, определив ее как достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. При этом ученый понимал общее развитие как появление новообразований во всех сферах психики ребенка  -  ума, воли, чувств, эстетических и нравственных представлений.

       В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.    Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых отмечено: выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

          Учащимся должны быть созданы условия для получения личностных результаты образования по ФГОС:  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

        Стандарт предусматривает формирование у обучающихся  первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

    овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

    формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

          Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, к своему здоровью и здоровому образу жизни с наибольшим успехом осуществляется в курсах окружающего мира, литературного чтения, технологии, а также русского языка, музыки.

     Также эти аспекты реализуются не только средствами предметов, но и  во внеурочной деятельности. Развивающая система Л.В.Занкова обеспечивает учителя рядом программ для осуществления здоровье сберегающего направления в  воспитании.

       Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности имеет множество аспектов и призвано повлиять на сложившуюся ситуацию. В описываемой  программе курса «Растем здоровыми и сильными» авторами сделана попытка сформировать первоначальное представление детей об элементарных нормах здорового образа жизни, а также расширить рамки

    учебных курсов «Окружающий мир», «Физическая культура» в аспекте понимания экологии природы и человека.

         Авторы программы Н. Я. Дмитриева, К.А. Семенова  обозначили следующие задачи курса:

    -формировать представления об основных факторах и «законах» здоровья, взаимовлиянии природы и человека друг на друга;

    -подвести учащихся к пониманию особенностей организма человека и его возможностей;

    - воспитывать бережное отношение к здоровью и понимание необходимости ведения здорового образа жизни;

    - формировать компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности.

           Курс «Растем здоровыми и сильными», рассчитанный на два года --3 и 4 классы, может реализовываться в любой группе учащихся и не требует от них специальной предварительной подготовки.  Когда я начала работать по развивающей системе Л.В.Занкова в 2008 году, я была заинтересована в том, чтобы учащиеся как можно раньше начали знакомиться с нормами здорового образа жизни, и поэтому включила в план работы ещё несколько  книг, чтобы курс  изучался на протяжении всего периода обучения в начальной

    школе.

     В 1-2 классах мною была  организована работа по книгам для чтения Т.В. Смирновой «Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей» и «Живые картинки. Природа и мы». При этом мне пришлось  самостоятельно планировать  данную деятельность в соответствии с особенностями и возможностями учащихся своего класса. Руководствуясь собственным опытом и предпочтениями, я старалась  так организовать  внеурочную деятельность, чтобы помочь детям в адаптации к школьному обучению, создании у младших школьников установки на здоровый образ жизни.

          Книга для чтения Т.В.Смирновой «Удивительные приключения Ани в стране Оззнобышей», замечательно иллюстрированная, появилась на столе у моих первоклассников в октябре. В книге переплетаются чудесным образом реальность и сказочные персонажи.  Девочка Аня не захотела лечиться от простуды,  и в итоге с ней произошли невероятные приключения. Ее похитили Сквозняк и Насморк и перенесли в страну Ознобышей. Только тогда Аня поняла, насколько она была не права. Вместе со своими новыми друзьями Ментоловой Палочкой, Носовым Платком, Градусником и мудрой кошкой Ваксой она вырвалась из плена и смогла добраться до чудесной Аптечной страны... В увлекательной сказочной форме книга рассказывает об удивительном путешествии маленькой девочки, учит преодолевать непредвиденные жизненные ситуации, не унывать, не останавливаться перед трудностями, уметь дружить... Секреты лекарственных трав, целебные свойства растений, народная мудрость, приметы – все это незатейливо вплетено в сюжетную канву сказки. Книгу мы  использовали для уроков внеклассного чтения, читая её как в классе, так и дома, обсуждали прочитанное, инсценировали. Дети приводили в пример ситуации, происходившие с ними, решали, где они поступали правильно, а где нет, находили вместе с героями книги  решения. Первоклассники  нашли в ней немало познавательного, научились  заботиться о своем здоровье. Мы  с детьми  использовали  главы книги как опору для выступлений, рисунков, обсуждений. В первом классе обучающиеся выполняли проекты «Аптека у дороги», «Домашний доктор», «Аптека  в огороде» о лекарственных растениях и их применении. С помощью родителей, бабушек находили рецепты приготовления лекарственных отваров из трав, оформляли альбомы, готовили презентации.

          Во втором классе работа продолжилась по книге для чтения Смирновой Т.В. «Живые картинки. Природа и мы».  Эта книга – маленькая энциклопедия естественно-научных знаний. Она увлекательно, в игровой форме знакомит юных читателей с миром Живой Природы. «Все в природе взаимосвязано», - утверждает главный герой книги, волшебный учебник Морекуз  Морекузыч. И показывает «живые картинки» - уникальные истории и факты, подтверждающие эту мысль. Важное место в книге уделяется знакомству ребенка с основами экологии, интересно рассказывается, как можно уберечь человечество от экологических катастроф. Почему в последнее время случается так много стихийных бедствий? Что случилось с природой? Как избавиться от надвигающихся бед? Благородный замысел автора в том, чтобы дети научились понимать и любить окружающий нас мир. И дети оценили это отношение автора, откликнулись на его призывы. В классе не оставалось равнодушных глаз, когда обсуждались вопросы экологии. Притом эти вопросы решаются не в виде прописных истин, а как раздумье над разны-

    ми, порой сложными случаями из жизни. Воспитание подлинной правдивости и искренности в детях неразрывно связано с чувствами и мыслями по поводу того, как нужно правильно поступать, жить с людьми и в согласии с природой.

          В 3-4 классе я приступила к реализации программы курса «Растем здоровыми и сильными» содержащей 2 раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья». В процессе изучения первого раздела дети расширяют свой кругозор, узнают о глобальных проблемах современности, таких как урбанизация, ухудшение экологической ситуации (разумеется, на доступном для данного возраста уровне), учатся понимать связи между своими действиями и здоровьем - своим и окружающих, начинают осознавать ответственность за свой образ жизни.

    В завершении данного раздела мы  организовывали  поход выходного дня. К походу готовились вместе и школьники и их родители, ставя целью развить и укрепить на практике полученные знания.

        Содержание второго раздела «Законы здоровья» изучается в 4 классе и нацелено на ознакомление детей с собственным организмом и оптимальными путями укрепления своего здоровья. На внеклассных занятиях учащиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное - практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях. Приведу содержание разделов программы  с целью показать, насколько  широко открывается перед учащимися картина окружающего мира,  дополняя знания, полученные на уроках окружающего мира.

    3 класс

    В гармонии с окружающим миром (34 часа)

    Природа, как твое здоровье? Что такое экология

    Что такое экология? Что такое окружающая среда? Сезонные изменения в природе. Роль экологии в жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на среду обитания растений и животных. «Хорошая» и «плохая» экология.

    Мой любимый школьный двор

    Экскурсия по пришкольной территории. Наблюдение за растительным и животным миром. Оценка экологического состояния пришкольного участка. Что мы можем сделать для нашего двора (уборка пришкольной территории, изготовление скворечников, посадка деревьев).

    Наша среда обитания

    Город, село, деревня. Прогресс и переселение в города. Что такое мегаполис? Современный город: преимущества и опасности. Ориентирование в городе: что делать, если ты заблудился? Карта города и план населенного пункта. Основы безопасности жизнедеятельности в городе. Как вести себя в чрезвычайной ситуации.

    В городских джунглях. Выбираем безопасный маршрут

    Предполагается осмотр окрестностей школы и выбор потенциально опасных мест и безопасного маршрута до дома.

    Тротуар, пешеходная дорожка, обочина. Наблюдение за дорожным движением возле школы. Экскурсия в центр города  (если школа городская) или в город (для школьников села,поселка и т.д.).

    Школа светофорных наук

    Причины дорожно-транспортного травматизма детей. «Дирижер» уличного движения. Правила перехода перекрестка. Нерегулируемый перекресток. Правила дорожного движения. Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС. Велосипед на улицах города.

    Я пешеход и пассажир

    Применение пройденного на практике. Наблюдение за дорожным движением города или села.

    Если стихия разбушевалась

    Что такое природные катаклизмы (наиболее характерные для данной местности погодные условия). Ураганный ветер. Смерч. Снежная буря. Наводнение. Цунами. Землетрясение. Правила поведения в экстремальной ситуации. Способы передачи информации на расстоянии. Игра: моделируем чрезвычайную ситуацию.

    Мой дом _ моя крепость

    Квартира и частный дом: преимущества и недостатки. Когда взрослых нет дома. Наши своенравные помощники: электричество и газ, водопровод и отопление. Правила безопасного использования электроприборов. Экономное использование ресурсов. Газовая плита и колонка. Что делать, если… (в доме пахнет газом; начался пожар; прорвало трубу и т.д.). Вызов

    милиции и МЧС.

    Перед экраном телевизора

    Сколько времени можно уделить телевизору без вреда для здоровья. «Хорошие» и «плохие» телезрители: что и как смотреть. СМИ. Место у телевизора. Как дать отдых глазам. Шум от телевизора (магнитофона, плеера): шкала громкости.

    Компьютер - не игрушка

    Компьютер - великое изобретение человечества. Что было, когда не было компьютеров? Может ли компьютер «думать». Что такое искусственный интеллект. Где используются компьютеры (для математических вычислений; для создания баз данных; управления всевозможными устройствами). Первые ЭВМ и современные компьютеры. Компьютер в офисе и дома.

    Возможности, которые дают компьютер и Интернет. Правила безопасной работы на компьютере: зрение; поза; расположение монитора. Компьютерные игры: как избежать зависимости.

    Всемирная паутина: поиск информации в Интернете. Правила безопасности: вирусы и мошенники.

    Наши домашние любимцы

    Животное в доме - это радость, но и большая ответственность. Уход за питомцем. Гигиена домашних животных. Ветеринар. Заболевания, переносчиками которых могут быть животные.

    Растения и человек

    Комнатные растения. Значение растений в вашем доме. Путешествие с комнатными растениями. Уход за растениями. Полезные и опасные растения.

    Лекарственные растения: дикорастущие и культурные. Что такое биологически активные вещества. Знакомство с лекарственными растениями и их применением. Редкие и охраняемые растения вокруг нас.

    Растения, которые мы едим. Овощи, фрукты. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!

    Осторожно: ядовитые растения

    Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине.

    Каким воздухом мы дышим

    Что происходит с нашей атмосферой. Что мы можем сделать для сохранения воздуха. Леса - легкие нашей планеты. Сохранить живые насаждения.

    Погода, климат и здоровье человека

    Наблюдения за погодой (использование барометра, флюгера, термометра; создание мини- метеорологической площадки; ведение журнала наблюдений). Определение климата своей местности на основе собственных наблюдений и данных о длительных наблюдениях за погодой. Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация.

    Что будет, если мы не будем беречь природу?

    Как выглядела Земля миллиарды лет назад. Понятие экологической катастрофы. Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Красная книга.

    Подготовка к походу

    Разработка маршрута. Список покупок. Что брать с собой в поход: продуктовый и неприкосновенный запас; аварийный комплект и «аптечка»; план местности. Как вязать узлы и упаковывать вещи. Палатка и спальный мешок. Правила безопасности в походе.

    4 класс

    Законы здоровья (34 часа)

    Бесценный дар природы. Что такое здоровье?

    Здоровье как одна из ценностей человеческой жизни. Необходимость укреплять свое здоровье, заботиться о нем, уметь оказать первую медицинскую помощь себе и окружающим, не навредить своему организму.

    Факторы, которые влияют на здоровье: условия и образ жизни, питание, наследственность, внешняя среда, природные

    условия, здравоохранение. Образ жизни, вредные и полезные привычки, тренировка и спорт. Какие бывают заболевания.

    Знаешь ли ты себя?

    Мы все разные. Взрослые и дети. Мальчики и девочки. Правши и левши. Четыре темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Определение типа темперамента. Как мы познаем мир. Зрение, обоняние, осязание, слух, вкус. Мозг- командный пункт организма. Как беречь нервную систему. Признаки сотрясения мозга.

    Ощущение, мышление, внимание, речь, воображение, память, чувства, воля (общее представление). Память человека: слуховая, зрительная, моторная, двигательная. Упражнения для укрепления памяти, внимания.

    Красивое и сильное тело

    Чудо человеческого тела. Как устроен человек (скелет человека, мышцы, суставы, осанка, внутренние органы человека, мозг и нервная система). Определение роста, массы тела, соотношение этих показателей.

    Осанка. Комплекс упражнений, формирующих осанку. Укрепление и тренировка мышц.

    Режим дня. Зачем школьникам режим

    «Биологические часы». Необходимость придерживаться четкого ритма жизни. Режим. Мой идеальный распорядок дня. Сон. Норма сна (9-10 часов). Помещение для сна. Биоритм: «совы» и «жаворонки». Полезные и вредные привычки.

    Доброе утро! Спокойной ночи!

    Различные упражнения для «пробуждения» организма, укрепления мышц, развития ловкости и координации, быстроты и выносливости -  в соответствии с индивидуальными потребностями каждого ребенка.

    Гигиена сна, подготовка ко сну.

    Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!

    Утренние и вечерние гигиенические процедуры. Русская баня. Сауна.

    …И зубной порошок!

    Как правильно чистить зубы. Строение зуба: эмаль, нервы, кровеносные сосуды. Молочные зубы и коренные. Заболевания зубов, кариес.

    Кожа - зеркало здоровья

    Самый большой орган _ кожа (эпидермис). Волосы, ногти, особые образования кожи. Обновление клеток кожи. Правила ухода за кожей, волосами, ногтями. Помощь при ожогах, порезах, царапинах. Отпечатки пальцев. Игры: «Юные криминалисты», «Какая прическа тебе к лицу?».

    Дышим полной грудью

    Дыхание и подвижность, кислородное голодание. Зависимость объема легких от развития грудной клетки. Пыль. Вредные привычки: курение. Правильное дыхание при занятиях спортом. Дыхательная гимнастика.

    Какой должна быть наша пища

    Что мы едим. Правильное питание. Разнообразие пищи. Особенности питания людей разных национальностей. Витамины. Что необходимо знать о витаминах. Составление меню (завтрак, обед, ужин). Осторожно: консерванты, ГМП (генетически модифицированные продукты), несвежая пища. Что такое состав и срок годности.

    По ту сторону микроскопа

    Целый мир в одной капле воды (практическая работа с микроскопом). Мир вирусов и бактерий. Вирусные заболевания. Полезные и вредные бактерии. Грибки. Плесень. Антибактериальные средства и биологически активные добавки.

    Берегите сердце

    Сердцебиение. Пульс: измерение пульса. Что нужно знать о своей крови. Кровообращение: аорта, артерии, вены, капилляры. Группа крови. Доноры. Первая помощь при кровотечении из носа. Рассматривание капли крови под микроскопом. Что можно узнать по клиническому анализу крови.

    Наши незаменимые помощники

    Зрение. Строение глаза: глазное яблоко, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка. Диагностика зрения. Цвет и настроение. Гигиена рабочего места. Упражнения для снятия усталости глаз и развития глазных мышц.

    Чище, краше, лучше!

    Игры, которые развивают силу, выносливость. Спартакиада. Викторина по пройденному материалу.

    Держи голову в холоде... а ноги в тепле

    Как организм реагирует на тепло и холод. Одежда по погоде. Измерение температуры. Нормальная температура тела человека. Инфекционные и простудные заболевания. Эпидемии. Как уберечься от «вредных невидимок». Коварная простуда. Что нужно знать о гриппе.

    Наш защитник иммунитет

    Защитные силы организма. Микробы и лейкоциты. Иммунитет. Прививки, вакцинации. Закаливание. Кто такие «моржи».

    Айболит спешит на помощь

    Травмы: растяжения связок, ушибы, переломы, вывихи. Последствия от травм. Кровотечения: носовое кровотечение. Отравления: причины и лечение. Солнечный удар, тепловой удар. Аллергия.

    Вот, ребята, йод и вата!..

    Правила оказания первой помощи. Учимся на практике оказывать первую помощь при ушибах, вывихах. Первая помощь в экстремальных ситуациях: тепловой и солнечный удары, остановка кровотечения. Вызов скорой помощи.

    Силачи и Геркулесы (занятие- обобщение)

    Рост и взросление. Акселерация. Спорт и Олимпийские игры. Атлеты древности и современности. Определяем объем бицепса, утомляемость мышц. Сила и выносливость человека в экстремальных условиях.

           Реализуя данную программу, я следовала логике учебного пособия «Уроки здоровья» И.П. Товпинец, в котором темы сгруппированы вокруг основных событий одного школьного дня. Эпиграфом этой книги автор выбрала пословицу: « Здоров будешь - всё добудешь». Во вступлении к книге (её нельзя назвать учебником, это доверительный разговор о том, что волнует каждого), мы с детьми читаем: Народ не случайно говорит: «Деньги потерял-  ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял –всё потерял». Этот эмоциональный посыл  сразу настраивает учащихся внимательно отнестись к здоровью. Главы книги мы прочитывали на уроке, рассматривали иллюстрации, работали с заданиями, которые носят компетентностно - ориентированный характер, требуют от детей  решения, анализа своих привычек, поступков с точки зрения здоровьесбережения. Автор часто обращается к читателям: «Рассмотри рисунки. Бывают ли у тебя такие ситуации? Какие советы ты дашь ребятам, чтобы всё делать быстро,  не отвлекаясь? Расскажи, как совместить учение и увлечения».   Выполняя эти задания, дети познают законы рационального поведения, обсуждая ситуации в группе, осознают несовершенство своего поведения и находят пути к достижению идеала. Большой объём фактов, которые приводятся в книге, делает её отличным подспорьем в подготовке к другим урокам. После каждого урока есть рубрика «Копилка интересных фактов». Многие опыты, описанные здесь, мы с ребятами проводили в классе, дома, устраивали конкурсы-игры  на самый чувствительный нос, на самый простой, полезный и вкусный рецепт бутерброда, конкурс – презентацию «Моё любимое блюдо».

    Рубрика «История открытий» расширяет кругозор учащихся, показывает новые горизонты, направляет  их интеллектуальную деятельность. Особый интерес у детей всегда вызывает работа по теме «Знаешь ли ты себя». В книге приводятся упражнения для  укрепления памяти, развития мышления, даётся в доступной форме понятие типов темпераментов, показывается, как эти навыки помогают в общении с другими людьми. Особое место занимают в книге «Полезные странички», на которых ребёнок находит комплексы упражнений и другие нужные сведения.

        Работая по курсу «Растём здоровыми и сильными» Н. Я. Дмитриевой, К.А. Семеновой,  я использовала различные виды деятельности. Это и Круглый стол «Позаботимся о природе сами»,  и игра-моделирование «Если стихия разбушевалась». Учащиеся овладевали коммуникативными компетенциями, выполняя задание: взять   интервью у родителей об их любимых играх во дворе (Проект «Любимый мой дворик»). Интерес вызвала и разработка комплекса упражнений для тех, кто работает за компьютером, и выпуск  стенгазеты «Наши домашние любимцы». Надолго запомнилась учащимся класса  командная игра «Вопросы Морекузыча» по теме «Каким воздухом мы дышим». Многие уроки  включали в себя лабораторные работы, с последующим обсуждением результатов наблюдений, исследовательскую деятельность. Учащиеся с удовольствием выступали в других  классах с  сообщениями об Олимпийских играх; готовили свои задания на самопроверку; КТД: «Наша копилка интересных фактов». В конце четвёртого класса мы провели спортивный праздник в параллели.

                Таким образом,  в результате изучения курса у обучающихся сформировались  личностные универсальные учебные действия:

    - общее представление о здоровье человека как об одной из основополагающих ценностей человеческой жизни;

    - установка на здоровый образ жизни и положительное отношение к оздоровительной деятельности;

    -способность к самооценке на основе критериев успешности самостоятельной оздоровительной деятельности;

    - чувство гордости отечественными спортивными достижениями;

    - чувство сопричастности к решению экологических проблем родного края и Родины;

     -основа для развития чувства прекрасного через представления о физической красоте человека и ее совершенствовании в активной жизнедеятельности;

     -приобщение к красоте родной природы;

     -уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные и подвижные игры;

    - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

     представление об оздоровительном воздействии физических упражнений.

       Также достигнуты метапредметные универсальные учебные действия:

    Учащиеся научились

    -понимать необходимость рациональной организации ре жима дня, организации рабочего места;

    -принимать и сохранять познавательные задачи, в том числе практические;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия ее реализации;

    - осуществлять контроль  за правилами выполнения оздоровительных действий;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;

    - вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;

    -осуществлять поиск информации с использованием различных источников (включая пространство Интернета) и запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе;

    - осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;

    -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;

    - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

    - разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;

    - отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;

    -контролировать свои действия в коллективной работе;

    -соблюдать правила взаимодействия с игроками;

    - во время подвижных игр учитывать реакцию партера на игру, следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности.

         Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепляется практическими заданиями, повышающими самоорганизацию школьников. Многие дети в этом возрасте уже должны в соответствии с правилами дорожного движения переходить дорогу, знать, как вести себя с незнакомыми людьми, уметь ориентироваться в разных, порой непростых ситуациях. Выполнение домашних заданий бывает связано с использованием современных технических средств, в первую очередь компьютера, что требует знания и соблюдения определенных санитарно-гигиенических требований. Обучающиеся активно пропагандировали здоровый образ жизни, выступая с устными журналами  на школьных праздниках, участвовали и побеждали в викторинах по ЗОЖ, спортивных соревнованиях в школе и вне её, занимаясь в секциях гимнастики, спортивного плавания, борьбы и прыжков в воду.

        В целом же изучение курса «Растем здоровыми и сильными» авторы  Н. Я. Дмитриева, К.А. Семенова в интересной и занимательной форме позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье,  научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, привить внимательное отношение к природе, окружающему миру, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях.

    Литература

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

    2. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. М.: Просвещение, 2009.

    3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010.

    4. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература»,- 142с.

    5.Товпинец И.П. Уроки здоровья: книга для чтения в 3-4 классе. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2007. - 176 с.

    6. Смирнова Т.В. Живые картинки. Природа и мы: книга для чтения. – Самара :  Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2005. -144 с.

    7. Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей: книга для чтения. - Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2003. - 40 с.

    8. Шаулин В.Н. и др. Физическая культура: учебник (1-4 класс). - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 176 с.

    9. Фишман И.С., Перелыгина Е.А. Победители стихий: рабочая тетрадь для 4 класса: компетентностно – ориентированные задания. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2008.- 96 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

    Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

    Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

    Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

    Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

    Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

    Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

    Наша работа, в первую очередь, была нацелена на  сохранение и  укрепление здоровья обучающихся. Формирующий эксперимент включал в себя работу по программе внеурочной деятельности по спортивн...

    Проектная работа «Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности»

    Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной пробл...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни"...